Глава II. Социально-психологический портрет и особенности социальной адаптации гомосексуалиста  в г. Новосибирск

Происходящие изменения социального положения геев и лесбиянок в современной России аналогичны состоянию дел во всём государстве, человек не исчерпывается своей сексуальной ориентацией, поэтому во всём остальном гомосексуалы являются частью современного общества, имея на одну проблему больше. Со времени распада СССР в обществе произошли заметные изменения. Тема гомосексуальности во многом, хотя и не всегда и не везде, перестала быть табу. Она обсуждается на телевидении и в прессе, появились люди не скрывающие и не стыдящиеся своей гомосексуальности, лесбигей герои (пока только западных) художественных фильмов и светской хроники – известны отечественному зрителю, опубликованы недавно замалчиваемые подробности личной жизни известных людей. Наблюдается консолидация лесбигей сообщества не только в столице, но и в провинции, сами гомосексуалы осознают и заявляют о своих интересах и гражданских правах, повышается их социальная активность. Но информация, которую получает среднестатистический россиянин о жизни лесбигеев, скудна, часто случайна и искажена. Кроме того, по большей части касается жизни за границей и поэтому воспринимается как далёкая от российских реалий.

Основной причиной такой ситуации, является недоступность жизни отечественного лесбигей сообщества для посторонних из-за боязни быть открытыми обществу. В результате всякая информация лесбигей тематики несёт оттенок экзотичности и сенсационности, чем с одной стороны, привлекает к себе внимание, а с другой стороны, создаёт впечатление чуждости и редкости явления. В массовом сознании вместо достоверной информации по-прежнему присутствуют укоренившиеся предрассудки, стереотипы и домыслы, сквозь призму которых и воспринимаются гомосексуальные сограждане. В таких условиях, часто собственный негативный опыт общения с каким-либо отдельным гомосексуалом или прозвучавшая информация о конкретном происшествии неоправданно обобщается и переносится на всё лесбигей сообщество.

Среднестатистический российский гомосексуал не стремится афишировать эту сторону своей жизни. Это совершенно нормально для человека - не делать свою личную жизнь достоянием общественности, но гомосексуалам приходится дополнительно принимать меры для сокрытия того, что "обычный" человек и не думает прятать. Число открытых лесбигеев в нашей стране предельно мало, хотя слухов и вполне достоверных известий о "нетрадиционной" сексуальности известных людей существует множество, но до настоящего времени ни один такой политик, общественный деятель, бизнесмен не осмелился жить открытой жизнью.

Практически никаких сведений о гомосексуальности не содержится ни в школьных курсах обучения, ни в вузовских учебных планах, в том числе педагогических, юридических, большинства медицинских учебных заведений. Научные и социологические исследования в России единичны и бессистемны.

Тема гомосексуальных отношений до сих пор очень редко используется как сюжетная линия в рассчитанных на массового читателя (зрителя, слушателя) произведений. Корме того в советское время произведения с таким сюжетом либо просто не публиковались, либо подвергались цензуре. Сейчас происходит массовая публикация книг, ранее недоступных широкому читателю, во многом снято табу на гомосексуальные сюжеты в западной поп-культуре и это сказывается и на отечественном потребителе. Отечественных произведений на эту тему крайне мало, но доступной стала переводная западная литература. Научный взгляд на проблемы гомомексуальности как в российской так и в переводной современной литературе практически не представлен. Едва ли не единственным доступным источником, отражающим взгляды современной науки являются работы И. С. Кона.


В Новосибирске, как наверное и во всей России, сложилась обстановка дефицита общения гомосексуалов.  Как правило, большинство людей нетрадиционной сексуальной ориентации стремятся не афишировать свою принадлежность к сексуальному меньшинеству, поэтому для них было бы гораздо удобней встречаться в специальных клубах, ресторанах, других заведениях. Но, таких заведений не так много, в Новосибирске это места встреч: «плешка» - площадь Ленина и пара ночных клубов, существование которых не афишируется. В связи с этим, возникает проблема полноценного «открытого» общения с себе подобными в повседневной жизни людей гомосексуальной ориентации. Одним из недостатков клубов для геев и лесьиянок является то, что они носят в основном развлекательный характер, т.е. нет специализиорванных центров помощи гомосексуалистов, где бы работал психолог. Будет большим плюсом, если в подобных центрах будет осуществляться работа психолога, т.к. у людей с нетрадиционной ориентацией есть, так же, как и у всех людей, определенные проблемы, которые требуют помощи специалиста. Главной проблемой, на которую необходимо обратить вниамние – это социальная адаптация гомосексуалистов. Особенно это касается молодежи.













2.1. Ценностные ориентации гомосексуалистов

В целях изучения социального портрета людей нетрадиционной сексуальной ориентацией, были проведены социологические исследования в г. Новосибирск. Для данных исследований были использованы следующие  методы: - метод анкетирования (опрос гомосексуалистов)

    - анализ литературы и прессы.

Объектом исследований выступали представители как традиционной, так и нетрадионной сексуальной ориентации – гомосексуалисты, в возрасте от 18 до 35 лет, как носители определенных социальных  качеств.

Всего было опрошено 70 человек: 35 – представителей традиционной сексуальной ориентации, 35 – нетрадиционной сексуальной ориентации. По половому признаку в обоих группах опрашивалось 20 – мужчин и 15 – женщин.

Предмет исследования заключался в изучении особенностей ценностных ориентаций гомосексуалистов.

Цель исследования – выявить ценностные ориентации пре6дставителей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Задачи: 1). Выявление отношения молодежи к основным моральным нормам общества.

                2). Сравнить систему ценностных ориентаций гомосексуалистов и гетеросексуалов.

Интерпретация ключевых понятий. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношений к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако, существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности (образованность, воспитанность, честность, порядочность, доброта, человечность). Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Именно такие ценности как порядочность, доброта, человечность, а также образованность и воспитанность определяют насколько человек терпим к людям иного социального положения, воспитания, и, в частности, иной, нетрадиционной сексуальной ориентации. Сегодня формирование нравственной культуры, ценностных установок молодежи происходит в неблагоприятных условиях. Недостаточные и неправильные просвещенность и воспитание молодых людей в плане сексуальных отношений, которые являются пережитками советского времени, когда считалось, что «секса в Советском Союзе нет», отрицательно сказываются на общем облике молодого поколения и на социальных отношениях молодых людей.

