Пивной алкоголизм среди подростков





Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Анализ пивного алкоголизма в России.................................................. 4

2. Ролевая игра как один из методов решения проблемы пивного алкоголизма.......................................................................................................................... 9

Заключение.................................................................................................. 24

Список использованной литературы....................................................... 25



Введение


Россия никогда не относилась к числу так называемых "пивных держав". Наши граждане потребляют гораздо меньше пива, чем, например, немцы или чехи. Зато заболевания алкоголизмом, алкогольных психозов и смертности от алкогольных отравлений у нас значительно больше. В последнее время активно развивается так называемый пивной алкоголизм.

Распространение пивной алкоголизм получил в последние несколько лет, причем в основном благодаря неконтролируемой торговле пивом и безудержной телевизионной рекламе.

Проблема профилактики алкоголизма остается до настоящего времени весьма актуальной.

Цель работы описать пивной алкоголизм среди подростков.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. провести анализ пивного алкоголизма в России;

2. привести пример организации ролевой игры как одного из методов решения проблемы пивного алкоголизма.



1. Анализ пивного алкоголизма в России


Сегодня в России на человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год, что, по данным Минздрава, считается признаком тяжелой алкогольной обстановки. Из них только 14% составляет потребление пива, а доля крепкоалкогольных напитков в этой статистике - более 70% от общего объема. Но потребление пива постепенно растет. Сейчас один человек в России выпивает около 43 литров пива в год.

Если сравнивать этот показатель со средним западноевропейским, то легко убедиться, как сильно мы отстаем от Европы. В Чехии - это 161 литр, в Германии - 146 литров на человека в год. Безусловно, в городах, где уровень покупательной способности населения выше, чем в среднем по России (Москва, Санкт-Петербург), пива пьют больше, чем в других регионах страны. В Москве и Санкт-Петербурге эта доля составляет порядка 53-55 литров на человека. По прогнозам, к 2007 году россиянин будет выпивать в среднем 61 литр пива ежегодно.

В 2002 году в России было реализовано в розничной торговле 634,6 млн дал пива - на 66,3% больше, чем в 1999 году. Вместе с продажами растет и заболеваемость. По данным Минздрава РФ, под диспансерным наблюдением в специализированных учреждениях сейчас состоят 2192,3 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами. Под профилактическим наблюдением находятся еще 403,2 тыс. россиян.

При этом самый большой рост распространенности зависимости от пагубной привычки наблюдается сейчас среди подростков. Показатель "пагубного употребления алкоголя" здесь в три раза выше общего уровня. За последние три года количество больных алкоголизмом среди тинэйджеров выросло на 15,3%, алкогольными психозами - на 76,9%. Специалисты Санэпиднадзора считают, что виновато в этом именно пиво. По их данным, пивная зависимость занимает до 75-80% в общем количестве подростков-алкоголиков.

Чтобы оградить школьников от пагубной зависимости от жидкого хлеба, законодатели предлагают в первую очередь ограничить рекламу напитка - снимать ролики таким образом, чтобы они не создавали впечатления, что "употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния". Кроме того, в рекламе пива запрещается дискредитировать воздержание от его употребления, утверждать, что оно утоляет жажду, использовать прямые утверждения о безвредности пива, а также любую информацию о его полезности для организма.

Самый большой рост распространенности зависимости от пагубной привычки наблюдается сейчас среди подростков. Показатель "пагубного употребления алкоголя" здесь в три раза выше общего уровня. За последние три года количество больных алкоголизмом среди тинэйджеров выросло на 15,3%, алкогольными психозами - на 76,9%. Специалисты Санэпиднадзора считают, что виновато в этом именно пиво. По их данным, пивная зависимость занимает до 75-80% в общем количестве подростков-алкоголиков.

Для выявления наметившихся изменений в данной проблеме по возрастным группам в Ярославле были подсчитаны средние данные по каждому возрасту за 2002 и 2003 годы.

Наблюдается прирост числа учащихся, употребляющих пиво по каждой возрастной группе. Наибольший прирост числа подростков, употребляющих пиво, отмечен у 14-летних школьников. Он составил 8%. Наибольшее число учащихся, употребляющих пиво, приходится на 16-летний возраст.

