Характеристика
Дана студенту в том, что он прошел практику в ООО «Партнеры Сибири». В период с 10 февраля по 10 марта 2004 года. Студент показал во время прохождения практики свои управленческие способности, аккуратный бдительный и точный в выполнение указанной цели. Хорошо выполняет данную работу, во всех ситуациях выражает свою точку зрения. Хорошо умеет применяя свои теоретические знания на практике.
График прохождения практики
№ |
Содержание задания |
Сроки |
Оценка и замечания руководителей |
РАБОТА В КАЧЕСТВЕ ДУБЛЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ОТДЕЛА, СЕКЦИИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) |
|||
1 |
Ознакомление с торговой организацией (отделом, секцией, подразделением) |
|
|
2 |
Ознакомление с организацией труда |
|
|
3 |
Ознакомление с организацией процесса управления |
|
|
4 |
Ознакомление с работой менеджера по управлению персоналом |
|
|
5 |
Ознакомление с организацией контроля за работой торговой организации |
|
|
6 |
Оформление отчета по практике |
|
|
ИТОГО |
Дата |
Наименование раздела, задания. Содержание проделанной работы. Выводы и предложения |
Оценка и замечания руководителей практики |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Квалификационная практика в ООО «Партнеры Сибири»1.1. Организационно- правовая деятельность предприятия ООО «Партнеры Сибири»Общество с ограниченной ответственностью ООО «Партнеры Сибири» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими правовыми актами для осуществления производственной и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления торговли, а также услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества. Местонахождение общества (почтовый адрес): г. Новосибирск, ул. Потанинская, 18. Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами Общества. Общество имеет печати со своим наименованием, расчетный счет в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а так же извлечение прибыли. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления следующих видов деятельности: - оптово- розничные поставки, периодические поставки печати населению; - юридическое и финансовое обслуживание; - производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность и другие виды деятельности, не запрещенные законом. Устав ООО «Партнеры Сибири» представлен в приложении 1. ООО «Партеры Сибири»ведет деятельность в соответствии с лицензией № 1245987, выданной Новосибирской лицензионной палатой от 06.06.95 г., представленной в приложении 2. Охрана труда ООО «Партнеры Сибири» - это комплекс мероприятий по технике безопасности, производственной санитарии и гигиене, противопожарной технике. Осуществление этих мероприятий обеспечивает создание нормальных условий работы на всех участках производства на научно-гигиенической и технической основе. Задачи техники безопасности на производстве ООО «Партнеры Сибири» - изучение особенностей процессов производства и обслуживания, анализ причин, вызывающих несчастные случаи и профессиональные заболевания, разработка конкретных мероприятий по их предупреждению. Противопожарная техника ООО «Партеры Сибири» помогает осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров и разрабатывать эффективные способы их тушения. Организационная структура предприятия представлена в приложении 3 (рис. 1). Штатное расписание ООО «Партнеры Сибири» представлено в таблице 1. Таблица 1 Штатное расписание ООО «Партнеры Сибири» в 2004 году
Распределение обязанностей в рамках разработанной организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими в организации должностными инструкциями, в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями. Ниже рассмотрены основные права и обязанности по нескольким должностям в ООО «Партнеры Сибири». Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, несет ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия и финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Он организует работу и направляет деятельность структурных подразделений на развитие и совершенствование производства. Директор по производству (главный инженер) определяет техническую политику и направление технического развития предприятия, обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование ресурсов. Он обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства и технической документации, технической эксплуатации и ремонт оборудования Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за использованием материальный, трудовых и финансовых ресурсов сохранностью имущества предприятия. В обязанности главного бухгалтера входит обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения учета. Главный бухгалтер обеспечивает составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в соответствующий орган. Должностная инструкция главного бухгалтера представлена в приложении 4. Бухгалтер занимается учетом затрат и себестоимости, выявлением источников образования потерь и расходов. Он осуществляет начисление и перечисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Также в его обязанности входит учет материалов основных средств и МБП. Директор по материально техническому снабжению и комплектации материалов организует обеспечение организации всеми необходимыми для ее производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование. Разрабатывает планы материально технического обеспечения, создает необходимые производственные запасы на основе определения потребности материальных ресурсов, организует работу складского хозяйства. Начальник планово -экономического отдела руководит работой по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения ресурсов. Руководит проведением комплексного экономического анализа деятельности организации и разработкой мероприятий по эффективному использованию ресурсов, выявлению и использованию резервов производства. Ведущий экономист проводит работу по осуществлению экономической деятельности организации, направленной на повышение эффективности и рентабельности предприятия, производства, достижение высоких результатов при оптимальном использовании ресурсов. Он разрабатывает проекты бизнес-планов, выполняет расчеты по затратам. Состав складских помещений ООО «Партнеры Сибири»: склад готовой продукции, склад инвентаря Состав производственных помещений: типографный цех, склад готовой продукции Торговые помещения: фирменные киоски, фирменные магазины и лотки. Административные помещения: комната мастеров, кабинет начальника цеха, кабинет главного инженера, бухгалтерия, кабинет начальника по технике безопасности. 1.2. Процесс управления на предприятии ООО «Партнеры Сибири»Планирование и контроль за финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Партнеры Сибири» осуществляется финансовым отделом. Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия ООО «Партнеры Сибири» и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Финансовый отдел существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций. Финансовый отдел предприятия охватывает решение следующих задач: 1. Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия. 2. Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства. 3. Эффективное управление денежными потоками. 4. Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности. 5. Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
В таблице 2 представлены затраты предприятия на выполнение основных функций финансового отдела по планированию и контролю. Таблица 2 Затраты ООО «Партнеры Сибири» на выполнение функций планирования и контроля за деятельностью
На рисунке 2 (приложение 5) изображена структура финансового отдела в организации. При планировании потребности предприятия в персонале в ООО «Партнеры Сибири» определяются факторы, влияющие на потребность в персонале (стратегия развития предприятия, количество производимой продукции, применяемые технологии, динамика рабочих мест и т. д.). При этом выделяются следующие категории персонала: рабочие (в том числе квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные), руководители (всех уровней) и специалисты. Большую роль при планировании персонала в ООО «Партнеры Сибири» играет правильная расстановка кадров, разделение труда. Для этого в организации определяется нормативная численность. Требуемая численность рабочих каждой профессии по отдельным рабочим местам, участкам и по предприятию в целом определяется на основе принятого в ООО «Партнеры Сибири» разделения работ, нормативов по труду, норм времени на ту или иную работу по технологическим и квалификационным признакам с учетом объема производства. При анализе структуры управления в ООО «Партнеры Сибири» следует отметить, что главным органом управления является Общее собрание пайщиков, которое назначает генерального директора и планирует дальнейшую деятельность работы всей организации. Генеральный директор, в свою очередь, несет ответственность за текущую деятельность ООО «Партнеры Сибири». Он же назначает ответственных по трем основным направлениям работы организации работы сотрудников: - главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение и организация финансовой отчетности на предприятии; - юриста, который ответственен за юридические аспекты предприятия (договора, работа с редакциями газет, отслеживание тиражей, бесперебойная работа в целом); - сотрудника, обеспечивающего административную работу (планирование транспортных маршрутов, охрана труда, пожарная безопасность, ремонт павильонов). Для стимулирования труда работников руководство ООО «Партнеры Сибири» использует экономические, социальные и административные методы мотивации. Общая схема используемых в организации методов комплексной системы мотивации, существующая на сегодняшний день, представлена в таблице 3. В таблице 3 в процентах представлена доля каждого компонента мотивации, определенная путем экспертного опроса работников организации. Таблица 3 Комплексная система мотивации в ООО «Партнеры Сибири» и оценка ее компонентов
