Система управления в государственных и муниципальных учреждениях




Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

Система управления государственными и муниципальными учреждениями  4

Заключение...................................................................................................... 14

Список использованной литературы........................................................... 15




Введение


России необходима система управления государственными и муниципальными учреждениями мирового класса для того чтобы страна была в состоянии выдержать международную конкуренцию в мировой экономике, создать привлекательный для российского капитала и российских инвесторов инвестиционный климат, привлечь значительные суммы прямых иностранных инвестиций, а также создать благоприятные условия для развития сектора малых и средних предприятий, служащего двигателем экономического роста, о чем свидетельствует опыт ряда других стран региона.

Не менее важно то, что каждая из различных категорий клиентов системы государственного управления в России заслуживает (и во все большей степени) требует, чтобы такая система была мирового класса. Это столь же верно как для отдельных граждан в качестве пользователей услуг (в плане прямого обслуживания и предоставления общественных благ), так и для частного сектора (в плане обеспечения привлекательного инвестиционного климата и равных конкурентных условий наряду с надлежащим регулированием экономической деятельности), а также по существу и для политиков (в плане политического анализа и оценки, своевременного и эффективного выполнения государственной политики, приоритетов и программ).

Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

Цель работы: описать основные принципы построения системы управления государственными и муниципальными учреждениями.

Система управления государственными и муниципальными учреждениями


Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить ее как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

1)     система управляющая – государство как определяющий субъект управления;

2)     система управляемая – общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекта управления;

3)     система воздействия – различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.

 









Рис. 1. Модель системы государственного управления


В этой системе существуют разного рода отношения: субъектно-субъектные; субъектно-объектные.

Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающие как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства.

Система управляющая включает в себя в качестве компонентов (подсистем) относительно самостоятельные социальные системы. А – система госуправления делами общества в целом, Б – система государственно-административного управления делами государства.

Систему А допустимо соотносить с политической системой общества, т.е. с совокупностью взаимодействующих государственных и общественных органов и организаций, посредством которых принимаются общезначимые государственно-политические решения.

В государственном управлении важно разглядеть политический аспект, политическое наполнение управляющей системы, понять, на какие общественные институты можно опираться и каким образом, чтобы сделать эффективными действия государственных органов, госуправленцев, перевести потребности и интересы людей на язык согласованных решений, а значит - принимаемых и, главное, выполняемых теми, кого касаются эти решения. Государственно-политическая система и управляющая подсистема в ней (А) – призваны на практике решать задачи удовлетворения интересов населения, его различных групп, улаживание разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.д.)











Рис. 2 Схема функционирования системы управления государственными и муниципальными учреждениями


Важнейший системообразущий фактор – взаимодействие системы с окружающей внешней средой. Управление связано с восприятием множества сигналов, поступающих из быстро меняющейся социально-экономической среды.

Методологически важно осмыслить: главной, конечной целью (предназначением) управляющей системы является не её собственное существование “для себя”, а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей, интересов, ожиданий. В этом состоит уникальность и особая значимость связей государственного управления с обществом. Внешняя среда, а точнее – среда обитания системы государственного управления – это первичное, это те факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, оказывающие непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питающего его ресурсами или блокирующие управленческие воздействия (действия) в случае неготовности к ним общества.

Можно сказать: какого общество, такова (производная от него) система управления им. Развивается общество – формируется управление. Система государственного управления, соответствующая обществу, должным образом реагирующая на происходящие в нём изменения, может быть определена как рациональная.

Развивающееся общество формирует свои потребности как социальный заказ системе управления.

Потребности трансформируются в интересы (т.е. потребности, осознанные и адресованные какому-либо субъекту, способному их удовлетворить); интересы в свою очередь принимают форму требований, которые на схеме можно изобразить как импульс на входе (рецептор) управляющей системы.

Поскольку представления различных групп населения о справедливом распределении ресурсов не совпадают, требования могут накапливаться, перегружать, дестабилизировать систему управления: создаётся ситуация нестабильной системы управления.

 
















Рис. 3. Потребности по содержанию системы управления государственными и муниципальными учреждениями


Накапливание требований может являться следствием невнимания государственных структур к интересам и потребностям социальных групп – суть закрытая политико-административная система, неадекватно реагирующая на требования общества, вызовы времени, т.е. импульсы на входе в систему.

