Содержание

Введение. 3

1. Цели и значение финансового анализа. 6

2. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и методик их расчёта. 14

2.1. Методика Ковалёва 15

2.2. Методика Холт Роберта. 21

2.3. Методика Шеремета. 24

3. Финансовый анализ показателей ООО «Виктория». 28

3.1. Горизонтальный анализ. 28

3.2. Вертикальный анализ. 31

3.3. Сравнительный анализ. 33

3.4. Анализ финансовых коэффициентов (R - анализ) 34

Заключение. 40

Список литературы.. 41


Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных от­ношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциаль­ных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

В рыночной экономике давно уже сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать ряд поставленных вами задач, известное как «Финансовое управление» или «Финансовый менеджмент».

Финансовый менеджмент как наука имеет сложную структуру. Одной из составных его частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и вероятностных оценках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь финансового анализа с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.

Аналитическая информация окажется бесполезной для целей управления, если не будут соблюдены другие необходимые принципы анализа – уместность, достоверность, существенность, сравнимость.

Уместность и достоверность – это два первоочередных качества, делающих аналитическую информацию полезной для принятия решения. Уместной является та информация, которая способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение, т.е. финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и своевременности. Информация достоверна, если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.

Сравнимость, т.е. сравнение, есть один из основных приемов финансового анализа для увеличения полезности аналитических выводов при принятии управленческих решений. Альтернативность выбора зависит от результатов сравнения данных с предшествующими периодами, с данными других предприятий, с прогнозными данными или планом.

Существенность характеризует уровень ценности аналитических выкладок для решения аналитической задачи. Существенность зависит от совокупности многих факторов в т.ч. и от степени владения финансовым менеджером технологий проведения анализа. Опытный аналитик широко использует дополнительные аналитические приемы – использование внешней информации, использование косвенных свидетельств, например учет взаимоотношений предприятия с партнерами. Может использоваться дополнительная информация – нормативная, о технической подготовке производства, экспертная информация и т.д. В частности финансовые отчеты не содержат сведения о кадрах предприятия, о характере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, о маркетинговых мероприятиях, что может оказать высокую роль в анализе. Однако, главным фактором существенность является способность подробно проанализировать финансовую отчетность как основную информационную базу анализа.

В связи с этим финансовая отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений. Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база.

В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.

Деятельность финансового менеджера в общем, виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).

Цель данной курсовой работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческих решений и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.

Объектом исследования является ООО «Виктория», которое специализируется на торгово-посреднической деятельности.

Предметом исследования является сама методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.

Анализируемый период охватывает три года работы предприятия (2001 - 2003 года).

1. Цели и значение финансового анализа

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита, Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета в 2001 году, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности- это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков (34, стр. 63):

1.     анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

2.     анализа финансового состояния;

3.     анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма N1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма N 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма N 5 годовой отчетности). Несколько иная отчетность утверждена для предприятий с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм. Особы формы предназначены для отчетности банков, страховых компаний, бюджетных учреждений, инвестиционных фондов.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементов управления предприятия, а также инструментом оценки надежности потенциального партнера.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния предприятия. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономике.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа (схема №1).

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

-         множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

-         разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

-         наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

-         ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

-         ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

-         максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

-         анализ абсолютных показателей прибыли;

-         анализ относительных показателей рентабельности;

-         анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

-         анализ эффективности использования заемного капитала;

-         экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.



2. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и методик их расчёта

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы и его потенциальных возможностей на предстоящие годы.

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составление которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала предприятия.

Приемом финансового анализа является изучение специальных коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение предприятия. Суть метода заключается, во-первых: в расчете соответствующего показателя, а, во-вторых: в сравнении этого показателя с какой либо базой. Такой базой могут являться: общепринятые стандартные параметры, среднеотраслевые показатели, аналогичные показатели предшествующих лет, показатели конкурирующих предприятий, какие либо другие показатели анализируемого предприятия.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. На конец, они имеют статичный характер. Однако, это не значит, что финансовые коэффициенты не могут использоваться в финансовом управлении. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование и относятся к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых вопросов.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются базой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и инвесторами. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.