Как видно из таблицы 3, наибольшую значимость из факторов мотивации в организации имеют рабочие факторы, то есть мероприятия, направленные на изменение условий выполнения задания). Наименьшую значимость имеет фактор участия работников в распределении результатов. 1.3. Система методов управления в ООО «Партнеры Сибири»Совет директоров ООО «Партнеры Сибири» на годовом заседании, состоявшемся 11 апреля 2004 года, принял Декларацию принципов и методов управления в организации. Настоящая Декларация принципов и методов управления ООО «Партнеры Сибири» обращена к акционерам, клиентам и персоналу организации, инвесторам и финансовым институтам, а также ко всем заинтересованным в действиях организации лицам. Признавая важность высоких стандартов и методов управления для успешного ведения бизнеса и для достижения взаимопонимания со всеми заинтересованными в деятельности организации лицами, ООО «Парнеры Сибири» приняло на себя обязательство разработать и принять до окончания 2004 года Кодекс поведения, который будет соответствовать основным принципам и методам управления, получившим международное и российское признание. Руководство ООО «Партнеры Сибири» имеет четкое понимание того, что уверенность акционеров, инвесторов и партнеров в экономической стабильности и эффективной практике управления организацией представляет собой одну из важных предпосылок дальнейшего развития ООО «Партнеры СибирИ2. Определяя направление дальнейшего развития и приступая к разработке Кодекса поведения, руководство ООО «Партнеры Сибири» намерено придерживаться следующих основополагающих принципов и методов управления: - соблюдение и защита прав акционеров; - равное отношение к акционерам; - своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся организации; - признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; - поощрение активного сотрудничества между организацией и заинтересованными лицами в обеспечении финансовой устойчивости организации, ее развитии и создании рабочих мест; - эффективный контроль за менеджментом организации со стороны Совета директоров; На рисунке 3 (приложение 6) изображена схема движения документооборота ООО «Партнеры Сибири». Документооборот в ООО «Партнеры Сибири» представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. Среди основных видов используемых в организации документов можно назвать следующие: 1) организационно- правовая документация (Учредительный договор, Устав, Положение об организации ООО «Партнеры Сибири», должностные инструкции всех работников организации, штатное расписание, различного рода внутренние инструкции и правила); 2) распорядительная документация (правовые акты организации, постановления, решения, приказы, распоряжения, указания); 3) справочно-информационная документация (докладные записки, объяснительные записки, служебные записки, предложения, представления, служебные письма, заявления, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, все разновидности переписки организации с другими предприятиями и органами государственной власти, протоколы заседаний, справки, заключения, отзывы, сводки, списки и перечни). Важнейшей характеристикой объема документооборота в ООО «Партнеры Сибири» является количество документов, приходящихся в среднем на одного делопроизводственного работника. В ООО «Партнеры Сибири» этот показатель равен 1587. Ежедневно руководитель организации рассматривает около 50 документов, что занимает 10 % его рабочего времени. Время прохождения документов от руководителя аппарата до структурного подразделения колеблется в пределах 1 дня и менее. В правилах внутреннего распорядка организации представлены основные организационные формы воздействия руководителя на подчиненных. Ниже представлены выписки из правил внутреннего распорядка организации ООО «Партнеры Сибири», характеризующие основные формы воздействия на работников организации. Поощрение работников, отличившихся в соблюдении рудовой и исполнительной дисциплины ООО «Партнеры Сибири» Работники, отличившиеся выполнением своих трудовых функций на высоком профессиональном уровне и соблюдением правил внутреннего распорядка предприятия могут быть вознаграждены: 1. вручением денег или ценных подарков; 2. предоставлением дополнительного отпуска; 3. назначением персональной надбавки к заработной плате; 4. индивидуальным страхованием на более высокую сумму; 5. оплатой стоимости санаторно-курортного лечения, путевок на туристические поездки; 6. ходатайствованием о представлении к государственной награде в установленном порядке и другими средствами поощрения и вознаграждения. Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины в ООО «Партнеры Сибири» 1. В случае, если работник полностью или частично не выполнил или некачественно выполнил свои трудовые функции, нарушил обязательства, а также трудовым договором, нарушил правила внутреннего распорядка предприятия, работодатель вправе применить к нему одну из следующих мер дисциплинарного взыскания: а) объявить выговор; б) объявить строгий выговор с последним предупреждением; в) наложить штраф в размере не более 1/4 суммы месячной заработной платы, если подобная мера предусмотрена в коллективных договорах; г) расторгнуть трудовой договор. 2. При внесении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать личность работника, его авторитет в коллективе, профессиональный уровень, характер допущенного им проступка. До применения любого из дисциплинарных взысканий работнику может быт сделано письменное или устное предупреждение. Предупреждение не считается дисциплинарным взысканием. 3. Привлечение работодателя к дисциплинарной ответственности осуществляется должностным лицом- собственником предприятия. К административной или уголовной ответственности работодатель привлекается в порядке, предусмотренном в законодательстве. Правила наложения дисциплинарного взыскания в ООО «Партнеры Сибири» (социальное воздействие) 1. До наложения дисциплинарного взыскания работодатель должен потребовать от работника письменное объяснение. Отказ работника от дачи письменного объяснения не исключает вынесение ему дисциплинарного взыскания. 2. Дисциплинарное взыскание может быть наложено до истечения месяца со дня обнаружения нарушения работником трудовой или исполнительской дисциплины. Время болезни работника, время его нахождения в отпуске, командировке в этот срок не включается. 3. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. А за дисциплинарные проступки, связанные с должностными правонарушениями, обнаруженными в результате аудита (проверки, ревизии) финансово-хозяйственной деятельности предприятия дисциплинарное взыскание работнику не может быть наложено по истечении года после допущения этих проступков. Время производства по уголовному делу в этот срок не включается. Для соблюдения трудовой производственной дисциплины в ООО «Партнеры Сибири»» используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей. За 2002- 2003 годы было подсчитано число случаев наложения взысканий и прочих административных методов.
Рис.4. Динамика структуры административных методов мотивации при анализе управления персоналом в ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах 1.4. Управление персоналом на предприятии ООО «Партнеры Сибири»Рассмотрим другие составляющие системы управления персоналом в ООО «Партнеры Сибири». Кадровая политика в ООО «Партнеры Сибири» представляет собой систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, причем распространяется это положение на весь коллектив занятых, в рамках которого осуществляется управление. Основные цели кадровой политики в ООО «Партнеры Сибири» формулируются следующим образом[7, 12 и др.]: 1. безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение государственными органами и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, КЗОТа, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу; 2. подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности потребным числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава; 3. рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения; 4. формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, борьба с текучестью кадров, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии; формирование нового хозяйственного механизма; 5. разработка критериев и методики планового подбора, оценки, обучения и расстановки руководящих и квалифицированных кадров, подготовки и повышения квалификации остальной части работающих, развития их гражданского самосознания, всестороннего развития личности; 6. разработка научной теории управления кадрами, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс. Принципы формирования кадровой политики в ООО «Партнеры Сибири»: 1) научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект; 2) комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности ООО «Партнеры Сибири»; 3) системность, т. е. учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы; необходимость учета как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат; 4) эффективность. Любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности. Набор персонала в ООО «Партнеры Сибири» заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа в ООО «Партнеры Сибири» проводится буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор в организации обычно ведут из внешних и внутренних источников. В таблице 5 отражены используемые организацией методы набора персонала. Таблица 5 Оценка используемых в ООО «Партнеры Сибири» методов набора персонала»