Также на общие моральные ценности отрицательно влияет изменение социально-экономического положения молодых людей. Ухудшение материального благосостояния ведет к повышению значения социально-экономической доминанты в системе ценностных ориентаций, к размыванию социально-значимых и определенных моральных принципов. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку: деньги выступают и как условие удовлетворения потребностей в развлечении, и как средство духовного роста.

В структуре досуга молодежи доминируют различные виды общения и потребления средств массовой культуры, в том числе и зарубежной. Однако, несмотря на все многообразие заведений, занимающихся организацией досуга молодежи, недостаточны, а точнее сказать, практически отсутствуют  заведения для людей нетрадиционно сексуальной ориентации. Это является большим минусом для социальной адаптации гомосексуалистов. Одна из причин затрудненной социальной адаптации, является довольно распространенное в Россиском обществе явление гомофобии, которое мешает гомосексуалистам чувствовать себя полноценными членами общества.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникла в эпоху обесценивания культурной традиции и свержения идеологических устоев общества.

Ценности – это относительно устойчивое, социально - обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые служат средством для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и отдельных индивидов. Усвоение ценностных критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Важный элемент ценностных отношений в обществе - система ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации определяются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Совокупность устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода стержень сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. К ценностным ориентациям относят мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения.

Рабочая гипотеза. Ценностные ориентации гомосексуалистов не отличаются от ценностных ориентаций людей традиционной сексуальной ориентации. Возможно, более значимыми ценностями для гомосексуалистов являются такие ценности как порядочность, человеколюбие, доброта; более важным является карьера, а не семья.

По данным анализа на вопрос: «Какие качества наиболее цените в людях?», можно сделать следующие выводы. Прежде всего, обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами (68% - гетеросексуалы, 70% - гомосексуалы). Причем нужно отметить, что «ум» занимает первое место среди представителей и традиционной, и нетрадиционной сексуальной ориентации. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Из опрошенных только 3% молодых людей гетеросексуалов, и 1% гомосексуалов, обращают внимание на силу, как на значимое человеческое качество (этот процент состоит из мнений представителей гетеросексуальной группы). 

Данные показывают, что наиболее часто встречающиеся комбинации свойств, высоко ценимых молодыми людьми, оказываются ум, юмор и целеустремленность. Можно сказать, что в этом сочетании мы имеем примерную социально – психологическую характеристику предпочитаемой личности. Об уме было сказано. Но ум сам по себе может быть чрезмерно рационален и даже жесток. И процент доброты, которая должна противостоять этой жестокости, составляет всего 18% у гетеросексуалов, и 22% у гомосексуалов.

Юмор как бы призывает не воспринимать все трудности жизни, с которыми сталкивается нынешняя молодежь в России, слишком серьезно. Такие качества, как обязательность, инициативность, занимают гораздо более низкие позиции, чем этого требуют современные рыночные отношения. Независимость, разумеется, связана со стремлением к свободе, но это качество выбрали только 18% опрошенных (и у гомосексуалов, и у гетеросексуалов), а инициативность – только 3% у гетеросексуалов, и 7% у гомосексуалов.

Обязательность – безусловное условие успеха в складывающейся системе общественных отношений, но  и оно занимает не первое место (18% - респонденты традиционной сексуальной ориентации, 30% - респонденты гомосексуально направленности). Нужно отметить, что целеустремленность – качество необходимое для дальнейшего саморазвития личности, занимает второе место. Далее качества личности, выбранные респондентами, расположились следующим образом у гетеросексуалов и гомосексуалов соответственно: оригинальность(26%; 25%); уверенность в себе (18%; 18%); воспитанность (18%; 22%); общительность (18%; 15%); отзывчивость (12%; 15%); красота (9%; 15%).

На вопрос о самом хорошем и самом плохом в жизни, обобщая все варианты ответов, можно сказать, что самым хорошим в жизни, опрошенные считают любовь, семью, верность, честность. Самое плохое: предательство, подлость, равнодушие, невозможность реализовать себя. Данные взгляды присущи  и обществу в целом, что подтверждает ориентацию взглядов представителей и гетеросексуальных и гомосексуальных групп на ценности общества. Для респондентов и контрольной и экспериментальной групп свойственны и духовно – нравственные и прагматичные, материальные жизненные цели. Первые три позиции: «дело по душе, интересная работа»; «хорошие, верные друзья»; «хорошие отношения в семье» - являются отражением актуальных проблем, решаемых личностью именно в юношеские годы, когда наиболее сильна и наименее реализована потребность в ощущении собственной значимости, самоутверждении.

Для сравнения, представим  ответы обоих групп респондентов. Представления о жизненных успехах у гомосексуалов и гетеросексуалов существенно расходятся. Особенно по отношению к семье, работе и возможности более полно проявить свои способности.

У гетеросексуалов ценность семьи стоит на одном из первых мест (56%), чего не скажешь об гомосексуалах (40%). Отсюда более высокая ценность по отношению к друзьям и стремление завоевать признание окружающих, пусть даже на начальном этапе группы «себе подобных», что в молодости обеспечивает чувство эмоционального благополучия.

Что же касается отношения респондентов к своему поколению, то 35 % из общего числа опрошенных относят себя к поколению надежд (наибольший процент – 50 % отметивших именно этот вариант ответа принадлежат к респондентам традиционной сексуальной ориентации), 25 % характеризуют свое поколение, как циничное (15% - представители гомосексуальной ориентации). То есть основная часть опрошенных считает, что будущее страны именно за молодым поколением.

Что касается досуга, то 60 % гомосексуалистов не удовлетворены его организацией. 44 % респондентов (как можно было предположить) предпочитают проводить свое свободное время у друзей. В вопросе: «Ваше хобби», были указаны самые различные увлечения молодых людей. Были перечислены следующие виды хобби: спорт, песни, танцы, музыка, компьютер, вязание, пиво, убивать время, рисовать, читать, гулять по городу, спать, туризм, психология, девушки, медитация, КВН, нумизмат. Как видим, подавляющее большинство видов хобби творческого и познавательного характера, что позволяет сделать предположение о талантливости молодежи, представляющих и традиционную и нетрадиционную сексуальную направленность.

