ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Права






Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»


на тему: «Функции государства. Государственный механизм»







Выполнила: Желтова Е.С.        

Факультет: финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа: ФК

№ зачетной книжки: 09ФФД 61674

Руководитель: к.ю.н. Бирюкова Л.Г.






Пенза 2009 Содержание

Введение  .  3

1    Функции государства. 4

1.1 Понятие функций государства и их классификация. 4

1.2 Внутренние функции государства. 5

1.2.1............................................................................. Политическая функция. 5

1.2.2........................................................................... Экономическая функция. 6

1.2.3................................................................................. Социальная функция. 7

1.2.4...................................................... Культурно - воспитательная функция. 9

1.2.5.................................. Природоохранительная (экологическая) функция. 9

1.2.6..................................... Функция налогообложения и взимания налогов. 11

1.2.7................................................................ Защита прав и свобод граждан. 11

1.3 Внешние функции государства. 13

1.3.1..................................................................................... Функция обороны.. 13

1.3.2 Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями. 16

2    Государственный механизм. 19

2.1 Понятие механизма государства. 19

2.2 Принцип разделения властей. 19

2.3 Характеристика государственных органов. 20

2.3.1 Представительные (законодательные) органы государственной власти. 21

2.3.2.................................. Исполнительные органы государственной власти. 23

2.3.3............................................. Судебные органы государственной власти. 25

Заключение. 27

Список использованных источников. 29


Введение

Познание функций государства рассматривается в научной литературе с разных позиций, но стержень и определение понятия функций государства остается главным и определяющим условием в государстве, которое выявляет его социальный смысл, несет в себе отличие от других социальных явлений и главенствует в выражении его сущности.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития  приоритетов, уровень его организованности и эффективности.

Для выполнения своих функций государство, соответственно, создает систему государственных органов (механизм государства), посредством которой осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.


1      Функции государства

1.1    Понятие функций государства и их классификация

Для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение применяется термин «функции государства». В функциях государства выражается его сущность, роль, которую государство играет в решение основных вопросов общественного развития и прежде всего в удостоверении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает систему общественных отношений.

Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющий чрезвычайных характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

Функции государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

1.2    Внутренние функции государства

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1.2.1  Политическая функция

Все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Конституция Российской Федерации определяет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[1].

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

1.2.2  Экономическая функция

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами.

Государство активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:

-    выработке экономической политики;

- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

-    установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

-    регулированию внешнеэкономических отношений государства.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций»[2].

1.2.3  Социальная функция

Социальная функция проистекает из предпосылки, что, как записано в Конституции, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[3].

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. [2]

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом»[4].

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»[5].

«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»[6].

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»[7], Федеральный Закон Российской Федерации «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий»[8] и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек; развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[9], Закон Российской Федерации «Об образовании»[10], Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[11], указы Президента Российской Федерации «О государственной поддержке Российского фонда культуры», «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и др.

1.2.4  Культурно - воспитательная функция

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с этим во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

1.2.5  Природоохранительная (экологическая) функция

Непосредственно примыкает к социальной функции экологическая или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации,  в которой, например, говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории»[12]; законы Российской Федерации «О недрах»[13], «Об экологической экспертизе»[14], «Об охране окружающей среды»[15], которым, например, определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, и др.

1.2.6  Функция налогообложения и взимания налогов

В условиях развития России, данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»[16]. В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т. д. Контроль за исполнением данного Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую полицию, которые проверяют правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

1.2.7  Защита прав и свобод граждан

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания этой функции.

Конституция Российской Федерации в статье 2, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Также в Конституции Российской Федерации сказано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»[17]. Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17–64 Конституции Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации сказано, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами»[18]. И согласно другой статье, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[19]. Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации[20]. Важная роль в этом принадлежит также законам Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»[21], «Об оперативно-розыскной деятельности»[22], Указу Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом»[23] и др.


1.3    Внешние функции государства

Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно отличается по своему составу.

В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся [3]:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

По классификации Л.А. Морозовой это [2]:

- интеграция в мировую экономику;

- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

- оборона страны;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:

- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);

- функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).[4]

1.3.1  Функция обороны

Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его деятельности. В мирное время – это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной борьбы с противником.

В современном обществе подавляющее большинство государств придерживаются оборонительной доктрины, суть которой заключается в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противостояния значительно понижает вероятность возникновения войн в жизни народов, имея в перспективе полное их исчезновение.

В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне затратной статьей в бюджете любого государства. Оборонная деятельность государства складывается из нескольких направлений:

1)    Укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно- технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика обеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.

2)    Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности. Каждое государство постоянно заботится о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все силы военной техники и оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности и положений международного права.

3)    Охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима определяемого законодательством конкретного государства.

4)    Организация гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонительных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному направлению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.

5)    Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая военная подготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневоинскую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведениях.

Согласно Конституции Российской Федерации «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом»[24]. Все мужчины - граждане Российской Федерации, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» «призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе»[25].

Также согласно Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой»[26].

Согласно Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...»[27].

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в Уголовном Кодексе Российской Федерации[28].