Наиболее предпочтительным методом набора кадров в ООО «Партнеры Сибири» является внутренний отбор (78 %). Продвижение по службе своих работников в ООО «Партнеры Сибири» обходится дешевле в 2.5 раза. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою. Отбор кадров в ООО «Партнеры Сибири» предполагает отбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать в организации следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей в ООО «Партнеры Сибири», особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и его подчиненными. В таблице 6 отражены методы сбора информации, используемые в ООО «Партнеры Сибири» при отборе кандидатов. Таблица 6 Методы получения информации при отборе кандидатов в ООО «Партнеры Сибири» и их оценка
Далее рассмотрим каким образом осуществляется в ООО «Партнеры Сибири» профессиональная ориентация и социальная адаптация работников. Когда новый человек приходит в организацию ООО «Партнеры Сибири», он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые вписаться или не вписаться в новые рамки. Организация ООО «Партнеры Сибири» используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные методы адаптации работников в коллективе организации. В ООО «Партнеры Сибири» разработана официальная программа для воспитания нужной им культуры. В ней указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу организации. В ходе неофициального общения новые работники ООО «Партнеры Сибири» узнают неписаные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Показатели, характеризующие достоинства организации «Диво» при подборе резервов на продвижение: - степень участия работников в каждом виде продвижения- - 14 %, - степень независимости каждого вида продвижения резервов =- 53 %, - качество подбора кандидатов на продвижение – 60%. Этапы подбора и подготовки резервов на продвижение в ООО «Партнеры Сибири»: 1) сбор информации о кандидатах для выдвижения на вакантную должность; 2) обработка полученной информации по определенной системе для целей сопоставления; 3) оценка качеств каждого кандидата по методике, представленной в разделе выше, составление характеристик; 4) сопоставление качеств каждого кандидата и тех требований, которые необходимы для выполнения функций по данной вакантной должности; 5) сравнение кандидатов друг с другом при возможном выдвижении на одну должности и выбор того, кто больше других подходи для выполнения функций по должности; 6) назначение кандидата на вакантную должность. Немаловажным элементом системы управления персоналом в ООО «Партнеры Сибири» является обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров. Более квалифицированные работники быстрее и эффективнее осваивают новую технику, технологию, методы организации труда. Благодаря своей высшей образовательной и профессиональной подготовке, такие работники получают возможность технологически «видеть» значительно больше своих непосредственных обязанности в процессе производства. Именно это во многом предопределяет более высокую степень удовлетворения своим трудом. Подготовка персонала в ООО «Партнеры Сибири» представляет собой процесс приобретения работниками теоретических знаний и практических навыков в объеме требованной квалификационной характеристики начального уровня квалификации. Переподготовка персонала в ООО «Партнеры Сибири» – означает обучение квалификационных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям. Повышение квалификации персонала в ООО «Партнеры Сибири» – это процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники и технологии, ориентации труда, производства и управления. В ООО «Партнеры Сибири» практикуется непрерывная система профессионального обучения работников, а количество ступеней обучения зависит от сложности профессии и специальности. Переподготовка кадров в ООО «Партнеры Сибири» ранее во многих случаях носила формальный характер, так как повышать квалификацию работники посылались часто потому, что по плану надо было побывать на курсах один раз в 5 лет. В ООО «Партнеры Сибири» используют индивидуальную форму обучения. При индивидуальной форме каждому обучающемуся в