Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Нормы, закрепляющие права человека в международном праве и национальном законодательстве_______________________________________________ 4

Заключение____________________________________________________ 13

Список литературы____________________________________________ 14

Введение

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[2], утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»[3].

Нормы, закрепляющие права человека в международном праве и национальном законодательстве

Содержание понятия "общепризнанные принципы и нормы международного права" не определено в национальном и международном праве, хотя оно часто используется в научной и учебной литературе, в текстах или названиях международных документов (см., напр., Декларацию ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г.), решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Система международных соглашений России в области прав человека, в которых сформулированы общепризнанные принципы и нормы международного права, включает, в частности, Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейcкую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. Протокола N 2 от 6 мая 1963 г., Протокола N 3 от 6 мая 1963 г., Протокола N 5 от 20 января 1966 г., Протокола N 8 от 19 марта 1985 г. и Протокола N 11 от 11 мая 1994 г.), Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., резолюции и документы международных совещаний (документы ОБСЕ, например, Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Мадридский, Венский и Хельсинкский итоговые документы, документы Копенгагенского и Московского совещаний по человеческому измерению СБСЕ, документы Краковского симпозиума по культурному наследию, а также Парижской хартии для новой Европы).

Международные договоры РФ согласно части 4 статьи 15 Конституции поставлены в иерархии российской правовой системы выше закона. Из буквального смысла статьи 15 Конституции не вытекает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права по отношению к противоречащим им внутренним правовым актам (в том числе Конституции РФ), что отчасти обусловлено абстрактностью содержания общепризнанных принципов и норм. В конституционно-правовой доктрине существует точка зрения (не нашедшая до настоящего времени признания в конституционной теории, законодательстве и постановлениях Конституционного Суда РФ), что общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся прав человека и гражданина, по смыслу части 1 статьи 17, приравниваются по юридической силе к конституционным нормам, поскольку признаются или гарантируются государством. В любом случае все нормативные правовые акты, включая поправки в Конституцию РФ, должны приниматься (а международные договоры - заключаться) с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Основные права и свободы человека - права и свободы, содержащиеся в Конституции РФ. Они составляют его общий правовой статус. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством; государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод.

Часть 1 статьи 19 Конституции РФ соответствует положениям международных конвенций, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Конституционный принцип равенства перед законом и судом закреплен в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Неравенство перед законом допускается в целях защиты других конституционно-правовых ценностей, например, публичных интересов. Исключениями из принципа равенства перед законом и судом являются, в частности, положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и судей.

Полное развитие страны, благосостояние мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях. Вклад женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, социальное значение материнства до сих пор не получили полного признания. В соответствии с международными обязательствами Российская Федерация обязана изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин; обеспечить, чтобы семейное воспитание включало правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие детей, а также равные для мужчин и женщин права в отношении приобретения, изменения и сохранения гражданства и гражданства их детей, гражданские и политические права. Роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации.

Согласно статье 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью и представляет собой преступление против человеческого достоинства.

Право на жизнь - самое важное неотчуждаемое, абсолютное право человека, высшая ценность общества. Все остальные права и свободы производны от права на жизнь, являющегося необходимым условием других прав и свобод.

Часть 1 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни".

Человеческое достоинство (достоинство личности) является базисным принципом в сфере прав и свобод, его признание, соблюдение и защита государством являются необходимым условием существования личных прав человека.

До сих пор не выработано достаточно четкой и общепризнанной формулировки понятия "достоинство человека", которое складывается на основе морально-нравственных норм. Достоинство должно защищаться и до рождения, и после смерти. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными этическими и интеллектуальными качествами. Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами, т.е. качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство человека субъективно (чувство собственного достоинства) и объективно (признание и уважение личности). Достоинство личности определяется самооценкой и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.). В социальном государстве в понятие достоинства включается обладание не только правовой свободой, но и минимальным набором социальных благ, необходимых для достойной жизни. Так, установление минимальных размеров оплаты труда и пенсий, необходимых для достойной жизни, гарантирует базовые физические потребности и является непременным условием человеческого достоинства.

Формулировка "ничто" подразумевает, что никакие личные и социальные качества человека, события, ни чрезвычайное, ни военное положение не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. На положения статьи 21 не распространяются ограничения конституционных прав и свобод, предусмотренные частью 3 статьи 55. Государство охраняет достоинство личности, определяя основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан и обеспечивая механизмы защиты права на достоинство от посягательств государственных органов, должностных лиц и граждан. Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государства в частную жизнь граждан, нарушение порядка проведения процессуальных действий.

Часть 1 статьи 21 находится в полном соответствии с положениями международных конвенций в области прав человека. Часть 1 статьи 10 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. провозглашает право всех лиц, лишенных свободы, на уважение достоинства, присущего человеческой личности; согласно части 4 статьи 5 Пакта все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Понятие "достоинство" используется и во многих других международных актах (Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины; Конвенции о правах человека и биомедицине от 4 апреля 1997 г., Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека от 11 ноября 1997 г.).

Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения и которое дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

Свободу и личную неприкосновенность возможно толковать в социальном и биологическом смыслах. Право на свободу включает, в частности, политическую свободу, профессиональную свободу.

Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности). Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность.

Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами, а уровень его реализации, защиты и гарантированности нормами права служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (пункт 1 статьи 9).

Действующая Конституция, закрепив право на свободу передвижения, фактически отменила все ограничения прав граждан, связанные с пропиской. Еще до ее принятия были отменены ведомственные нормативные акты, наиболее сильно ограничивавшие права граждан в зависимости от прописки и противоречившие положениям международно-правовых документов, в частности, Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и Факультативному протоколу к нему, Протоколу N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и иные международные акты провозглашают право человека покидать любую страну, включая свою собственную.

Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом, в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. считается не только откровенно рабский труд, что в настоящее время встречается довольно редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством, регулирующим прохождение воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств или в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда.

Запрет принудительного труда содержится в Конвенции Международной организации труда N 29 (1930 г.), иных международно-правовых документах, а также в Трудовым кодексе РФ (ст. 4).

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содержат нормы о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые, в силу ограниченных возможностей, не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Одной из гарантий права на жилище выступает конституционный запрет произвольного лишения жилища. Исчерпывающий перечень оснований и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом.

Собственник вправе истребовать жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений своих прав, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также и против собственника жилого помещения.

Защита конституционного права на жилище происходит в судебном порядке.

Согласно статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом правовой системы государства, и развивать возможности судебной защиты; обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Часть 1 статьи 55 в соответствии со статьей 30 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., статьей 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и статьей 5 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Согласно статье 5 Международного пакта о гражданских и политических правах, никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме.

Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, соглашениях в рамках СНГ и межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), признанная мировым сообществом эталоном демократизма; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.); Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него (1973 г.); Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995 г.).

Заключение

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»[4].

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе междуна­родного сотрудничества государств, были выработаны многие ре­комендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.

Список литературы

1.     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII.

2.     Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

3.     Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

4.     Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992.

5.     Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. М.: МГУ, 1990.

6.     Николайко Н.В. Права человека и система ООН. Киев: Наукова Думка, 1991.

7.     Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 1988.


[1] Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992. С. 5.

[2] Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. М.: МГУ, 1990. С. 3.

[3] Николайко Н.В. Права человека и система ООН. Киев: Наукова Думка, 1991. С. 3.

[4] Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М.: Изд-во «Знание», 1988. С. 6.