Содержание:


Введение

3

1.

Определение характера и его место в психологической структуре личности.

4

2.

Наследственное и социальное в характере

7

3.

Акцентуации характера

9


Заключение

15


Библиография

16

Введение

Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность»

В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качест­венно своеобразные психологические черты человека, влияющие  на его поведение и поступки.                              Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выра­женные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуаль­ности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отли­чают данного, человека от других людей и вместе с тем структур­но целостны, т. е. представляют собой известное единство.

Немаловажную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

В данной работе рассмотрено понятие характера,  наследственное и общественное в характере, акцентуации характера.












Определение характера и его место в психологической структуре личности.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает. действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через  какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый  стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии. закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость - это в потенциале будущая черта характера в ее происхождении и развитие. в мотивах черты  характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера и тем­перамента определяется физиологической основой того и друго­го. Тип нервной системы влияет на индивиду­ально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа тем­перамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темпера­мента определенные характерные способы действия могут воз­никать и прекращаться быстро или медленно, легко или с тру­дом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуж­дениях. Так, было показано, что при наличии стремления к об­щению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими пережи­ваниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сан­гвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протека­нии внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими, особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума  как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Итак, характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.  В психологической структуре личности (в неё входят семь компонентов: темперамент, направленность, способности, характер, социальный опыт, сознание, интеллект) характер занимает очень  важное место, определяя индивидуально-своеобразные свойства личности.


Наследственное и социальное в характере.

Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером?

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди и характер неодинаковы от природы по своим наследствен­ным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отлича­ют их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действи­тельности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяют­ся же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.

Наследственное происхождение свойств характера убедитель­но отвергается при изучении однояйцевых (гомозиготных) близ­нецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положе­нию, материальному и культурному уровню. По свойствам темпе­рамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степе­ни. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наслед­ственных свойствах организма у людей, развивавшихся и воспи­тывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лжи­выми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми — люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой — условнорефлекторными функциональными состояниями, образу­ющимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются об­щественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приоб­ретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспе­ченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной   зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, на­оборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперни­чества и оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в мно­годетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разни­цей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются за­метные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труд­нее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте.

Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеж­дениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Юношеский возраст, когда становление сознатель­ных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности со­циально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в со­вершенно различных индивидуальных действиях.

В каких именно индивидуально-своеобразных способах дей­ствия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные усло­вия и обусловленные ими социально-типичные отношения лично­сти определяют совершенно разные индивидуально-своеобраз­ные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуаль­ные качественные особенности психики возможны при различ­ном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывисты­ми или плавными в движениях могут быть люди и добросовест­ные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качествен­ные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

Итак, мы выяснили, что свойства характера определяют­ся  не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы.


Акцентуации характера

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления” могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С. – 409]

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или производят впечатление гипертимов. С на­ступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наобо­рот, сглаживаться.

  Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы здесь очень коротки — один — два дня.   

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто.

Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают общения.

Астеноневротический тип. С детства нередко выявля­ются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, кап­ризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные стра­хи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Ча­сто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Сторонятся бой­ких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке.

Самооценка отличается высоким уровнем объектив­ности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. От­каз отвечать предпочитают неправде.

Ударом по “слабому звену” обычно оказывается си­туация, где подросток становится объектом недоброже­лательного внимания окружающих, насмешек или по­дозрений в неблаговидных поступках, когда на репута­цию падает тень, или когда подросток подвергается не­справедливым обвинениям.

Психастенический тип. В детстве, наряду с некото­рой робостью и пугливостью, рано проявляется мотор­ная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь не­знакомых людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоя­тельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом вдруг обнаружи­вается поразительная нетерпеливость.

Физическое развитие обычно оставляет желать луч­шего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед).

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят иг­рать одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрос­лых, подолгу молча слушая их беседы между собой. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции. К недостатку интуиции примыкает недостаток сопереживания.

Реакция группирования со сверстниками внешне вы­ражена слабо. Замкнутость затрудняет контакты, а не­податливость общему влиянию не позволяет полностью слиться с группой. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудно­сти контактов, непонимании окружающих. Противоре­чия же в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою незави­симость и самостоятельность.

    Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты это­го типа явственно проступают еще в детстве. Такой ре­бенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспо­мощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто собирается поку­шаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства. Склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состоя­ния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая.

Самооценка носит односторонний характер. Отмеча­ются склонность к периодам мрачного расположения духа (“на меня находит”), осмотрительность, привер­женность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, бес­покойство о здоровье, даже склонность. к ревности. В остальном представляют себя гораздо более кон­формными, чем это есть на самом деле.

   Истероидный тип. Главной чертой является эгоцент­ризм, ненасытная жажда постоянного внимания окру­жающих к своей особе, потребность вызывать восхище­ние, удивление, почитание, сочувствие. Все остальные качества определяются этой чер­той. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле обора­чивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убе­жав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции. Если ничем другим не удается привлечь к себе вни­мание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии.

Удары по эгоцентризму являются самыми чувстви­тельными для истероидной натуры.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослуша­нием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, за­икание и др.).

   Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие. Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице.

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, да еще азартные иг­ры.

Поражает равнодушие к своему будущему—не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком – либо положении для себя.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо—думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” — от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим во­просам. При этом под “всеми” подразумевается привычное окружение. В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания (“утраченного не воротишь” и т.п.). Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации,—это и есть истина.

Конформные подростки очень дорожат местом в при­вычной группе сверстников. Слабое место в конформном характере—неперено­симость крутых перемен.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти поло­вину случаев явных акцентуаций. Их особенности не­трудно представить на основании предыдущих описа­ний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они под­чиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а дру­гих практически никогда. Существует два рода сочета­ний.

Промежуточные типы обусловлены эндоген­ными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные ла­бильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический,    шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В си­лу же эндогенных закономерностей возможна трансфор­мация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы— это тоже смешанные ти­пы, но иного рода. Они формируются как следствие на­пластования черт одного типа на эндогенное ядро дру­гого в силу неправильного воспитания или иных хрони­чески действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Следует отметить, что гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения истероидности на эмоцио­нальную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый — неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отли­чается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Раз­витие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях же­стоких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.

Итак, акцентуация - это чрезмерное усиление отдельных черт характера. Наиболее часто встречаются смешенные типы акцентуаций.

Заключение:

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.  В психологической структуре личности  характер занимает очень  важное место, определяя индивидуально-своеобразные свойства личности.

Свойства характера определяют­ся  не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями. Свойства характера, сложив­шиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы.

Акцентуация характера- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. В работе были выделены основные типы акцентуаций характера. Данная класификация принадлежит известному отечественному психиатру А. Е. .Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками






Библиография:


1.     Левитов Н.Д  Психология характера. – М.: ТЕРРА, 1998

2.     Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – М., 1993

3.     Немов Р.С. Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997

4.     Рогов Е. И. Психология человека. – М.: Владос, 2001