организации прикрепляется высококвалифицированный рабочий или мастер, которые и ведут его обучение. Повышение квалификации руководителей и специалистов в ООО «Партнеры Сибири» осуществляется[7, 10 и др.]: 1) в институтах повышения квалификации; 2) на факультетах повышения квалификации при ВУЗах. Время обучения руководителей и специалистов в ООО «Партнеры Сибири» засчитывается им в общий стаж, за это время им выплачивается средний заработок, другие вознаграждения. Повышение квалификации работников в ООО «Партнеры Сибири» проводится один раз в 5 лет. За последний год такие курсы прошли 16 работников. Они были организованы в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе училища. В июле 2004г. планируется провести такие курсы для остальных работников, которые будут организованы на рабочих местах. Далее рассмотрим основные причины конфликтов в ООО «Партнеры Сибири». В таблице 7 отражен анализ основных причин конфликтов в организации. Таблица 7 Анализ основных наиболее частых причин конфликтов в ООО «Партнеры Сибири»
Рис. 5. Управленческие причины конфликтов в ООО «Партнеры Сибири» Как видно из рисунка 5, наиболее распространенной управленческой причиной конфликтов является излишняя опека и контроль подчиненных. Далее проводим анализ основных методов решения конфликтов. Рис. 6. Структурные методы решения конфликтов в ООО 2Партенры Сибири» Рис. 7. Межличностные методы решения конфликтов в ООО «Партнеры Сибири» В организации используется демократический стиль управления с ориентацией на цели и задачи деятельности. 1.5. Маркетинговая деятельность ООО «Партнеры Сибири»Анализ системы ценообразования в организации представлен в таблице 8. Таблица 8 Анализ системы ценообразования в ООО «Партнеры Сибири»
Таблица 9 Анализ системы стимулирования сбыта продукции в ООО «Партнеры Сибири»
Средствами рекламной кампании в ООО «Партнеры Сибири» являются: · Рекламные объявления в журналах и газетах · Реклама в еженедельниках. · Теле- и радио реклама. · Специализированные выставки. · Выпуск рекламных проспектов, визитных карточек и пакетов с логотипами (бесплатно предоставляются клиентам при покупке). · Рекламные щиты и стенды на улицах города. · Реклама в сети Интернет. Ответственность за продвижение продукции и контроль за выполнением плана и эффективностью рекламной кампании возлагается на отдел маркетинга. 2. Стажировка по менеджменту в ООО «Партнеры Сибири»2.1. Стратегический менеджментМиссия ООО «Партнеры Сибири»: Наш бизнес основан на высоких стандартах качества продукта и обслуживания клиентов, на постоянном развитии нашего профессионализма и безусловном выполнении всех наших обязательств. Дерево целей организации представлено на рисунке 8 (приложение 7). В таблице 10 представлены основные факторы макросреды, оказывающее воздействие на организацию в процессе ее функционирования Таблица 10 Факторы макросреды ООО «Партнеры Сибири»
При обследовании внутренней среды ООО «Партнеры Сибири» необходимо обратить внимание на семь основных факторов и оценить их: · конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании; (конкурентоспособность требует дальнейшего развития, доля рынка желаемая – 15 %.) · разнообразие и качество ассортимента продукции, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством (продукция разнообразна, ассортимент достаточно велик) · рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей ( контроль за изменения на рынке есть, положительная демографическая ситуация) · рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг (рыночные исследования есть) · предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве (отсутствует) · эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту ) ( система сбыта достаточно эффективна) · прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль) (прибыль есть) Анализ финансового состояния показывает, что фирма функционирует вполне успешно. Таким образом, внутреннюю среду организации можно оценить как вполне благоприятную. В таблице 11 представлена оценка сильных им слабых сторон внутренней среды ООО «Партнеры Сибири» Таблица 11 Оценка сильных и слабых сторон деятельности ООО «Партнеры Сибири»
