Содержание

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета в строительстве. 3

1.1.Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика. 3

1.2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика. 7

2. Практическая часть контрольной работы. 12

2.1.Журнал учета хозяйственных операций за отчетный период. 13

2.2. Шахматная ведомость учета хозяйственных операций за текущий месяц. 2

2.3. Расчет реализованной торговой скидки. 15

2.4.Расчет издержек обращения на остаток товара и подлежащих списанию. 15

2.5. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета. 16

2.6. Баланс. 17

Список использованной литературы.. 21

















1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета в строительстве

1.1.Особенности бухгалтерского учета строительного производства у подрядчика.

Учет капитального строительства осуществляется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина РФ от 20.12.94 N 167.

Согласно указанному положению объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство.

Подрядчики при выполнении договоров на строительство должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:

- незавершенное строительство;

- завершенное строительство;

- авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство;

- финансовый результат деятельности.

Объект строительства на протяжении всего срока строительства отражается на балансе подрядчика.

Затраты подрядчика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору.

Затраты подрядчика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.

При выполнении подрядчика (в том числе в случае, когда застройщик является еще и генподрядчиком) подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, и т.п.

Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом), застройщик ведет нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию или передачи инвестору на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств".

Следует отметить, что в настоящее время мнение многих специалистов сводится к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета счет 08 предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты основных средств, приобретаемые или создаваемые для собственного использования.

То есть, руководствуясь нормами законодательства о бухгалтерском учете, рекомендуется заключать с дольщиками договора простого товарищества и вести обособленный учет операций по каждому договору простого товарищества и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности, путем ведения отдельного баланса.

В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

- в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;

- после завершения всех работ на объекте строительства.

В бухгалтерском учете у подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.

По завершении строительства объекта подрядчик определяет инвентарную стоимость объекта на момент ввода в эксплуатацию.

При расчетах подрядчика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.


Корреспондирующие счета

Содержание операции

Дебет

Кредит


51 "Расчетный счет"

86 "Целевое финансирование"

Поступили средства на строительство от инвестора

60/2 "Авансы выданные"

51 "Расчетный счет"

Перечислены авансы подрядчику на выполнение работ, поставщику материалов и оборудования

08/3 "Вложение во внеоборотные активы" / "Строительство объектов основных средств"

60/1"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Приняты выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы (поэтапно и по окончании строительства - в зависимости от условий договора).

Приняты материалы или оборудование.

60/1

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками "

60/2 "Авансы выданные"

Зачтены авансы, выданные подрядчикам, поставщикам.

86 "Целевое финансирование"

08/3 "Вложение во внеоборотные активы" / "Строительство объектов основных средств"

По окончании строительства осуществлена приемка объекта и сдача его инвестору.

86 "Целевое финансирование"

90/1 "Выручка"

Отражена разница между договорной стоимостью строительства и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика

90/2 "Налог на добавленную стоимость"

68 "Расчеты с бюджетом"

Начислен налог на добавленную стоимость с разницы

90/9 "Прибыль от продаж"

99 "Прибыли и убытки"

Сформирована прибыль


При выполнении работ (отдельных этапов работ) или капитального ремонта собственными силами бухгалтерский учет затрат осуществляется на счете 20 "Основное производство", стоимость таких работ признается выручкой от реализации с налогообложением в общепринятом порядке (начисление НДС, применение вычетов по НДС, налог на прибыль).    


1.2. Особенности бухгалтерского учета строительного производства у заказчика.

Бухгалтерский учет затрат по строительству  у заказчика руководствуется ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (в ред. письма Госстроя РФ от 14.08.97 N ВБ-12-185/7) утратили силу (письмо Госстроя РФ от 9 ноября 2001 года N НМ-6128/7).

В соответствии с п.6 раздела 4 ББУ 2/94 Договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:

а) на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;

б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

Согласно п.16. ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии нескольких условий, одним из них является то, что расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

В соответствии с п.18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Так же следует отметить, что согласно п.19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) и путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Произведенные расходы материалов относятся к конкретному договору и непосредственно связаны с получением дохода, таким образом они могут быть приняты как расходы для целей бухгалтерского учета, при этом необходимо наличие оправдательных документов по произведенным расходам и обоснованность превышения расходов по сравнению со сметой.

