Содержание


1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции. 3

2. Центральный процессор, его состав и основные функции. 7

3. Табличные процессоры: назначение и область применения. 8

Задачи. Вариант 4. 12

Список литературы.. 16


1. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции.

 

В современном обществе работу специалиста любого профиля, в том числе юриста, невозможно представить без применения средств вычислительной техники. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность принятия многих решений за счет своевременного получения необходимой информации. В подготовке юристов информатика играет роль связующего звена между естественными и гуманитарными науками Работа в правовой сфере связана с использованием большого количества документов и картотек, следовательно, для юриста чрезвычайно полезным является умение быстро сориентироваться и выбрать из большого объема информации необходимые сведения.

Информационная технология процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

При таком определении информационной технологии её можно сравнить с технологией переработки материальных ресурсов. Это сравнение показано на рисунке 1.

Рис.1. Информационная технология, как аналог технологии переработки материальных ресурсов.


Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

Современным инструментарием информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.[1]

Рассмотрим перспективы развития информационных технологий вообще и в юриспруденции в частности.

1. Автоматизация офиса изначально имела целью лишь автоматизацию рутинной секретарской деятельности. По мере развития средств коммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда. [2]

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.

Информационная технология автоматизированного офиса организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем.

Основными компонентами автоматизированного офиса являются: 1) Базы данных; 2) Текстовый процессор; 3) Электронная почта; 4) Аудиопочта; 5) Табличный процессор; 6) Электронный календарь; 7) Аудиоконференции; 8) Видеоконференции; 9)Факсимильная связь.[3]

2 Развитие информационной технологии поддержки принятия решений. Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

·        система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

·        человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Информационная технология поддержки принятия решений имеет ряд  отличительных характеристик:

·        ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

·        сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

·        направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

·        высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

3. Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Основными компонентами технологии являются: 1) База данных; 2) Система управления интерфейсом; 3) Язык пользователя; 4) Язык сообщений.[4]

 4. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Основными компонентами технологии являются: 1) Интерфейс пользователя; 2) База знаний; 3) Интерпретатор; 4) Модуль создания системы.

Таким образом, информационные технологии прямо или косвенно связанны с юриспруденцией.[5]


2. Центральный процессор, его состав и основные функции

Центральный процессор – устройство, управляющее ходом вычислительного процесса и выполняющее арифметические и логические действия. Функциональные возможности ПК определяются прежде всего используемым микропроцессором.

Центральный процессор – это основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.[6]

Современные процессоры выполняются в виде микропроцессоров. Физически микропроцессор представляет собой интегральную схему – тонкую пластинку кристаллического кремния прямоугольной формы площадью всего несколько квадратных миллиметров, на которой размещены схемы, реализующие все функции процессора. Кристалл-пластинка обычно помещается в пластмассовый или керамический плоский корпус и соединяется с золотыми проводками с металлическими штырьками, чтобы его можно было присоединить к системной плате компьютера.

История микропроцессоров начинается с создания кристалла Intel-4004 и насчитывает чуть менее 30 лет. Однако вычислительная мощь этих устройств постоянно растет и сегодня достигла таких высот, до которых несколько лет назад добирались лишь супер-ЭВМ.

Однако суперЭВМ, используемые в основном для решения сложных научных и производственных задач, оказались недоступны для отечественной науки и промышленности: собственная электронная индустрия переживает не лучшие времена, а соответствующая зарубежная техника в нашу страну по различным причинам не поступает. Вот и получилось, что самые мощные компьютеры в нашей стране (за редким исключением) - персональные. Благо по своим вычислительным возможностям они оставляют далеко позади вчерашние БЭСМ и ЕС ЭВМ и позволяют рассчитывать буквально все: от домашнего бюджета до космического аппарата.

На Западе областью применения ПК является, как правило, офис и дом. Соответственно и все многочисленные тестовые программы для них ориентированы на эти довольно несложные задачи. Отметим, что в машинах этого сегмента рынка мощность процессора как раз и не играет определяющей роли, ибо офисным приложениям гораздо важнее скорость жесткого диска и объем оперативной памяти, а играм - характеристики графического ускорителя.[7]


3. Табличные процессоры: назначение и область применения

Табличный процессор обеспечивает работу с большими таблицами чисел. При работе с табличным процессором на экран выводится прямоугольная таблица, в клетках которой могут находиться числа, пояснительные тексты и формулы для расчета значений в клетке по имеющимся данным. То есть программные средства для проектирования электронных таблиц называют табличными процессорами. Они позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. С помощью электронных таблиц можно выполнять различные экономические, бухгалтерские и инженерные расчеты, а также строить разного рода диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных ситуаций и т.д.

