Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность научно-технической революции. 4

2. Проблемы человечества и кризис последней. 8

научно-технической революции. 8

3. Последствия научно-технической революции. 10

Заключение. 16

Список используемой литературы.. 17

Введение


История мироздания, есть непрерывное движение. Движение в философском понимании – это непрерывный процесс, вектор которого направлен из прошлого в будущее. Но это движение не однородно, а квантовано, т.е. накапливаемые изменения приводят к качественному скачку, количество переходит в качество.

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни отдельных людей, стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда и только тогда, когда совершались научно-технические революции (НТР), приводившие к появлению новых технологий не имевших аналогов в системе предшествовавшего производства. Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий.

Любое изменение материального производства вызванного научно-экспериментальной и практически технической деятельностью ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия как положительные, так и отрицательные можно только после тщательного анализа. Данная работа и посвящена оценки воздействия НТР на людей и ее социально-психологические последствия.

Цель работы – рассмотреть сущность научно-технической революции.

Задачи работы – изучить сущность научно-технической революции;  проблемы человечества и кризис последней научно-технической революции; последствия научно-технической революции.


1. Сущность научно-технической революции


Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить  нашу планету.

Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:

1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим  определяется сочетание   научно-техническая),   в   результате   чего   наука    стала непосредственной производительной силой.

2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

Достижения  научно-технической  революции  впечатляющи.  Она   вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную,  принципиально новые вещества и  технические  средства  (лазер),  новые  средства  массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание  властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил  в  1939  году президенту  США  Рузвельту  о  том,  что  физиками  выявлен  новый  источник энергии,  который  позволяет  создать  невиданное  доселе  оружие  массового уничтожения.

Современная   наука   -   «дорогое   удовольствие».    Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в  области  физики элементарных   частиц,   требует   миллиарды   долларов.    А    космические исследования?  В  развитых  странах  на  науку  сегодня  затрачивается  2-3% валового национального продукта. Но  без  этого  невозможны  ни  достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем  научной  деятельности,  в  том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается  каждые  10-15  лет.

Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас  - 5 000 000 (один из тысячи человек,  живущих  на  Земле).  90%  всех  ученых, когда-либо живших на планете -  наши  современники.  Процесс  дифференциации научного знания привел  к  тому,  что  сейчас  насчитывается  более  15  000 научных дисциплин.

Наука не только изучает  мир  и  его  эволюцию,  но  и  сама  является продуктом  эволюции,  составляя  вслед  за  природой  и  человеком   особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех  миров  - мира   физических   объектов,   мира   индивидуально-психического   и   мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания -  наука  сменила  «мир  идей» Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому  «миру идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее  связи  с жизнью человека: наука - продукт, созданный  человеком  (К.Ясперс)  и  наука как продукт  бытия,  открываемый  через  человека  (М.Хайдеггер).  Последний взгляд еще ближе подводит к  платоновско-августиновским  представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука,  по  Попперу,  не  только  приносит  непосредственную   пользу общественному производству и благосостоянию людей,  но  также  учит  думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

«С  того  момента,  как  наука  стала  действительностью,   истинность высказываний человека обусловлена их научностью.  Поэтому  наука  -  элемент человеческого  достоинства,  отсюда  и  ее  чары,  посредством  которых  она проникает в тайны мироздания».

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению  о  возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и  перед  ними. Создалось  своеобразное   научное   «лобби»,   которое   получило   название сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в  наше  время,  когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с  представлением  о  науке, особенно естествознании,  как  высшей,  если  не  абсолютной  ценности.  Эта научная идеология заявила, что лишь  наука  способна  решить  все  проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма  характерны  абсолютизация  стиля  и  методов  «точных наук», объявление их  вершиной  знания,  часто  сопровождающиеся  отрицанием социально-гуманитарной   проблематики   как   не   имеющей   познавательного значения. На волне сциентизма возникло представление о  никак  не  связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной  и  гуманитарной.

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная  в  будущем сфера духовной культуры,  которая  поглотит  ее  нерациональные  области.  В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине  ХХ века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание,  либо  на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из  положения  о  принципиальной  ограниченности возможностей науки в  решении  коренных  человеческих  проблем,  а  в  своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку  силу,  отказывая  ей  в положительном влиянии на  культуру.  Да,  говорят  критики,  наука  повышает благосостояние  населения,  но   она   же   увеличивает   опасность   гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.     

Научно-техническая революция  -  коренной  переворот,  происходящий  в течение  ХХ  века  в  научных  представлениях  человечества,  сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического  прогресса  и развитием производительных сил.     