С точки зрения налогообложения по налогу на прибыль следует руководствоваться нормами 25 главы НК РФ. Согласно ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В соответствии со ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией включают в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав). В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, можно выделить материальные расходы (п.2 ст.253 НК РФ).

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.254 к материальным расходам в частности относятся расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В случае, если организация использует метод признания доходов и расходов по начислению, то с соответствии со ст.272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае если расход материалов был экономически обоснован и документально подтвержден (есть в наличии расчеты технического отдела предприятия, акты на списание материалов и т.п.), то он может быть принят как расход для целей налогообложения по налогу на прибыль.

Также возможен вариант, при котором с покупателем происходит согласование новой сметы, но цена в договоре остается твердой и не пересматривается.

Акт приемки является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению его в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очереди, пусковые комплексы, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).

Таким образом, в п.13 акта следует отразить стоимость принимаемых основных фондов в размере 117 млн. руб. В бухгалтерском учете отражается только сумма, указанная в п.13 акта, где отражена стоимость принимаемых основных фондов.

Для учета источников финансирования следует открыть соответствующий субсчет на счетах их учета (например, на счете 84).

В бухгалтерском учете заказчика-инвестора оформляются записи:

Дебет 08, Кредит 60 - на сумму стоимости выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 07, Кредит 60 - на сумму стоимости приобретенного оборудования;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости приобретенного оборудования;

Дебет 08, Кредит 07 - на сумму стоимости оборудования, переданного в монтаж;

Дебет 08, Кредит счета производственных затрат - на сумму расходов по содержанию аппарата заказчика;

Дебет 10, Кредит 60 - на сумму стоимости приобретенных материалов, используемых при выполнении аппаратом заказчика своих функций;

Дебет 19, Кредит 60 - на сумму НДС со стоимости приобретенных материалов;

Дебет 01, Кредит 08 - на сумму инвентарной стоимости законченного строительством объекта (117 млн. руб.);

Дебет 68, Кредит 19 - на сумму налогового вычета по НДС.

В данном случае никаких бухгалтерских записей, связанных с определением НДС и налога на прибыль с разницы между суммами, выделенными для строительства и фактически использованными, оформлять не нужно.


2. Практическая часть контрольной работы.


Исходные данные: начальные остатки

Код счета

Наименование счета

Сумма

1

2

3

01

Основные средства

10200

02

Износ основных средств

2470

10/9

Хозяйственный инвентарь

690

13

Износ МБП


41/2

Товары в розничной торговле

88590

41/3

Тара

300

42

Торговая наценка

6580

44

Расходы на продажу

570

90

Продажи


50/1

Касса организации

60

51

Расчетный счет

102440

57

Расчеты в пути

1820

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

3760

76

Расчеты по претензиям

720

68

Расчеты по налогам и сборам – дебетовое сальдо

40

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению – дебетовое сальдо

26

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

460

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами – кредитовое сальдо

80

99

Прибыли и убытки

9668

98/4

Доходы будущих периодов


94

Недостачи и потери от порчи ценностей


80

Уставный капитал

101266

83

Добавочный капитал

230

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

80862


2.1.Журнал учета хозяйственных операций за отчетный период.

Таблица 1

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Приняты товары и тара, поступившие от поставщика.

Стоимость товаров по покупным ценам

НДС 18%

Стоимость тары

Расходы по доставке товаров



30980


5576,40

190

257



41/2


19

41/3

44



60


60

60

60

2

Начислена наценка на поступившие товары 30%

11023,92

41/2

42

3

Оплачены счета поставщиков с расчетного счета

37003,40

60

51

4

Приняты товары и тара, поступившие от поставщика.

