Содержание работ:


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Виды и цели обучения персонала................................................................. 5

2.  Кадровая политика предприятия.................................................................. 9

3.  Переподготовка рабочих кадров................................................................ 11

4.  Повышение квалификации кадров.............................................................. 13

5.  Обучение персонала на предприятии «Бетонит»....................................... 18

Заключение........................................................................................................ 20

Список используемой литературы................................................................... 21




Введение


Успех деятельности предприятия обеспечивает работающий персонал. Именно поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение той функциональной сферы управленческой деятельности, которая связана с руководством персоналом предприятия. В центре этой концепции находится наивысшая ценность - человек. Поэтому все системы управления персоналом нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. В этой связи основное внимание следует уделять развитию человеческого потенциала, особенно - его образовательной составляющей. Причем возможно повышение профессионального мастерства, квалификации и образовательного уровня как в специальных образовательных центрах, так и непосредственно на рабочих местах.[1]

Обучение персонала необходимо для успешного развития любой организации или предприятия. Для достижения целей компании необходимы высококвалифицированные кадры.

Высокая квалификация кадров имеет большое значение в процессе осуществления производственных мероприятий, которые касаются персонала. с одной стороны, это позволяет использовать собственные резервы рабочей силы при одновременно более высокой степени успеха, чем это смогли бы обеспечить поиски новых кадров; с другой – дает отдельному работнику оптимальный шанс для самореализации.[2]

Целью данной работы является рассмотрение вопросов обучения персонала на предприятии. Для этого будут решены следующие задачи:

1.     Рассмотрены теоретические аспекты по этому вопросу,

2.     Рассмотрено применение обучения персонала на конкретном предприятии.

1.   Виды и цели обучения персонала

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего, обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутризаводское обучение). Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. Само обучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.[3]

Надпись: Внутризаводское обучениеНадпись: Внезаводское обучениеНадпись: Самообучение, самоподготов-каНадпись: С отрывом от производстваНадпись: Без отрыва от производства

Надпись: Подготовка рабочихНадпись: Повышение квалификацииНадпись: Переподготовка Надпись: На рабочем местеНадпись: Вне рабочего местаОбучающую функцию предприятия можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 1.).

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

–       подготовку новых рабочих,

–       переподготовку и обучение рабочих вторым профессиям,

–       повышение квалификации.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия появляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации.

Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение расходов на обучение, сокращает период адаптации работника. В процессе обучения используются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постоянное усложнение задания, смена рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др.

Обучение на рабочем месте характерно, прежде всего, для рабочих и простых должностей служащих.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, не требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы соответствуют, как правило, теоретической направленности обучения – это лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др.

Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.[4]

Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:

–       надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места,

–       условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости,

–       возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.[5]

Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации – важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их материалами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи:

1.     Выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2.     Определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

3.     Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4.     Выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;

5.     Изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.[6]


2.   Кадровая политика предприятия

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в ПТУ, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом, численность рабочих, подготавливаемых на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профобразования, правда, подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующим длительных сроков освоения.

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность – от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнить одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы. Многое зависит от объективных и субъективных моментов выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия. Система подготовки кадров должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение («Скупой платит дважды»), так и интересы рабочего получить полноценную профессиональную подготовку. Далее необходимо учитывать, что подготовка кадров – это лицензируемая деятельность, и предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований стандарта на качество обучения.[7]

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров.

Другая важная задача управления персоналом – оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии – найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне.

По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям – о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на оказании образовательных услуг.

Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающим освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 – 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров – инструкторов.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте.[8]

В условиях расширение самостоятельности предприятий требования к подготовке кадров в отношении соблюдения определенного стандарта качества реализуется через соответствующие нормативы на сроки и стоимость подготовки по различным формам и видам обучения, профессиям и уровню квалификации. Также нормативы с учетом полного спектра видов затрат могут разрабатываться самим предприятием и использоваться в расчетах средств, необходимых для подготовки кадров.

Целесообразно, особенно с учетом возросших требований к качеству рабочей силы и наметившейся тенденции сокращения выделяемых на подготовку кадров средств. Иметь на предприятиях самостоятельный фонд подготовки кадров на равных правах с фондом развития производства, науки и техники. Этот фонд следует поставить в зависимость от получаемой прибыли. Не преодолена и иждивенческая психология некоторых хозяйственных руководителей, привыкших ориентироваться на подготовку квалифицированных рабочих за счет средств госбюджета.

