СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………………..3


1. Таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам, временный ввоз транспортных средств, сроки временного ввоза транспортных средств, операции с временно ввезенными транспортными средствами………………….4


2. Временный вывоз транспортных средств, сроки временного вывоза транспортных средств, обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств, изменение таможенного режима временного вывоза, временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей………………………………6


Заключение………………………………………………………………………...12


Список использованной литературы…………………………………………..13


Введение

Цель данной работы: описать порядок перемещения транспортных средств физическими лицами.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. рассматриваются таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам, временный ввоз транспортных средств, сроки временного ввоза транспортных средств, операции с временно ввезенными транспортными средствами;

2. описывается временный вывоз транспортных средств, сроки временного вывоза транспортных средств, обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств, изменение таможенного режима временного вывоза, временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей.

Временный ввоз транспортных средств допускается с полным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Запреты и ограничения экономического характера в соответствии с законодательством РФ к транспортным средствам никогда не применялись и не применяются. По общему правилу полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз транспортных средств осуществляется исключительно для целей международной перевозки товаров и (или) пассажиров и не связан с передачей прав в отношении этих транспортных средств российскому лицу при соблюдении условий, предусмотренных ТК РФ. Вместе с тем ТК РФ предоставляет право Правительству РФ устанавливать случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, если вышеупомянутые условия не соблюдаются. До истечения срока временного ввоза транспортные средства должны быть либо вывезены с таможенной территории РФ, либо заявлены к иному таможенному режиму в качестве товаров. Таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза лишь в целях таможенного контроля обратного вывоза транспортных средств, исходя из срока, заявленного перевозчиком.


1. Таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам, временный ввоз транспортных средств, сроки временного ввоза транспортных средств, операции с временно ввезенными транспортными средствами

ТК РФ 2003 г. установил возможность заявления транспортных средств, используемых для международной перевозки лиц или товаров при пересечении таможенной границы РФ (подп.5 п.1 ст.11 ТК РФ), только к таможенным режимам временного ввоза или временного вывоза и определил специальный порядок для применения указанных таможенных режимов к транспортным средствам. 1 ТК РФ 1993 г. не устанавливал какие-либо особенности применения таможенных режимов для транспортных средств и предусматривал перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам.

Временный ввоз транспортных средств допускается с полным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Запреты и ограничения экономического характера в соответствии с законодательством РФ к транспортным средствам никогда не применялись и не применяются. По общему правилу полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз транспортных средств осуществляется исключительно для целей международной перевозки товаров и (или) пассажиров и не связан с передачей прав в отношении этих транспортных средств российскому лицу при соблюдении условий, предусмотренных п.1 ст. 271 ТК РФ в их совокупности.

Вместе с тем ТК РФ предоставляет право Правительству РФ устанавливать случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, если вышеупомянутые условия не соблюдаются. В иных случаях (когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не применяется или когда не соблюдаются условия такого освобождения) применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, при котором за каждый полный или неполный календарный месяц нахождения транспортных средств на таможенной территории РФ уплачиваются 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если транспортные средства были бы выпущены для свободного обращения. В таких случаях порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств соответствует порядку, установленному ст. 212 ТК РФ для уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров. До истечения срока временного ввоза транспортные средства должны быть либо вывезены с таможенной территории РФ, либо заявлены к иному таможенному режиму в качестве товаров. По общему правилу таможенный орган не устанавливает срок временного ввоза транспортных средств, и перевозчик должен соблюдать норму прямого действия, установленную п. 1 комментируемой ст. 272 ТК РФ. Таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза лишь в целях таможенного контроля обратного вывоза транспортных средств, исходя из срока, заявленного перевозчиком. 1 При этом таможенный орган обязан продлить ранее установленный срок временного ввоза на основании мотивированного запроса лица, интересы которого в данном случае затрагиваются непосредственно и индивидуально (например, если транспортное средство не может быть обратно вывезено в установленные сроки в связи с необходимостью закончить его ремонт). С временно ввезенными транспортными средствами допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании к таможенной территории Российской Федерации либо использовании на указанной территории. Если в отношении временно ввезенных транспортных средств требуется совершить операции, не указанные в данной статье, то транспортные средства должны быть заявлены к иному таможенному режиму в качестве товара.

