Доработка

1. Дайте  логическую характеристику следующих понятий: Произведите  с этими  понятиями операции определения, обобщения, ограничения (определение данных понятий  проверьте по правилам топика,  дополнения к классу)

А) матер

общее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, конкретное

Обобщение: мастер по стрельбе – мастер

Ограничение: мастер – мастер  спорта


Б) шантажист

общее, конкретное,  положительное, несобирательное, безотносительное

обобщение: шантажист Иванов -  шантажист

ограничение:  шантажист – шантажист  Иванов

В) оторванный рукав пиджака

Общее,  положительное, конкретное, безотносительное,  собирательное

Обобщение: оторванный рукав пиджака красного  цвета- оторванный  рукав пиджака

Ограничение:

оторванный  рукав пиджака -  оторванный рукав пиджака красного  цвета



2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике  обозначения (A, E, I, O) укажите  распределение  терминов и изобразите их соответствие с помощью кругов  Эйлера

2.1.  Армия без полководца – тело без души

Частноутвердительное (атрибутивное) суждение  (I)

Овал: PОвал: S                                                                   S - Армия без полководца

                                                         P - тело без души



2.2.  Привычка и с рабством  примиряется


Общеутвердительное  суждение

Овал: PОвал: S                                                         S  - привычка

                                                        P - рабство


2.3.  У некоторых  людей  ветер так же  легко  уносит  головы как шляпы

Частноутвердительное (I)

Овал: РОвал: S                                              S - У некоторых  людей  ветер так же  легко  уносит 

                                               Р – уносит шляпы


2.4.  Не все люди имеют преступные  наклонности

частноотрицательное  суждение (не все S  есть  P) (E)

Овал: P
 

Овал: S                                                   Р – преступные  наклонности

                                               S – не все люди

3. Установите  вид сложного суждения,  укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью символов,  используя пропорциональные союзы. Составьте таблицу истинности.  Если суждение комбинированное приведите его  полную  логическую схему.

 3.1.  Маленькие люди (А) становятся великими, когда  великие  переводятся(В)

Импликативное суждение


А

В

А        В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

л

и

и



3.2. Бытие только  тогда и есть,  когда ему грозит не бытие

Дизъюнктивное суждение 

А

В

         .

  А    v   В

и

и

л

л

и

л

и

л

и

и

и

л

 

4. Нарисуйте  логический квадрат, напишите виды отношений между суждениями в логическом квадрате и установите истинность других суждений,  если исходное суждение следующее:

4.1. У некоторых адвокатов отсутствует  в рассуждении логика – ложно


       А                         E         


  

       I                        O

У некоторых адвокатов отсутствует  в рассуждении логика (I)

Противоположность – у всех  адвокатов  не отсутствует в рассуждении логика (Е)

Противоречие – у всех адвокатов отсутствует  в рассуждении  логика (О)

Подчинение – не у всех  адвокатов отсутствует в рассуждении логика (А)


Суждение ложно



4.2.  Коней на переправе не меняют - истинно


       А                         E         


  

       I                        O

Коней на переправе не меняют (А)

Противоположность –коней на переправе меняют (Е)

Противоречие – некоторых коней на переправе  меняют (О)

Подчинение – некоторых коней на переправе  не меняют (I)

Суждение истинно

5. Сделайте полный разбор силлогизма. Если  заключение  с необходимостью не следует, укажите какие правила нарушены.

5.1.  И дикие  звери в Италии  имеют логово и норы,  куда они могут прятаться, а  люди которые сражаются и  умирают за Италию,  не владеют в ней ничем. Значит, есть в Италии люди,  которые живут хуже чем звери

Дикие звери Италии (М) имеют логово,  и норы, куда они могут прятаться

  люди, которые сражаются и  умирают за Италию(S),  не владеют в ней ничем (Р)

 

Значит, есть в Италии люди,  которые живут хуже чем звери


Вывод истинный


5.2. Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит. Этот человек не свободен,  так как  самостоятельно  не мыслит.

Только тот  свободен  (М)  кто самостоятельно мыслит (S)

Этот человек  не свободен (М) так как самостоятельно не  мыслит (Р)

 

Следовательно этот человек не свободен так как самостоятельно мыслит


Вывод ложный

В данном случае  две отрицательные посылки.


6. Приведите логическую схему, установите истинность и логическую корректность следующих умозаключений. В индуктивных умозаключениях определите степень вероятности логического  вывода.

6.1. Ошибка в мыслях  вызывает ошибку в словах,  ошибка в словах вызывает ошибку в делах.  Значит ошибка в мыслях вызывает ошибку в делах.


Ошибка в мыслях  вызывает ошибку в словах

ошибка в словах вызывает ошибку в делах

 

Значит ошибка в мыслях вызывает ошибку в делах.

Истинно


6.2.  На картине  И. Репина «Торжественное заседание  Государственного  Совета» изображено 82 человека Д.Н. Набоков – член Государственного Совета, Д.П.  Голицын – член Государственного Совета. Д.А. Философов, П.А. Марков, Н.П. Петров, Н.Н. Обручев – то же члены Государственного Совета. Значит, все персонажи картины -  Государственного Совета


На картине  И. Репина «Торжественное заседание  Государственного  Совета» изображено 82 человека Д.Н. Набоков – член Государственного Совета, Д.П.  Голицын – член Государственного Совета.

Д.А. Философов, П.А. Марков, Н.П. Петров, Н.Н. Обручев – то же члены Государственного Совета.

 

Значит, все персонажи картины -  Государственного Совета

Ложно