Содержание

1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. 3

ЗАДАЧА № 1. 24

ЗАДАЧА № 2. 26

Список литературы.. 33




















1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ



Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.

Таможенный контроль  представляет  собой  действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через  границу,  в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования,  при перемещении товаров и транспортных средств,  под определённый таможенный режим.[1]

К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской  Федерации  товаров  и  транспортных средств, установленные,  исходя  из экономической политики Российской Федерации.

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения  товаром и транспортным средством таможенной границы РФ,  а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль  при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств,  если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске  товаров и транспортных средств,  вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации,  таможенный контроль завершается в  момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ -  это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства РФ и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России (п. 16 ст. 18 Таможенного кодекса РФ)[2]

Различают таможенный контроль товаров и транспортных средств.

В рамках каждого из этих двух видов может быть проведена более дробная классификация. Например, таможенный контроль транспортных средств в зависимости от их вида подразделяется на:

а) таможенный контроль морских судов;

б) таможенный контроль речных судов;

в) таможенный контроль железнодорожных составов;

г) таможенный контроль воздушных судов;

д) таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров следует различать таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа и т.п.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

1) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;

2) односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят, как правило, таможенные органы только одной из стран;

3) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае осуществления таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.

Таможенный контроль может быть однократным и повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Так, морское (речное) судно заграничного плавания, прибывшее в порт назначения, как правило, не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии данных о контрабанде таможенным органам предоставляется право повторного досмотра судна в пределах портовых вод и во время стоянки судна в порту. Аналогичные правила действуют и в отношении других видов транспортных средств.[3]

 Все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на достижение следующих целей:

§ установление законности перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

§ выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.

Таможенный контроль  проводится должностными лицами в определённых формах,  указанных в Таможенном кодексе РФ.

Используются такие формы, как:

1.  Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенный контроль  осуществляется  путём  проверки  документов  и сведений, необходимых для таможенных целей.

  Цели при таможенном контроле  определяются  по  тем  документам  и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.

Указанные документы должны содержать сведения,  позволяющие  идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование  российского  получателя  товаров,  наименование  перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве,  такие как:  вид,  название,  номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его  качество.


2.  Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.

Наиболее важной  и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.  Таможенный досмотр  делится  на  обязательный,  который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр,  производимый по  усмотрению  начальников таможни и начальников таможенных постов. В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом:  заявленных в товаросопроводительных документах как различного  вида  безалкогольные  напитки,  продукты питания, табак,  стекло,  обувь  и другие товары,  близкие по наименованию к акцизным товарам,  в отношении лиц,  ранее допустившими  нарушения  процедуры внутреннего таможенного транзита,  а также товаров,  перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.[4]


3.  Учёт товаров и транспортных средств.

Формой таможенного контроля является также  учёт  товаров  и  транспортных средств.  Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,  как при ввозе,  так и при вывозе,  помещаются  на  склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и транспортные средства подлежат обязательному учёту.  Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ  учёта. 


4.  Устный опрос физических лиц и должностных лиц.

Одной из  форм  таможенного контроля является устный опрос физических и должностных лиц.  Так,  таможенным кодексом установлено,  что товары и транспортные средства  подлежат  декларированию.  Допускается  письменная  и устная форма декларирования. Устное декларирование, как правило, возможно при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров. Если в ручной клади или багаже пассажиров есть товары,  в отношении ввоза или вывоза которых  установлены ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования.


5.  Проверка системы учёта и отчётности.

В качестве формы таможенного контроля применяется  также  проверка системы учёта и отчётности. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,  находящиеся на складе временного хранения,  а также заявленные в режиме таможенного склада и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных органов.

На основании Таможенного кодекса РФ,  владельцы складов обязаны вести учёт и представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и транспортных средствах.

6.  Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов  и  других  мест,  где  могут  находится товары и транспортные средства, подлежащие  таможенному  контролю,  либо  осуществляется  деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Следующей формой таможенного контроля является  осмотр  территорий и помещений складов,  свободных таможенных зон,  транспортных средств и других мест,  где находится или могут находится товары и  транспортные  средства, подлежащие таможенному  контролю.  Основанием  для  проведения таможенного контроля является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ.

