Анализ экономических мер государства по достижению общественно значимых целей
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Анализ экономических мер государства по достижению общественно значимых целей.................................................................................................................... 4
Заключение...................................................................................................... 11
Список использованной литературы........................................................... 11
Введение
Экономические меры государства проявляются в социальной и экономической политиках.
Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно-значимых целей.
Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Цель работы: провести анализ экономических мер государства по достижению общественно значимых целей.
Анализ экономических мер государства по достижению общественно значимых целей
Экономическая политика – формируемая государством система мер для реализации в долгосрочной и среднесрочной перспективе в соответствии с выработанной Концепцией экономического и социального развития. Концепцией устанавливаются общие цели, задачи и направления социально-экономического развития государства и общества на период, предусматривающий сохранение основных принципиальных положений экономической формации.
Экономическая политика уточняет и конкретизирует поставленные цели и задачи для реализации в рассматриваемом периоде, определяет темпы развития экономики и социальной сферы, согласованные с реально возможным ресурсным обеспечением и намечаемым уровнем социально-экономического развития общества. Она предусматривает структурные сдвиги в экономике, осуществляемые под воздействием мер государственного управления и рынка. Важным условием реализации экономической политики является анализ и разработка прогноза развития экономики и возможностей его ресурсного обеспечения. При этом критерием ее эффективности является уровень удовлетворения социальных потребностей общества.
Экономическая политика реализуется государством на основе долго- и среднесрочных программ экономического и социального развития с использованием методов государственного управления экономическими процессами, которые включают методы прямого управления и экономического регулирования. К методам прямого государственного управления относятся в первую очередь государственные инвестиции в наиболее эффективные, жизнеобеспечивающие и социально-значимые отрасли и предприятия, в том числе для реализации капиталоемких прорывных технологий. К методам государственного экономического регулирования относится установление налоговых и других льгот отраслям и предприятиям, выпускающим конкурентоспособные товары на мировой рынок, а также социально значимых товаров для обеспечения внутренних потребностей и др. Важным инструментом проведения государственной экономической политики является государственный заказ, обеспечивающий стимулирование производства необходимых государству товаров и услуг.
Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей. В большинстве стран мира преобладают четыре цели:
- устойчивый рост национального объема производства,
- поддержание эффективного размера занятости,
- стабилизация уровня цен,
- обеспечения равновесного внешнеторгового баланса.
Цели экономической политики реализуются с помощью применяемого государством набора инструментов регулирования, который состоит из монетарной, фискальной, финансово-бюджетной и внешнеэкономической политики.
К основным инструментам монетарной политики традиционно относят: политику рефинансирования, операции государства на рынке ценных бумаг, политику минимальных резервов. Инструментами фискальной политики могут быть: политика доходов и расходов государства, воздействие на частные инвестиции и т.д. Во внешнеэкономической политике государство регулирует обменный курс национальной валюты, проводит мероприятия в области цен экспорта и импорта.
Проблема экономической политики состоит в том, что ее выработка, осуществление и получение эффекта требует такого временного интервала, в течение которого ситуация в экономике может полностью измениться. Сокращение подобного «временного лага» – условие повышения результативности экономической политики.
В области социальной политики следует рассмотреть политику занятости.
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.
Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный.
В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, характерный для стран с развитой рыночной экономикой.
Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда, и как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро- и микроуровне.
Различают активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.
Oна предусматривает мероприятия, связанные с профилактикой увольнений работников и сохранением рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление простейших услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости.
Часто применяют термин «умеренно пассивная политика». Она предусматривает материальную поддержку безработных и более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест. Внешне оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и смогут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.
Рынок труда как важнейшая многоплановая сфера экономической и социальной жизни нуждается в квалифицированном регулировании с целью повышения его функционирования. Государственная политика занятости населения зависит от темпа и характера его преобразования. Она предусматривает систему адаптации различных категорий незанятого населения к требованиям рынка труда, а также систему социальной защиты безработных и лиц с ограниченной конкурентоспособностью.
Государственное регулирование занятости в условиях рынка должно основывается на:
обеспечении социального партнерства субъектов рынка труда, т.е. предоставления равных возможностей всем гражданам независимо от их происхождения, социального и материального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических взглядов, отношения к религии, реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно своим способностям и профессиональной подготовки с учетом личных интересов и потребностей общества;
обеспечении эффективной занятости, предупреждении безработицы, предоставлении новых рабочих мест и условий для развития предприятия;
добровольности и отсутствии принуждения граждан при выборе сферы деятельности и рабочего места;
гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии рабочих мест;
соблюдении комплексности мероприятий регулирования занятости населения;
поддержке работающего населения в работоспособном возрасте, которое нуждается в социальной защите;
проведении мероприятий предупреждающего характера в области регулирования занятости и воспроизводства рабочих мест;
определенной гарантии занятости, т.е. гарантии сохранения рабочих мест и профессии, гарантии получения доходов.