Функции табличных процессоров весьма разнообразны:

·        создание и редактирование электронных таблиц;

·        создание многотабличных документов;

·        оформление и печать электронных таблиц;

·        построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами;

·        создание многотабличных документов, объединенных формулами;

·        работа с электронными таблицами как с базами данных: сортировка таблиц, выборка данных по запросам;

·        создание итоговых и сводных таблиц;

·        использование при построении таблиц информации из внешних баз данных;

·        создание слайд-шоу;

·        решение оптимизационных задач;

·        решение экономических задач типа “что – если” путем подбора параметров;

·        разработка макрокоманд, настройка среды под потребности пользователя и т.д.

Наиболее популярными электронными таблицами для персональных компьютеров являются табличные процессоры Microsoft Excel, Lotus 1-2-3, Quattro Pro и SuperCalc. И если после своего появления в 1982 году Lotus 1-2-3 был фактически эталоном для разработчиков электронных таблиц, то в настоящее время он утратил свои лидирующие позиции. Результаты тестирования продемонстрировали явное преимущество Excel по многим параметрам. Единственное превосходство Lotus 1-2-3 – это скорость работы, но опять же, превышение небольшое.

Перспективные направления в разработке электронных таблиц основными фирмами-разработчиками определены по-разному. Фирма Microsoft уделяет особое внимание совершенствованию набора функциональных средств Excel, и в этом ее пакет явно лидирует среди всех электронных таблиц. Фирма Lotus основные усилия сконцентрировала на разработке инструментов групповой работы. Пакет Quattro Pro в результате  тестирования получил достаточно высокие оценки, но ни одна из особенностей пакета не вызвала к себе повышенного внимания. Наиболее привлекательными оказались лишь возможности сортировки данных.[8]

Практический пример применения табличного процессора.

а) Определение доли числа казнённых, за период 1991-2001 г.г.

Доля числа казнённых рассчитывается по формуле:

ДК=(ОГ*100)/ОП, где

ДК – доля казнённых,

ОГ – общее число казнённых за год,

ОП – общее число казнённых за период.

б) Определение доли числа осуждённых к смертной казни

Доля числа осуждённых к смертной казни рассчитывается по формуле:

ДО=(СГ*100)/СП, где

ДО – доля числа осуждённых,

СГ – осуждённые за год,

СП – осуждённые за весь период.

Сценарий построения таблицы в Excel:

Адрес активной ячейки

Действия и команды пользователя

Комментарий


Моделирование заголовка и шапки таблицы


A1

H1


Ввод заголовков столбцов таблицы

A2

H2


Ввод порядковых номеров столбцов


Ввод исходных данных


B3

B12

 



Запись расчётных формул


D13

=СУММ(D3:D12)

Подсчёт общего числа казнённых за период 1991-2000 г.г.

F13

=СУММ(F3:F12)

Подсчёт общего числа осуждённых на казнь за период 1991-2000 г.г.

G3

=D3/D13*100

Доля числа казнённых за 1991 год


Пометить ячейку G3/правка, копировать



Пометить G4:G12/правка, вставить


H3

=F3/F13*100

Доля числа осуждённых на казнь за 1991 год


Пометить ячейку H3/правка, копировать



Пометить H4:H12/правка, вставить



Форматирование таблицы


A1:H2

/Формат ячейки, выравнивание по горизонтали и вертикали выбрать по центру, выбрать перенос по словам

Форматирование шапки документа

С3:H13

/Формат ячейки, выравнивание по горизонтали – по правому краю, Число – числовой формат


C3:F13

/Формат ячейки, Число – число десятичных знаков - 0


G3:H13

/Формат ячейки, Число – число десятичных знаков - 2



Обрамление таблицы


A1:H13

/Формат ячейки, граница, выставить необходимые параметры границ



Прилагается файл, с выполненным практическим заданием в Excel, а также в Приложении приводятся распечатки результатов работы в файле Excel.

Задачи. Вариант 4

Задача 4

На кафедре иностранных языков работают 37 преподавателей, из них французский преподают 23 преподавателя, английский – 16. Число преподавателей, ведущих занятия только по  английскому языку равно числу преподавателей, ведущих занятия только по немецкому. Число преподавателей, ведущих занятия только по  английскому и немецкому языкам равно числу преподавателей, ведущих занятия только по немецкому и французскому языкам. Преподавателей, ведущих только французский и английский, на кафедре нет. Все три языка ведут 3 преподавателя. Сколько преподавателей преподают один английский язык?