Говоря об уровне суицидального поведения среди респондентов, приведем данные полученные на вопрос: «Возникала ли у Вас когда – нибудь мысль о самоубийстве?». 35% гомосексуалистов и 15% гетеросексуалов ответили положительно, у большей же части опрошенных 65 % - гомосексуалистов и 85% - гетеросексуалистов никогда не возникала подобная мысль. Что дает предположение о повышенной социальной напряженности в среде людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

На вопрос о том, что предотвратило от совершения такого поступка как самоубийство, были получены следующие ответы:  «Подумал, тебе это надо?»; жизнь; патронов не хватало; друзья; надежда на лучшее; сам; мама, слезы и затраты; голубое небо; незнаю. В каждом случае роль сыграли различные обстоятельства, может быть именно те, которые более всего волновали отчаявшихся молодых людей. Анализируя ответы на столь волнующие, в силу особенностей возраста, вопросы о интимных отношениях между юношами и девушками, предположения следует выдвигать очень осторожно. Так как этический и культурный уровень половой жизни зависит от воспитания, от того как на практике среда влияет на молодежь. К сожалению, это влияние не всегда совпадает с установленными и признанными правильными принципами воспитания. Таким образом, молодому человеку легко вступить в конфликт как с биологическими, так и с соответствующими этическими и социальными нормами. Так на вопрос: «Как Вы относитесь к вопросам интимных отношений?» - 78 % опрошенных (и гомосексуалов и гетеросексуалов) считают, что главное, чтобы в основе интимных отношений  были подлинные чувства.   12 % гетеросексуалов и 10% гомосексуалов  считают, что интимные отношения существуют просто для удовлетворения физиологических потребностей.

Среди респондентов создается положительная тенденция по поводу того, что основная их часть во главу угла ставит подлинные чувства. Как показало проведенное исследование, в своих стремлениях, ценностях и жизненных целях респонденты, независимо к какой сексуальной ориертации они принадлежат, очень близки к ценностям общества, и в этом смысле можно говорить скорее о преемственности, чем о кризисе ценностей и меркантильности современной молодежи. Особенно наглядно это проявляется в том, что касается базовых ценностей. Наиболее важными для современной молодежи оказываются возможности заниматься любимым делом, финансовая независимость и создание счастливой семьи.

В целом, опрос показал, что представления о тотальном аморализме современной молодежи и широкой распространенности различных негативных форм поведения сильно преувеличены. Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет ее частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием. Можно сказать, что для всех респондентов свойственны и духовно – нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.



2.2. Психологический портрет людей гомосексуальной ориентации

Шандор Ференци (1873—1933) и Отто Фенихель (1897— 1946), изучая происхождение мужской гомосексуальности, особо акцентировали различие ее «активной» и «пассивной» форм. «Активный» гомосексуал, по Ференци, энергичен и агрессивен, чувствует себя во всех отношениях мужчиной, в его психике и телесном облике нет ничего женственного, и привлекают его, как правило, мальчики и юные мужчи­ны с женственными чертами, к которым он относится не­жно и покровительственно. Напротив, пассивный, «инвер­тированный» гомосексуал отличается феминизированной внешностью и поведением; в своих сексуальных отношени­ях с мужчинами он также чувствует себя женщиной, поэто­му его привлекают более зрелые и сильные мужчины. В первом случае происходит инверсия объекта, а во втором — субъекта сексуального влечения. «Субъектные» (пассивные, феминизированные) гомосексуалы принимают свое состо­яние, с которым они сталкиваются уже в детстве, спокой­но, как нечто само собой разумеющееся, и не обращаются к врачу, тогда как «объектные» испытывают чувство вины, страдают и ищут медицинской помощи.

Когда в 1960-х годах развернулось политическое движение геев и лесбиянок и стало ясно, что многие, если не все, их психологические трудности коренятся не в самой их сексу­альной ориентации, а в той общественной стигме и диск­риминации, которой они подвергаются, охранительный характер психоанализа, «помогающего» индивиду приспосо­биться к заведомо враждебным ему социальным условиям, стал очевиден.

Сильным ударом по психоаналитической теории гомо­сексуальности явились работы профессора клинической психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджеле­се Эвелины Хукер (1906—1996). С помощью геевских организаций Хукер в 1954 г. отобрала из большой группы гомосексуалов, никогда не обра­щавшихся за психиатрической помощью, 30 исключитель­но гомосексуальных мужчин и сравнила их тестовые показа­тели с данными аналогичной группы исключительно гетеро­сексуальных мужчин. Доклад Хукер на ежегодном собрании Американской Психологической ассоциации в августе 1956 г. стал мировой сенсацией. Сравнение, с использованием целой батареи психологических тестов, социальной адаптированности «нормальных» гомосексуалов с контрольной группой гетеросексуальных мужчин не выявило между ними существенной разницы и никакой психопатологии! Общий вывод Хукер гласил: «Гомосексуальность как клиническое явление не существует. Ее формы столь же разнообразны, как формы гетеросексуальности. Гомосексуальность может быть девиацией сексуального поведения, находящейся пси­хологически в границах нормы... Роль специфических форм сексуального желания и его проявлений в структуре и раз­витии личности, по-видимому, не столь велика, как при­нято считать». Хотя небольшая группа нью-йоркских психоаналитиков отвергла выводы Хукер, большинство психологов и психи­атров признали их убедительными.

Вопрос о психологических особенностях гомосексуалов се­годня так же спорен, как и сорок лет назад. Тем не менее, считать геев психически больными стало невозможно. В психическом отношении гомосексуалисты, как правило, совершенно нормальные люди без каких-либо патологических проявлений. Для них характерно только одно отличие от остальных членов общества — направленность полового влечения. Все остальные связи в гомосексуальной паре (межличностные, эмоциональные, сексуальные) аналогичны таковым в гетеросексуальной. Поэтому в последних международных классификациях гомосексуализм исключён из списка болезней. Исследования психологического статуса гомосексуалистов, проведённые различными учёными, также подтверждают это положение.

Цель исследования – провести исследования уровня тревожности и агрессивности гомосексуалистов.

Задачи: 1. выявить уровень лисностной и ситуативной тревожности гомосексуалистов

2. выявить уровень агрессивности молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации

3. сравнить полученные данные гомосексуалистов и гетеросексуалов

Объектом исследования являются молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации в возрасте от 18 до 35 лет.

Предмет исследования – психологические характеристики молодых людей – гомосексуалистов: тревожности и агрессивности.

В целях изучения психологических особенностей гомосексуалистов, были проведены психологические исследования в г. Новосибирск. Для данных исследований были использованы следующие  методы: - тест определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера

      - диагностика состояния агрессии по вопроснику Басса – Дарки

      - личностный опросник Кеттела

Всего было опрошено 70 человек: 35 – представителей традиционной сексуальной ориентации, 35 – нетрадиционной сексуальной ориентации. По половому признаку в обоих группах опрашивалось 20 – мужчин и 15 – женщин.