Есть и сугубо экономические причины такого положения, в частности серьезные недостатки в налогообложении предприятий, когда остающихся средств просто не хватает для качественной подготовки кадров на договорной основе.

Поэтому предприятия часто вынуждены довольствоваться малым – краткосрочной подготовкой кадров через индивидуальные формы обучения.

3.   Переподготовка рабочих кадров

Переподготовка означает освоение рабочими новой профессии.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется непосредственно на предприятии, а также силами территориальной службы занятости. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках ими лучшей работы, условий труда и т.п.).

Особенность переподготовки кадров – в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время (часто весьма продолжительное) по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего образования, и давность лет его получения.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

–       определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее,

–       выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение,

–       проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от:

–       численности высвобождаемых работников,

–       контингента высвобождаемых работников,

–       возможностей их трудоустройства на предприятии,

–       доли работников, согласившихся на переподготовку.

Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять. Именно структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и определяют характер квалификации и определяют характер переподготовки. Возможны варианты сочетания этих требований (табл. 1.)[9]

Таблица 1.

Требования при высвобождении рабочих

Новые рабочие места

Высвобождаемые рабочие

Квалифицированные

Неквалифицированные

Предъявляют требования к квалификации рабочих

Необходима переподготовка с учетом имеющегося у рабочего задела знаний и навыков по прежним профессиям. Обучение по индивидуальным учебным планам и срокам

Необходима переподготовка по типовым учебным планам

Не предъявляют требования к квалификации

Переподготовка не обязательна (вариант встречается редко и может быть связан со сменой условий труда на более благоприятные)

Переподготовка не обязательна

4.   Повышение квалификации кадров


Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Социально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладали определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.

Индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего, необходим анализ причин сложившегося положения – изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед рабочими задачу их освоения.

Другим индикатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.

В последнее время в ряде министерств и ведомств получила распространение непрерывная система подготовки и повышения квалификации рабочих, которая построена на обучении рабочих на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Обучение ставит целью дать комплекс органически связанных теоретических и практических знаний, призванных помочь рабочему овладеть профессией от начального до высшего уровня квалификации. Количество ступеней обучения в разных отраслях промышленности различно и устанавливается в зависимости от сложности профессии или специальности. Обучение осуществляется по единым по каждой ступени профессии учебным планам и программам и предусматривает наличие единой учебно-программной документации как в профессионально-технических училищах, так и на производстве. Повышение квалификации должно быть тесно увязано с профессионально-квалификационным продвижением рабочих.

Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства, само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.

Отсюда управление процессом повышение квалификации рабочих на производстве связано с определением объемов охвата им работников на основании результатов анализа различий в фактической и потребной квалификационных структурах рабочей силы, с выбором форм, видов, сроков повышения квалификации, исходя из целевой его задачи.

Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и др. Потому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.

Программа повышения квалификации и отбор направляемых на учебу лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия (фирмы), с его ориентацией на повышение эффективности. С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышениями им своей квалификации.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятие являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд, повышавших квалификацию, рост производительности труда (процента выполнения норм выработки), снижение брака и т.п.

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала.

Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы). Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.

Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Акая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии – отдел кадров.

Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах или филиалах, при крупных предприятиях, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимся на обучении и консультирование по новым нормативным документам и, как правило, оперативно откликающимися на нужды предприятий и организаций.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Работа по повышению квалификации является составной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.[10]

5.   Обучение персонала на предприятии «Бетонит»


Предприятие ООО “Бетонит” осуществляет следующие виды деятельности: оптово-розничная торговля стройматериалами, инвестиционная деятельность; внешнеэкономическая деятельность; маркетинговая деятельность; коммерческая деятельность; производство и реализация товаров народного потребления (ТИП); оказание платных  услуг населению; проведение ремонтных и строительных работ; торговая деятельность; организация и проведение выставок или подобных мероприятий.

ООО “Бетонит” предлагает широкий ассортимент различных строительных и отделочных материалов, изготовленных из высококачественного сырья с использованием прогрессивных технологий. В предлагаемых материалах, наряду с импортными компонентами, безусловно, обеспечивающими высокое качество и стабильность получаемых составов, используются отечественные составляющие, что позволяет существенно снизить конечную стоимость продуктов без потери качества. Предлагаемые материалы используются на промышленных объектах и объектах общественного пользования (магазины, больницы, школы и др.).

