Содержание

Введение. 3

Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство. 4

Желаемое и действительность. Пути развития экономического потенциала и повышения конкурентоспособности российской продукции. 10

Россия в многополюсном мире будущего. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

Отличительной и наиболее существенной чертой ближайшего будущего в области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно, участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

Из всего этого вытекает, что в предстоящие годы тема интеграции России в мировое хозяйство не утратит своей актуальности.

Для наиболее полного и чёткого освещения темы, работа поделена на отдельные главы, соответствующие вопросам, которые необходимо раскрыть для понятия сути проблемы.


Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство

Начало XXI века для России - это завершающий этап переходного периода, в ходе которого отечественному народному хозяйству предстоит перейти от стагнации к развитию. При этом очень важно выработать та­кие стратегические ориентиры, которые нацелены на органическое смы­кание внешнеэкономических возможностей данного процесса с теми внутренними предпосылками, которые бы способствовали его ускорению.

Как показывает опыт, в подобных ситуациях используются два стра­тегических ориентира: импортозамещающий и экспортоориентированный. Первый из них выдвигает в качестве приоритета создание диверсифици­рованных промышленных комплексов, призванных насытить и структу­рировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства и только потом развернуть их экспорт. Второй ставит во главу угла между­народную промышленную кооперацию, с развитием которой связываются расчеты на насыщение и структурирование национального рынка.

Условием успешного продвижения России по пути экономического прогресса при нынешнем сужении возможностей использования внешне­го фактора развития выступает, прежде всего, концентрация ее собствен­ных усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. В ближайшей перспективе акценты экономической политики объективно смещаются в сторону развития отечественного производства и обеспечения при опоре на него потребностей внутреннего рынка (5).

Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя торговля, спо­собны активизировать собственный потенциал страны, не подменяя его, привнося в отечественную экономику дополнительную конкуренцию, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая при­рост национального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала.

Анализ возможностей использования Россией экспортноориентированной стратегии позволяет говорить о том, что даже в нынешнем кри­зисном состоянии экономика страны располагает целым рядом конку­рентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на ее более эффек­тивное, чем сейчас, включение в систему мирохозяйственных связей.

Главным из этих преимуществ является обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Их объем достато­чен для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности внутрен­него производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки (3, стр. 165).

Общая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых в Рос­сии весьма велика и составляет 28,6 трлн. долларов, прогнозируемая часть запасов больше балансовой в 3-4 раза. В структуре минерально-сырьевой базы представлены и топливно-сырьевые ресурсы (газ - более 32% стоимости балансовых запасов, уголь и сланцы - более 23%, нефть - около 16%), и металлы (черные - около 7%, цветные и редкие - более 6%) и нерудное сырье. Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья - марганца, хрома, титана, свинца, цинка, ртути и некоторых других.

Очевидно, что в перспективе Россия, располагая таким весомым преимуществом, даже в условиях снижения удельного веса сырья в ми­ровом торговом обмене, неизбежно сохранит за собой роль поставщика минеральных ресурсов. Она не может пойти в фарватере промышленно развитых стран, большинство из которых, как известно, предпочитает по возможности сохранять национальные природные ресурсы и импорти­ровать сырье. Экспорт сырья и полуфабрикатов и в обозримом будущем останется важной статьей отечественного экспорта.

Для того, чтобы страна в дальнейшем могла получать эффект от экспорта топливно-сырьевых товаров, требуется, как минимум, обеспе­чивать сохранение их ценовой конкурентоспособности.

Вместе с тем и при сохранении ценовой конкурентоспособности отечественного сырья использование Россией преимуществ в обеспечен­ности природными ресурсами в расширяющихся масштабах вряд ли возможно. Во-первых, запасы самих ресурсов небезграничны. По неко­торым оценкам, промышленных запасов, нефти (У/о от мирового объема запасов) в России хватит на одно-полтора поколения. При фактически свернутых геологоразведочных работах скорое пополнение этих запасов представляется проблематичным. Во-вторых, при все большем распро­странении в мире ресурсосберегающих технологий не приходится ожи­дать заметного роста мирового спроса на сырье, тем более в условиях экономического спада. В-третьих, существующая транспортная инфрас­труктура (порты, терминалы, трубопроводы и т.д.) не в состоянии будет справиться с ростом грузопотоков.