Рабочая гипотеза: - страх разоблачения и общественного осуждения, призрак одиночества в старости налагают на характер, поведение, эмоции гомосексуалистов определённый отпечаток.

                                             - гомосексуалисты более впечатлительны, возбудимы, подвержены частым сменам настроения, больше поддаются внушению, более неуравновешенны и ранимы.

Интерпретация ключевых понятий

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию  и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, явялется методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в сея инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ). Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: о  почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и тд. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т.к., с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные   неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: мотивационная агрессия, как самоценность, инструментальная, как средство. Подразумевается при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Баса – Дарки. А.Басс разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опрпосник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии. А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению  к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые  им угрызения совести.

По данным теста определения уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, мы получили следующие результаты (внимание уделялось высоким показателям, так как они свидетельствуют высокому уровню тревожностиом,).

Таблица

Определение тревожности

Контрольная группа (гетеросексуалы)

Экспериментальная группа (гомосексуалы)

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Личностная тревожность

50%

45%

65%

50%

Ситуативная тревожность

55%

50%

75%

55%

Таким образом, по данным теста Спилбергера можно сделать следующие выводы. Личностная тревожность у мужчин контрольной группы составляет 50%, у женщин 35%, у мужчин экспериментальной группы 65%, у женщин 50%, это свидетельствует о том, что тревожность, в большей мере присуща мужчинам экспериментальной группы. По сравнению с мужчинами контрольной группы процент высоко тревожных мужчин экспериментальной группы превышает на 15%. Это свидетельствует о том, что мужчины гомосексуальной ориентации более болезненно реагируют на разного рода ситуации, которые (мнимо или реально) в той или иной мере угрожают их самоуважению, а следовательно заставляют каждый раз «прислушиваться» к мнению окружающих, мнению общества, которое не всегда, а чаще всего окрашены эмоционально отрицательно. У женщин же гомосексуальной ориентации процент ситуативной тревожности ненамного выше, чем у женщин гетеросексуальной ориентации. Они менее болезненно переносят потенциальные угрозы собственному престижу.

Рассматривая же ситуативную тревожность, были получены следующие результаты. 75 % мужчин экспериментальной группы и 55% мужчин контрольной группы, как показало тестирование, в большей степени присущи такие эмоции, как беспокойство, озабоченность, нервозность, направленные на ситуации, которые потенциально угрожают их оценке и престижу. Возможно, что такая разница в процентном соотношении между мужчинами контрольной и экспериментальной групп говорит о том, что и у тех и у других на первом месте стоит собственное положение в общесте, на работе и т.д. Но для гомосексуалов собственный престиж, оценка его обществом более важна, возможно по той причине, что у мужчин гомосексуалов чаще всего нет собственной семьи и основым «делом» в жизни является профессиональная карьера, а следовательно и собственный имидж и оценка обществом.

Для женщин престиж в обществе часто не так важен, как отношения в семье. Возможно, что больший процент по ситуативной тревожности составляют в экспериментальной группе женщины – лесбиянки, выполняющие роль «мужчины». По общим показателям, можно сказать, что у мужчин гомосексуалов уровень тревожности гораздо выше, чем у женщин гомосексуальной ориентации, возможно это связано с тем, что чаще всего с явлением гомосексуализма связывают мужчин гомосексуалов и отношении к ним общества более негативное, чем к женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Исследуя разные степени агрессивности  с помощью вопросника Баса – Дарки. Были получены следующие результаты. (Таблица) в %.

Таблица

Виды реакций

Контрольная группа (гетеросексуалы)

Экспериментальная группа (гомосексуалы)

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Физическая агрессия

75%

15%

35%

30%

Косвенная агрессия

30%

45%

25%

35%

Раздражение

60%

70%

20%

45%

Негативизм

15%

15%

45%

30%

Обида

5%

10%

30%

20%

Подозрительность

25%

20%

35%

20%

Вербальная агрессия

75%

50%

40%

45%

Чуство вины

5%

5%

25%

15%

По видам реакций, физическая (использование физической силы против другого лица) и вербальная (выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы)) агрессии занимают первое место среди мужчин гетеросексуальной ориентации (по 75%). У мужчин экспериментальной группы данные реакции выражены менее сильно, так к применению физической силы против другого лица прибегают лишь 35% гомосексуалистов, а с помощью крика выражают свою агрессию 40%.

Таким образом, мужчины гетеросексуалы склонны чаще выражать физическую агрессию, в то время как гомосексуалы чаще используют вербальную агрессию и негативизм, т.е. оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (45%). Возможно это объясняется тем, что мужчины гомосексуалы менее физически развиты, чем гомосексуалы, либо относятся к пассивным гомосексуалам, которые характеризуются преобладанием женских манер. Также, мужчины гетеросексуалы, чаще проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, чем гомосексуалы. Так у мужчин контрольной группы раздражение проявляют 60% мужчин, в то время как гомосексуалы – 20%.

Хотелось бы обратить внимание на данные такого вида реакции, как обида, т.е. зависть и ненависть к окружающим за вымышленные и действительные действия. Возможно, это объясняется тем, что мужчины гомосексуалы, стараются открыто не вступать в конфронтацию с другими людьми, стараясь лишний раз не обращать к себе внимание, и таким образом, все эмоции скрывают, «держат в себе», что в свою очередь перерастает в чувство обиды.

Что же касается женщин, то особой разницы в данных среди представительниц и контрольной и экспериментальной групп нет. Хотелось бы отметить, что среди женщин нетрадиционной сексуальной ориентации преобладает большой процент по таким показателям, как физическая агрессия (30%), ьниц и контрольной и жксперимертальнойв конфронтацию с другими людьми, стараясь лнегативизм (30%), обида (20%). Большой процент физической агрессии, по сравнению с женщинами контрольной группы (15%), может объясняться тем, что данные результаты были получены среди женщин – лесбиянок, «играющих» роль мужчин. Как правило такие женщины характеризуются мужеподобным телосложением, грубым голосом, любят носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, часто утрируя своё "мужское" поведение. Что касается негативизма и обиды, то можно здесь складывается впечатление, что, (скорее всего) пассивное сопротивление против устоявшихся законов общества переходит в обиду, нелюбовь, даже ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, возможно связанные с явлением гомофобии.