Многие из современных 16-17 летних подростков выпивают более трех литров пива в день. Если поллитровая бутылка пива равноценна 60 граммам водки, то выходит, что такой подросток потребляет около 400 граммов водки ежедневно.

Рисунок. Усредненные данные количества учащихся, употребляющих пиво, по возрастным группам за 2002 и 2003 гг. (в % к числу респондентов)


Алкоголизм у подростка имеет ряд существенных особенностей, и потому, в отличие от взрослого «хронического», называется «ранним». Наркологи отмечают злокачественность его течения. У подростков отсутствует стадия бытового пьянства или психической зависимости, которая у взрослых может растягиваться на долгие годы. Как только они начинают регулярно употреблять спиртные напитки, у них сразу формируется стадия физической зависимости от алкоголя. Регулярное употребление спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно.

По данным Минздрава РФ, под диспансерным наблюдением в специализированных учреждениях сейчас состоят 2192,3 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами. Под профилактическим наблюдением находятся еще 403,2 тыс. россиян.

Российский закон "об обороте алкогольной продукции" не относит пиво к категории спиртных напитков, а приравнивает его к безалкогольным. И если в последнее время с телеэкранов исчезли реклама водки и джина, то на хвалебные ролики пива этот запрет не распространяется. В результате безудержной рекламы якобы "безалкогольный и полезный напиток" стали пить даже подростки и дети.

Реклама зачастую сделана на высоком профессиональном уровне. Это приводит к тому, что образ хронического алкоголика, например, того который ушел под новый год, а вернулся только 8 марта, вызывает симпатию и сочувствие.

Для борьбы с "пивным алкоголизмом" в декабре 2000 года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией", требующее запрета рекламы пива на ТВ, ужесточения контроля за качеством пива, сдерживания роста содержания спирта в пиве. Минсельхозу РФ было предложено стимулировать производство безалкогольного пива.

В 2002-2003 г. в Екатеринбурге, Ярославле, Красноярске, после того как был отмечен рост заболеваемости пивным алкоголизмом, в рамках программы комплексной профилактики зависимостей была предпринята попытка борьбы с пивным алкоголизмом, заключающаяся в сокращении количества рекламных роликов, пропагандирующих пиво. [3,5]

Можно ли запретить рекламу пива? Запрет всегда даёт противоположный эффект. Людям нужно создавать выбор. Для этого - дают информацию, знание, постепенно прививают традиции. Человек должен знать точно, что если алкоголь принимают для состояния комфорта, расслабления - это верный признак начала зависимости, сужения выбора и свободы. Каждый должен знать, что такое "много алкоголя", как и с чем употреблять спиртное. Каждый человек должен знать, что пиво - это не компот. Каждый человек должен знать, что в России давать детям с детства спиртное - это не то же самое, что во Франции или Грузии. Каждый человек должен знать, что похмелье и "умение много выпить" - это не награда, а признак болезни. И если человек будет это знать, у него появится выбор.

Следует ограничить рекламу напитка - снимать ролики таким образом, чтобы они не создавали впечатления, что "употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния". Кроме того, в рекламе пива запрещается дискредитировать воздержание от его употребления, утверждать, что оно утоляет жажду, использовать прямые утверждения о безвредности пива, а также любую информацию о его полезности для организма.

Что можно противопоставить рекламе пива? Любой, особенно профессиональной рекламе, очень сложно что-нибудь противопоставить. Часто возникает обратный эффект. Наверное, нужно предоставить человеку возможность выбора. Для этого на каждой бутылке лёгкого пива можно написать: "Соответствует 50 граммам водки". На крепком пиве - "Соответствует 100 граммам водки". А дальше - Ваш выбор - как этим воспользоваться и как смотреть на это со стороны.