На уровне входа необходима для управляющей системы также и поддержка со стороны общества, ресурсная “подпитка” для реализации требований. Поддержка возможна материальная и нематериальная, она является формой выражения лояльности, благожелательности к властному режиму и означает усиление управляющей системы.

Формами проявления поддержки могут считаться: тсправленное выплачивание налогов; законопослушание; признание и следование директивам властей; проведение демонстраций в поддержку политики и решений правительства и др.

Главным результатом функционирования системы государственного управления, создающим эффект на «входе» системы, являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер (на федеральном уровне государственной власти – подсистемы А), или на выходе (эффекторе) появляются властные административные решения исполнительных органов (подсистемы Б):

 










Рис. 4. Вопросы властных административных решений исполнительных органов


Необходимо чтобы:

1.     Управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия.

2.     Управленческая система может стабильно функционировать только как открытая система по признаку “вход – выход”, когда каждому сигналу, поступающему на вход системы, соответствует отклик, выходной сигнал.

Если управленческие решения и действия (политические и административные) не устраивают общественную среду, то информация об этом поступает в систему управления и необходима переориентировка усилий, изменение задач и тактики.

В целом, прямые и обратные связи выполняют роль регулятора, компаса, настроя, обеспечивают качество, эффективность управляющего воздействия. Таким образом, управляющая система (как и управляемая, и система взаимодействия) – это постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система, включённая в общественно-политический процесс.

Система управления в государственных и муниципальных учреждениях, где существуют не только прямые, но и обратные связи, механизм принятия решений открыт для общества, ориентирован на согласование интересов, удовлетворение требований людей, характеризуется как демократическая.

 





Рис. 5 Виды систем государственного управления


Система управления в государственных и муниципальных учреждениях с преобладанием прямых связей, блокированием обратных, скрытым от общественности механизмом принятия решений – авторитарная. Система управления в государственных и муниципальных учреждениях, отдалившаяся от общества, использующая только прямые связи (сверху – вниз), ставшая приоритетом так называемой – государственный интерес и политическую целесообразность, а не потребности и ожидания людей – называется тоталитарная, командно – административная.

Структура системы управления в государственных и муниципальных учреждениях, ее сущностные элементы – т.е. подсистемы (компоненты), без которых государственное управление состоятся, не может.

Надпись: Система государственного управления
 



























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Сущностные элементы системы управления в государственных и муниципальных учреждения

 


Заключение


При анализе системы управления в государственных и муниципальных учреждениях допустимы различные подходы:

-         Институциональный, когда предметом изучения избирается  совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений: государственные органы различных уровней, институты политического опосредования (партии и движения, группы интересов и т. д.).

-         Функционально-структурный подход предполагает концентрацию внимания исследователь на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационной структуры государственных органов и всей системы управления в целом.

-         Элитологический подход основан на актуализации вопроса о том, кто, какие люди составляют элиту, осуществляют власть над экономическими ресурсами, управляют страной, доминируют в правотворческой и правоприменительной политике. Изучаются отдельные группы государственных деятелей, партийных функционеров, чиновников и т. д.

-         Культурологический подход предлагает анализ процесса принятия и осуществления государственно-управленческих решений в “связке” с политической и профессиональной культурой. Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, поведение административно-правовых отношений.

Список использованной литературы


1.     Бархатов В.И., Капкаев Ю.Ш. Система государственного управления: Учебно-методическое пособие. – Челябинск, ЮУрГУ, 2003. – 240 с.

2.     Глазунова Н.И. Государственное управление как система: монография – М., 2001

3.     Государственное управление: основы теории и организации. Учебник /Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статут, 2000. – 912 с.

4.     Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Ростов н/Д: Тесса: МарТ, 2000. – 445 с.

5.     Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

6.     Исаев М.В. Система государственного управления. – Челябинск, ЧелГУ, 2000 г.

7.     Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000.

8.     Пикулин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 352 с.

9.     Шахмалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов. – М.: ОАО “НПО Издательство экономика”, 2000. – 382 с.