Под таможенным  осмотром  понимается  действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и других мест,  где  находятся  или  могут находиться товары и транспортные средства,  исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых помещений,  тары,  либо упаковка груза на предмет установления  законности их перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей.  В местах таможенного оформления таможенные  органы производят осмотр  транспортных  средств как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.

Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства,  выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа осуществления досмотра,  сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных средств без вскрытия упаковки,  тары,  без нарушения целостности товаров.


7.  Иные формы,  предусмотренные Таможенным кодексом  и другими актами законодательства  РФ по таможенному делу,  либо не противоречащими законодательным актам РФ.

Контролируемая поставка  -  это  система  согласованных  между собой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других  компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного международного оборота предметов,  ввоз, вывоз и транзит которых запрещён международным, либо  национальным  правом стран - участников операции и выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту.

Также относится к иным формам контроля в соответствии с пунктом 3.1 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденную приказом ГТК РФ от 3 февраля 1999 года N 60, таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями энергообъекта и электронадзора путем снятия показаний с приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии, а также проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Исторически правила осуществления таможенного контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного контроля, исходя из национальных интересов и потребностей.

Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях вели к формированию международно-правовых обычаев, относящихся к наиболее важным аспектам осуществления таможенного контроля.

В современных условиях государства, стремясь к упрощению таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности таможенного контроля с целью ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно-правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например, Киотская конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур 1973 года, Чикагская конвенция 1944 года о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т.д.).

В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена на пять этапов.

На первом этапе осуществляется формально-логический контроль сведений, заявленных в ГТД. Для этого сотрудниками грузовых (оперативных) отделов таможни используется компьютерная программа "Достоверность". При отсутствии компьютерной техники проводится визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается наличие документов, необходимых для таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным режимом и наименованиями товаров. После проверки ГТД ей присваивается номер  или она возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера.

На первом этапе проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них сведений тем сведениям, что содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованиями товаров. После чего в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной или автомобильной накладной) указывается номер ГТД.

Кроме того, на первом этапе проверяются сведения и документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара.

На втором этапе предметом контроля становятся платежно-расчетные операции в иностранной валюте банковскими учреждениями, указанными в ГТД. Одновременно с этим сотрудники отдела (группы) валютного контроля проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства.

На третьем этапе сотрудниками отдела федеральных таможенных доходов проверяется правильность начисления таможенных платежей, правомерность предоставления таможенно-тарифных преференций, осуществляется контроль за поступлением платежей на счета таможни.

Четвертый этап - проверка сотрудниками отдела таможенной статистики правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется таможенная статистика.

Наконец, на пятом этапе таможенного контроля руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой сотрудник таможни, им уполномоченный, принимает решение о проведении досмотра товаров.

При принятии решения о непроведении досмотра товаров руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой уполномоченный сотрудник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа  под цифрой 5 "Без досмотра" и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью.

По завершении всех этапов таможенного контроля в грузовом документе проставляется штамп "Выпуск разрешен". Этот штамп, а также номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа заверяются личной номерной печатью руководителя грузового (оперативного) отдела таможни либо уполномоченного им сотрудника.

Выдача штампа "Выпуск разрешен" неуполномоченным сотрудникам таможни и доступ к этому штампу таких сотрудников не допускаются.

В ходе таможенного контроля может применяться органолептический метод, предусматривающий использование органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния). Могут привлекаться различные измерительные приборы и приспособления (мерная линейка, весы и т.д.), а в ряде случаев допускается назначение исследования свойств и характеристик взятых проб и образцов с помощью различных химических приборов и реактивов.

Статья 180 ТК РФ допускает привлечение на стадии таможенного контроля специальных технических средств: "При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам".

Использование технических средств приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро- и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Особое значение технические средства контроля приобретают в деле организации борьбы с контрабандой.

В учебном пособии "Технические средства в таможенном деле", выпущенном Российской таможенной академией, технические средства таможенного контроля определяются как "комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью установления соответствия содержимого объектов данным декларирующих их документов и выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу)".