Другая важная группа конкурентных преимуществ России - сравни­тельная дешевизна некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышлен­ности, представленные, прежде всего универсальным обрабатывающим оборудованием. Отечественное промышленное производство весьма диверсифицировано по отраслям и носит комплексный характер. Используя накопленные фонды, можно было бы с меньшими капитальными затра­тами осуществлять необходимую модернизацию предприятий и переход к применению западных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, облегчило бы последующее включение российских производителей в меж­дународную кооперацию производства. Она могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции, организации сборочных производств с иностранным участием, сотрудничества в освоении новых видов продук­ции и т.д. Помимо производственных фондов страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться.

Реализация преимуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, могла бы принести достаточный эффект на стартовом этапе экономического подъема.

Третья группа конкурентных преимуществ, которыми располагает Россия, - это преимущества более высокого порядка, дающие возмож­ность сохранения позиций в состязании с зарубежными соперниками в динамике. В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отече­ственной фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли и воплощены в изделиях, по многим пара­метрам не уступающих мировым аналогам. Сосредоточены они, прежде всего в авиа-космической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий. Освоение экспортного потенциала этих и других нау­коемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства.

Таким образом, перспективная задача России заключается в том, чтобы постепенно переходить к использованию конкурентных преиму­ществ более высокого порядка: оптимизируя экспорт сырья, расширять вывоз продуктов его углубленной переработки и готовых изделий - тру­доемкой и наукоемкой продукции.

Использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных сла­бостей отечественного народного хозяйства. В их числе - значительная энергоемкость и материалоемкость производства, влекущая за собой дороговизну большинства видов отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость мно­гих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в рыночных условиях; высокий уровень криминализации сферы, внешнеэкономической деятельности и некоторые другие. В настоящее время конкурентные преимущества отечественной эко­номики во многом блокируются ее слабостями. Результатом этого является, в частности, то, что российский и мировой экспорт имеют абсо­лютно несхожую структуру: на долю топлива, руд и металлов приходит­ся почти три четверти отечественного экспорта, на машины и оборудо­вание - всего около 6%; в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования составляет примерно 38%, а на топливо, руды и металлы при­ходится менее 14%. В экспорте российских обрабатывающих отраслей представлена главным образом низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (42%) продукция, а на наукоемкие изделия приходится менее 3% поставок за рубеж (3, стр. 168).

Современное состояние экспортной базы страны, таким образом, не дает оснований рассчитывать на быстрый эффект от использования стратегии экспортоориентированного развития. Вместе с тем в обозри­мом будущем у России нет иного выхода, кроме коренной модернизации производств, имеющих перспективы на внешних рынках, и изменения на этой основе специализации страны в системе международного разделения труда с учетом своих, конкурентных преимуществ и потенциальных "ниш" на внешних рынках. Упор на импортозамещение, как показывает опыт, не дает серьезных стимулов к повышению эффективности произ­водства, наращиванию конкурентных преимуществ и подтягиванию технического уровня выпускаемых изделий к стандартам мирового рынка. Отечественный внутренний рынок с его неизбирательным и нетребова­тельным спросом не в состоянии будет обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на мировой рынок.