2.1. Методика Ковалёва В.В.

Возьмем систему показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности по В.В. Ковалеву (8). Автор выделяет следующие показатели:

Показатели оценки имущественного положения

1.     «Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» – это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка не совпадающая с суммарной рыночной оценкой активов предприятия. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.


 итог баланса - нетто (Форма №1) с.399 – с.390 – с.252. – с.244


2.     «Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.

стоимость активной части основных средств

стоимость основных средств

(Ф. № 5)

с. 363 (графа 6)+ с. 364 (г. 6) с.371 (г. 6)

 

3.     «Коэффициент износа» – обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является « коэффициент годности».


износ основных средств

первоначальная стоимость

основных средств

(Ф. № 5)

с. 392 (графа 4)

с.371 (г. 6)



4.     «Коэффициент обновления » – показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.

первоначальная стоимость посту-

пивших за период основных средств

первоначальная стоимость основных

средств на конец периода

(Ф. № 5)

с. 371 (г. 4)

с.371 (г. 6)


5.     «Коэффициент выбытия » – показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

первоначальная стоимость посту-

пивших за период основных средств

первоначальная стоимость основных

средств на конец периода

(Ф. № 5)

с. 371 (г. 5)

с.371 (г. 3)


Оценка ликвидности и платёжеспособности

1.     «Величина собственных оборотных средств » – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. При прочих равных условиях роста этого показателя в динамике рассматривается положительно. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.




собственный капитал + долгосроч-

ные обязательства – внеоборот-

ные активы

или

оборотные активы – краткосрочные пассивы

(Ф. № 1)

с. 490 – с. 252 – с. 244 + с. 590 –

- с. 190 – с.230 – с. 390

или

с. 290 – с. 252 – с. 244 –

- с. 230 – с. 690


2.     «Манёвренность функционирующего капитала » – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1, в динамике рассматривается положительно.


денежные средства

функционирующий капитал

(Ф. № 1)

_________с. 260________

с. 290 – с. 252 – с. 244 –

- с. 230 – с. 690


3.     «Коэффициент текущей ликвидности» – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, предприятия погашают краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешное функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности, критическое нижнее значение показателя – 2.

 

оборотные активы

краткосрочные пассивы

(Ф. № 1)

с. 290 – с. 252 – с. 244 – с. 230

с. 690


4.     « Коэффициент быстрой ликвидности » по смыслу аналогичен « коэффициенту покрытия », однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.


оборотные активы за минусом

__________ запасов __________

краткосрочные пассивы

(Ф. № 1)

с. 290 – с. 252 – с. 244 –

- с. 210 – с. 220 – с. 230

с. 690


5.     « Коэффициент абсолютной ликвидности » ( платёжеспособности ) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25, на практике желательно проводить анализ динамики данных показателей.



денежные средства

краткосрочные пассивы

(Ф. № 1)

с. 260

с. 690


6.     « Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов » – характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.


оборотные активы за минусом

__________ запасов __________

краткосрочные пассивы

(Ф. № 1)

с. 290 – с. 252 – с. 244 –

- с. 210 – с. 220 – с. 230

с. 690


7.     « Коэффициент покрытия запасов » – рассчитывается соотношением величин « нормальных » источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое.

"нормальные" источники покрытия

запасы

(Ф. № 1)

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244 +

+ с. 590 – с. 190 – с. 230 + с. 610 +

+ с. 621 + с. 622 + с. 627

с. 210 + с. 220

Оценка финансовой устойчивости

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Финансовая устойчивая в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости.

1.     «Коэффициент концентрации собственного капитала» – характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятий.

 

собственный капитал

всего хозяйственных средств (нетто)

(Ф. № 1)

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244

с. 399 – с. 390 – с. 252 – с. 244


2.     « Коэффициент финансовой зависимости » – является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств финансирования предприятия. Если его значение снижается до единицы (100 %), это означает что руководство полностью финансируют свое предприятие. Интерпретация показателя проста и наглядна: эго значение, равное 1,25, означает, что в каждом 1,25 руб., вложенного в активы предприятия, 25 коп. заемная.

