Содержание работы:

Введение……………………………………………………………………………. 2

2.Основная часть………………………………………………………………….. 5

2.1 Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции……………... 5

2.2Режим налогового склада……………………………………………………. 10

2.3 Налоговые посты…………………………………………………………….. 12

Заключение……………………………………………………………………….. 15

Литература…………………………………………………………………………    17

1.Введение

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Одними из главных налогов, являющихся важными источниками формирования бюджетов России всех уровней являются налоги, выплачиваемые юридическими лицами. Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленна. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение, как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета. Наиболее важны налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги — источники дорожных фондов, налог на имущество. Для предприятий, производящих и продающих алкогольную продукцию, велико значение сборов за выдачу лицензий и за право производства и оборота такой продукции; для добывающих отраслей важен размер отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз производителем подакцизного товара и фактически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Перечни подакцизных товаров и ставок акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены законом. Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ.

Объектами акцизов являются факты реализации произведенной налогоплательщиком продукции (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств — участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ввел в  России  трехуровневую систему налогообложения. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.  Но с 1 января 2005 года данный закон, прекращает свое действие. Отношение акцизов к федеральным налогам регламентируется ст. 13 НК РФ согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33) статья 13 настоящего Кодекса вводится в действие с 1 января 2005 г. (со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Но акцизы могут ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на их территории.

 Плательщиками акцизов являются все находящиеся на  территории  Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость)  подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,  включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия,  этиловый спирт  из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т.,  ювелирные  изделия,  бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения  налогом  на  добавленную  стоимость. Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и легковых автомобилей применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции — специфические.

2.Основная часть

2.1 Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции.

Налоговый кодекс в части второй в разделе VIII – Федеральные налоги, главе 22 – Акцизы определяет отношение алкогольной и спиртосодержащей продукции к подакцизным товарам. 

В действующей редакции статья 181 (подакцизные товары) признает подакцизными: «1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;» При применении пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее. К спирту этиловому, признаваемому подакцизным товаром, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются. Таким образом, поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения", данный спирт признается подакцизным товаром.

Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только при одновременном соблюдении следующих условий: данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"  должен быть произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; данный товар должен пройти государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

С 1 января 2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса. С 1 января 2001 года подакцизным товаром признана и спиртосодержащая денатурированная продукция. При этом следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.

Согласно Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г. Так с 2006 года в действие вступает новая  редакция пункта 2, в части касающейся товаров не подлежащих акцизам. «2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам (статья 193 –« Налоговые ставки»):

       Виды подакцизных товаров        


    Налоговая ставка в процентах и (или) рублях и копейках за ед. измерения

Этиловый спирт из всех видов сырья (в  том числе спирт-сырец из всех видов сырья)

18 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта свыше  25  процентов (за исключением   вин)   и    спиртосодержащая продукция                                

135   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта свыше 9 и до 25  процентов (за исключением   вин)  

100   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта до 9   процентов включительно(за исключением   вин)  

70   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина нетрадиционные крепленые            

88   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина    (за    исключением     натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых)


52   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина      натуральные       нетрадиционные

4 руб. за 1 литр           

Вина шампанские и вина игристые          

10 руб. 50 коп. за 1 литр  

Вина    натуральные    (за     исключением нетрадиционных некрепленых)              

2 руб. 20 коп. за 1 литр   


Налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20 % соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35 % соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - оптовых организаций, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80 % соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65 % соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать 1 % установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %.

При применении статьи 193 Налогового кодекса необходимо обратить внимание на следующее. В связи с введением режимов налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % устанавливается новый порядок взимания акцизов по этой продукции.

Так, при реализации алкогольной продукции налогообложение осуществляется по следующим налоговым ставкам:

налогоплательщиками-производителями покупателям, не являющимся акцизными складами оптовых организаций, - по налоговым ставкам, установленным в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса; налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - на акцизные склады оптовых организаций - в размере 50 % соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса; оптовыми организациями, реализующими алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, с акцизных складов конечным потребителям - в размере 50 % соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса.

При реализации алкогольной продукции оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других организаций акцизы не взимаются.

Оформление расчетных документов должно производиться с учетом положений, изложенных в пунктах 2 и 3 статьи 198 Налогового кодекса.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % с акцизных складов организаций-производителей сумма акциза в расчетных документах указывается исходя из установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса налоговой ставки в размере:

50 % - при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % на акцизный склад, не являющийся структурным подразделением организации-производителя;

100 % - при реализации алкогольной продукции покупателям, не являющимся акцизным складом оптовой организации.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % с акцизных складов оптовых организаций сумма акциза в расчетных документах указывается в размере 50 % налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса.