Таким образом, по данным психологических тестов можно сделать вывод, что представители экспериментальной группы более тревожны, но менее агрессивны по сравнению с представителями контрольной группы. Гомосексуалы имели значительно больше эмоциональных проблем, включая депрессию, и расстройства, связанные с тревожностью (75% против 55% у гетеросексуалов). Неоднократно проводимые в последние годы за рубежом исследования находили клинически и статистически достоверную связь между суицидными попытками и гомосексуальностью.

Закономерно искать источник проблем в особенностях личности обследованных. Исследование зафиксировало достоверные качественные различия в самооценках гомо- и гетеросексуалистов. Наиболее выраженными были отличия у гомосексуалов по следующим показателям: "значительно легче плачут", "более хрупкие", "не уверены в себе", "ранимы", "не стремятся к лидерству", "нежные", "чувственные", "волнуются по незначительным поводам", "теряются в трудных ситуациях", "уступчивы", "более тревожны", в основном данные характеристики присущи мужчинам гомосексуалистам. Подтверждения этим результатам были получены и в процессе тестирования по личностному опроснику Кеттела (16PF, форма С). Опросник  диагностирует  черты личности, которые Р.Б. Кеттел называет конституционными факторами. Полученные данные можно проанализировать по таблице….. (данные приведены по качествам, выделенным подчеркиванием)

Таблица

Фактор

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Фактор А (замкнутость - общительность)

70%

60%

60%

60%

Фактор В (конкретность мышления – абстрактность мышления)

50%

45%

55%

50%

Фактор С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость)

70%

70%

45%

45%

Фактор Е (подчиненность – доминантность)

75%

15%

35%

30%

Фактор F (сдержанность – экспрессивность)

70%

40%

50%

35%

Фактор G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения)

30%

15%

30%

20%

Фактор Н (робость – смелость)

60%

40%

50%

35%

Фактор I (жесткость – чувствительность)

65%

20%

55%

35%

Фактор L (доверчивость – подозрительность)

15%

15%

45%

30%

Фактор М (практичность – развитое воображение)

60%

45%

70%

45%

Фактор N (прямолинейность – дипломатичность)

45%

60%

70%

45%

Фактор О (уверенность в себе – тревожность)

55%

35%

65%

50%

Фактор Q1 (консерватизм - радикализм)

20%

15%

45%

30%

Фактор Q2 (конформизм - нонконформизм)

55%

60%

30%

30%

Фактор Q3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль)

65%

70%

45%

55%

Фактор Q4 (расслабленность - напряженность)

45%

50%

55%

50%

Фактор MD (адекватность самооценки)

70%

65%

50%

45%

Мужчины и женщины с гомосексуальной ориентацией значимо отличались от контрольной группы по показателям эмоциональности, вернее по наличию эмоциональной неустойчивости, так среди гомосексуалистов 70% испытуемых эмоционально неустойчивы людей, а среди гетеросексуалов всего 45% (фактор С). У них (гомосексуалистов) также выявлялась большая легкомысленность, непостоянство, необязательность, стремление не связывать себя правилами, игнорировать некоторые общественные нормы  - 45%, у гетеросексуалов – 20% (фактор G).

Сравнительно большие показатели (65% и 55%) по факторам I (жесткость - чувствительность) и M (практичность – развитое воображение) позволяют говорить о том, что гомосексуальность значимо связана с такими показателями как мягкость, сензитивность, склонность к подчинению и, одновременно, гомосексуалам в большей степени присуще развитое воображение, мечтательность, артистичность. Снижение показателей по фактору Q3 (конформизм - нонконформизм) в сравнении с контрольной группой (65% портив 45% у гомосексуалов) указывает на сниженный самоконтроль, недисциплинированность, неорганизованность, импульсивность, наличие внутренних конфликтов и пренебрежение некоторыми социальными правилами.

Таким образом, по данным проведенных тестов можно сделать общие выводы по экспериментальной группе. Важным компонентом, непосредственно связанным с психологическим благополучием, является принятие атипичной направленности влечения и завершение формирования положительной гомосексуальной идентичности, свободной от гомофобной стигмы. Этот процесс включает интеграцию эротических ориентаций, эмоциональных привязанностей, положительного восприятия себя, способности к здоровым межличностным и партнерским отношениям.

Длительный и сложный процесс психосексуального самоопределения последовательно проходит несколько этапов, чаще всего продолжается несколько лет и далеко не всегда проходит гладко. Довольно много молодых людей испытывают психологические трудности и моральные терзания, связанные с необходимостью признать свою атипию и вступить в конфликт с нормами и ценностями "большинства". 

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования практически подтвердилась, объясняя полученные результаты страхом разоблачения и общественного осуждения, и характеризуя гомосексуалистов  как более впечатлительных, подверженных частым сменам настроения, больше поддающихся внушению, более неуравновешенных и ранимых.

2.3. Отношение общества к гомосексуалам и проблемы их адаптации

Мы вроде бы все знаем о сексуальности, подразумевая при этом традиционный, “нормальный” секс. На самом деле это совсем не так. Это понятие охватывает весь спектр данных поведенческих реакций такого типа у человека - психологических, эмоциональных и физических. В этом плане каждый человек как цветная мозаика, практически нет однотонных   (“черных”- полностью плохих, или “белых” - совершенно идеальных) людей - это редчайшее исключение из правил. Почти в каждом перемешано все, но одно мы выставляем на показ, а другое, “неправильное”, стараемся подавить и скрыть.

Анализ публикаций в СМИ показывает, что в нашем обществе существуют диаметрально противоположные взгляды по вопросам, связанным с гомосексуальностью и что говорить об устоявшемся общественном мнении не приходится. Что касается прессы, то показателем происшедших изменений можно считать то, что сейчас уже практически не наблюдается "первопроходческих" публикаций, которые бы стремились раскрыть глаза читателю на то, что лесбигей сообщество в России имеет место быть, которые часто появилялись в годы перестройки. Однако очень характерным является стремление автора отстраниться, снабдить материал ироническим, даже несколько осуждающим комментарием. В поиске информации, пресса обращается к сомнительным источникам и "специалистам". Материалы лесбигей тематики, не несущие сенсационного привкуса, крайне редко привлекают внимание масс-медиа.

Термин гей-сообщество является калькой английского gay community. Что такое лесбигей сообщество в разных странах трактуют несколько по-своему: где-то в него включают всё множество гомо – и бисексуальных, а также и транссексуальных людей; где-то различают множество общин – геевские, лесбийские, транссексуальные и т. п. Во всех случаях “сообщество” подразумевает осознание общности интересов, некоторые формы самоорганизации и взаимной поддержки. В таком виде существование единого лесбигей сообщества в СССР было немыслимо. Ситуация изменилась, но говорить о полноценном лесбигей сообществе в России ещё рано.