Стратегическая цель развития заключается в стабильном улучшении уровня и качества жизни всего населения на основе устойчивого социально-экономического развития.
Стратегическая цель предусматривает определение содержания разрабатываемого программного документа и предполагает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на ее достижение.
Наиболее значимые цели и задачи "Стратегии…":
- Повышение уровня жизни и доходов населения;
- Обеспечение социальных гарантий населению – качественные услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения, общественной безопасности, улучшение жилищных условий и т.д.;
- Разрешение экологических проблем;
- Создание условий и инфраструктуры для развития экономики;
- Создание благоприятного инвестиционного климата и проведение обоснованной и планомерной инвестиционной политики;
- Развитие города как туристического центра, его интеграция в российскую и мировую индустрию туризма;
- Диверсификация экономики путем создания новых производств и реструктуризации существующей промышленности и сферы услуг. Сглаживание диспропорций в структуре экономики посредством развития малого и среднего бизнеса, углубление интеграционных процессов, основанных на расширении специализаций и использовании конкурентных преимуществ территории;
- Развитие инфраструктуры городского хозяйства для обеспечения его жизнедеятельности независимого от градообразующего предприятия;
- Совершенствование нормативно – правовой базы местного самоуправления;
- Улучшение работы институтов социальной сферы;
- Создание оптимальной структуры управления и механизмов реализации "Стратегии…";
- Решение имиджевых проблем.
Для достижения поставленных целей и задач в структуре управления должны быть проведены соответствующие преобразования, разработаны и внедрены механизмы инициаций, управления, реализации, контроля и мониторинга социально-экономического развития.
Необходимым условием достижения поставленных целей можно считать баланс интересов всех групп сообщества, органов муниципального самоуправления и корпоративных интересов хозяйствующих структур, расположенных на территории. Это возможно только в рамках реализации политики социального партнерства в сочетании с целенаправленной, планомерно проводимой государственной политикой по усилению экономической и политической мощи России.
Для становления общественного партнерства, заключающегося в консолидации возможностей и ресурсов всех субъектов городского сообщества по достижению общественно значимых целей, необходимо установление диалога всех его представителей.
Стратегия развития с этой точки зрения представляет собой результат этого диалога, представленного в виде общественной договоренности по перспективным направлениям развития и улучшению показателей социальной среды. Поэтому очень важно привлекать население, предприятия и организации, в т.ч. общественные, к участию в обсуждении и совместной практической работе, как на этапе разработки "Стратегии…", так и в ее реализации.
Заключение
Государственное регулирование предполагало бы большую свободу для бизнеса в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении деловых кругов.
Основными направлениями в рассмотренной работе являлись такие направления как экономическая и социальная политики.
Кардинальные задачи социальной политики, сформулированные глобально, известны и общепризнанны: повышение жизненного уровня населения, изживание абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциации, полнокровное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. В текущей же ситуации социальная политика ставит перед собой столь же бесспорные, но гораздо более скромные цели: своевременная выплата заработной платы, пенсии и пособий, постепенное преодоление разрыва между низкими зарплатами и пенсиями и прожиточным минимумом, постепенное приближение к более реальной оценке прожиточного минимума, "выживание" социальных учреждений.
Представляется, что нужно преодолеть определенную недооценку необходимости повышения уровня управления во всех отраслях социальной сферы, лучшего изучения общественных потребностей. Высокоразвитые менеджмент и маркетинг во внерыночных областях социальной сферы столь же необходимы, как и в производстве.
Реформирование российского общества последние годы заложило определенный фундамент для повышения его способности к модернизации и прогрессу. Созданы некоторые корневые элементы для перехода к сильной социальной политике, которые заключаются в формировании некоторых условий для более рационального хозяйствования. Вместе с тем для реализации этих предпосылок требуется не только активнее использовать открывающиеся возможности, но и преодолевать уже возникшие серьезнейшие деформации.
Список использованной литературы
1. Бачурин А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни. – 2003 //Экономист. – 2003. – N 8. – С. 23-27
2. Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 25). – М.: ИППЭ, 2004. – 440 с.
3. Плотицина Л.А. Социальная политика–объективная необходимость и условие дальнейшего развития//Финансы и кредит. – 2003. – №11. – с.32-34
4. Проблемы социальной политики.//Свободная мысль–ХХ. – 2003. – №5. – с.41-47
5. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития//Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №3. – с.67-73.