 

всего хозяйственных средств

____________(нетто)___________

собственный капитал

(Ф. № 1)

с. 399 – с. 390 – с. 252 – с. 244

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244


3.     « Коэффициент манёвренности собственного капитала » – показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства.


собственные оборотные средства

собственный капитал

 (Ф. № 1)

с. 290 – с. 252 – с. 244 – с. 230 – с. 690

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244


4.     « Коэффициент структуры долгосрочных вложений » – коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.


долгосрочные пассивы

внеоборотные активы

(Ф. № 1)

____с. 590___

с. 190 + с. 230


5.     « Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств » – характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.

долгосрочные пассивы

долгосрочные пассивы +

+ собственный капитал

 (Ф. № 1)

_____________с. 590______________

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244 + с. 590


6.     « Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств » – он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и на оборот.


заемный капитал

собственный капитал

(Ф. № 1)

_______с. 590 + с. 690_________

с. 490 – с. 390 – с. 252 – с. 244

 

Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило, которое «работает»: владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.


2.2. Методика Холт Роберта

Английский экономист Холт Роберт (11) делает упор на другую группу показателей.

Оценка деловой активности

Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценкой деловой активности на качественном уровне может быть получено в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложение капитала предприятий. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

– степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

– уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа целесообразно учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее соотношение:

Тип > Тр > Так > 100%;

Где Тип, Тр, Так, – соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал возрастает;

б) объём реализации возрастает более высокими темпами;

в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует как правило об относительном снижении издержек производства и обращения. Это «золотое правило экономики предприятия».

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, в характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них – выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оценка авансированного капитала.

К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста.

1. « Ресурсоотдача ( коэффициент оборачиваемости авансированного капитала ) » – характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция

2. « Коэффициент устойчивости экономического роста » – показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем не меняя уже сложившиеся соотношения между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства и т.п.

Оценка рентабельности

К основным показателям этого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна – сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль либо чистую.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте следует принимать во внимание три ключевых особенности:

– временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций;

– проблема риска;

– проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течении ряда лет.

Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, чудесный слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.


Оценка положения на рынке ценных бумаг

Этот фрагмент анализа выполняется в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах. Анализ не может быть выполнен непосредственно по данным финансовой отчетности – нужна дополнительная информация

Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно не сложилась, названия показателей являются условными.

1. « Доход на акцию » – отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций.

2. « Ценность акции » – частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию. Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной компании, т. к. показывает, как много согласны платить инвесторы на один рубль прибыли на акцию.

3. « Рентабельность акции » – отношение дивиденда, выплачиваемого на акцию, к её рыночной цене. Рентабельность акции характеризирует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы.

4. « Дивидендный выход » – рассчитывается путём деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на доход на акцию, т. е. это доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов.

С этим коэффициентом тесно связан « коэффициент реинвестирования прибыли », характеризующий её долю, направленную на развитие производства. Сумма значений этих показателей равна единице.

5. « Коэффициент котировки акций » – отношение рыночной цены к её ( книжной ) учётной цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Она складывается из номинальной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли.


2.3. Методика Шеремета

          Здесь мы рассмотрим методику видного российского автора Шеремета А.Д.(6, 13). Он основополагающим считает анализ баланса предприятия.

Анализ баланса предприятия и его структуры

Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса. В связи с этим введено понятие "чтение баланса", под которым принимают предварительное общее ознакомление с итогами работы предприятия и его финансового состояния непосредственно по бухгалтерскому балансу.

При чтении баланса выясняют: характер изменения итога баланса и его отдельных разделов статей, правильность размещения средств предприятия, его текущую платёжеспособность и т. п.

Чтение баланса, обычно, начинают с установления изменения величины баланса анализируемый период времени. Для этого итог баланса на начало года сравнивают с итогом баланса на конец периода.

Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчётных периодов; он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. В обычных производственных условиях увеличение итогов баланса оценивают положительное, а уменьшение – отрицательно.

