Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
Правовое воспитание и правовое обучение________________________ 4
Cоздание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования__________________________________________________ 6
Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании_ 9
Заключение__________________________________________________ 15
Список использованной литературы и источников_______________ 17
Введение
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений.
Самым распространенным аргументом людей, которые не видят особого смысла в изучении прав человека в школе, является то, что права человека повсеместно нарушаются и добиться их соблюдения практически невозможно. Пессимистические настроения взрослых порой передаются и детям, но, к счастью, это редкие случаи. Обычно же дети дают многочисленные позитивные ответы на вопрос: "Возможно ли устроить жизнь общества так, чтобы права человека не нарушались?" Дети легко связывают собственное поведение и поступки окружающих с соблюдением или нарушением прав человека. И наиболее часто встречающимся рецептом исправления ситуации является следующий: надо научить детей и взрослых правам человека и создавать специальные организации, которые помогали бы людям защищать их права. В связи с этим задача учителя - помочь ученикам преодолеть фатализм и настаивать на том, что поведение людей, отвечающее требованиям уважения человеческого достоинства и велениям совести, способно избавить человечество от многих ран.
Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей. обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу. [1]
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Cоздание системы правового воспитания в контексте модернизации общего образования
Содержание правового образования школьников определяется с учётом тех изменений, которые происходят в России. В этих условиях меняется и характер отношений между государством и личностью.
Школа принимает на себя ответственность за воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, чувством долга. В школе разработана система правового воспитания. Она делится на несколько этапов. Содержание правового воспитания каждого этапа определяется с учётом психологических особенностей школьников данного возраста.
Первый этап – 1-4 классы. Ребёнок в этом возрасте приобретает новую социальную роль – «ученик». Расширяется круг его общения, поэтому встаёт вопрос о формировании культуры общения. Он заключается в овладении конкретных правил: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права. Расширяется круг мест, посещаемых им, в том числе самостоятельно. Отсюда становится актуальным приобретение знаний о правилах поведения в своем доме, на улице, транспорте, спортивных, культурных учреждениях. [2]
Во время обучения начальной школе ученик приобретает знания о окружающим мире, что создает условия для первичного сообщения некоторых сведений об Отечестве, государстве, законах. Важно также сообщать о том, к кому школьники могут обратиться для своей защиты, в том числе и в случае жестокого обращения с ними родителей. Актуальна также профилактика правонарушений. Учащиеся познают основы гражданственности через игры «Путешествие в страну Знаний», «Посвящение в ученики». Через программы «Экология и дети», «Мир твоего права». Классные часы «Мы – пешеходы, мы пассажиры», «Красный, желтый, зеленый». Конкурсы рисунков на тему «Войди в природу другом», «История в рисунках детей» и т.д.
Итогами первого этапа является осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Имеют представление о государстве, в котором живут, знают его символику. Учащиеся четко выполняют правила поведения и живут по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников вырабатывается представление о главных ценностях человека.
Второй этап – 5 – 8 классы. На этом этапе, как и в начальной школе, в первую очередь ведется работа по формированию нравственных качеств, происходит знакомство с юридическими знаниями, определяющими их правовое положение. В этот период происходит расширение самостоятельности в различных сферах деятельности (выбор занятий во внеурочное время). В связи с этим необходимо продолжить работу по обучению поведения в общественных местах.
В подростковом возрасте возникает чувство взрослости, подросток, как правило, переоценивает свои умения. Потому есть возможность «по-взрослому» ставить перед учащимися вопрос об ответственности за свое поведение, здоровье. Вопрос об юридической ответственности – часть необходимой информации. Возраст 11 – 13 лет – время быстрого физического развития и полового созревания. И некоторые подростки становятся предметом издевательства, насилия, поэтому необходимо продолжить работу по формированию уважительного отношения к личности.
Все эти новые черты могут привести к противоправному поведению подростков. Это и увлечение алкоголем, наркомания, вовлечение в преступную деятельность. А не осторожное поведение на транспорте – причины получения тяжелых физических травм.
Правовое воспитание на этом этапе осуществляется через детскую организацию «Радуга», программы «Мир твоего права», «Экология и дети», «Детский орден милосердия». Участие в творческом конкурсе «Мои права» и через школьные газеты «Переменка» (статья «Школьная тревожность» и другие), «Школьник и закон». Классные часы «Суд над наркоманией», «Курильщик – сам себе могильщик», экологический утренник «Красная книга». Школьное собрание «Я, мои друзья, моя школа», через Неделю права, деловую игру, уроки граждановедения.
Третий этап – 9 – 11 классы. На этом этапе происходят углубление и интеграция полученных знаний, воспитание идеала в человеке.
Учащиеся этих классов объединяются в организацию «Ровесник». Главная ее программа «Мы – сыны Отечества». Правовые знания учащиеся получают при защите проекта «Я – гражданин России», участвуют в школьном самоуправлении.
Развитию гражданско-правового воспитания помогает участие в школьных, районных, областных программах по праву, олимпиады, встречи с правоохранительными органами.
Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании
Сегодня, находясь на новом витке исторического развития, наша страна вступила на путь демократизации, превращения из тоталитарного государства - в правовое. Нас ждет долгий и трудный период перехода к цивилизованным формам правления, организации политической, экономической и общественной жизни. Основные факторы, обеспечивающие успех в этом поступательном движении, - совершенствование законодательства и государственного управления. Однако не менее важную роль играет и субъективный фактор: готовность людей к жизни в условиях правового государства, главенства закона, гарантированности прав и свобод человека. Именно их реализация позволяет людям максимально раскрывать свои возможности и способности, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему прогрессу общества. Таким образом, совершенно очевидна сегодня необходимость развития системы правового воспитания в школе.[3]
Можно ли в стране, в которой сложно складывается правовая свобода, говорить об эффективном правовом воспитании? В данный момент уверенно утверждать нельзя, но стремиться к нему, несомненно, нужно. Доказательством того, что мы "проснулись", встали на путь демократизации служит следующее: созданы более благоприятные условия для развития правовой свободы, т.е. мы о ней знаем, и право на свободу узаконено государством. Современная школа обретает полноценный правовой фундамент: "Закон об образовании РФ", "Конвенция о правах ребенка", "Декларация прав человека" и т.д. Резко возрастает роль учителя в правовом воспитании. Свидетельством служит также переход к новой научно-гуманистической системе образования, в которой воспитание свободного гражданина является необходимой стороной триединой цели, наряду с воспитанием культурного человека и творческой индивидуальности.
Определим основные смыслы понятий. "Свобода - это волеизъявление (добровольное желание)". "Свобода: я свободен в выборе, я подчиняю себя своему выбору, моя свобода не противоречит свободе другого". Важен вопрос: для чего человеку свобода, т.к. чаще всего свобода понимается именно, как свобода "от:", а не свобода "для :". По В. Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решение о своей судьбе, стать другим. В. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. "Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя". Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол.[4]
"Гражданин" понимается как сознательный субъект развития демократических общественных отношений в гражданском обществе и в правовом государстве, творчески реализующий свои права и обязанности в решении общественных и личностно-значимых проблем и задач на основе необходимой культурной компетентности. Поскольку речь идет о школе, то важно, чтобы она становилась субъектом гражданского общества: приобретала действительную самостоятельность, относительную независимость от других уровней системы как юридическое лицо; развивала самоуправление (педагогическое, ученическое и т.д.); осуществляла учебно-воспитательный процесс на основе приоритета интересов детей; имела "Устав", "Программу развития", т.е. все предпосылки и условия для воспитания свободного гражданина.
Как осуществить, обеспечить переход к правовой свободе? Прежде всего, дети спонтанны, произвольны, у них есть свобода движения, свобода чувств. Ребенок сам решает, что ему выгодно, а что нет, у него есть нравственная автономия, он способен сам осознавать, принимать или отталкивать те требования, которые к нему предъявляют. Наше стремление считать, что дети сами не могут решать, что им выгодно, а что нет, что полезно, а что бесполезно, что есть благо, а что нет, - это утопия. Надо согласовать своё видение с видением детей, потому что они могут принять те требования, которые мы предлагаем, только если с ними согласятся, если они почувствуют, что за этим требованием стоит действительное благо для них. Ребенок, естественно, может быть своевольным, но у него есть предпосылки для перехода от своеволия к правовой свободе, если в процессе образования мы сможем убедить его, что своеволие есть ущемление его свободы и невозможность осуществления собственной цели, потому что, когда один человек начинает действовать своевольно, он закономерно встречает сопротивление учителя, других детей. Вырастая, развиваясь, ребенок должен осознать, что он только тогда сможет реализовать свою свободу, если сам умеет ограничивать ее в определенной мере, уважая свободу другого.
Перед педагогами стоит сложная задача - изменить сознание человека, чтобы он освоил ценность правовой свободы, подготовить это сознание. При ответе на один из вопросов анкеты "Что ты знаешь о праве?", проведенной среди учащихся VI-XI классов школы №81, ребята определили основные ценности или права свободного гражданина: право на жизнь, право на образование, на защиту собственного достоинства, здоровья, на собственное мнение, на личную неприкосновенность, на собственность, на общение, на отдых, на уважение учителей, на помощь взрослых, учителей. Таким образом, автономность личности, чувства собственного достоинства, индивидуальность, способность реализовать себя, защищать и отстаивать свои права - ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина.
