Содержание
1. Основные понятия темы.. 2
2. Первые философские школы Древней Греции: Пифагорейская школа. 4
3. Изобразите в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилософском мышлении древних греков. 9
4. Логические задачи, упражнения, комментарии. 11
5. Тестовая проверка знаний. 15
Список литературы.. 18
1. Основные понятия темы
Архэ – (от греч. a r c h - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
Атом – последняя, неделимая, предельно малая частица, несотворимая и неуничтожимая. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной всего многообразия качеств в мире.
Апейрон (греч. aperion - безграничное) – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие апейрон – важное достижение древнегреческого материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме апейрон – бесформенное, безграничное начало, вместе с противоположностью – «пределом» – основа сущего.
Бытие – существующий независимо от сознания объективный мир, материя.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.
Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причиной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности.
Знание – продукт общественной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.
Космос – вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему и все галактики.
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.).
Идея (греч. idea – буквально: «то, что видно», образ) – философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия.
Логос – термин, обозначавший первоначально всеобщий закон, основу мира, порядок и гармонию[1].
Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место натурфилософии в системе других философских дисциплин, менялись в истории философии.
Рациональность – относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми челнами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т.п.).
Субъективность - все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т.д.; зависимость от субъекта (противоположность - объективность).
У Гегеля и Кьёркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьёркегор рассматривает субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.
Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
2. Первые философские школы Древней Греции: Пифагорейская школа
Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н.э. и прошел в своем развитии ряд этапов. Вопрос об их временной длительности сложен и до сих пор не решен однозначно. Основоположником школы был Пифагор Самосский (ок. 580-500 до н.э.). Ни одна строка, написанная Пифагором, не сохранилась; вообще неизвестно, прибегал ли он к письменной передаче своих мыслей. Что было сделано самим Пифагором, а что его учениками, установить очень трудно. Свидетельства о нем древнегреческих авторов противоречивы; в какой-то мере различные оценки его деятельности отражают многообразие его учения.
В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую ("пифагорейский образ жизни") и теоретическую (определенная совокупность учений. В религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считалась обрядовая сторона, затем имелось в виду создать определенное душевное состояние и лишь потом по значимости шли верования, в трактовке которых допускались разные варианты. По сравнению с другими религиозными течениями у пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темницы, не допустить в другое тело, которое якобы совершается после смерти. Путем для достижения этой цели является выполнение определенного морального кодекса, "пифагорейский образ жизни". В многочисленной системе предписаний, регламентировавших почти каждый шаг жизни, видное место отводилось занятиям музыкой и научными исследованиями.
Теоретическая сторона пифагореизма тесно связана с практической. В теоретических изысканиях пифагорейцы видели лучшее средство освобождения души из круга рождений, а их результаты стремились использовать для рационального обоснования предполагаемой доктрины. Вероятно, в деятельности Пифагора и его ближайших учеников научные положения были перемешаны с мистикой, религиозными и мифологическими представлениями. Вся эта "мудрость" излагалась в качестве изречений оракула, которым придавался скрытый смысл божественного откровения.
Основными объектами научного познания у пифагорейцев были математические объекты, в первую очередь числа натурального ряда (вспомним знаменитое "Число есть сущность всех вещей") . Видное место отводилось изучению связей между четными и нечетными числами. В области геометрических знаний внимание акцентируется на наиболее абстрактных зависимостях. Пифагорейцами была построена значительная часть планиметрии прямоугольных фигур; высшим достижением в этом направлении было доказательство теоремы Пифагора, частные случаи которой за 1200 лет до этого приводятся в клинописных текстах вавилонян. Греки доказывают ее общим образом. Некоторые источники приписывают пифагорейцам даже такие выдающиеся результаты, как построение пяти правильных многогранников.
Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах и других математических объектах отводится основополагающее место в системе мировоззрения, то есть фактически математика объявляется философией. Как писал Аристотель, "... у чисел они усматривали, казалось бы, много сходных черт с тем, что существует и происходит, больше, чем у огня, земли и воды... У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве выражения для их состояний и свойств... Например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то душа и ум, другое - удача, и можно сказать - в каждом из остальных случаев точно также. " Если сравнивать математические исследования ранней пифагорейской и милетской школ, то можно выявить ряд существенных различий.
Так, математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность мира, то есть радикально изменилось само понимание природы математических объектов. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую религии, в средство очищения души, достижения бессмертия. И, наконец, пифагорейцы ограничивают область математических объектов наиболее абстрактными типами элементов и сознательно игнорируют приложения математики для решения производственных задач.