После оценки динамики изменение баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с динамикой объёма производства и реализации продукции, а также прибыли предприятия.

Более быстрый темп роста объёма производства, реализации продукции и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает на улучшение использования средств. Для установления темпов роста объёма производство, реализации продукции и прибыли используют данные предприятия о производстве продукции, отчёт о финансовых результатах и баланс.

Показатели прибыли, товарной и реализованной продукции в расчёте на один рубль (квартальной) стоимости имущества целесообразно исчислять и сопоставлять с данными прошлых лет, а также с аналогичными показателями других предприятий.

Указанные показатели в странах с рыночной экономикой используются с целью характеристики деловой активности руководителей предприятия. Для характеристики деловой активности используются также показателей фондоотдачи, материалоёмкости, производительности труда, оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала, коэффициенты устойчивости экономического роста и чистой выручки.

Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует выяснить характер изменения отдельных его статей и разделов, то есть осуществить дальнейший анализ по горизонтали. Положительно оценки заслуживает увеличения в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило, основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов и производственных запасов, а в пассиве баланса – итога первого раздела и особенно суммы прибыли, резервного фонда, фондов специального назначения. Как правило, отрицательной оценки заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задолженности в активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают наличие и увеличение по статьям « убытки » и « резервы по сомнительным долгам ».

Чтение этих статей баланса позволяет сделать некоторые выводы о финансовом состоянии предприятий. Так, наличие убытков свидетельствует о нерентабельности данного предприятия. Если предприятие является планово-убыточным, то сумму убытка следует сопоставить с плановой величиной и с суммой убытка предшествующего баланса. Это позволить выявить сложившуюся тенденцию. Наличие сумм по статье « Резервы по сомнительным долгам » свидетельствует об имеющийся простроченной дебиторской задолженности за товары, работы или услуги или по другим её видам.

В процессе дальнейшего анализа баланса изучают структуру средств предприятий и источников их образования (анализ по вертикали).

Вертикальный анализ – это выражение статьи (показателя) через определённое процентное соотношение к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия.

Структура актива баланса состоит из следующих показателей: имущество предприятия; основные средства и прочие внеоборотные активы (в процентах ко всем средствам); материальные оборотные активы (в процентах к оборотным средствам); денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (в процентах к оборотным средствам).

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. После комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.


3. Финансовый анализ показателей ООО «Виктория»

          Общество с ограниченной ответственностью «Виктория» было организовано в 1999 году гражданами РФ Семенко Григорием Алексеевичем и Ивановым Петром Васильевичем. Предприятие осуществляет свою деятельность на рынке торгово-закупочных услуг. Специализируется в области продуктов питания.

          Офис фирмы расположен в городе Хабаровске, по адресу улица Тихоокеанская 58. Кроме этого фирма арендует складские помещения на окраине города, также имеется свой транспорт. Фирма работает как с уже сложившимся кругом партнёров, так и с вновь создаваемыми.

3.1. Горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными, темпами роста или снижения.

Целью горизонтального анализа является выявление изменения абсолютных и относительных величин разных статей баланса за определённый период и оценка этих изменений.

Возьмём бухгалтерский баланс ООО «Виктория» за 2001, 2002 и 2003 год. Базовым примем 2001 год.

Показатели

2001

2002

2003

Тыс. руб

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1.Внеоборотные активы:







       - НМА

31

100

70

226

45

145

       - Основные средства

474168

100

530630

112

510070

107

       - НЗП

120117

100

155054

129

160083

133

       - Долгосрочные финансовые вложения

73

100

305

417

100

137

       - Прочие ВА

-

-

-

-

-

-

Итого по 1 разделу

594389

100

686059

115

670298

112

2. Оборотные активы:







      - Запасы

19828

100

53966

272

42095

212

      - НДС

1474

100

11903

807

10520

713

      - Дебиторская задолж.