2.2. Деловое и управленческое общениеЭтика делового и управленческого общения руководителя организации ООО «Партнеры Сибири» представлена ниже. Предпосылки успешности деловых переговоров затрагивают ряд как объективных, так и субъективных факторов и условий. Прежде всего партнеры по переговорам должны выполнить следующие условия[1, с. 118]: - обе стороны должны иметь интерес к предмету переговоров; - они должны иметь достаточные полномочия в принятии окончательных решений (соответствующее право на ведение переговоров); - партнеры должны иметь достаточную компетентность, необходимые знания в отношении предмета переговоров; - уметь максимально полно учитывать субъективные и объективные интересы другой стороны и идти на компромиссы; - партнеры по переговорам должны в определенной мере доверять друг другу. Для обеспечения эффективности переговоров следует соблюдать определенные правила. Основное правило состоит в том, чтобы обе стороны пришли к убеждению, что они что-то выиграли в результате переговоров. Самое главное на переговорах - это партнер. Его нужно убедить в принятии предложения. На него надо ориентировать весь ход переговоров, всю аргументацию. Переговоры - это сотрудничество. Любое сотрудничество должно иметь общую базу, поэтому важно найти общий знаменатель для различных интересов партнеров. Редкие переговоры проходят без проблем, поэтому важна склонность к компромиссу. Любые переговоры должны быть диалогом, поэтому важно уметь задать правильно вопрос и уметь выслушать партнера. Позитивные результаты переговоров следует рассматривать как естественное их завершение, поэтому в заключение необходимо остановиться на содержании договора, в котором нашли отражение все интересы партнеров. Переговоры считаются завершенными, если их результаты подверглись тщательному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы. Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность. Точность. Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах. Честность. Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы. Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д. Умение выслушать. Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего. Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами. И последнее, негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи. На результаты переговоров влияет много факторов: восприятие, эмоции, позиции разных сторон и другие. Для решения различных споров очень важным бывает выяснение образа мысли, мышление оппонентов, что очень способствует успешному ведению переговоров. Важным моментом в ведении переговоров имеют также эмоции, которые необходимо подавлять так называемым методом « выпуска пара», что позволяет освободится от чувства гнева, страха возникающих в спорах. Кроме того, враждебную ситуацию снимают извинения, выражения сожаления, обмен рукопожатиями , недорогие подарки. В приложении 8 представлен протокол ведения деловых переговоров в ООО «Партнеры Сибири». 2.3. Финансовая деятельность ООО «Партнеры Сибири»При проведении анализа финансово- экономической деятельности ООО «Партнеры Сибири» были использованы следующие документы: - Бухгалтерский баланс организации (форма № 1); - Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) - Отчет о движении денежных средств организации Форма № 4); - Отчет об изменении капитала (форма № 3); - Приложение к бухгалтерскому балансу организации (форма № 5); Периоды, за которые проводился анализ – 2002 и 2003 годы. 2.3.1. Анализ динамики, состояния и эффективности использования основных фондов на предприятииНа рисунке 9 отображена динамика структуры активных и пассивных фондов организации по годам. Рис. 9. Динамика структуры активных и пассивных фондов ООО «Партнеры Сибири» в 2002-2003 годах Как видно из рисунка 9, в организации наблюдается преобладание доли активных производственных фондов. Причем к 2003 году доля активных фондов выросла с 54,6 % до 55,4 %.
Рис.10. Динамика структуры оборудования в ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах. Как видно из рисунка 10, в ОАО ООО «Партнеры Сибири» в 2003 году наблюдался рост доли действующего оборудования на 3,4 %, что связано с внедрением новых средств в производственный процесс. Информация о наличии основных средств в ООО «Партнеры Сибири» за 2002-2003 годы содержится в таблице 12. Эти данные позволяют наиболее полно представить реальную ситуацию состояния основных фондов и изношенности на предприятии. Таблица 12 Основные средства ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах, тыс. руб.
Как видно из таблицы 12, в 2003 году наблюдается рост показателя остаточной стоимости основных средств в организации, что является положительной тенденцией. В таблице 13 содержится информация о состоянии и эффективности использования в организации основных средств. Коэффициенты в таблице 13 определены в соответствии c формулами, представленными в литературе. Как видно из таблицы 13, коэффициент изношенности в организации в 2003 году падает, а пригодности, наоборот, растет, что может быть связано с обновлением основных фондов и их поступлением в начале 2003 года. Рост фондоотдачи в 4,2 раза свидетельствуют о повышении объема продукции, с каждого рубля стоимости фондов. Рост рентабельности свидетельствует о повышении значения прибыли, которую организация получает с каждого рубля, вложенного в основные фонды. Таблица 13 Состояние и эффективность использования основных фондов организации Таблица 13