Организованное движение геев и лесбиянок России берёт своё начало с пресс-конференции, прошедшей в Москве в феврале 1990 года и проведённой Женей Дебрянской, Романом Калининым и группой пожелавшей остаться анонимной. На конференции было объявлено о создании газеты “Тема” и формирований московского союза сексуальных меньшинств. В связи с лесбигеевскими проблемами, (как и со многими другими аспектами) Россия делится на две неравноценные части: Москва и Петербург и все прочие. Реально лесбигеевская жизнь заметна только в Москве и “Северной столице”. Группы энтузиастов существуют и в провинции, но уровень жизни в столичных городах на порядок выше - здесь сосредоточены финансовые потоки, есть большой рынок потребителей товаров и услуг, рассчитанных на гей-аудиторию и соответственно есть развитый геевский бизнес. Это, в первую очередь популярные московские и питерские клубы. Существуют специализированные турагенства. Москву нередко посещают различные иностранные знаменитости – геи, привлекая внимание широкой публики. Некоторая часть россиян имеют возможность отправиться за границу и увидеть жизнь геев в других странах. Среди Московской богемы, например, периодически случается мода на посещение Праги или Ибицы – популярных направлений геевского туризма.

     По имеющимся данным, в настоящее время геевской общественной активности в Москве и Петербурге не наблюдается. Большинство существовавших организаций, исчерпав средства от западных спонсоров и погрязнув во взаимных разборках, тихо угасли. Шумные акции и эпатаж немногих геевских активистов забылись. На фоне общего спада активности исключением выглядит гей-рунет – в российском секторе интернета. Существуют несколько достойных ресурсов лесбигей тематики, лучшим из которых, безусловно является www.gay.ru. Для многих российских, провинциальных – особенно, лесбигеев ресурс gay.ru является единственной организацией, координирующей встречи, конференции и другие мероприятия.

Российское лесбигей-сообщество представляет собой сегодня множество небольших групп людей. Базой для единения лесбигеев выступает сексуальная ориентация, но формирование групп в большей степени происходит на основе социальных интересов. Общественная жизнь лесбигей сообщества протекает в упомянутых группах, их взаимодействии между собой, перетекании людей и информации в рамках данного города, в личных связях отдельных людей с другими группами за пределами своего города. Очень мала интеграция социальной жизни лесбигей сообщества в общественно-политическую жизнь всего общества страны.

Лесбийское сообщество в России практически незаметно. Лесбиянкам гораздо труднее найти круг общения, чаще, чем это происходит у геев. Две женщины, найдя друг друга, замыкаются в закрытой паре и перестают общаться с другими лесбиянками. Возможно, что это следствие традиционно меньшей социальной активности женщин.

Лесбигеи, живущие в сельской местности и городах с населением менее 10 тысяч, находятся в худшем положении. Они вынуждены скрывать свою ориентацию и контакты, часть стараются перебраться в более крупный город.

В основу общественного мнения внедрилась неверная и лживая информация. Поэтому гомосексуальными принято считать мужчин, занимающихся анальным сексом. Говоря о них, часто употребляют слово «педераст». К сожалению, мало кому известно его истинное значение (от греческих pais, paidos – ребенок и erastes – тот, который любит), подразумевающее отношения взрослых к ребенку, но никак не половые отношения между мужчинами. В этом контексте курьезным является факт об имевшей место в уголовном кодексе СССР статьи о «педерастии», где подразумевался именно этот тип отношений.

Благодаря труду Элисса, связанному с развитием науки о психологии, родился другой термин - «сексуальный инверт» (invert – обратный, противоположный). Надо отметить, что Элисс разделял сексуальность на инверсию (когда сексуальность была нормальной, но устремлена на свой пол) и перверсию (pervers – извращение, когда сексуальность была ненормальной и устремлена на животных и неодушевленные предметы). Со временем это определение забылось, и хотя по определению Элисса гомосексуальность, явление нормальное, по отношению к ней стали употреблять «перверсия».

Чаще всего путают гомосексуальность (стремление к своему полу) и бисексуальность (стремление  к обоим полам, которая, по мнению специалистов, присуща в разной степени от 60% до 70% людей). З. Фрейд считал, что человек вообще бисексуален с рождения и только взрослея ему в различной степени прививают нормы, традиции, и догмы того общества, в котором он находится.

                                                   Гомосексуализм

 


открытый                                                                                            бессознательный

(сознательно приемлемый и                                                     (распознается в скрытой форме

выражающийся в сексуальной                                             при анализе характерологических

активности с соответствующим                                       нарушений, неврозов, сновидений и

партнером либо в фантазиях,                                                    психозов, хотя такие пациенты

сопровождающихся                                                             редко когда становятся открытыми

мастурбацией и оргазмом).                                                                         гомосексуалистами).

                                                     латентный

                             (эротическое предпочтение скрыто, но

                    обладает потенциалом для того,  чтобы проявиться)

Типы гомосексуалистов:

1.                Абсолютный (эксклюзивный или облигаторный) гомосексуальный индивид возбуждается только лицами того же пола; к лицам противоположного пола он индифферентен или враждебен.

2.                Амфигенный (вариативный по Радо)  индивид способен вступать в сексуальные контакты с лицами обоего пола. В настоящее время для обозначения такого открытого сексуального поведения термину амфигенный предпочитают обозначение бисексуальный.

3.                Контингентные (ситуативные по Радо) - это лица, способные принять гомосексуальный способ удовлетворения, если объекты противоположного пола недоступны (например, в тюремном заключении).

Одно из неудобств, употребляя слово «гомосексуал», кроется в том, что подчеркивается физический аспект отношений, который никак не способствует  и даже игнорирует  определение эмоциональной составляющей. Дабы нейтрализовать негативный аспект, было предложено много различных определений, но ни одно не прижилось. В последнее время популярным стало гей, от английского gay – веселый, яркий, легкомысленный. Но большая часть мещан употребляют унижающие достоинство: голубой, педик, гомик, петух. Меньшее внимание уделяется гомосексуальным женщинам, поэтому и ярлыков меньше: розовая или лесбиянка.