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1)    Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2)    Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3)    Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

В России принят специальный Федеральный Закон «Об обороне»[29], в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

1.3.2  Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями

Эта функция государства обеспечивает существование государства в мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и участие в международной охране окружающей среды.

Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

2      Государственный механизм

2.1    Понятие механизма государства

Выполнение функций государства обеспечивается государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды.

В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

ü механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

ü представляет собой сложную систему органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

ü функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;

ü призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

Государственная жизнь строится на определенных принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

2.2    Принцип разделения властей

  Согласно Конституции Российской Федерации «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[30]. Разделение властей является основным принципом организации и деятельности правового государства. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные (согласно статье 10 Конституции Российской Федерации) и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной от другой в пределах тех же полномочий.

2.3    Характеристика государственных органов

Орган государства является составной частью государственного аппарата, наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Каждый из органов имеет определенные задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность.

Органы государства тесно взаимодействуют между собой в целях обеспечения нормального функционирования общества, внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Государственные органы классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным выше признакам можно выделить три основные группы:

1)    представительные (законодательные) органы;

2)    исполнительные органы;

3)    судебные органы.

2.3.1  Представительные (законодательные) органы государственной власти

К представительным государственным органам относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Эти органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательный орган занимает главное место в государственном механизме на основании принципа разделения властей, где законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает основные направления внешней и внутренней политики страны, общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы имеют исключительное право на принятие законов.

Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти определено Конституцией Российской Федерации в главой 1 «Основы конституционного строя». Т.е. положение его обеспеченно наивысшей конституционно-правовой гарантией настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (согласно гл. 9, ст. 135 Конституции Российской Федерации).

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся[31]:

а)     утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б)    утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

в)     решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г)     назначение выборов Президента Российской Федерации;

д)    отрешение Президента Российской Федерации от должности;

е)     назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

ж)   назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

з)     назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума является «нижней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся[32]:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2.3.2  Исполнительные органы государственной власти

Исполнительно-распорядительные органы - это органы государственного управления, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления.

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями. Под руководством Президента Российской Федерации находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций.

В Российской Федерации государственное управление, согласно статье 110 Конституции Российской Федерации, осуществляет Правительство, состоящее из председателя, заместителя председателя и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Госдумы. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.

Правительство Российской Федерации:[33]

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними.

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

2.3.3  Судебные органы государственной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль в механизме государства. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова, но, несмотря на это, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств провозглашается принцип непартийного характера судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.[34]

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

1)    Конституционный Суд Российской Федерации;

2)    Верховный Суд Российской Федерации;

3)    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

4)    соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в Российской Федерации, давать заключения о соответствии издаваемых нормативных актов и заключаемых международных договоров Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.[35] 

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. [36]

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.[37]

В связи с принятием России в Совет Европы 30 марта 1998 года, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом.

Определенное место в системе государственных органов занимает нотариальная деятельность, которая придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами. Они всегда играли заметную роль в государственном механизме. Их главная задача - защищать суверенитет и территориальную целостность государства.

Заключение

В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально – исторической и иной специфики каждого государства.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.[5]

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.

Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[6]

Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).

Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов, например).

 Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей).


Список использованных источников

1.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г.

2.     Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе //ГиП.- 1993.- №6.

3.     Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994.

4.     Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно – методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

5.     Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект, 1999.

6.     Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева –М.: Юрист, 1994.

7.     Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. Шк., 2003.



[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 1, ст.3.

[2]  Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М., 1974, с. 33.

[3]  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 1, ст.7.

[4] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл.2, ст. 39.

[5] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл.2, ст. 41.

[6] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл.2, ст. 39.

[7] Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1 (с изменениями и дополнениями, имеющимися на 10.09.2004).

[8] Федеральный Закон Российской Федерации «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997.

[9] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999).

[10] Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1997 № 3266-1 (в ред. от 07.08.2000)

[11] Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 №1499-1 (в ред. от 01.07.1994)

[12] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 1, ст.9.

[13] Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 17.07.2009).

[14] Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ (в ред. от 15.04.1998).

[15] Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 14.03.2009)

[16] Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 № 2118-1 (в ред. от 11.11.2003)

[17] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 2, ст.17.

[18] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 2, ст.35.

[19] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл. 1, ст.8.

[20] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (в ред. от 13.02.2009).

[21] Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 17.07.2009).

[22] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (с изм. от 30.12.1999)

[23] Указ Президента Российской Федерации  «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 07.03.1996 №338

[24] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл.2, ст. 59.

[25] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в ред. от 28.04.2009).

[26] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г.,  гл.2, ст. 59.

[27] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г., гл.4,  ст. 87.

[28] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор ФС РФ 24.05.1996 (с изм. от 24.07.2009).

[29] Федеральный Закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61ФЗ  (с изм. от 30.12.1999).

[30] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл 1, ст.10

[31] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл 5, ст.102

[32] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл 5, ст.103

[33] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл. 6, ст. 114.

[34] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл. 7, ст. 118.

[35] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл. 7, ст. 125.

[36] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл. 7, ст. 126.

[37] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями на 2008 г. гл. 7, ст. 127.