Выполнение каждого отдельного вида оперативных задач требует применения особых технических средств таможенного контроля:

а) для проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения используются оптические увеличительные приборы (лупы с подсветкой, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные;

б) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения объектов контрабанды - досмотровые конвейерные рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты - флюороскопы прямого наблюдения, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы (для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов) и др.;

в) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля - различные анализаторы, экспресс-идентификаторы и др.;

г) для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля - аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.);

д) для контроля носителей аудиовидеоинформации - различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и др.;

е) для выполнения технологических операций при таможенном досмотре - индивидуальные и групповые наборы специального инструмента для вскрытия как небольших предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, так и крупногабаритных транспортных упаковок (ящиков, контейнеров);

ж) для наложения атрибутов таможенного обеспечения - пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями: 1

1) принимать меры, предусмотренные Таможенным Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Кодексом;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

- о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;

- об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов.

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

Правомочие по принятию мер, предусмотренных ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ является положением общего характера. Оно направлено в первую очередь на обеспечение соблюдения лицами установленных порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу. Положение имеет отсылочный характер и охватывает весь комплекс мер, предусмотренных ТК РФ. Полномочия, изложенные в п.5-10 ст. 408 ТК РФ, носят специальный характер и направлены на реализацию таможенными органами своего статуса правоохранительных органов. Поэтому все эти полномочия своим первоисточником имеют не таможенное, а уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и об административных правонарушениях. 1

Так, правомочие, закрепленное в п.5 ст. 408, отсылает к законодательству об оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с ч.6 ст.13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 2 право осуществлять соответствующую деятельность предоставлено оперативным подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей таможенные органы решают определенные данным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательными актами РФ.

Установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов (ст.151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение собственной безопасности.

Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Компетенция таможенных органов в части проведения неотложных следственных действий определена п.3 ч.2 ст.157 УПК РФ, 1 в соответствии с которым таможенные органы производят такие действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ. В соответствии с п.19 ст.5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Компетенция таможенных органов по осуществлению дознания и порядок его осуществления также установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ. Пунктом 8 ст.5 УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В соответствии с п.5 ч.3 ст.151 УПК РФ дознавателями таможенных органов РФ (должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ) 1 дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ. КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., включил в сферу своего действия правоотношения, возникающие в связи с нарушениями законодательства в области таможенного дела, т.е. нарушения таможенных правил (гл.16 КоАП РФ), распространив на них общие положения законодательства РФ об административных правонарушениях. До этого нормы, касающиеся нарушений таможенных правил, содержались в ТК РФ 1993 г. Глава 16 КоАП РФ содержит 22 состава правонарушений в области таможенного дела, по 21 из них дела об административных правонарушениях рассматривают таможенные органы. Кроме того, как следует из содержания ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.12, ст.14.10, ч.1 ст.15.6, ч. 2 ст.15.7, ст.15.8, 15.9, 16.1, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, ч.2 ст.20.23 КоАП РФ. 2

В компетенцию ГТК России как органа валютного контроля входит составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицо, оказывающее ему содействие, вправе допустить вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, совершенное при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Это положение является основанием для установления правомочия по использованию в случаях, не терпящих отлагательства, средств связи или транспортных средств, принадлежащих организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Порядок возмещения вреда, причиненного владельцу этих средств, определяется Правительством РФ.

Задержание и доставление в служебное помещение таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, осуществляются в соответствии с уголовно-процессуальными и административно-процессуальными нормами законодательства РФ.

В УПК РФ процедуре задержания подозреваемого посвящена гл.12 «Задержание подозреваемого»: ст.91 устанавливает основания, при наличии которых орган дознания вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления; ст.92 определяет порядок задержания подозреваемого. 1

КоАП РФ в гл.27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» устанавливает, в частности, в качестве таких мер доставление и административное задержание (ст.27.1). 2 Статья 27.2 КоАП РФ предоставляет право должностным лицам таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил доставлять физическое лицо в служебное помещение таможенного органа для составления протокола об административном правонарушении (п.10). Кроме того, в случае обращения к должностным лицам органов внутренних дел должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (п.1 ст.27.2). Вопрос об административном задержании физического лица при выявлении нарушения таможенных правил решается в соответствии с п.1 и 6 ч.1 ст.27.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В целях эффективности таможенного контроля ТК РФ расширены возможности применения перечисленных средств, не ограничивающиеся их применением к мероприятиям, указанным в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перечень таких мероприятий приведен в комментарии к ст.408 ТК РФ.

Реализация правомочия, касающегося получения таможенными органами информации от государственных органов, организаций и физических лиц, необходимой для выполнения своих функций, ограничена некоторыми условиями.