Мы начинаем правовое воспитание в условиях, крайне неблагоприятных для этого. В стране преобладает правовой нигилизм - неуважение к власти, к закону, потому что закон зачастую не уважает интересы граждан; правовой цинизм - те, кто принимают законы, сами их попирают; правовое невежество. Кроме школы "учебной", существует также школа улицы, школа семьи, школа средств массовой информации, откуда нередко "льется поток грязи и насилия" и где порой обучают не правовым формам действия. Добавим еще одну, далеко не всеми осознаваемую проблему: оказывается, жить в свободе значительно труднее, чем в несвободе, поэтому правовое воспитание с самого начала находится в очень сложной ситуации.[5]
Итак, основная проблема правового воспитания в современной школе - переход от произвольной свободы в действиях всех участников образовательного процесса: родителей, администрации, учителей, чиновников, которые управляют образованием (в хорошем смысле управляют), к правовой свободе. Если речь идет о воспитании свободного гражданина, а это и есть ключевая идея НГСО, то средствами введения в учебный процесс еще одного предмета эту свободу не вырастить. Необходимо, чтобы вся система образования была направлена на востребование свободы ребенка, а это означает: уход от авторитарной педагогики, преобразование всей технократической системы образования в направлении гуманизации и гуманитаризации. В прежней системе образования мы не сможем вырастить свободного ребенка и, тем самым, стать свободными учителями. Чтобы осознание ценности свободы и ее обретения в образовании состоялось, необходимо системное правовое воспитание, которое направлено на воспитание человека как субъекта права. Он должен узнать свои правомочия, т.е. границы предела своих прав; быть готовым реализовывать свои права; иметь определенный правовой статус, т.е. полноту своих прав и вытекающих из них обязанностей.
Правовое воспитание должно быть направлено на свои цели, но достигаемые, реализуемые цели правового воспитания становятся средством для решения других целей; а именно:
- воспитание субъекта деятельности - человека, который самостоятельно, осознанно, целенаправленно осуществляет свою свободу;
- воспитание правовых чувств как основы к развитию правовой культуры, предполагающей диалог с учеником и подразумевающей овладение учителем и учеником ценностно-ориентационной деятельностью.
- воспитание культурной компетентности (не просто знать о культуре, а быть в культуре).
Таким образом, основа правового воспитания является основой всех других форм воспитания: нравственного, физического, трудового и т.д. Система образования обеспечивает процесс социализации детей через обучение детей, воспитание и развитие каждого ребенка. Следовательно, результат правового воспитания должен быть выражен в педагогических качествах личности: в ее правовой социализации; образованности; обученности; воспитанности; развитости. Совокупность этих показателей, если они реализованы, является правовой культурой личности. Воспитание ребенка в этом духе означает, что он становится гражданином, борющимся за демократизацию общества, а это является средством решения не только основной проблемы России, но и глобальных проблем человечества: выбор между насилием и свободой
Заключение
Правовое просвещение проводится за счет усилий отдельных организаций и энтузиастов в объеме многократно меньшем, чем потребности общества.
Рекомендации международных организаций практически не реализуются. Вместе с тем существует потребность, возможности и резервы развития правового просвещения по многим направлениям.
Могут быть рекомендованы следующие меры.
В части образовательного процесса:
— довести до сведения всех участников образовательного процесса содержание Конвенции о правах ребенка и законов, определяющих правовой статус ребенка, а в дальнейшем — до всех граждан, в том числе самих детей;
— ввести в региональный образовательный компонент Московской области отдельный предмет по изучению прав человека и, в том числе, прав ребенка; — разработать или приобрести и внедрить единую учебную программу по обучению правам человека; — расширить систему обучения и повышения квалификации педагогического состава по правовым дисциплинам и методам их преподавания;
— обеспечить учебные заведения учебными пособиями, правовой литературой;
— внедрить во всех учебных заведениях практические формы обучения правовым знаниям и навыкам, шире внедрять школьное самоуправление и иные формы практической разработки и применения нормативных актов самими учащимися;
— шире вовлекать учащихся в творческие конкурсы и олимпиады по правовым вопросам, распространять опыт подобных мероприятий на все муниципальные образования;
— внедрить систему уполномоченных по правам участников образовательного процесса по опыту Саратовской области;
— обобщить положительный опыт экспериментальных площадок по правовому образованию и распространить его на другие образовательные учреждения.
В сфере работы с детьми и молодежью вне образовательного процесса:
— способствовать созданию молодежных организаций, ставящих целью распространение знаний о правах и свободах человека и гражданина;
— создать условия организации областных структур ученического, студенческого и молодежного самоуправления, совещательных молодежных органов при органах власти и местного самоуправления;
— включить пропаганду Конституции Российской Федерации в программу патриотического воспитания молодежи;
— расширить сотрудничество с международными, общероссийскими и межрегиональными организациями, заинтересованными в распространении знаний о правах человека, формах и способах их защиты.
Список использованной литературы и источников
1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
3. Конституция Российской Федерации (1993 г.)
4. Закон РФ “Об образовании” (1992 г.)
5. Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003
6. Бережнов Г.А. Политика и права человека. - Омск, 1993.
7. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
8. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.
9. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. - М., 1999.
10. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999
11. Коркунм Н. М. Лекции по общему государственному праву СПб.,2003.
12. Лебедев Л.И. Гражданское общество в правовом государстве. - М., 1998.
13. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992.
14. Деларош П. Международный журнал Красного Креста. № 17. - Женева, июль-август 1997. - С. 424.
15. Права человека. Новое знание. Автор и составитель А.Я. Азаров. - М., 1995. - С. 67.
[1] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999
[2] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[3] Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003
[4] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
[5] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.