2.3.2. Анализ использования оборотных средств в организацииИнформация о размере оборотных средств ООО «Партеры Сибири»содержится в таблице 14 (приложение 9). Из таблицы 9 видно, что наибольшую долю в сумме оборотных средств составляет дебиторская задолженность. Рис. 11. Динамика структуры оборотных средств по стадиям кругооборота в ООО «Партнеры Сибири» за 2002-2003 годы. Как видно из рисунка 11, наибольшую долю в структуре оборотных средств занимает дебиторская задолженность ( в 2002 году – 94,68 %, а в 2003 году – падение до 99,16 %). Производственные запасы в 2002 году занимают 5,19 %, а в 2003 -0,71 %. Структура дебиторской задолженности предприятия на конец 2002-2003 годах отражена на рисунке 12. Рис.12. Динамика структуры дебиторской задолженности ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах, тыс. руб. Как видно из рисунка 12, наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности в 2002 году занимала долгосрочная задолженность, в 2003 году она стала равной 0. Всю сумму дебиторской задолженности в 2003 году стала занимать краткосрочная задолженность. Рис.13. Динамика кредиторской задолженности ООО «Партнеры Сибири» в 2002-2003 годах, тыс. руб. Как видно из рисунка 13 , в 2003 году произошел рост суммы кредиторской задолженности организации с 3383 тыс. руб. до 3941 тыс. руб. рублей. В таблице 15 отражена информация об эффективности использования оборотных средств на предприятии. Таблица 15 Эффективность использования оборотных средств ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 году
Как видно из таблицы 15, в 2003 году на предприятии наблюдался рост коэффициента оборачиваемости по всем видам оборотных средств. 2.3.3. Анализ использования трудовых ресурсов организацииВ таблице 16 представлены более частные показатели анализа использования персонала ООО «Партнеры Сибири» Таблица 16 Система кадровых показателей в ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах
Как видно из таблицы 16, на предприятии наибольшую долю занимают работники с высшим образованием, причем в 2003 году доля работников с высшим образованием растет, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия. На предприятии наибольшую долю занимают работники по о возрасту старше 50 лет. Однако в 2003 году наблюдается тенденция к сокращению доли работников старше 50 лет и росту доли работников в возрасте от 37 до 50 лет. Таким образом, наблюдается омоложение состава персонала, что является весьма положительной тенденцией. 2.3.4. Анализ затрат организацииСтруктура расходов организации по элементам затрат представлена в таблице 17. Таблица 17 Структура затрат ООО «Партнеры Сибири» в 2002-2003 годах
Как видно из таблицы 17, в 2003 году в организации наблюдался рост доли затрат на оплату труда, на соцнужды. При этом доля материальных затрат упала на 1,23 %
Рис.14. Динамика структуры материальных затрат ООО «Партнеры Сибири»в 2002-2003 годах, тыс. руб. Как видно из рисунка 14, наибольшую долю в структуре материальных затрат организации занимают затраты на материалы, а наименьшую – на энергию. Однако в 2003 году заметна динамика снижения доли затрат на материалы и роста доли затрат на услуги автотранспорта. 2.3.5. Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности организацииОсновной финансовый результат деятельности организации – выручка от реализации. В таблице 18 отражена динамика основных показателей финансовых результатов деятельности организации. Таблица 18 Динамика основных финансовых показателей деятельности ООО «Партнеры Сибири», тыс. руб.
Как видно из таблицы 18, в 2003 году наблюдался рост всех показателей прибыли и финансовых результатов деятельности предприятия. Значение чистой прибыли в 2003 году выросло на 710 руб., что означает, что организация работает хорошо.. В таблице 19 отражены основные показатели эффективности деятельности предприятия в 2002- 2003 годах Таблица 19 Показатели эффективности деятельности ООО «Партнеры Сибири» в 2002- 2003 годах
Как видно из таблицы 19, в 2003 году происходит рост всех показателей эффективности производства предприятия. Особенно резко растет значение рентабельности собственного капитала (с 1,063% до 9,42 %) и производства (с 1,12 % до 9,8%). В целом, организацию можно назвать процветающей в связи с соответствием рентабельностей рекомендуемым значениям. Таким образом, деятельность ООО «Партнеры Сибири» в целом можно охарактеризовать с положительной точки зрения, так как практически по всем основным показателям наблюдается рост и соответствие нормативным значениям. |
|