Естественно, одним термином нельзя охарактеризовать человека. В середине прошлого столетия, родоначальник сексуальной революции в США, самый известный специалист в области сексологии, профессор Кинси доказал, что сексуальное поведение людей более разнообразно и не укладывается в простую схему гетеросексуален – гомосексуален. Это только два полюса, а по середине, в виде плавного перехода между ними, находится основная масса людей – бисексуалы. И эти термины ни в коей мере не характеризуют человека как личность, а являются лишь моделью определенных поведенческих реакций.

По итогам опроса 20 000 мужчин и женщин, Кинси создал семи бальную шкалу сексуального поведения людей:

0 – полностью гетеросексуальны (прим. 25% людей);

I – гетеросексуальны, но с неясными гомосексуальными наклонностями (ок. 25%);

II – более гетеросексуальны, но со случайными гомосексуальными контактами (ок. 25%);

III – одинаково гетеросексуальны и гомосексуальны (полностью бисексуальны), ок. 10%);

IV – гомосексуальны, но с выраженными гетеросексуальными наклонностями (ок. 5%);

V – более гомосексуальны, но со случайными гетеросексуальными контактами (ок. 5%);

VI – полностью гомосексуальны (ок. 5%).

Процентное деление показывает лишь физическую (чувственную) сущность явления. Эмоционально представители с I. по IV. групп и большая часть V., идентифицируют себя как гетеросексуалы. “Полностью” гомосексуальных людей (сексуально не приемлющих противоположного пола), т.е. в своем мироощущении  эмоционально как зеркальное отражение гетеросексуальности, по-видимому, куда меньше. Просто многие представители этой группы себя так идентифицируют, хотя их смело можно отнести к V. группе.

Статистика Кинси ошеломила Америку. Людям было, о чем задуматься. Во-первых, гомосексуальные отношения и гомоэротические чувства оказались значительно более массовыми, чем было принято думать. Во-вторых, сексуальное поведение и эротические чувства очень часто не совпадают, человек хочет одного, а делает другое, причем его желания и поведение могут быть разными на разных стадиях его жизненного пути. В-третьих, между гомо- и гетеросексуальностью не обнаружилось китайской стены, это не разные сущности, а полюсы одного и того же континуума, так что разных индивидов можно сравнивать по степени их гетеро/гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человека сплошь и рядом противоречивы, неоднозначны.

Это вызвало жаркие споры о том, что считать "нормой" сексуального поведения и где же находится граница между количественными вариациями, в пределах подразумеваемой нормы, качественными отклонениями, девиациями, с которыми связаны какие-то социальные или психические проблемы, и опасными нарушениями, которые в медицине принято называть патологией.

В настоящее время все большие масштабы приобретают проблемы связанные с гомосексуальными пристрастиями людей разных полов, возрастов, социальных принадлежностей и национальностей. В данный момент количество людей, относящихся, к так называемым, сексуальным меньшинствам, значительно возросло. Эти вопросы получили все большую огласку в период последнего десятилетия. Это явление связано все с большим проникновением его в культуру нашей  страны и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Раньше отношение к таким людям было иным, просто потому, что об этом не говорили так открыто, как это делают сейчас и поэтому об этом знали намного меньше. В связи с этим люди не могли сформировать личное мнение, им навязывалось мнение государства, которое вообще отрицало факт существования сексуальных меньшинств.

Вот почему нам интересней мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых. И именно сейчас, когда русский народ находится на грани вымирания, это тема становится все более и более актуальной.

Необходимо исследовать, как молодежь, то есть будущее нашей страны,  относится к гомосексуализму. Необходимо установить от чего зависит то или иное отношение к гомосексуализму.

С точки зрения современной сексологии и психиатрии гомосексуальность должна относиться к нормальным вариациям широкого круга человеческой сексуальности. Однако признание возможности и допустимости существования гомосексуального влечения у здорового человека (вне рамок психических заболеваний) вовсе не снимает целого комплекса психологических и социальных проблем, связанных с нестандартной сексуальной ориентацией. Вынесение однополых отношений за пределы компетенции одних только психиатров обнаружило целый спектр качественно новых вопросов, которые требуют своего научного рассмотрения и объяснения. Один из них касается причин и механизмов социальной дезадаптации, невротических проявлений, часто наблюдаемых в среде лиц с гомосексуальным влечением.

Цель исследования - Выявить отношение к гомосексуализму

Задачи исследования:

1)    Определить отношение молодежи к гомосексуализму.

2)    Определить отношение молодежи к гомосексуалистам.

1) Выявить основные причины распространения гомосексуализма.

2) Определить роль гомосексуализма в г. Новосибирск.

3) Определить основные методы борьбы с гомосексуализмом в нашей стране.

4)  Выявить основные причины возникновения гомосексуализма.

Предмет исследования - Отношение к гомосексуальной ориентации и их представителям.

Объект исследования -  молодежь.

Интерпретация ключевых понятий.

Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

Гомосексуализм - это сексуальная ориентация, проявляющаяся в эротическом влечении преимущественно или исключительно к лицам собственного пола.

Гомосексуалисты – это люди, испытывающие сексуальное влечение к лицам своего же пола.

Отношение - эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т.е. выражение ее позиции.

Гомофобия - враждебность и cтpax, испытываемые некоторыми людьми к гомосексуалам.

 Рабочая гипотеза:.

1. Большинство молодых людей придерживается мнения, что гомосексуализм и гомосексуалисты вполне могут существовать, если они не затрагивают людей с нормальной сексуальной ориентацией.

2. Большинство считает, что некоторый процент гомосексуалистов – вполне естественное явление.

3. Негативное отношение некоторых людей к гомосексуализму основано на том, что основными разносчиками венерических заболеваний являются гомосексуалисты.

4. Основными причинами распространения гомосексуализма - это влияние Западной культуры и безразличие государства к проблеме гомосексуализма.

5. Большинство считает, что основной метод борьбы с гомосексуализмом – это силовой.

6. Большинство считает, что в нашей стране роль гомосексуализма пока незначительна.

Методы сбора информации - опрос в форме анкетирования.

Распределение мнений о том, как следует поступать с гомосексуалами Вопрос: "На Ваш взгляд, как следует поступать с такими социальными группами, как гомосексуалы" (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов \ Кол-во респондентов

Контрольная группа

Муж.

Жен.

Убивать

16,4 %

3,6 %

Изолировать

33,3 %

19 %

Принудительно лечить

28,2 %

21,1 %

Предоставить право самим решать свою судьбу

10,1 %

24,9 %

Помогать деньгами для лечения

4,2 %

5,3 %

Помогать благополучно устроиться в жизни

3,4 %

4 %

Морально поддерживать

1,6 %

4,5 %

Не замечать

10,8 %

14,5 %

Причины возникновения гомосексуализма (в %)


Муж.