2. Временный вывоз транспортных средств, сроки временного вывоза транспортных средств, обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств, изменение таможенного режима временного вывоза, временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей

На основе анализа ст. 274 ТК РФ временный вывоз транспортного средства допускается: а) если транспортное средство находится на таможенной территории Российской Федерации (в том числе имеются в виду транспортные средства иностранного производства) и эксплуатируется на этой территории; б) если оно зарегистрировано за российским лицом (гражданином или юридическим лицом); в) независимо от того, кто осуществляет вывоз транспортного средства и для каких целей оно будет использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации (например, для совершения личных поездок, для коммерческих целей и т.п.). По общему правилу при временном вывозе транспортного средства таможенные пошлины (но не налоги!) не взимаются. В изъятие из изложенных выше правил допускается также временный вывоз транспортного средства, поскольку: 1) транспортное средство ранее временно было ввезено на таможенную территорию Российской Федерации; 2) осуществляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; 3) вывоз осуществляется именно российским лицом (которому транспортное средство не принадлежит на правах собственности, например, арендатором, лицом, управляющим транспортным средством по доверенности, и др.). Не играет роли, зарегистрировано ли транспортное средство за российским лицом или нет. 1

Если происходит частичная уплата таможенных платежей (в случаях, перечисленных в п. 3 ст. 274), то она производится по правилам ст. 214 ТК. Последняя, в частности, предусматривает, что: 1) таможенный режим временного вывоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения; 2) при завершении данного таможенного режима выпуском транспортного средства для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 212 ТК. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию. При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при отпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 и 3 ст. 212 ТК. При выпуске для свободного обращения товаров, в отношении которых применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 212 ТК.

Указанные в ст. 275 ТК РФ сроки: 1) завершаются при обратном ввозе транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации; 2) завершаются также путем изменения таможенного режима временного вывоза.

Таможенные пошлины, налоги не подлежат уплате при обратном ввозе транспортных средств, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, поскольку: 1) транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации переработке; 2) транспортное средство, хотя и подвергалось операциям по переработке, все же эти операции состояли в том, что транспортное средство было подвергнуто ремонту, виды которого исчерпывающим образом перечислены в п. 1 ст. 276 ТК. Ни сами таможенные органы, ни заинтересованные лица не вправе перечень этих операций расширять. Если транспортное средство не подлежит освобождению от уплаты таможенных платежей, то необходимо применять частичное освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 207 ТК (т.е. применительно к порядку, установленному для таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации). 1 При этом ст. 207 ТК предусматривает: 1) частичное освобождение от уплаты НДС, а также таможенных пошлин, перечисленных в ст. 318-321 ТК; 2) особый порядок частичного освобождения от уплаты акцизов.

Он состоит в том, что:

- сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт этих товаров, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров;

- что сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.

- что при ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки (ст. 201 ТК РФ), а также при несоблюдении других требований и условий настоящего параграфа либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не представляется.

Нужно также учесть, что согласно ст. 276 при определении стоимости операций по переработке транспортных средств расходы, понесенные в связи с перемещением транспортного средства к месту переработки и обратно на таможенную территорию Российской Федерации, не учитываются, поскольку такое перемещение связано с осуществлением международной перевозки товаров или пассажиров. В остальных случаях и такие расходы следует учитывать при определении таможенной стоимости операций по переработке и при исчислении сумм таможенных платежей.

В отношении временно вывезенных транспортных средств:

1) допускается изменение таможенного режима временный вывоз (ст. 252-257 ТК) на таможенный режим экспорт (ст. 165, 166 ТК) либо на иной таможенной режим (ст. 155 ТК). Однако такое изменение допускается в той мере, в какой:

а) соблюдаются требования и условия, предусмотренные нормами ТК в отношении того или иного таможенного режима;

б) имеется письменное разрешение таможенного органа (оно должно соответствовать форме, утвержденной ГТК). Отказ выдать разрешение может быть обжалован в соответствии со ст. 45-57 ТК;