72644

100

196151

270

208488

287

      - Денежные средства

2435

100

14593

599

14490

595

      - Прочие ОА

1

100

-

-

-

-

Итого по 2 разделу

96382

100

276613

286

275593

286

Валюта баланса

690771

100

962672

139

945891

137

3. Капиталы и резервы







       - Уставной капитал

1133

100

1133

100

1133

100

       - Добавочный капитал

545745

100

549249

100,6

601280

110

       - Резервный капитал

61788

100

176038

285

182089

294

Итого по 3 разделу

608666

100

726420

119

784502

129

4. Долгосрочные обязательства

1867

100

622

39

-

-

Итого по 4 разделу

1867

100

622

39

-

-

5. Краткосрочные обязательства







       - Заёмные средства

2159

100

720

33

504

23

       - Кредиторская задолженность

78079

100

234910

300

160885

206

Итого по 5 разделу

80238

100

235630

293

161389

201

Валюта баланса

690771

100

962672

139

945891

137


          Проанализировав приведённые выше цифры можно сделать следущие выводы по итогам 2002 года:

·        Положительные моменты:

1.     Увеличение валюты баланса на 39 %;

2.     Увеличение внеоборотных (на 15 %) и оборотных (на 186 %) активов, в том числе нематериальных активов (НМА) – на 45 %, основных средств – на 7 % и долгосрочных финансовых вложений – на 37 %;

3.     Отсутствие долгосрочных обязательств.

·        Отрицательные моменты:

1.     Рост дебиторской задолжности на 187 %;

2.     Рост кредиторской задолжности в 2 раза.

По итогам 2003 года:

·        Положительные моменты:

1.     Увеличение валюты баланса на 37 %;

2.     Увеличение внеоборотных (на 12 %) и оборотных (на 186 %) активов, в том числе нематериальных активов (НМА) – на 126 %, основных средств – на 12 % и долгосрочных финансовых вложений – на 317 %;

3.     Снижение долгосрочных обязательств в 3 раза.

·        Отрицательные моменты:

1.     Рост дебиторской задолжности на 170 %;

2.     Увеличение размеров НЗП на 33%;

3.     Рост кредиторской задолжности в 3 раза.

В целом можно говорить о перекрытии отрицательных моментов положительными сдвигами и общем состоянии предприятия, как динамично и устойчиво развивающимся.

3.2. Вертикальный анализ

          Вертикальный анализ заключается в расчёте доли статей баланса.

          Целью вертикального анализа является расчёт удельного веса отдельных статей баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального предприятия можно сравнивать экономическую деятельность нескольких предприятий.

Показатели

2001, %

2002, %

2003, %

1. Внеоборотные активы




       - НМА

0,004

0,007

0,004

       - Основные средства

68,64

55,12

53,92

       - НЗП

17,38

16,1

16,92

       - Долгосрочные фин. Вложения

0,01

0,03

0,01

Итого по 1 разделу

86,04

71,26

70,86

2. Оборотные активы




       - Запасы

2,87

5,6

4,76

       - НДС

0,21

1,23

1,11

       - Дебиторская задолженность

10,51

20,37

22,04

       - Денежные средства

0,35

1,51

1,53

       - Прочие оборотные активы

0,00015

-

-

Итого по 2 разделу

13,95

28,73

29,13

Валюта баланса

100

100

100

3. Капиталы и резервы




       - Уставный капитал

0,16

0,11

0,11

       - Добавочный капитал

79

57,05

63,56

       - Резервный капитал

8,94

18,28

19,25

Итого по 3 разделу

88,11

75,45

82,93

4. Долгосрочные обязательства

0,27

0,06

-

Итого по 4 разделу

0,27

0,06

-

5. Краткосрочные обязательства




       - Заёмные средства

0,31

0,07

0,05

       - Кредиторская задолжность

11,3

24,4

17

Итого по 5 разделу

11,61

24,47

17,05

Валюта баланса

100

100

100


          После анализа приведённых показателей можно сделать следующие выводы по итогам 2002 года:

Положительные моменты:

1.     Снижение доли внеоборотных активов;

2.     Увеличение доли оборотных активов;

3.     Значительное уменьшение долгосрочных обязательств;


Отрицательные моменты:

1.     Снижение доли уставного и добавочного капитала;

2.     Двоекратное увеличение дебиторской задолженности;

3.     Значительное увеличение доли краткосрочных обязательств;