Меру сочетания импортозамещающей и экспортоориентированной стратегий государственным органам предстоит определить при разработке структурной и промышленной политики на начало XXI века. Не определив их, государство рискует законсервировать стагнацию в экономике при отсутствии качественных сдвигов в ней. Опыт последних лет показывает, что неясность представлений об основных направлениях структурной перестройки народного хозяйства и средствах ее обеспече­ния, слепая вера во всесилие рынка, проявлявшиеся в действиях россий­ских экономических ведомств в течение последних лет, привели, наряду с другими причинами, к серьезным негативным последствиям. В их числе утеря заметной части научно-технического потенциала, утяжеление структуры промышленности за счет добывающих отраслей, сдача рос­сийскими производителями своих позиций иностранным конкурентам на внутреннем и внешним рынках и некоторые другие. Представляется, что выбор приоритетов экономической политики государства должен быть результатом анализа возможностей народного хозяйства и тенденций мирового развития.

Проведение государством экономической политики, способствую­щей росту и повышению конкурентоспособности отечественного произ­водства, - необходимое, но не достаточное условие утверждения проч­ных позиций страны на мировом рынке готовой продукции: в конку­рентной борьбе сталкиваются не столько страны в целом, сколько их конкретные предприятия и фирмы. Поэтому направляющее и поддержи­вающее воздействие государства может дать нужный результат лишь при условии ориентации отечественных предпринимательских кругов на укрепление и создание эффективных и высокотехнологичных произ­водств, обеспечивающих новый уровень конкурентоспособности, на осуществление инвестиций и инноваций. Именно от деятельности отече­ственного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неуспех привлечения иностранного капитала к техническому перевооружению промышленности, освоение прогрессивных технологий, внедрение современного опыта управления. Соответственно, и обновление внешне­экономической специализации России, в конечном счете, будет связано со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифициро­ванный персонал, информация и другие.

Следовательно, только согласованные усилия государства и пред­принимательских кругов, как показывает опыт других стран, могут при­вести к желаемым результатам: улучшению пропорций осуществляемого страной внешнеэкономического обмена, укреплению позиций России на мировых рынках.

Желаемое и действительность. Пути развития экономического потенциала и повышения конкурентоспособности российской продукции

Технологическая перестройка экспорта - это сложная и трудная за­дача, решение которой требует времени и крупных инвестиций. Очевид­но, что топливно-сырьевую направленность нашего экспорта в короткий срок не изменить, стране еще долгие годы придется в своем экспорте преимущественно ориентироваться на эти товары (5).

К тому же в условиях системного кризиса российской экономики и обострения валютно-финансовой ситуации в стране, экспорт выступает практически как единственный крупный источник валютных доходов, крайне необходимых для решения острых хозяйственных и социальных проблем

В этой связи в среднесрочной перспективе на первый план выходят, по меньшей мере, две задачи

-   максимально возможная мобилизация ресурсов топливно-сырьевого экспорта как основного источника валютных поступлений,

- последовательное создание условий для наращивания экспорта готовых, прежде всего наукоемких, изделий и коммерческих услуг

Решение этих задач объективно требует усиления управленческих и регулирующих функций государства, адекватных складывающимся ры­ночным отношениям, выработки баланса интересов государственных, предпринимательских и потребительских структур в целях выхода экономики из кризиса и обеспечения экономической безопасности страны.

Среднесрочные перспективы реальных поставок на внешние рынки основных топливно-сырьевых товаров и продукций первого предела складываются по-разному, в зависимости от многих внешних факторов (ресурсная база, динамика производства, устойчивость внешнего спроса, условия сбыта и рентабельность сделок, перспективы увеличения внутреннего потребления по мере оживления отечественной экономики и др.)

Наиболее благоприятны, на наш взгляд, перспективы экспорта природного газа, который рассматривается основное, наиболее чистое топливо XXI века. Значительная ресурсообеспеченность (33% доказанных мировых запасов) и высокий уровень его добычи (около 28% мирового производства) наряду с внутреннего спроса выводят нашу страну в число крупнейших экспортеров этого энергоносителя. Уже заключенные крупные долгосрочные контракты на поставку газа в Европу и Турцию гарантируют его решающую роль в российском топливном экспорте в рассматриваемый период. В условиях спада и ожидаемого дальнейшего снижения общего объема экспорта нефти и нефтепродуктов, а также ограниченных перспектив вывоза угля, присутствие России на мировом энергетическом рынке в дальнейшем, несмотря на обострение конкуренции, все в большей мере будет связано с природным газом. Прорабатываются конкретные проекты его  поставки в азиатско-тихоокеанский регион (Китай, Корея и др.), рассматриваются возможности его сбыта в южноазиатском направлении. Таким образом, экспорт природного газа стал стратегическим приоритетом российской энергетики, важным средством осуществления ее локомотивной роли в восстановлении и подъеме отечественной экономики.