в) с заявлением об этом в таможенный орган обратилось заинтересованное лицо;

2) необходимо (т.е. это уже не право, а обязанность) изменить таможенный режим временный вывоз на таможенный режим экспорт, если лицо, которое временно вывезло транспортное средство, передало (например, в результате дарения, мены и т.п.) право собственности на это транспортное средство, иностранному лицу. На случаи аренды правила п. 2 ст. 277 не распространяются;

3) изменение таможенного режима временного вывоза: а) осуществляется с предварительного разрешения таможенного органа; б) допускается без фактического предъявления транспортного средства (например, если транспортное средство вывезено в Польшу, то лицо может письменно просить таможенный орган Российской Федерации об изменении таможенного режима временного вывоза на таможенный режим - экспорт, без того чтобы перегнать транспортное средство обратно в Российскую Федерацию). 1 В той мере, в какой осуществляется временный ввоз:

1) транспортные средства - ввозимое с ним специальное оборудование (упомянутое в п. 1 ст. 278) подлежит полному условному освобождению от уплаты таможенных платежей (ст. 318-321 ТК): Главное, чтобы оно ввозилось именно совместно с транспортными средствами;

2) запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, техобслуживания, эксплуатации транспортных средств, тоже подлежат полному условному освобождению от уплаты указанных платежей;

3) «освобождение» (упомянутое выше) предоставляется не налоговыми органами, а таможенным органом. Поскольку осуществляется вывоз запасных частей, прямо перечисленных в п. 3 ст. 278 (перечень этот исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит), от таможенных пошлин, налогов: 1) полностью и условно освобождается вывоз таких товаров. При этом речь идет об освобождении именно от вывозных таможенных пошлин; 2) полностью (и безусловно!) освобождается обратный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации. Речь идет: а) о ввозе замененных частей, деталей, оборудования; б) об освобождении от уплаты ввозимых таможенных платежей (т.е. и пошлин, и налогов); в) о том, что освобождение производится применительно к порядку, установленному для таможенного режима реимпорта (ст. 236-238 ТК).

Таможенное оформление транспортных средств, запчастей и оборудования производится:

1) в упрощенном порядке. Этот порядок, может, в частности, предусматривать:

а) передачу периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК); б) представление лишь сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150 ТК); в) иные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные в ст. 68 ТК; 2) либо в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (69 ТК); 3) либо в месте убытия этих товаров с таможенной территории Российской Федерации (это место определяется по правилам ст. 119 ТК). 4) либо в месте нахождения таможенных органов и на время их работы (при этом следует руководствоваться правилами ст. 405-407 ТК). В ходе таможенного оформления таможенный орган: 1) обязан принять (в качестве таможенной декларации) стандартные документы перевозчика, поскольку последние установлены действующим для Российской Федерации международным договором (ст. 8 ТК). При этом в этих стандартных документах должны содержаться сведения, исчерпывающим образом перечисленные в п. 2 ст. 279 ТК. При отсутствии хотя бы одного из этих сведений: а) лицо должно сообщить недостающие сведения путем предоставления не стандартных документов, а таможенную декларацию по форме, определяемой ГТК; б) ранее представленные стандартные документы рассматриваются как неотъемлемая часть въездной (выездной) таможенной декларации. В практике возник вопрос: нет ли противоречия между ст. 279 и ст. 8 ТК (предусматривающих приоритет норме международного договора)? Оно налицо. Впредь до его устранения необходимо исходить из норм ст. 8 ТК (ибо они больше соответствуют ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Заключение

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения, без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов, которые могут быть начислены в соответствии с абзацем четвертым п. 2 ст. 214 ТК. Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ст. 212 ТК. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию.

Список использованной литературы


1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).


2. Письмо ГТК РФ от 01.04.2002 N 01-06/12816 «Об усилении контроля таможенной стоимости товаров».


3. Приказ ГТК РФ от 02.04.2002 N 300 «Об утверждении положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации».


4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004 г.


5. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г.



1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 347.

1 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). – «Норма», 2004 г. С. 358.

1 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004 г. С. 371 – 373.

1 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004 г. С. 385 – 386.

1 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004 г. С. 395 – 397.