Начало  научно-технической  революции  было  подготовлено  выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся  открытие сложного  строения  атома  как  системы  частиц,  а  не  неделимого  целого; открытие  радиоактивности   и   превращения   элементов;   создание   теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности  химических  связей, открытие изотопов,  а  затем  и  получение  новых  радиоактивных  элементов, отсутствующих в природе.     

Бурное развитие естественных наук продолжалось  и  в  середине  нашего

века. Появились новые достижения в физике элементарных  частиц,  в  изучении микромира;   была   создана   кибернетика,   получили   развитие   генетика, хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с  переворотом  в  технике.  Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ  в.  -  создание  электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона.  В  середине  ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации  производства  и  управления  им; использование и  освоение  процессов  деления  ядра  кладет  начало  атомной технике; развивается  ракетная  техника,  начинается  освоение  космического пространства;  рождается  и   получает   широкое   применение   телевидение; создаются синтетические материалы с заранее  заданными  свойствами;  успешно осуществляются в медицине пересадка  органов  животных  и  человека,  другие сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы  управления  им.  В  промышленности применяются  все  новые  и   новые   технические   достижения,   усиливается взаимодействие  между  промышленностью   и   наукой,   развивается   процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения  новых технических  предложений.  Растет  потребность   в   высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники  и  производства.  Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества[1].


2. Проблемы человечества и кризис последней

научно-технической революции


Характерной особенностью научно-технических революций было возникновение кризисных ситуаций в развитии предшествующей системы производства, как следствие положения, когда возможности существующей технологии оказывались исчерпанными. Современное развитие, несмотря на прогресс микроэлектроники, вычислительной техники, в средствах связи, в новых материалах и т.д. свидетельствует о начале кризиса новой технологии XX века.

Микроэлектроника уже вышла на рубежи технологии, где дальнейшее уменьшение размеров элементов микроэлектронной техники не может быть реализовано, так как напыленный полупроводник не может быть меньше одного атомного слоя. Даже в оптических компьютерах быстродействие не может быть больше скорости света. Матричная архитектура компьютеров не решают проблему в полной мере, так как влечет за собой увеличение объема вычислительных средств.

Гидроэнергетика исчерпала свои возможности, и последние полвека развивалась за счет ущерба пахотным землям от водохранилищ и ущерба рыбного хозяйства из-за каскада плотин. Гигантские выбросы в атмосферу углекислого газа при сжигании топлива тепловыми электростанциями стали серьезным фактором экологического бедствия планеты.

Атомная энергетика вряд ли сможет реабилитировать себя в отношении безопасности. Во всем мире проблема утилизации отходов атомных производств продолжает оставаться в абсолютном тупике.

Приближается глобальный сырьевой кризис. Несмотря на большие успехи в снижении материалоемкости, экономии потребления энергоресурсов, нефти, газа, угля и так далее, прогнозируется, что уже в первой половине XXI века многие месторождения на земле будут исчерпаны, а термоядерная энергетика пока не вышла из стадии разработок. Таким образом, кризис технологии XX века очевиден.

Если учесть, что идейный потенциал технологий черпается в фундаментальных науках, приходится признать, что несмотря на впечатляющие идеи в фундаментальных науках последних лет, таких как холодный ядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость, как и в конце XIX века, сейчас в конце XX века, наблюдается кризис в фундаментальных, теоретических и экспериментальных науках, кризис общепринятой научной парадигмы.

Объем экспериментальных процессов, в которых наблюдаются необъяснимые явления в природе, не сокращается, а постоянно растет. Это свидетельствует, по меньшей мере о неполноте современной науки с точки зрения ее понимания природы. В то же время, памятуя слова Энгельса, что потребности общества двигают науку больше, чем сотни университетов, можно ожидать, что по мере углубления кризиса технологий и кризиса фундаментальных знаний, неотвратимо появятся концепции, которые приведут к пересмотру наших научных представлений, и на основе новой физики сформулируются суммы технологий, не имеющие своих корней в современном технологическом базисе, не имеющих своих корней в традиционных научных представлениях. Без появления новой физической парадигмы появиться технологиям на новых физических принципах было неоткуда. Так же, как электроэнергетика не могла выйти из паровой энергетики прямо и органично.

Заканчивающееся второе тысячелетие было историей смены парадигм в естествознании, каждый раз радикально изменявших наши представления об устройстве окружающего нас мира. Достаточно вспомнить Коперника, Галилея, Ньютона и Эйнштейна. Начиная с Галилея, содержательная база парадигм в естественных науках неотвратимо строилась на основе выбора соответствующего принципа относительности и соответствующей геометрии пространства[2].