Имеются возможности для существенного увеличения экспорта электроэнергии в Европу путем использования свободных мощностей РАО «ЕЭС России» и восстановления трансевропейского транзита «Восток-Запад», учреждения общеевропейского рынка электроэнергии в рамках Европейской энергетической хартии. Рассматриваются проекты создания Ангаро-Тихоокеанского энергетического моста, реализация которых позволит не только обеспечить экспорт электроэнергии в Китай и Японию, но и будет способствовать ликвидации энергодефицита во многих районах Сибири и Дальнего Востока. В рассматриваемый период можно рассчитывать на сравнительно стабильные экспортные поставки драгоценных металлов и камней (платина-палладий, необработанные алмазы), никеля и продуктов его переработки, лесоматериалов и лесобумажных товаров, химикатов, мо­ре и рыбопродуктов и некоторых других товаров.

В то же время ограниченные перспективы складываются в отноше­нии наращивания физического объема экспорта цветных и черных метал­лов и продукции их первичной переработки, удобрений, некоторых исход­ных продуктов базовой химии и нефтехимии и некоторых других. Это свя­зано как с насыщенностью рынков наших контрагентов российской про­дукцией, ростом конкуренции и волной антидемпинговых мер, так и достижением максимальных размеров экспортных квот, которые неизбежно будут уменьшаться по мере оживления деловой активности в стране.

Как представляется, топливно-сырьевой сектор экономики может развиваться преимущественно на основе самофинансирования путем использования экспортных доходов, а также за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в разработку крупных и перспективных место­рождений и модернизацию производственно-технологических процессов на современном уровне. Прямая государственная поддержка и меры ор­ганизационного порядка необходимы лишь в исключительных случаях.

Подчеркивая необходимость сохранения и, по возможности, нара­щивания вывоза топливно-сырьевых товаров в ближайшие годы за счет мобилизации внутренних резервов и поддержки государства, нельзя упускать из виду и стержневую проблему российского экспорта - посте­пенного облагораживания товарной структуры и тем самым придания ему динамизма.

В среднесрочном плане определенного увеличения промышленного экспорта можно добиться за счет выпуска освоенных нашей промышлен­ностью изделий машиностроения и других видов готовой продукции при условии улучшения финансового положения предприятий и активной поддержки продвижения продукции на внешние рынки. По данным Ин­ститута народнохозяйственного прогнозирования РАН, от 20 до 30% сво­бодных мощностей в промышленности при ограниченных вложениях, главным образом в оборотный капитал, в состоянии производить конку­рентоспособную продукцию. Такая продукция может быть востребована на рынках многих развивающихся стран, в государствах СНГ.

Однако простое наращивание количественных показателей вывоза промышленной продукции, выпускаемой на основе разработок 70-80-х годов (даже в модернизированном виде), узловую проблему российского экспорта не решит. Это объясняется тем, что центр тяжести в конкурент­ной борьбе на мировом рынке все более смещается в сферу НИОКР и технологического лидерства, интеллектуального потенциала страны.

Решающую роль в этом отношении могла бы сыграть концентра­ция усилий государства на одном направлении - завершении конверсии ВПК, который является основным резервом расширения и увеличения экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции гражданского и двойного назначения. Равноправное участие России в международном разделении труда может быть обеспечено только максимальным исполь­зованием лучших отечественных технологий и разработок, а они почти полностью сосредоточены в оборонных отраслях.