Решение:

Обозначим через

МА – количество преподавателей, преподающих только английский язык;

МН – количество преподавателей, преподающих только немецкий язык;

МФ – количество преподавателей, преподающих только французский язык;

МАН – количество преподавателей, преподающих только английский и немецкий языки;

МАФ – количество преподавателей, преподающих только английский и французский языки;

 МНФ – количество преподавателей, преподающих только немецкий и французский языки;

 МАНФ – количество преподавателей, преподающих три языка.

По условию задачи,  так как французский преподают 23 преподавателя, получаем:

МФ + МАФ + МНФ + МАНФ = 23   (условие 1).

Так как английский преподают 16 преподавателя, получаем:

МА + МАН + МАФ + МАНФ = 16   (условие 2).

Так как число преподавателей, ведущих занятия только по  английскому языку равно числу преподавателей, ведущих занятия только по немецкому,  то

МА = МН     (условие 3).

Так как число преподавателей, ведущих занятия только по  английскому и немецкому языкам равно числу преподавателей, ведущих занятия только по немецкому и французскому языкам, то

МАН = МНФ     (условие 4).

Так как преподавателей, ведущих только французский и английский, на кафедре нет, то

 МАФ = 0   (условие 5).

Так как все три языка ведут 3 преподавателя, то

 МАНФ = 3    (условие 6).

Так как на кафедре иностранных языков работают 37 преподавателей, то

МА + МН + МФ + МАН + МАФ + МНФ + МАНФ=37    (условие 7).

Требуется   найти   МА.

Диаграмма Эйлера-Вена:

 









Обозначим МА = х. Тогда из условия 3 получаем: МН = МА = х .

Из условий  2, 5 и 6: х+МАН +0+3 = 16,   МАН = 13 – х.   .

Следовательно, по условию 4: МНФ = МАН = 13 – х.  

Из условий 1,5 и 6 получаем: МФ + 0 + (13-х) + 3 = 23, МФ = 7+х.   

Подставляя найденные значения в условие 7, получаем:

х+х+(7+х)+(13-х)+0+(13-х)+3=37, х=1.

Ответ: 1 преподаватель преподает один английский язык.

Задача 14

Проверить правильность рассуждений графическим способом:

«Если это преступление, то оно может быть совершено путем действия или бездействия. Это преступление совершено путем действия или же оно совершено путем бездействия. Это преступление совершено путем бездействия. Следовательно, оно не совершено путем действия».

Решение:

Графическую проверку проведем с помощью кругов Эйлера. Для этого множество всех преступлений Р изобразим кругом, в котором выделим два непересекающихся множества: множество D преступлений, совершенных действием; и множество  преступлений, совершенных бездействием; так что  и . Фраза «Это преступление совершено путем действия или же оно совершено путем бездействия» является тавтологией, т.е. всегда истинным утверждением, значит, это утверждение никаких корректировок в чертеж не внесет. Утверждение «Это преступление совершено путем бездействия» изобразим в качестве точки – элемента х, принадлежащего множеству , т.е. . Утверждение «Преступление не совершено путем действия» означает, что , и графически элемент (точка) х не находится в области D.

 





На чертеже элемент х принадлежит кругу , но не принадлежит множеству D. Таким образом, чертеж подтверждает то, что т.к.  и , то , т.е. проверили правильность рассуждения.

Задача 24

По заданной функции проводимости построить СКНФ и СДНФ. Упростить полученные формулы:

.

Решение:

Исходя из условия, построим таблицу истинности заданной функции проводимости:

х

y

z

f(x,y,z)

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1


По наборам, на которых функция равна 1, строим СДНФ:

.

Упростим СДНФ:

По наборам, на которых функция равна 0, строим СКНФ:

.


Список литературы


1.     Григорьев В. Л. Микропроцессор I 80486. – М.: БИНОМ, 2002.

2.     Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002.

3.     Гук М. Аппаратные средства IBM PC. – Санкт-Петербург, Питер, 2001.

4.     Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001.

5.     Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995.

6.     Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе правовой информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001.

7.     Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. – Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996.



[1] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002. стр. 150

[2] Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М,; Высш. шк., 2001. стр.35

[3] Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1995. стр.19

[4] Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Из-во СПбУЭФ, 1996. стр. 32

[5] Косинец И.Э., Межпредметные связи в курсе правовой информатики: Доклад / Сборник докладов на Сибирской конференции магистрантов и аспирантов. – Новосибирск, Издательство НГПУ, 2001, стр. 67.

[6] Гук М. Аппаратные средства IBM PC. – Санкт-Петербург, Питер, 2001, стр. 71.

[7] Григорьев В. Л. Микропроцессор I 80486. – М.: БИНОМ, 2002. стр. 37.

[8] Информатика: Учебник – 3-е переработанное издание / Под ред. Проф. Н. В. Макаровой – М: Финансы и статистика, 1999. стр 125.