По итогам 2003 года:

Положительные моменты:

1.     Снижение доли внеоборотных активов;

2.     Увеличение доли оборотных активов;

3.     Ликвидация долгосрочных обязательств;

4.     Увеличение резервного капитала в два раза;

Отрицательные моменты:

1.     Снижение доли уставного и добавочного капитала;

2.     Двоекратное увеличение дебиторской задолженности;

3.     Значительное увеличение доли краткосрочных обязательств;

3.3. Сравнительный анализ

          В сравнительном анализе баланса имеют смысл лишь основные разделы актива и пассива. Сравнительный анализ баланса характеризует , как структуру отчётно-бухгалтерской формы, так и динамику отдельных её показателей. Во избежание громоздкости в вычислениях и записи сравнительный баланс приведём за 2001 и 2002 год.

Показатели

Абс. Величины

Удельный вес

Изменение

2001

2002

2001

2002

В абс. велич

В уд. Весах

1. Актив







Внеобор. Активы

594389

686059

86,04

71,26

91670

-14,78

Оборотные активы

96382

276613

13,95

28,73

180231

14,78

   - Запасы

19828

53966

2,87

5,6

34138

2,73

   - Дебит. задолж.

72644

196151

10,51

20,37

123507

9,86

   - Денежные ср-ва

2435

14593

0,35

1,51

12158

1,16

Валюта баланса

690771

962672

100

139

271901

39

2. Пассив







Собственный кап

608666

726420

88,11

75,45

117754

-12,66

Заёмный капитал

82105

236252

11,88

24,54

154147

12,66

   - Кредиты

2159

720

0,31

0,07

-1439

-0,24

   - Кредит. Задолж.

78079

234910

11,3

24,47

156831

13,17

Валюта баланса

690771

962672

100

139

271901

39


          В целом можно констатировать рост валюты баланса в 2002 году на 39%, по сравнению с 2001. Это положительно характеризует деятельность предприятия, т.к. рост носит интенсивный, а не экстенсивный характер.

3.4. Анализ финансовых коэффициентов (R - анализ)

          Сущность анализа финансовых коэффициентов состоит в сравнении числовых значений определённых коэффициентов за несколько периодов или по разным предприятиям.

          Существует множество показателей характеризующие ту или иную сторону деятельности предприятия. Мы рассмотрим основные показатели, к которым относятся:

·        Коэффициент ликвидности;

·        Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

·        Коэффициент роста валюты баланса;

·        Коэффициент автономии;

·        Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств;

Проведём анализ следующих показателей:

·        Вероятности банкротства;

·        Источников формирования капитала.


Коэффициент ликвидности

          Одним из важнейших показателей характеризующих платёжеспособность предприятия является коэффициент ликвидности (Кл). Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счёт имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платёжеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объёму и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов  и рекомендаций по уровню данного показателя не существует (3, стр. 651).

          Кл = ( Ден ср + Кр Фин Влож ) / Кр Долги;

Рассчитаем коэффициент ликвидности по данным за 2001, 2002, 2003 год.

          Кл(2001) = 2435 / 80238 = 0,03;

          Кл(2002) = 14593 / 235630 = 0,06;

          Кл(2003) = 14490 / 161389 = 0,09;

Анализируя данные цифры можно отметить довольно устойчивую тенденцию к росту коэффициента ликвидности из года в год. Несомненно это положительный момент. Можно сделать вывод о растущей финансовой устойчивости предприятия, что хорошо сказывается на деловой репутации и существенно повышает шансы на получение кредита или заключение выгодного договора.


Коэффициент обеспеченности собственными средствами

          Одним из главных показателей характеризующих финансовую устойчивость предприятия является коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс). Расчёт этого коэффициента позволяет оценить необходимость заёмных средств на предприятии. Нормативным показателем считается значение превышающее 0,1. Рассчитывается по следующей формуле:

          Косс = ( 3 раздел баланса – 1 раздел ) / 2 раздел;

Для нашего предприятия этот показатель имеет следующие значения:

          Косс(2001) = ( 608666 – 594389 ) / 96382 = 0,15;

          Косс(2002) = ( 726420 – 686059 ) / 276613 = 0,14;

          Косс(2003) = ( 784502 – 670298 ) / 275593 = 0,41;

          После анализа данных значений можно прийти к выводу о том, что в 2001 и 2002 году руководство предприятия не уделяла должного внимания обеспечению предприятия собственными средствами (о чём свидетельствует значение коэффициента практически на грани норматива). В 2003 году уровень обеспеченности собственными средствами существенно возрос, что положительно характеризует действия менеджмента предприятия в этом направлении.