Актуальность и сложность решения стоящей перед Россией задачи заключается в том, что на долю нашей страны приходится лишь 0,3% мирового производства наукоемкой продукции, а ее удельный вес в рос­сийском экспорте составляет 1,5-2%. Несмотря на определенные потери в пореформенные годы, ВПК располагает крупным научно-техническим потенциалом, который по многим направлениям отвечает мировому уровню, а в отдельных случаях превосходит его.

Вместе с тем экспорт вооружений и военной техники (ВВТ) имеет определенные пределы роста в связи как с насыщенностью мирового рынка вооружений, так и с возрастающей конкуренцией на нем не толь­ко со стороны других крупных экспортеров (США, Франция, Англия и др.), но и новых, включая поставщиков ВВТ из бывших союзных респу­блик и стран Центральной Европы. В силу специфики данного рынка (военно-политические факторы преобладают над экономическими) экс­порт отечественных ВВТ нуждается в активной дипломатической под­держке и определенной стабильности в его организации.

Россия в многополюсном мире будущего

Основная тенденция развития мировой экономики на пороге XXI века - ее глобализация, под которой понимается возрастание объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающееся нарастанием экономической взаимозависимости стран мира.

В процессе глобализации просматриваются в настоящее время два вектора (2, стр. 19). С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиций США. Несмотря на снижение их удельного веса в мировом производстве и торговле. Соединенные Штаты в заметной мере контро­лируют деятельность международных экономических институтов, в рам­ках которых вырабатываются правила ведения мировой торговли и пе­ремещения капитала между странами (ВТО, МВФ, МБРР и т.д.).

С другой стороны, все более четкие очертания приобретает процесс нарастания полицентризма. По оценкам специалистов, этот процесс мо­жет стать определяющим в начале следующего века.

В первой четверти нового века можно ожидать завершения форми­рования трех мощных торгово-экономических суперблоков:

- расширенного Евросоюза, в который наряду с нынешними его чле­нами будут входить европейские страны бывшего СЭВ и страны Балтии;

-     американской зоны свободной торговли, включая участников се­годняшней НАФТА (североамериканской зоны свободной торговли) и страны Латинской Америки;

- азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли и на базе нынешней Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

ЕС расширившись  2004 г. на восточном направлении, заметно нарастил свой ресурсный потенциал - территорию на 34% население на 29%, и стал весьма крупным рынком, охватывающим  26 стран с 500 млн. потребителей. Доля этого суперблока в мировом ВВП  составляет 22-23%.

В западном полушарии к середине первого десятилетия нового века намечается создать еще более крупное либерализованное рыночное пространство в составе трех десятков стран с населением 850 млн. человек. Программу формирования этого пространства поддержали два панамериканских форума (в 1994 г. и 1997 г.). На этот регион будет приход 27-28% мирового ВВП.

Страны азиатско-тихоокеанского бассейна (21 государство, включая Россию) провозгласили программу создания в регионе к 2020 г. зоны свободной торговли и инвестиций. На долю этих стран (включая США и Канаду) уже сегодня приходится 1/2 мирового ВВП. По прогнозам, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, составляющие основу этого суперблока, скорее всего, предпочтут ориентироваться не на западных партнеров, а на ведущие азиатские державы - Японию и Китай (в перспективе), что со временем может способствовать подчинению стратегии всего блока интересам прежде всего азиатских стран тихоокеанского региона (3, стр. 205).

Таким образом, вырисовывается перспектива формирования на планете по меньшей мере трех полюсов экономической мощи - европейского, американского и восточноазиатского.                       

Перечисленные торгово-экономические суперблоки объединят практически половину государств планеты. К ним волей-неволей будут тяготеть страны экономической периферии. Суперблоки во многом ста­нут определять правила и нормы международного перемещения товаров, услуг и капитала. Обходить эти правила будет все труднее и опаснее, за их нарушение придется платить все более высокую экономическую и политическую цену.