Стоимость товаров по покупным ценам

НДС 18%

Стоимость тары

Наценка 30%

При приемке выявлена недостача




7780

1400,40

40

2754,12

900




41/2

19

41/3

41/2

76/2




60

60

60

42

60

5

На основании о порче списаны товары

200

94

41/2

6

Принято решение списать потери от порчи товаров в пределах норм естественной убыли

200


90

94

7

В кассу поступила выручка

16840

50

90/1

8

С МОЛ списаны проданные товары

16840

90/2

41

9

Из кассы выдана заработная плата

460

70

50

10

Сдана торговая выручка инкассаторам в банк

16400

57

50

11

Начислена амортизация основных фондов

108

02

01

12

Начислено в пользу разных организаций по их счетам за различные работы и услуги


355


44


76

13

В кассу поступила выручка

21230

50

90/1

14

Списаны с МОЛ проданные товары

20730

90/2

41

15

Сдана торговая выручка инкассаторам в банк


20730


57


50

16

Из кассы выдан аванс заработной платы за текущий месяц

490

70

50

17

Зачислена на расчетный счет выручка

36990


51


57

18

Зачислены на расчетный счет платежи, поступившие от дебиторов по претензиям


1308


51


76/2

19

Банком списаны с расчетного счета денежные средства в уплату

-разным организациям за работу

-взносов на социальное страхование

-отчисления из дохода и налоговых удержаний из заработной платы, перечисляемых в государственный бюджет



338

20


459



76

69


68



51

51


51

20

Начислена заработная плата

976

44

70

21

Начислены премии

98

44

70

22

Начислены пособия по временной нетрудоспособности

12

68

70

23

Удержаны из заработной платы налоги

116

70

68

24

Начислены взносы на соц.страхование 38,8%

412,06

44

69

25

Списаны реализованная торговая скидка


3948,61

90/2

42

26

Списаны учтенные издержки обращения

827

90/1

44

27

Для обобщения данных о доходах, доход от продажи товаров, выявленный на счете «Реализация» списывается на счет «Доход»


3421,61


90


99

2.2. Шахматная ведомость учета хозяйственных операций за текущий месяц.

    К      

1

41/2

42

44

90

50

51

57

60

68

69

70

76

99

94

Итого

Д

дебет

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

41/2

 

 

13778,04

 

 

 

 

 

38760

 

 

 

 

 

 

52538

41/3

 

 

 

 

 

 

 

 

230

 

 

 

 

 

 

230

44

108

 

 

 

 

 

 

 

257

 

412,06

1074

355

 

 

2206,06

90

 

37570

-3948,61

827

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3421,61

200

38070

50

 

 

 

 

38070

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38070

51

 

 

 

 

 

 

 

26990

 

 

 

 

1308

 

 

28298

57

 

 

 

 

 

37130

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37130

60

 

 

 

 

 

 

37003,4

 

 

 

 

 

 

 

 

37003,4

68

 

 

 

 

 

 

459

 

 

 

 

12

 

 

 

471

69

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

20

70

 

 

 

 

 

950

 

 

 

116

 

 

 

 

 

1066

76

 

 

 

 

900

 

338

 

 

 

 

 

 

 

 

1238

19

 

 

 

 

 

 

 

 

6973,2

 

 

 

 

 

 

6973,2

94

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

Итого кредит

108

37770

9829,43

827

38970

38080

37820,4

26990

46220,2

116

412,06

1086

1663

3421,61

200

243514


2.3. Расчет реализованной торговой скидки

Таблица3

Показатель

Сумма

1. Торговая скидка, руб

20358,04

А)на начало месяца

6580

Б)оборот за месяц по дебету


В)оборот за месяц по кредиту

13778,04

Г) предварительное сальдо на конец месяца(1а-1б+1в)

20358,04

2.Товары, руб.

193653,92

А) реализовано за месяц

37570

Б)остаток на конец месяца

156083,92

В)итого 2а+2б

193653,92

3.Средний уровень торговой скидки

10,51

4. Реализованная торговая скидка, руб.

3948,61


2.4.Расчет издержек обращения на остаток товара и подлежащих списанию.

Таблица 4

Показатели

Сумма

1. Транспортные расходы, руб.

827

А) остаток товара на начало месяца(сальдо 44 счета)

570

Б) за месяц (дебет счета44)

257

В) итого (строки 1а+1б)

827

2. Товары (розничная стоимость), руб

193653,92

А) реализовано за месяц

37570

Б) остаток на конец месяца

156083,92

В) итого (строки 2а+2б)

193653,92

3. Средний уровень транспортных расходов, %

0,53

4.Транспортные расходы на остаток товаров на конец месяца

827,24

5.Общая сумма всех издержек за месяц, руб

2206,06

6. Издержки, подлежащие списанию, руб:

827

А) всего (строки 1а+5-4)

1948,82


2.5. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета.