В пункт 1 статьи 196 (Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции) НК РФ внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2005г.

1. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.

2. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате акциза.

Кроме НК РФ порядок осуществления сбора акцизов и отдельные вопросы, касающиеся конкретно алкогольной продукции определены рядом законов и подзаконных актов.

Так, статья 13 ФЗ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ" О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" определяет налогообложение и маркировку алкогольной продукции.

Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации. Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 %ов подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К подзаконным актам касающимся акциза на алкоголь относятся:

- Приказ МНС РФ от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675@ "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкций по их заполнению".

- Приказ МНС РФ от 31 марта 2003 г. N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядков хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".

- Письмо МНС РФ от 2 августа 2002 г. N СА-6-07/1171 "О реализации предприятием остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

- Письмо Минэкономразвития РФ от 30 мая 2001 г. N АШ-1292/05 "О минимальных ценах на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, производимые на территории Российской Федерации".

2.2Режим налогового склада.

Согласно Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ в статью 197 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2005 г.

Режим налогового склада определен в статье 197 НК РФ (режим налогового склада). Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее - акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию.

2. Под действием режима налогового склада находятся территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций. Хранение указанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию, в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается.

3. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее оптовую или розничную реализацию, считается моментом завершения действия режима налогового склада.

При освобождении алкогольной продукции от акциза в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная указанная в нем дата.

4. Алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, хранится под контролем налогового органа в специально выделенных обустроенных помещениях.

5. Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 179 настоящего Кодекса, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке.

Режим и порядок выдачи разрешения на учреждение (акцизного)  налогового склада также определен в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок". В нем установлены общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов. Данный  порядок и условия выдачи разрешений определяется субъектами Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Разрешение выдается территориальным налоговым органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

 Основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (с указанием местонахождения помещения, предназначенного под акцизный склад).

Действие разрешения может быть продлено по заявлению организации в случае продления срока действия лицензии, в соответствии с которой это разрешение было выдано, или получения новой лицензии. Порядок продления действия разрешения определяется субъектом Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

2.3 Налоговые посты

Налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе создавать постоянно действующие налоговые посты (далее - налоговые посты) у налогоплательщика. Понятие и задачи налоговых постов определены в статья 197.1. НК РФ (налоговые посты).

Под налоговым постом  понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Организация налогового поста осуществляется на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство.

Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам. Сотрудники налоговых органов, на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов.

Функции налоговых постов:

1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;

2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

При осуществлении функций, указанных в пункте 3, сотрудники налоговых органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Приказ МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79 "Об утверждении Порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79). В данном документе более конкретно определены обязанности, задачи правила работы и полномочия налоговых постов.

Так установлено, что  контроль за функционированием налогового поста осуществляет налоговый орган, руководитель которого принял решение о создании налогового поста (далее - налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста). Налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, вправе давать сотрудникам налогового поста обязательные для исполнения указания в рамках компетенции налогового поста.

В нем определено кем назначается  руководитель группы сотрудников налогового поста, кто может входить в состав группы сотрудников, с кем согласовывается состав группы сотрудников. Устанавливается режим работы налогового поста. Конкретизирован порядок доступа сотрудников налогового поста в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации, и действия при воспрепятствовании к доступу сотрудников налогового поста в указанные помещения и на территории организации.Более расширено, дано понятие видов контроля и порядок его осуществления.

Еще одним документом, регламентирующим деятельность налоговых постов является приказ МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57)  определяет, что  постоянно действующие налоговые посты создаются у налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.  Решение о создании налогового поста у налогоплательщика принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

3. Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. В настоящее время на роль профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, однако, он тоже не лишён недостатков.

Проблем в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем. И от того, насколько быстро и скрупулезно наши законодатели будут организовывать проведение налоговой  реформы зависят сроки становления экономики нашей страны в один ряд с ведущими мировыми державами.


 

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

2.Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ)

3.Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 11-ФЗ) (под ред. Старикова А.Н.) - "Статус-Кво 97", 2003 г.

4. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС "Гарант", 2003 г.

5. Изменения и дополнения в главу 22 "Акцизы" НК РФ (Т. Софрина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2002 г.).

6. Приказ МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57).

7. Приказ МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79 "Об утверждении Порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79).  

8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  – прекратил действие с 1 января 2005 года.