В соответствии со ст.10 ТК РФ таможенные органы вправе использовать исключительно в таможенных целях любую полученную в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, информацию. В отношении такой информации установлены специальные режимы хранения и доступа.

Наложен запрет на разглашение полученной информации таможенными органами, их должностными лицами, получившими к ней доступ, использование в личных целях, передачу третьим лицам информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также другой конфиденциальной информации (федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «О банках и банковской деятельности», НК РФ), за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами. 1

Аналогичный запрет касается иных федеральных органов исполнительной власти в отношении информации, полученной от таможенных органов.

За утрату документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передачу третьим лицам законодательством РФ установлена ответственность.

Правомочие по вынесению предупреждения об устранении нарушения таможенного законодательства, указанное в п.12 ст. 408 ТК, не имеет отношения к предупреждению как мере административного наказания. Составленное в письменной форме, оно не является следствием вынесения постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. Выявленные нарушения таможенного законодательства в данном случае могут носить комплексный характер, но они не образуют состава административного правонарушения, либо существуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, установленные ст.24.5 КоАП РФ. По вынесенному предупреждению таможенные органы осуществляют контроль выполнения указанных в нем требований.

Правомочие, связанное с возможностью обращения таможенных органов в судебные органы, имеет общеправовой характер. В первую очередь оно обусловлено положениями гл.32 ТК РФ и направлено на реализацию функции таможенных органов по принудительному взысканию таможенных платежей, т. е. таможенных пошлин и налогов. Кроме того, таможенные органы вправе предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления в случаях, когда они выступают как субъекты иных правоотношений (гражданских, уголовно-правовых, трудовых и др.).

Установление и поддержание официальных отношений с участниками внешнеторговой деятельности и их профессиональными объединениями связано с необходимостью постоянного совершенствования процедур таможенного оформления, а также методов и форм таможенного контроля, внедрения современных технических средств идентификации, оптимизации процесса перемещения товаров через таможенную границу РФ. Эти отношения носят исключительно консультативный характер и не могут влиять на принятие таможенными органами конкретных решений в рамках своей компетенции.

Осуществление таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов подчиняется общим правилам таможенного контроля. Однако такой контроль имеет свою специфику, связанную с прохождением линии Государственной границы РФ, определяющей государственную территорию России по водному пространству.

В п.5 ст.2 ТК РФ установлено, что таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий свободных экономических зон, а также искусственных островов, установок и сооружений, находящихся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. 1

Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» является законодательным актом, определяющим содержание и установление режима Государственной границы, включающего в себя в том числе правила перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (ст.7 Закона). В соответствии со ст.3 этого же Закона защита Государственной границы заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти в пределах своих полномочий путем принятия в том числе таможенных мер. Этим и обусловлен объем прав таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, сходный с объемом прав органов пограничного контроля.

Право таможенных органов, изложенное в подп.4 п.1 комментируемой статьи, направлено на обеспечение реализации положений ст.3.6 КоАП РФ о возмездном изъятии орудия совершения или предмета правонарушения, а также ст.3.7 КоАП РФ о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. 1

Права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

Основным условием возможности осуществления таможенными органами права остановки автотранспортного средства в соответствии с комментируемой статьей является перевозка на указанных транспортных средствах товаров, находящихся под таможенным контролем. Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, дано в подп. 4 п.1 ст.11 ТК РФ. Самостоятельная реализация таможенными органами указанного права возможна только в пределах зоны таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, т.е. исключительно при фактическом ее пересечении. Вне ее пределов автотранспортное средство может быть остановлено только органами внутренних дел во взаимодействии с таможенными органами. Такое положение впервые зафиксировано в ТК РФ с четкой регламентацией времени остановки (не более двух часов), необходимостью составления акта и вручения его перевозчику.



ЗАДАЧА № 1


Водитель автомашины в обход поста пытался перевезти большую емкость с бензином. Таможенник жестами потребовал остановиться, однако тот продолжал движение. Сделав первый, предупредительный, выстрел вверх, вторым инспектор попал по машине. Произошел взрыв, вследствие чего машина сгорела, водитель же остался жив.

Проанализируйте ситуацию.