Таблица 5

№№ Счетов

Остаток на начало месяца

Обороты за месяц

Остаток на конец месяца

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

10200

 

 

 

10200

 

2

 

2470

 

108

 

2578

10.сен

690

 

 

 

690

0

19

 

 

6976,8

 

6976,8

 

41/2

88590

 

52768,04

37770

103588,04

 

41/3

300

 

 

 

300

0

42

 

6580

 

9829,43

 

16409,43

44

570

 

2206,06

827

1949,06

 

90

 

 

38070

38070

0

0

50/1

60

 

38070

38080

50

 

51

102440

 

38298

37820,4

102917,6

 

57

1820

 

37130

36990

1960

 

60

 

3760

37003,4

47123,8

 

13880,4

68

 

40

471

116

315

 

69

26

 

20

412,06

 

366,06

70

 

460

1066

1086

 

480

76

720

80

1238

1663

215

 

99

 

9668

 

3421,61

 

13089,61

98/4

 

 

 

 

0

0

94

 

 

200

200

0

0

80

 

101266

 

 

0

101266

83

 

230

 

 

0

230

66

 

80862

 

 

0

80862

Итого

205416

205416

253517,3

253517,3

229161,5

229161,5


2.6. Баланс

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110




Основные средства

120

7730

7622

Незавершенное строительство

130



Доходные вложения в материальные ценности

135



Долгосрочные финансовые вложения

140



Отложенные налоговые активы

145



Прочие внеоборотные активы

150



           ИТОГО по разделу I

190

7730

7622

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210


83570


106527

          в том числе:

 



     сырье, материалы и другие аналогичные

 

690

690

     ценности




     животные на выращивании и откормке

 



     затраты в незавершенном производстве

 



     готовая продукция и товары для перепродажи

 

82010

103888

     товары отгруженные

 



     расходы будущих периодов

 

570

1949

     прочие запасы и затраты

 

300


Налог на добавленную стоимость по приобретен-                                         ным ценностям

220




6977

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230



     в том числе покупатели и заказчики

 



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240



746


     в том числе покупатели и заказчики

 



Краткосрочные финансовые вложения

250



Денежные средства

260

104320

104928

Прочие оборотные активы

270


530

          ИТОГО по разделу II

290

188636

218962

БАЛАНС

300

196366

226584


ПАССИВ

Код показателя



1

2



III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410


101266


101266

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 



Добавочный капитал

420

230

230

Резервный капитал

430



          в том числе:

 



     резервы, образованные в соответствии с




     законодательством




     резервы, образованные в соответствии с

 



     учредительными документами




Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

9668

13090

          ИТОГО по разделу III

490

111164

114586

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510



Отложенные налоговые обязательства

515



Прочие долгосрочные обязательства

520



          ИТОГО по разделу IV

590



V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610


80862


80862

Кредиторская задолженность

620

4340

14726

          в том числе:

 



     поставщики и подрядчики


3760

13880

     задолженность перед персоналом организации

 

460

480

     задолженность перед государственными вне-

     бюджетными фондами

 

 



366

     задолженность по налогам и сборам

 

40


     прочие кредиторы

 

80


Задолженность перед участниками (учредителя-                            ми) по выплате доходов

630



Доходы будущих периодов

640



Резервы предстоящих расходов

650



Прочие краткосрочные обязательства

660


16410

          ИТОГО по разделу V

690

85202

111998

БАЛАНС

700

196366

226584

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых

 



 на забалансовых счетах




Арендованные основные средства




     в том числе по лизингу

 



Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

 



Товары, принятые на комиссию

 



Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

 



Обеспечения обязательств и платежей полученные

 



Обеспечения обязательств и платежей выданные

 



Износ жилищного фонда

 



Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

 



Нематериальные активы, полученные в пользование

 
















Список использованной литературы


1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. – Принят Госдумой 23.02.1996г. Одобрен Советом Федерации 20.03.1996г. С изменениями от 23.07.1998г.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ  от 31.10.2000г. №94н.

3.  Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 2002 г.

4.Пошерстник Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.: 2003 г.

5. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.