Содержание

 

Введение. 3

1. Природа танца. 4

2. Влияние танца на развитие ребенка. 7

3. Значение танца в поддержании здоровья, развитии творчества, эстетики, интеллекта детей с нарушением слуха. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение


Особое место в воспитании детей занимает танец, одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Для восприятия, осмысления и созидания танец всегда есть образование - образует и образовано особенностями своей внутренней и внешней   структуры.

Внутренняя структура танца определяется его характером как пространственно-временной, единомоментно реализуемой деятельности, которая не есть, а всегда становится, и обладает визуально-звуковой организацией восприятия.

Она, как никакая другая творческая деятельность непосредственно связана с человеком, его тело - это и есть материя танца. В нем тело самобытно пребывает в собственной стихии.

Внешняя структура танца определяет его неповторимое лицо, складывающееся из хореографии (движение, рисунок и его смена), звуко-ритмического аккомпанемента, костюма, свето-цвета, декораций и других средств явленности.

Цель работы – рассмотреть многофункциональность танца в развитии детей с нарушением слуха.

Задачи работы – рассмотреть природу танца, определить влияние танца на здоровье, творчество, эстетику, интеллект ребенка с нарушением слуха.

1. Природа танца

 


Исторической бытийственностью человека определяется то, что движение по аналогии со словом (Гадамер) или краской и камнем (Хайдеггер), нигде в большей мере не является движением, чем в танце. Историческое изменение взгляда на танец связано с изменением взгляда на реальность, так как танец - это часть бытия, выделяемая из нее с помощью особых методов рефлексии, и поэтому интенция танца связывается нами с особой реализацией им категорий эстетики. Это, в первую очередь, общефилософские категории:

бытие, где континуум бытия в его целостности и его фрагментах, в его структурообразующих и энергетических моментах описывается в терминах танца;

пространство и время, которые в визуальности танца являют себя как формы, конституированные дискурсом измеряющего бытия. Здесь можно говорить о горизонте перцептивных (экспрессивных) пространств, где пространство танца есть событие внешних данных и спонтанности субъекта, и корреляции родов времени;

материя и сознание, а именно, имманентность тому или иному активного творческого начала, степень их взаимосвязанности, играют определяющую роль для осуществления танца;

движение - действие - покой, их значимость в мировоззрении какой либо культуры определяет статус в ней танца. Он никогда не норма, а всегда культурная избыточность человека оцениваемая положительно или отрицательно;

тело и дух характером своего взаимоотношения определяют категорию танцевального стиля. В этом случае структурообразующим принципом является понимание тела как инструмента идеи, средства объективного подобия, или единства тела и интенциальной сущности вещей;

понимание танца, осуществляемое в рамках отношения означаемого и означающего, включается в проблему коммуникации между творящим и воспринимающим, которая в данном случае опосредована интерпретацией исполнителя. Понимание танцевального текста предпосылается понятиями смысла, знака, образа, символа, порядка, выражения, подражания, которые специфически осуществляются танцем.

Наряду с общефилософскими, специфически эстетические категории прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, гармоническое, симметричное, гротесковое и т.д. в содействии со средствами танца структурируют его, определяют облик и значение.

Следующей проблематикой проясняющей природу танца являются теории происхождения и сущности танцевальной активности.

Два подхода к происхождению танца, отличные по доминирующей онтологической позиции - внешние реалии или человек, можно упрощенно разделить на следующие концепции:

теологическую - озвучивающую божественное происхождение танца;

космологическую - усматривающую источник танца в косморитмических влияниях;

природную - выводящую танец из земных явлений и процессов;

социологическую - ищущую начало танца в надындивидуальных общественных структурах: труде, развлечении, религии и т.д.;

биологическую, видящую источник танца человека в животном мире;

психологическую, укореняющую танец в человеческих психических состояниях и реакциях.

Концепции сущности танцевальной деятельности, в общем, разнятся по степени отделенности или пронизанности танца универсумом, его онтологического или аксиологического статуса. Отсюда сущность танца может пониматься как:

самодостаточная форма, разворачивающая само ценный ритмопластический рисунок;

игра, само замкнутая в пространстве и времени, не выходящая за пределы себя в своих целях, в высшей степени свободная, но в тоже время упорядоченная правилами деятельность, где тело, чувство - игрушка, а жест - продолжение порыва желания и воли;

инструмент для подражания, выражения, отражения - репрезентации реальности или же конструирования новой реальности. В обоих случаях это процесс чувственной реализации идеи;

феномен - когда танец не только значит нечто, но и сам является тем, что он значит.

Реальное положение и потенциальные возможности танца в мире культуры становятся прозрачными, когда он рассматривается в взаимодействии с историческими типами мышления и надындивидуальными структурами сознания.

Коренными тенденциями в истории западного танцевального мышления, по-нашему мнению, являются:

архаическая - опирающаяся на синкретизм раннемифологического мышления, уходящего корнями в эпоху палео- и неолита;

классическая - соответствующая интенции примата идеи и доминирующая в «высокой» культуре в огромный исторический период от классического античного мышления через христианство и новое время вплоть до эпохи модерн;

модерновая - откликнувшаяся в своей практике на понимание мира как становления и ищущая опору не в высоте разумного, а в глубине бессознательного.

Сейчас каждая из этих тенденций продолжает оставаться частью нашего духовного достояния. Традиционные же культуры (Индия, Китай, Африка и т.д.) обладают собственной динамикой изменения танцевального мышления[1].

2. Влияние танца на развитие ребенка


Существуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение.      

Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью[2].     

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности.

Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка.

Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Для нашего исследования является важным определение деятельности таких психологов, как Белов М. Я., Выготский Л. С., Гальперин П.Я., Леонтьев А. Н., которые понимают под деятельностью систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности.

Наиболее распространенной является следующая классификация:

·        Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;

·        Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.

·        Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту[3].

·        Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь.

Ведущим видом деятельности у детей с нарушенным слухом является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует.

Дети с нарушенным слухом все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано.

На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом детском саду она состоит из песен и танцев.

На праздниках в массовом детском саду, в музыкальной деятельности преобладают, как правило, песни, а в детском саду для детей с нарушенным слухом песни, напротив, встречаются крайне редко.

И главенствующими в данном виде деятельности здесь становятся  танцы.

Конституирующим условием восприятия и существования танца является не только проблема отношения тождества и различия в динамике развертывания его внешней структуры, но и предшествующее видению полагание ценностей, ожидание, обусловленное предрассудками, созидающими то или иное восприятие, а в предельных случаях - невидимость видеоряда.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия.

Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной             памяти.

Также танец позволяет детям с нарушенным слухом через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

3. Значение танца в поддержании здоровья, развитии творчества, эстетики, интеллекта детей с нарушением слуха


Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике заключается в исполнении танцев и песен.

Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных.

Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче правой.

Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т.д[4].

Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для использования его на празднике.

Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Внимание рассматривается психологией как направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[5].

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.       Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий. Необходимость волевых усилий для организации внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

В процессе подготовки праздника сурдопедагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи педагогов и выполняют. Так «запускается» механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид – послепроизвольное внимание. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только его результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае ребенка, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Поскольку у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом произвольное внимание очень неустойчиво, в основном, в процессе подготовки и проведения праздников используется непроизвольное и послепроизвольное внимание. Но следует помнить, что произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

Таким образом, подготовка и проведение праздников в детском саду для детей с нарушенным слухом является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью.

В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она активно используется в постановке танцев, жестовом пении, а также у детей с нарушенным слухом, в связи с использованием детьми дактилологии и жестовой речи, она тесно связана со словесно-логической памятью.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Праздники всегда богаты различными эмоциями, а эмоциональная память всегда оказывается сильнее других видов памяти. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Также психология выделяет и образную память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

В связи со снижением значения слуховой памяти, у детей с нарушенным слухом необходимо развивать и наполнять зрительную память, используя сохранный зрительный анализатор, т.к. зрительная память является основной опорой в процессе обучения ребенка со сниженным слухом. Поэтому праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом должен быть наполнен яркими зрительными образами. Оформление зала, костюмы также должны быть яркими и запоминающимися.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Праздники в детских садах для детей с нарушенным слухом носят тематический характер и все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме. Над текстами на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром проводится большая работа, что позволяет детям не только заучить слова и их последовательность, но и понять смысл.

Двигательная, образная и словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга, т.к. между собой связаны прежде всего соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. И для детей с нарушенным слухом, в связи с излишней детализацией мышления, очень важно формирование обширного, разностороннего и полного представления об окружающем их мире.

Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их основными действиями.

Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах, но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям дифференциации двигательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие особенности моторики глухих, как:

неуверенная шаркающая походка (В. И. Флери),

неуверенность и нескоординированность движений (Н. А. Рау),

малая подвижность (З. И. Пунина, И. Н. Мусатов),

замедленность движений (А. О. Костанян)[6].

Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с периодом подготовки к празднику.

Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных движений.

Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки[7]. 

Воспитатель, присутствующий на репетиции, «суфлирует» детям – показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения. Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на слуховое восприятие.

Активное участие в процессе подготовки и проведения праздника принимают музыкальный руководитель, воспитатели, сурдопедагог. Тесный контакт между ними, согласованность действий, единство требований, предъявляемых детям, - необходимые условия для успешной подготовки праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом. Ничто так не мешает достижению поставленной цели, как противоречивые требования педагогов, и это вредно в любом воспитательном процессе.

Удачное проведение праздника в детских садах для детей с нарушенным слухом определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник обычно длится не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели и сурдопедагоги, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поясняют по ходу действия не понятые детьми моменты, обращают внимание на вновь появляющиеся персонажи, коротко обсуждают, кто это, акцентируют внимание детей на речи этого персонажа. Также они подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при необходимости проведению игры.

В связи с тем, что внимание детей с нарушенным слухом неустойчиво (особенно в младших группах), постоянно используются какие-либо сюрпризные моменты, костюмы персонажей делаются по возможности яркими и запоминающимися.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления педагогов. Они могут показать различные танцы или исполнить роль какого-либо персонажа.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей с нарушенным слухом всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Заключение


Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что занятие с детьми с нарушением слуха танцами способствует развитию различных видов памяти у дошкольников с нарушенным слухом.

В процессе танца используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения.

И хотя творческой деятельности у детей с нарушенным слухом в дошкольный период как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения танца формируются предпосылки для ее развития.

Танец объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, поэтому прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Танец как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста создаются в семье. Большинство детей до трех лет не посещает дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации танца, понимать значение танца для ребенка с нарушением слуха, повышать свой собственный культурный уровень.

Список литературы


1.     Амашукели А.В. Эстетика танца. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

2.     Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб: Питер, 1998.

3.     Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб: Питер, 1996.

4.     Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986.

5.     Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1977.




[1] Амашукели А.В. Эстетика танца. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 10-13.

[2] Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986. С. 99.

[3] Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб: Питер, 1998. С. 8.

[4] Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1977. С. 11.


[5] Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986. С. 231.

[6] Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб: Питер, 1996. С. 26.

[7] Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.: Просвещение, 1977. С. 14.