Коэффициент роста валюты баланса

          Пожалуй самым важным показателем характеризующим динамику развития фирмы является коэффициент роста валюты баланса (Кб). Он характеризует ориентировочную сумму средств находящихся в распоряжении предприятия. Нормативного значения не существует, поскольку коэффициент может принимать любое значение (в том числе и отрицательное) в зависимости от конкретного предприятия. Численное значение находится по следующей формуле:

          Кб = ( Вал1 – Вал0 ) / Вал0 * 100 %, где

          Вал0 – валюта баланса в базисном периоде;

          Вал1 – валюта баланса в отчётном периоде;

Для нашего предприятия мы сможем найти два значения (за 2002 и 2003 год):

          Кб(2002) = ( 962672 – 690771 ) / 690771 * 100 % = 39,36 %;

          Кб(2003) = ( 945891 – 962672 ) / 962672 * 100 % = - 1,74 %;

          По итогам 2002 года валюта баланса увеличилась на 39 %, что свидетельствует о хорошей работе в течении года. По итогам 2003 валюта баланса снизилась на 1,74 %. Это свидетельствует о просчётах и ошибках допущенных в работе в 2003 году.


Коэффициент автономии

          Коэффициент автономии (Ка) относится к группе коэффициентов финансовой устойчивости. Этот показатель характеризует состояние основных средств предприятия. Нормативным значением является 0,5. Отклонение как вбольшую, так и в меньшую сторону являются нежелательными. Значение этого коэффициента можно найти по формуле:

          Ка = 3 раздел баланса / валюта баланса;

Применительно к нашему предприятию:

          Ка(2001) = 608666 / 690771 = 0,88;

          Ка(2002) = 726420 / 962672 = 0,79;

          Ка(2003) = 784502 / 945891 = 0,82;

Значительное превышение норматива свидетельствует о непродуманной политике руководства в этой области. Наметившаяся было тенденция к снижению, оказалась неустойчивой.

Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств

          Этот коэффициент (Ксэс) также относится к группе коэффициентов характеризующих финансовую устойчивость предприятия. Он отражает соотношение заёмных и собственных средств на предприятии. Нормативным значением является значение не превышающее 1.

          Ксэс = ( 4 раздел баланса + 5 раздел ) / 3 раздел;

На нашем предприятии этот коэффициент примет следующие значения:

          Ксэс(2001) = ( 1867 + 80238 ) / 608666 = 0,13;

          Ксэс(2002) = ( 622 + 235630 ) / 762420 = 0,31;

          Ксэс(2003) = 161389 / 784502 = 0,2;

В целом значение показателей очень хорошие и даже троекратное увеличение в 2002 не выходит за рамки норматива. Это характеризует предприятие как финансово устойчивое и независимое.

Анализ источников формирования капитала

          Проанализировав баланс, мы пришли  к выводу, о том, что основным источником формирования капитала ООО «Виктория» на протяжении трёх лет остаётся добавочный капитал, хотя его доля за это время уменьшилась с 79% до 63%. Резервный капитал и краткосрочные обязательства занимают второе место по доле участия в формировании капитала. Причём доля обоих источников выросла в два раза в 2003 по сравнению с 2001. Этот рост вызван снижением доли добавочного капитала. Остальные источники незначительны, а например долгосрочные обязательства в 2003 вообще равны 0.


Анализ банкротства

Всесторонний количественный индикатор, используемый для предсказания вероятности банкротства, — «Z-счет» Альтмана, в основе которой взве­шенная сумма отношений финансовых показателей. «Z-счет» по­казывает три общих варианта: вероятное банкротство, малове­роятное банкротство и серая область.