РЕШЕНИЕ:

В данной ситуации сотрудник таможенной службы действовал в рамках закона. Так, статьей 422 Таможенного кодекса РФ предусматривается обязательность исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в том числе и физическими лицами. Требованием таможенника было - остановиться, однако водитель автомобиля продолжил движение, даже не смотря на предупредительный выстрел. Таким образом автомобиль сгорел в результате взрыва. Таможенный кодекс РФ на этот счет говорит: «Должностные лица таможенных органов Российской Федерации не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Кодексом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия».

При применении огнестрельного оружия должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязано:

предупредить о намерении его применить (предупредительный выстрел), предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; В данном случае предупреждение последовало.

Статья 426 Таможенного кодекса РФ закрепляет положения о ношении, хранении огнестрельного оружия и пользования им, а в статье 427 - применение и использование огнестрельного оружия.

Целью ношения, хранения и применения огнестрельного оружия сотрудниками таможенных органов Российской Федерации является выполнение возложенных на таможенные органы задач, а также обеспечение личной безопасности сотрудников этих органов. Огнестрельное оружие применяется сотрудниками таможенных органов в качестве крайней меры для:

- отражения нападения на сотрудников таможенных органов, когда жизнь или здоровье подвергаются опасности;

- пресечения попытки завладения огнестрельным оружием сотрудников таможенных органов (попытка лица, задерживаемого сотрудником таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию или прикоснуться к нему, рассматривается как стремление к завладению этим оружием и предоставляет сотруднику право применить его);

- отражения группового или вооруженного нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, когда иные меры пресечения нападения оказались безрезультатными;

- задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказавшегося выполнить законные требования о сдаче оружия.

Огнестрельное оружие может быть также использовано для:

- остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью сотрудников таможенных органов и не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;

- обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью сотрудников таможенных органов;

- предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

 В данном случае имело место быть - остановка транспортного средства путем его повреждения, т.к. водитель не подчинился их неоднократным требованиям остановиться;

Решение о непосредственном применении огнестрельного оружия сотрудники таможенных органов принимают самостоятельно.


ЗАДАЧА № 2


В соответствии с таможенным законодательством РФ установлено 11таможенных платежей. Однако в 1995 году были введены и другие сборы, и специальные налоги.

Найдите в законодательстве иные таможенные платежи. Сколько их и кто вправе их устанавливать?

Каков порядок взимания таможенных платежей? Каковы меры ответственности за уклонение от уплаты?


РЕШЕНИЕ:

1. Таможенные платежи могут рассматриваться в различных аспектах, например как способ регулирования внешнеэкономической деятельности и как специальная категория платежей в налоговой системе. Понятие "таможенные платежи" определяется в ТК РФ дважды. В ст. 18 ТК дается следующее определение:

"Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации".[5] Статья 110 ТК РФ содержит перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других установленных законодательством случаях. В него включены:

- таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за хранение товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование;

- плата за принятие предварительного решения;

- плата за участие в таможенных аукционах.

Список таможенных платежей был расширен во временной инструкции "О взимании таможенных платежей" (данный документ признан недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58). В него вошли таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам, и сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России. К таможенным платежам были отнесены также и "другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации". Таким образом, перечень таможенных платежей стал открытым. Введение нового косвенного налога предполагает, как правило, его взимание с импортируемых товаров. Если законодательство содержит закрытый, исчерпывающий список таможенных платежей, взимание нового налога таможенными органами юридически затруднено. Так произошло со специальным налогом для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства России и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, введенным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Специальный налог был определен в качестве таможенного платежа приказом ГТК России от 25 января 1994 г. N 36, изданным совместно с Государственной налоговой службой РФ и согласованным с Министерством финансов РФ. При этом статья 110 ТК РФ, дающая исчерпывающий перечень таможенных платежей, не содержала упоминания о специальном налоге.

В соответствии со ст. 8 НК РФ "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". Сбор определяется как "обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

специальные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Порядок взимания таможенных платежей.

Взимаются таможенные платежи с юридических, физи­ческих лиц, а также с предпринимателей без образова­ния юридического лица. По российскому таможенному зако­нодательству плательщиками таможенных платежей могут быть непосредственно декларанты либо иные лица. Причем право уплаты таможенных платежей предоставляется любому заинтересованному лицу, за исключением случаев, специ­ально оговоренных Таможенным кодексом РФ.

Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уп­лачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Централь­ным банком Российской Федерации. Таможенным кодексом РФ определено, что таможенные платежи уплачиваются до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и доку­ментов на него.