Основными видами производимой и реализуемой продукции являются:

КНАУФ – листы; КНАУФ – профили; сухие строительные смеси КНАУФ, КНАУФ – терм.

Кроме этого потребителям предлагаются комплектующие изделия и инструменты, необходимые для «сухого» строительства.

Предприятие ООО «Бетонит» большое внимание уделяет повышению качества своей продукции. Для этого необходимо изучить менеджмент качества. Поэтому все мероприятия по обучению персонала рассчитаны на изучение курса менеджмента качества.

Обучение персонала всех уровней вопросам теории и практики менеджмента качества является первым и необходимым этапом на пути создания и внедрения системы менеджмента качества. Там, где руководство игнорировало необходимость предварительного обучения всего персонала вопросам менеджмента качества, впоследствии возникали проблемы на этапе разработки и внедрения систем менеджмента качества: непонимание работниками их важности на предприятии и требований ИСО 9000, увеличение сроков разработки документов систем менеджмента качества и т.п. сложности.

Обучение персонала начинают с высшего руководства. Программа обучения для него должна быть не более 8 часов. Цель обучения состоит в том, чтобы добиться общего понимания руководством идеологии ИСО 9000, осознания своей роли в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества и ответственности за ее функционирование.

На втором этапе проходят обучение работники среднего звена и инженерно-технические работники (исполнительный персонал). Они должны пройти общий 4-дневный (или более) курс обучения, который позволит им разрабатывать документы системы менеджмента качества на необходимом и достаточном уровне и быть компетентными в вопросах, связанных с разработкой, внедрением и функционированием систем менеджмента качества.

Третий этап - обучение рабочих, в ходе которого до их понимания доводятся высшие цели предприятия, определенные политикой в области качества. Программа этого этапа должна содержать минимум теоретических положений. Основной упор делается на обучение работников методам менеджмента качества. Основная цель данного обучения - выработать практические навыки применения методов менеджмента качества непосредственно на рабочих местах.

Подготовка менеджеров по качеству, внутренних аудиторов, и в целом обучение персонала современным достижениям теории и практики в области менеджмента качества - это дорогостоящее, но своевременное и необходимое мероприятие, которое позволит укрепить положение предприятия на рынке Азиатско-тихоокеанского региона, а это, несомненно, позволит получить прибыль, многократно превышающую расходы, связанные с обучением персонала управлению предприятием на основе качества.


Заключение


Современный этап научно-технической революции привел к качественному изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор последнего.

Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.[11]

В заключение можно сделать некоторые выводы по проделанной работе.

Обучение персонала предприятия (организации, фирмы) просто необходимо для современных условий жизни, так как мы живем в эпоху прогресса. А для дальнейшего прогресса нужно, чтобы работники были профессионально грамотны.

Работники могут обучаться на производстве, если есть такая возможность, если же нет такой возможности, то необходимо посещать курсы, тренинги и т.п. Развивать себя профессионально необходимо, иначе невозможно добиться каких-либо высот.

Что же касается рассматриваемого предприятия, то для него можно дать следующие рекомендации:

1.     Просто замечательно, что руководство принимает хоть какие-то мероприятия для повышения квалификации своего персонала, но делать это нужно по всем направлениям деятельности фирмы, а не по одному – менеджменту качества – как на ООО «Амурторгэкспорт».

2.     Продолжать в том же духе и далее, только постараться продлить сроки обучения персонала хотя бы до двух недель, потому что нескольких дней недостаточно для улучшения профессиональных навыков и знаний.

Список используемой литературы


1.     Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2.     Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 1998.

3.     Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

4.     Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003. – 495 с.

5.     Управление персоналом организации/Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997. – 345 с.

6.     Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 365 с.

7.     Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 318 с.

8.     Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие.– М.: Инфра-М, 2001. – 312 с.

9.     Десслер Гари. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 1997. – 432 с.

10.            Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия/Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2002. – 272 с.




[1] Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

[2] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие.– М.: Инфра-М, 2001. – 312 с.

[3] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия/Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2002. – 272

[4] Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

[5] Управление персоналом организации/Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 1997. – 345 с.

[6] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие.– М.: Инфра-М, 2001. – 312 с.

[7] Десслер Гари. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 1997. – 432 с.

[8] Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

[9] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие.– М.: Инфра-М, 2001. – 312 с.

[10] Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

[11] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003. – 495 с.