Очевидно, что главным направлением эволюции правил и норм международных экономических отношений в русле целей создания дан­ных суперблоков может быть повышение степени открытости нацио­нальных хозяйств, дальнейшая либерализация режимов международного перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что открытие экономики расширяет возможности использования внешнего фактора в интересах ускорения развития.

Оно позволяет в более значительных масштабах применять в на­циональном хозяйстве уже освоенные за рубежом передовые технологии, новые поколения машин и оборудования, современный опыт управления производством и сбытом, привлекать из-за границы дополнительные материальные и финансовые ресурсы, включаться в международную производственную кооперацию.

Вместе с тем экономическая открытость несет с собой, в особен­ности странам с развивающейся и переходной экономикой, определен­ные опасности. Они связаны в первую очередь с возникновением угроз подавления национальных производителей иностранными конкурента­ми, возрастания зависимости отдельных отраслей хозяйства от мировой конъюнктуры, торговой и финансовой политики промышленно разви­тых стран, дестабилизации финансовой системы и денежного обращения и развития других негативных процессов.

Россия, будучи членом АТЭС, а в перспективе и ВТО, в принципе будет вынуждена идти по пути дальнейшей либерализации торгового и валютного режимов или, по крайней мере, не вводить новых ограничений на внешнеэкономические операции. Опыт последних лет позволяет гово­рить о том, что выигрыш от усиления открытости при нынешнем состоянии отечественной экономики вряд ли окажется большим, чем поте­ри, связанные с отмеченными опасностями внешнеэкономической либе­рализации в странах с переходной экономикой. Недостаточная конку­рентоспособность отечественной экономики, неразвитость российского финансового рынка и банковской системы страны, неустойчивость фи­нансового состояния предприятий вряд ли позволят России в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые несет с собой эко­номическая открытость. Это - самое общее соображение, вытекающее из прогноза перспектив формирования многополярного мира.

Заключение

Открыв свою недостаточно конкурентоспособную экономику, Рос­сия объективно оказалась не в состоянии воспользоваться в полной мере преимуществами открытого развития. Переход к открытости, обеспечив поддержание шаткого равновесия в экономике, в то же время породил новые проблемы в производстве, кредитно-денежной сфере, финансах и других секторах хозяйства, которые, несомненно, осложнили экономиче­ское развитие страны и ее взаимодействие с внешним миром. В связи со всем этим многие экономисты оценивают уровень открытости отечественной экономики как чрезмерный.

Вместе с тем, при всех негативных последствиях открытия неподго­товленной к состязательности с иностранными конкурентами экономики стало очевидным, что уменьшение степени включенности страны в миро­вое хозяйство на нынешнем этапе может обернуться для нее дополнитель­ным ущербом. Обострение финансового кризиса в России осенью 1998 г. имело своим следствием резкое сокращение импорта и объемов иност­ранных инвестиций, заметное удорожание импортной продукции и по­следующий рост цен на товары отечественного производства. Это деста­билизировало ситуацию по существу во всех отраслях и секторах отече­ственного народного хозяйства, в каждом из регионов страны. Оказа­лось, что изоляция от мирового хозяйства, даже частичная, не снимает угроз экономическому развитию, а, напротив, осложняет его.

Таким образом, на пороге XXI века Россия сталкивается с пробле­мой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возрос­шей открытости отечественной экономики. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики.

Список литературы

1.     Внешнеторговая политика: опыт реформ / Винод Т., Нэш Д. М.: Инфра-М. 2000г. с. 108.

2.      Международная экономика. Теория и политика. / Кругман П., Обстфельд М.М. 2002г. с. 150.

3.     Мировая экономика: Учебник /  Раджабова З.К. – М.: Инфра-М, 2002. – 320 с. (серия «Высшее образование»).

4.     Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.: Инфра-М, 2002. – 714 с. (серия «Высшее образование»).

5.      Н. Федоренко, Г. Шагалов. Эффективность включения России в международное хозяйство // Вопросы экономики. 2004г. №7. с. 83-93.