Жен.

Социальные

70%

55%

Экономические

20%

25%

Политические

10%

20%

Отношение молодежи к гомосексуализму (в %)


Муж.

Жен.

Положительное

5%

10%

Равнодушное

15%

          30%

Отрицательное

70%

50%

Затруднились ответить

10%

10%

Отношение молодежи к гомосексуалистам (в %)


Муж.

Жен.

Положительное

5%

10%

Равнодушное

15%

          30%

Отрицательное

70%

50%

Затруднились ответить

10%

10%

Вероятные методы борьбы с гомосексуализмом (в %)


Муж.

Жен.

Силовые

70%

50%

Политические

20%

30%

Экономические

10%

20%

Основные причины распространения гомосексуализма (в %)


Муж.

Жен.

Религиозные

5%

10%

Политические

15%

25%

Экономические

10%

15%

Социальные

70%

50%

Роль гомосексуализма в нашей стране (в %)


Муж.

Жен.

Значительная

15%

10%

Средняя

25%

20%

Незначительная

60%

70%

Отношение молодежи к государственной политике, направленной на борьбу с гомосексуализмом.  (в %)


Муж.

Жен.

Положительное

30%

40%

Равнодушное

50%

25%

Отрицательное

15%

10%

Затруднились ответить

5%

15%


Хотя враждебность к гомосексуальности еще очень велика, намечаются тенденции улучшения отношения к гомосексуалистам.

Количество желающих "ликвидировать" гомосексуалов составило (и мужчин, и женщин) 31%. За их "изоляцию" вместо 32% от общего числа опрошенных. Напротив, за "помощь" высказались 7%, а за то, чтобы предоставить их самим себе - 30%. Характерны социально-возрастные параметры ответов. Предоставить гомосексуалов самим себе готовы 40.8% людей моложе 24 лет и только 12.3% тех, кто старше 30. Среди людей с высшим и незаконченным высшим образованием этот вариант ответа выбрали 43.4%, а с образованием ниже среднего - 20.4%.

"Как вы относитесь к гомосексуалистам?" благожелательную позицию ("положительно") заняли около 9%, нейтральную - 23%, негативную ("отрицательно") - 46% мужчин и женщин; 12% затруднились ответить. На вопрос "Как вы считаете, должны ли гомосексуалисты обладать равными со всеми правами"? голоса разделились: около 38% сказали "да", 41% - "нет" и 21% затруднились ответить.

В ходе исследования также выяснялось как к гомосексуалам, по их субъективному мнению относятся разные категории населения.

В Новосибирске гомофобия поддерживается также недостаточностью информации и страхом перед всем непривычным. Важное место занимает влияние на сознание людей нетолерантного советского общества.

Тем не менее, новосибирское общество можно считать весьма толерантным. Так 72% опрошенных гетеросексуальных респондентов придерживаются мнения, что гомосексуальность является индивидуальным своеобразием, которое следует акцептировать. Резко гомофобными можно признать лишь 13,7% опрошенных, при этом наибольшую гомофобность высказывали мужчины. Большей гомофобией отличались люди, не имеющие в круге своих знакомых и друзей ни одного гея или лесбиянки. Все-таки, 91,7% опрошенных в геев и лесбиянок рассматривают гомофобию как более или менее ощутимую проблему в Новосибирске, и 73,5% считают, что отношение общества следует изменить.

Отношение к геям (по их мнению) разных слоев общества

Муж.

Жен.

С высоким уровнем образования

С низким уровнем образования

Положительно относятся

25%

53%

43%

4%

Отрицательно относятся

32%

18%

7%

27%


Отношение к лесбиянкам (по их мнению) разных слоев общества

Муж.

Жен.

С высоким уровнем образования

С низким уровнем образования

Положительно относятся

16%

38%

36%

2%

Отрицательно относятся

24%

8%

2%

24%


     Как видно из таблиц, наиболее негативное отношение геи встречают у молодых парней и людей среднего возраста, а также люди с низким уровнем образования. Аналогичное отношение и к лесбиянкам. Лучше всего к геям и лесбиянкам относятся молодые женщины и люди с высоким уровнем образования, то есть те, кто по своей природе более терпимы к индивидуальным проявлениям личности.

Отношение к геям (по их мнению) представителей ряда профессий

Работники правоохранительных органов

Журналисты

Медики

Другие

Положительно относятся

25%

53%

14%

4%

Отрицательно относятся

32%

18%

20%

22%


Отношение к лесбиянкам (по их мнению) представителей ряда профессий

Работники правоохранительных органов

Журналисты

Медики

Другие

Положительно относятся

16%

38%

8%

6%

Отрицательно относятся

24%

8%

18%

42%


По классификации профессий, нетерпимо относятся к Геям и лесбиянкам работники правоохранительных органов. Радует то, что большинство респондентов нетрадиционной сексуальной ориентации доверяют медикам, которые способны, хотя бы не физически, а морально «излечить» человека от трудностей, возникающих в силу их непохожести на других.

В целом отношение новосибирского общества к гомосексуальности и гомосексуалам неоднозначное, переменчивое, находящееся в процессе формирования. В столице и крупных развитых городах (Санкт-Петербург, Мсква) более терпимое; в провинции и в сельской местности более консервативное и гомофобное. Полученные данные показывают, что социальные реакции представителей гетеросексуального большинства по отношению к сексуальным меньшинствам обусловлены различными причинами и варьируются от дискриминации и изоляции до полного безразличия. От возраста и образования зависит не только степень терпимости, но и понимание природы гомосексуальности. Только 18.3% россиян признали гомосексуальность "сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной право на существование". Но другие считают ее "распущенностью, вредной привычкой". Понятно, что договориться между собой эти люди не смогут.  "Народно-патриотический" фронт кликуш и лицемеров сейчас агрессивен, как никогда.

Но время работает против них. Что бы ни происходило в обществе сегодня, в долгосрочной перспективе его лицо будут определять более молодые и образованные люди. Не потому, что им нравится однополая любовь - большинству людей она чужда и непонятна - а потому что они не видят в ней угрозы.

А вместе с ростом социальной терпимости будет меняться поведение и самосознание геев и лесбиянок. Любое угнетенное меньшинство противопоставляет тезису о своей неполноценности антитезис о своем превосходстве. Но эту идею мало кто принимает всерьез.