«Z-счет» на 90 процентов точен в предсказании краха бизне­са на один год вперед и на 80 процентов — на два года вперед. Для более подробной информации о «Z-счет» следует обратить­ся к работе Эдварда И. Альтмана «Финансовые коэффициенты, дискриминационный анализ и предсказание банкротства ком­пании».

«Z-счет» рассчитывается следующим образом:


Оборотный капитал

х  1,2 +

Нераспределенная прибыль

х  1,4 +

Общая сумма активов

Общая сумма активов

 

+

Производственная прибыль

х  3,3 +

Общая сумма активов

 

+

Рыночная стоимость обыкновенной акции и привилегированной акции

х  0,6 +

Общая сумма обязательств

 

+

Продажи

х  1

Общая сумма активов

 

Количественный счет очков и вероятность банкротства, раз­работанная Альтманом, представлены в следующем виде:


Счет

Вероятность банкротства

1,80 или менее

1,81-2,7

2,8-2,9    

3,0 или больше

Очень высокая

Высокая

Возможная

Маловероятная


          Для анализируемого предприятия этот показатель равен 2,89, что позволяет оценивать вероятность банкротства, как возможную.


Заключение

          В ходе написания данной работы, мы ознакомились с основами финансового анализа, его методами, направлениями, целями и значением. Рассмотрели нормативную и информационную базу деятельности финансовых аналитиков.

          Во второй главе, нашей работы мы ознакомились с методиками анализа у различных авторов.

          В третьей главе, на примере ООО «Виктория» мы применили теоретические знания и провели расчёт коэффициентов, характеризующих экономическое состояние предприятия  и его финансовый анализ.

          На основе этого можно сказать о ООО «Виктория» в целом как о стабильном и устойчивом предприятии с хорошими финансовыми показателями на протяжении анализируемого периода.


Список литературы

1.     Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96), утв. Приказом Министерства финансов РФ от 08.02 96. N10

2.     Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N552, с учетом изменений и дополнений, утвержденных Правительством РФ от 01.07.95. N661.

3.     Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.95. N115.

4.     Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .

5.     Баканов М. И. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

6.     Баканов М.И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994.

7.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. – М.: «Финансы и статистика», 1996.

8.     Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2000.

9.     Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: курс лекций / под редакцией И.П.Мерзлякова. – М.: ИНФРА–М, 2003.

10.                        Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности.- М.: Финансы и Статистика, 2003.

11.                        Борисов Л.П. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Консультант, № 8, 2000. С. 71-75

12.                        Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.

13.                        Григорьев Ю.А. Проблемы определения платежеспособности предприятия// Консультант, № 23, 1999. С. 84-88 

14.                        Григорьев Ю.А. Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности// Консультант, № 21, 1999. С. 83-88

15.                        Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности.-М.: ДИС, 1998г.

16.                        Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ./под ред. Табалиной С.Д.-М.: Аудит, Юнити,1997г.

17.                        Ефимова О.В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 1996.

18.                        Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2001.

19.                        Ковалев В.В, Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия- М: проспект 2000 г.

20.                        Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и Статистика., 2000г.

21.                        Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995.

22.                        КовалевВ.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и Статистика, 1998г.

23.                        Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ДиС, 1997

24.                        Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ДиС, 1998

25.                        Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.

26.                        Репин В.В. Внедрение управления финансами предприятия//Консультант, № 18, 1997. С. 45-49

27.                        Репин В.В. Дебиторская задолженность: анализ и управление/Консультант, № 18, 1998. С. 62-65

28.                        Репин В.В. Управление финансами предприятия: ключевые проблемы/ Консультант, № 11, 1998. С. 51-54

29.                        Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Новое знание», 2002.

30.                        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Инфа-М, 2004.

31.                        Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. – М.: Дело, 1999

32.                        Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М.:  Перспектива, 1994

33.                        Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Российская практика. – М.: Перспектива, 1995

34.                        Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М: Финансы и статистика, 1996.

35.                        Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М : Дело, 1993.

36.                        Шеремет А. Д. Методика экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

37.                        Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М: Финансы и статистика, 2000.

38.                        Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2002.