Но чем же обусловлены такие глобальные расхождения в понимании природы математических объектов у школ, существовавших практически в одно и то же время и черпавших свою мудрость, по-видимому, из одного и того же источника - культуры Востока? Впрочем, Пифагор, скорее всего, пользовался достижениями милетской школы, так как у него, как и у Фалеса, обнаруживаются основные признаки умственной деятельности, отличающиеся от догреческой эпохи; однако математическая деятельность этих школ носила существенно различный характер.
Аристотель был одним из первых, кто попытался объяснить причины появления пифагорейской концепции математики. Он видел их в пределах самой математики: "Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей. " Подобна точка зрения не лишена основания хотя бы в силу применимости математических положений для выражения отношений между различными явлениями. На этом основании можно, неправомерно расширив данный момент математического познания, прийти к утверждению о выразимости всего сущего с помощью математических зависимостей, а если считать числовые отношения универсальными, то "число есть сущность всех вещей". Кроме того, ко времени деятельности пифагорейцев математика прошла длинный путь исторического развития; процесс формирования ее основных положений терялся во мраке веков. Таким образом, появлялось искушение пренебречь им и объявить математические объекты чем-то первичным по отношению к существующему миру. Именно так и поступили пифагорейцы.
В советской философской науке проблема появления пифагорейской концепции математики рассматривалась, естественно, с позиций марксистско-ленинской философии. Так, О. И. Кедровский пишет: "... Выработанная им (Пифагором) концепция объективно оказалась идеологией вполне определенных социальных слоев общества. Это были... представители аристократии, теснимые демосом... Для них характерно стремление уйти от тягот земной жизни, обращение к религии и мистике". Эта точка зрения, как и первая, не лишена смысла; истина же, вероятно, находится где-то посередине. Однако, на мой взгляд, крах пифагорейского учения следует связывать в первую очередь не с вырождением аристократии как класса, а с попыткой пифагорейцев извратить саму природу процесса математического познания, лишив математику таких важных источников прогресса, как приложения к производству, открытое обсуждение результатов исследований, коллективное творчество, удержать прогресс математики в рамках рафинированного учения для посвященных. Кстати, сами пифагорейцы подорвали свой основополагающий принцип "число есть сущность всех вещей", открыв, что отношение диагонали и стороны квадрата не выражается посредством целых чисел.
Таким образом, уже в исходном пункте своего развития теоретическая математика была подвержена влиянию борьбы двух типов мировоззрения - материалистического и религиозно-идеалистического. Мы же убедились, что наряду с влиянием мировоззрения на развитие математического познания имеет место и обратное воздействие[2].
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природный явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы и т.д. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным численным соотношениям, благодаря абсолютнности чисел приводила пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.
Все вещи, по пифагорейцам, состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.
3. Изобразите в схеме итоги выполнения второго задания, выделив общее и различия в натурфилософском мышлении древних греков
Натурфилософские школы |
Общее |
Различия |
1.Милетская школа - Фалес - Анаксимен - Анаксимандр |
Основу мира они видят в определенном материальном принципе. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. |
Фалес - все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Анаксимен - первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Анаксимандр-первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр.Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. |
2. Пифагорейцы |
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер первоначало а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общего порядка. Познать мир – значит, познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. |
|
3. Гераклит |
Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь - это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. |
|
4. Элейская школа - Парменид |
Проблема бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. |
Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Мир - вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, возможности движения (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. |
4. Логические задачи, упражнения, комментарии
Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: « Все составляется из огня и воды и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и сглаживается взаимной противобежностью». «Все возникает по противоположности и всею целостностью течет как река».
1. Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.
2. В чем их противоположность размышлениям элеатов?
3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образы «огня» и «реки»?
4. Что означает «Все сглаживается по судьбе…?» Как называется эта установка в философии?
1. Гераклитовская философия:
Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. “Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей.
Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос” (закон, необходимость)”. Даже Солнце не может переступить логос.” Мир есть процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот). ”Нельзя дважды войти в одну реку” В человеческой жизни превращение в противоположное есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство “бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.
Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоп. делают все качества вещей относительными (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб - питательна, для людей -негодна)
Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от того, что никогда не заходит”
Однако считает Гераклит, большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.
2. Против стихийно-диалектического воззрения Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой понижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона.
3. Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения». В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе»
Огонь Гераклита является очень важным образом. Он не просто исходное начало для прочих стихий (и в этом смысле не является аналогией воды Фалеса или воздуха Анаксимена). Едва ли также можно говорить о космогонической сущности огня у Гераклита, поскольку он все направляет и всему дает форму. Он скорее выступает в качестве некоего архетипа материи, определяющего ее не только фактически, но и структурно (ср. "мерами вспыхивающими и потухающими"). И если мы выше рассматривали этот огонь как материальную стихию, противополагая его более формальным принципам Гераклита, то делалось это в значительной мере условно, с точки зрения его преобладающей функции. Ведь само разделение на форму и материю, на структуру вещества и само вещество совершенно неизвестно Гераклиту. Поэтому не нужно удивляться, что гераклитовский огонь структурен и определяет собою всякую другую структуру (прежде всего, землю и море). Отголоском этого космического огня является и человеческая душа, которая тоже огненна по своей природе. Итак, огонь у Гераклита есть вещественно и чувственно воспринимаемый живой космический принцип появления всех вещей с той или иной их структурой.
Нет сомнений, что у Гераклита был образ реки, и нет ничего невероятного в том, что с этим образом он соединял мысли о текучести и становлении бытия вообще. Ведь образ реки и учение о всеобщем движении приписывала Гераклиту решительно вся античность. Кроме Кратила, Платона и Аристотеля, здесь можно упомянуть, Клеанфа, Александра Афродисийского, Диогена Лаэрция, Аммона, Лукиана, Симплиция, Секста Эмпирика. В последующие времена, когда у греков развилась тончайшая диалектика становления, образ реки и многие другие яркие символы Гераклита были очень удобными тезисами для философских построений, равно как и прекрасной мишенью для диалектических ниспровержений. Этим, вероятно, и объясняется огромная популярность и невероятная раздутость гераклитова символа реки. Однако нет никаких филологических оснований приписывать определенное логическое содержание данному выражению и выставлять этот символ да и вообще учение о текучести как что-то основное, подавляющее, специфическое для Гераклита. Наоборот, если всерьез относиться к образности языка дошедших до нас фрагментов Гераклита, то a priori сомнительно, чтобы он с этим образом связывал какие-нибудь отвлеченно-диалектические построения. Общий план мироздания, порядок и гармония – так же свойственны миру Гераклита, как и вечная подвижность.
4. « Все слаживается по судьбе…» - возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Идея непрерывного потока в своем крайнем выражении привела в античности к абсолютному релятивизму. Согласно воззрениям Гераклита, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет вечным логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом.
5. Тестовая проверка знаний
1. Завершите определение:
«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира и места человека в нем, называется _______________________»
Ответ: мировоззрение
2. Понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченность мира:
а) атом;
б) хаос;
в) космос;
г) бытие
Ответ: атом
3. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистической традиции в философии?
а) Демокрит;
б) Пифагор;
в) Гераклит;
г) Сократ
Ответ: Сократ
4. Что такое философская категория?
а) обозначение чего-либо;
б) форма «чистого разума»;
в) понятие, обозначающее связь любого типа;
г) понятие, обозначающее существенные, универсальные связи и отношения
Ответ: понятие, обозначающее существенные, универсальные связи и отношения
5. Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?
а) о неизменности бытия;
б) о всеобщей его изменчивости и противоречивости;
в) о том, что основой всякого бытия являются атомы,;
г) что истина – это идеи, эйдосы.
Ответ: о неизменности бытия
6. Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?
а) Демокрита;
б) Сократа;
в) Гераклита;
г) Фалеса
Ответ: Гераклита
7. Завершите определение:
«Раздел философии, изучающий проблемы познания, его сущности, возможностей и форм, называется _____________________»
Ответ: гносеологией
8. Мыслитель, полагающий, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление, был:
а) Анаксимен;
б) Пифагор;
в) Сократ;
г) Зенон
Ответ: Зенон
9. Кто из мыслителей Древней Греции впервые назвал себя философом?
а) Демокрит;
б) Гераклит;
в) Пифагор;
г) Фалес
Ответ: Пифагор
10. Соотнесите понятия и философов, которые из используют:
а) Космос а) Аристотель
б) Бытие б) Демокрит
в) форма в) Парменид
г) идея г) Платон
Ответ: в) форма - а) Аристотель
а) Космос - б) Демокрит
б) Бытие - в) Парменид
г) идея - г) Платон
Список литературы
1. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;
2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 тт. Ростов-на-Дону, 1994;
3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995;
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1. СПб., 1993;
5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993;
6. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1996;
7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990;
8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997;
9. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия // Логос, 1991, N 2. С. 109 - 130;
10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М., 1991;
11. Рассел Б. История западной философии: В 2 тт. Т. 1. М., 1993;
12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994;
13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989;
14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
15. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1976;
[1] Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;
[2] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996;