3.       Последствия научно-технической революции


На современном этапе НТР переросла в технологическую революцию. Вместо традиционного для машинной индустрии создается качественно новый технологический способ производства - принципиально иная совокупность методов изготовления полезных вещей. Иначе говоря, НТР порождает «высокие технологии», которые обеспечивают гораздо возросший уровень эффективности.

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.

Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук и взаимодействуют с ними.

Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук.

При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией.

И если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далекостоящие друг от друга.

По существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили гуманитарные науки (психология, социология).

При этом не происходит механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем, так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и методы наук[3].

Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно - лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др.

Безмашинная технология многократно повышает производительность труда, поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и материалов на изготовление продукции.

Другим важным направлением совершенствования технологии является ресурсосбережение.

В этих целях используются экономичные виды металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы, улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики конструкционных материалов.

Более полное и комплексное использование сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать малоотходное и безотходное производство.

Вот какова эффективность ресурсосберегающих технологий: 1 кг конструкционных пластмасс заменяет не менее 4-5 кг металлопроката; на производство 1 кг пластмасс требуется в 2-3 раза меньше энергетических затрат.

Применение в металлообработке деталей, изготовленных из металлических порошков, экономит на каждую тонну 2 т проката, высвобождает 60 металлообрабатывающих станков.

Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка изделий способна надежно обеспечить их высокое качество. В отличие от традиционной технологии, для которой характерно загрязнение окружающей среды, «высокие технологии», как правило, являются экологически чистыми.

В этом случае применяются закрытые системы водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование.

Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности хозяйственной деятельности.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов.

А космические исследования?

В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта.

Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчет число ученых, наук.

В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5000000 (один из тысячи человек, живущих на Земле).

90% всех ученых, когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков.

В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона.

Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними.

Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от латинского «сциенция» - наука).

Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности.

Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения.

На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.

Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века.

Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона[4].

В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений.

Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства.

Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества[5].

Заключение


20 лет назад известный философ Фукияма сформулировал концепцию конца истории. Он утверждал, что все, что могло произойти, уже произошло, и история остановилась.

Однако, начиная с периода, предшествовавшего неолитической революции, человечество многократно сталкивалось с ситуациями, когда развитие заходило в тупик. Но всегда революционным путем появлялось новое знание, новое понимание, изменявшее технологии, и тем самым обеспечивалась непрерывность развития.

С этих позиций можно принять высказывание Фукиямы. То есть констатировать факт окончания определенного этапа исторического развития. И это является историческим фактом, а не прогнозом, чего могло быть или могло не быть.

Технология обычно обоюдоостра, как видно на примере кос, которые хетты прикрепляли к колесам боевых колесниц, или пресловутых мечей, перековываемых на орала. Всякая технология, в сущности, просто продолжает естественное, врожденное стремление всего живого господствовать над окружающей средой или по крайней мере не подчиняться ей в борьбе за существование.

Сама по себе НТР не может быть плохой или хорошей, это субъективные понятия людей. Что хорошо для одной группы, то может оказаться противопоказано другой. Открытия делаются людьми и для людей, весь вопрос, как они будут использовать данное открытие.

К сожаление объем данной работы не позволяет дать развернутой оценки последствиям НТР, но одно можно сказать точно, чтобы правильно воспользоваться плодами НТР, человечество должно прежде всего обеспечить прогресс духовный.



Список используемой литературы


1.     Буфетова Л.П. История экономики: Учебной пособие. Барнаул: ГБУ, 1996.

2.     История экономики: Учебник / Под ред. А.С. Асанова. М.: ИНФРА-М, 2000.

3.     История экономики / Под ред. П.М. Караваева. М.: ЛОГОС-Э, 2001.

4.     Кузнецова О.Д. История экономики. М.: ИНФО-М, 2002.

5.     Экономическая история / Под ред. М.М. Бердникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.



[1] История экономики: Учебник / Под ред. А.С. Асанова. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 90-92.


[2] Кузнецова О.Д. История экономики. М.: ИНФО-М, 2002. С. 90-92.


[3] Экономическая история / Под ред. М.М. Бердникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 212.


[4] История экономики / Под ред. П.М. Караваева. М.: ЛОГОС-Э, 2001. С. 152.

[5] Буфетова Л.П. История экономики: Учебной пособие. Барнаул: ГБУ, 1996. С. 188.