Сроки уплаты таможенных платежей уста­новлены для каждого вида таможенных платежей. В соответст­вии с Таможенным кодексом РФ по отдельным видам таможен­ных платежей в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты тамо­женных платежей, относящихся к товарам, на срок не более двух месяцев. На практике, начиная с 1996 г., отсрочка и рассрочка не применяются. Не предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей физическим лицам, а также юридическим лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей.

Решение о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей принимает начальник таможенного органа, проводящего таможенное оформление, по письменному заявлению плательщика, составленному в произвольной форме.            

На практике используется также авансовый платеж, который представляет собой сумму денежных средств, внесенных плательщиком   на счет таможенного  органа,  в  зачет будущих таможенных платежей. В ряде случаев таможенным законодательством предусмотрен  возврат  таможенными  органами   излишне   уплаченных или взысканных таможенных платежей. Порядок такого  возврата разработан ГТК РФ. Авансовый платёж можно вносить как в рублях, так и в иностранной валюте. Без расходования авансовые платежи могут находиться на счёте таможенного органа не более 1 года. По истечении этого срока авансовые платежи подлежат перечислению в ГТК РФ как невостребованные. Поэтому до истечения одного года плательщик должен обратиться в таможенный орган с заявлением о расторжении или о возврате авансовых платежей.

В ТК определяются порядок взыскания таможенных платежей и меры ответственности. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом РФ в беспроцентном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке.

За время задолженности взыскивается  пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.

При отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с законодательством РФ.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК по представлению таможенного органа РФ вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями.

За неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ о бесспорном взыскании, а также за необоснованные задержки исполнения таких решений эти лица, в том числе и виновные должностные лица, привлекаются  к ответственности в соответствии с ТК.

Существует также Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, которая предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса РФ. Для квалификации деяния по ст. 194 УК РФ, учитывая сложную процедуру таможенного оформления, необходимо определить, что является таможенной границей (этот вопрос, в частности, возникал применительно к въезду и выезду на и со складов временного хранения), какова процедура перемещения предметов через таможенную границу, что является ее началом и окончанием.

Эффективное применение ст. 194 УК РФ, на мой взгляд, требует соблюдения следующих основных условий:

1) изучения фактических обстоятельств незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами, явной заниженности таможенных платежей;

2) необходимости устанавливать: а) правовой режим перемещаемых предметов (товаров, автотранспортных средств) именно применительно к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

3) своевременности решения в интересах государства вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности лица по примечанию 2 к ст. 198 УК, если это может лучше защитить государственные интересы.

Список литературы

1.         Габричидзе Б.Н Таможенное право. Учебник. – М.: Из-во БЕК,  1995. – 471 с.

2.         Драганов В.Г., Рассолов М.М.Таможенное право.– М.: Юнити – Дана, 2001 г. – 247 с.

3.         Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г.//ВВС РСФСР. 1993 г. № 23 ст. 821

4.         Карпов В.В. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. Практическое пособие. – М.: Юрист, 1997. – 314 с.

5.         Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

6.         Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенных платежей // Журнал «Бухгалтерский учёт», 1998, № 2. – с. 15-19.

7.         Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – М.: «Норма», 2004 г. – 257 с.

8.         Таможенный кодекс РФ. Принят Государственной думой 25.04.2003 г.//СЗ РФ.2003. по состоянию на 1 октября 2004 г. № 22. ст.2066.

9.         ФЗ РФ о внесении дополнений в закон РФ «О таможенном тарифе» от 25.11.1995 // СЗ РФ. 1995. № 48, ст 4567.




[1] Драганов В.Г. Рассолов М.М. Таможенное право.– М.: Юнити – Дана, 2001., с. 52


[2] Таможенный кодекс РФ. Принят Государственной думой 25.04.2003 г.//СЗ РФ.2003. № 22. ст.2066

[3] Габричидзе Б.Н Таможенное право. Учебник. М.: Из-во БЕК, М., 1995, с. 76


[4] Таможня. Вопросы – ответы. Справочно – методическое пособие. М., Федеративная Книготорговая Компания, 1997., с. 35


1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237.

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. С. 241.

2 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 20.03.2001) «Об оперативно-розыскной деятельности».

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 июня 2004 г.).

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. С. 253.

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 237. .

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.).

[5] Карпов В.В. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. Практическое пособие. М., 1997., ст. 64