Таким образом, в настоящее время проблема пивного алкоголизма является актуальной. Его распространенность еще недостаточно изучена. Однако, можно выделить несколько актуальных аспектов. При меньшей патогенности (относительно крепких спиртных напитков) неуклонно формируется клиника алкогольной зависимости. При этом, более пагубно влияние соединений, входящих в состав пива, на соматическое здоровье человека. Постепенно происходит деградация личности по алкогольному типу с криминогенными и асоциальными формами поведения. Учитывая агрессивную рекламную политику пивоваренных предприятий, а так же повышение крепости пива, требуется разработка отдельных программ по психопрофилактике злоупотребления пивом, особенно в молодежной среде, на федеральном, окружном и областном уровнях.

Решить проблемы пивного алкоголизма в подростковом возрасте помогут ролевые игры.


2. Ролевая игра как один из методов решения проблемы пивного алкоголизма


В школах необходимо проводить ролевые игры. Например, можно организовать ролевую игру «Алкоголь на скамье подсудимых».

Игра направлена на пропаганду борьбы с курением, алкоголизмом и наркотиками.

К этой игре необходимо разработать сценарий публичного суда присяжных. На скамье подсудимых оказались "Наркомания", "Сигарета" и "Алкоголь".

Возраст участников: школьники 8-11-х кл., 12-16 лет.

Обязанности будут распределены между школьниками согласно разработанному сценарию.

Результат игры.

По решению суда "Сигарета", "Наркомания", "Алкоголь" признаны виновными. Судом предписано "Сигарету" - сжечь, "Наркоманию" - отправить на переработку и использовать только в медицинских целях, Алкоголь - отправить с планеты Земля.

Кроме того, Суд присяжных заседателей постановил наградить сладкими пирогами команды за стремление к участию в игре, за оригинальность эмблемы и антирекламы пива.

После окончания проведения игры можно организовать просмотр фильма, жанр фильма может быть выбран любой, кроме боевика, фильма ужасов и др.

Проанализировав на основе статистических данных динамику количества алкоголя, потребляемого в России на протяжении ХХ века, мы утверждаем, что если потребление алкоголя в нашей стране будет так же стремительно расти, то его потребление на душу населения постепенно увеличится до 20-25 литров, вследствие чего через 20 лет будет поражено 50% генофонда нации.

В качестве основных факторов, способствующих возникновению алкоголизма, выступают психологическая, физиологическая и социальная ситуация развития, окружение человека, продолжительное бессодержательное времяпрепровождение, низкий уровень культуры и образованности; вместе с этим существует негативная тенденция неуклонного «омоложения» современного российского алкоголизма.

Основными факторами, способствующими началу и продолжению употребления алкоголя в подростковом возрасте, являются психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная» взрослость, акцентуации отдельных черт характера и т.п.); социальное окружение (пример родственников и других взрослых, давление товарищей); социально-экономические факторы (социальное неравенство, обнищание, безработица, инфляция, социальная напряженность и др.); физиологические факторы (наследственность и недостатки конституционально-соматического склада).

Для подтверждения вышеизложенных данных мы провели собственное диагностическое исследование тенденций употребления спиртных напитков подростками (учащимися 8-х классов) поселка курортного типа. Изучая особенности свободного времени подростков, мы выяснили, что оно имеет преимущественно развлекательный характер: слушание музыки – 32,8% респондентов; просмотр телепередач – 30%; общение с друзьями – 27,1%; занятия спортом – 27,1%; чтение художественной литературы – 14,2% опрошенных. Что касается частоты употребления алкоголя, то мы получили следующие данные: иногда употребляют спиртные напитки - 42,8%, употребляют постоянно - 2,8%, совсем не употребляют - 15,7%. При этом 21,4% подростков употребляют алкоголь, когда есть деньги на приобретение спиртного, по случаю праздника, а также чтобы повысить настроение, например, во время дискотеки.

30% опрошенных подростков предпочитают пиво; 25,7% - вино; 14,2% - водку, коньяк, ликер; 2,8% - шампанское. После употребления алкоголя у 12,8% респондентов наблюдается приподнятое настроение; у 4,2% - повышение уверенности в себе. По словам ребят, 22,8% родителей знают, что их ребенок «выпивает» и относятся к этому спокойно; 14,2% родителей относятся негативно к фактам употребления спиртного своим ребенком и наказывают за это; 10% родителей – не подозревают о том, что их ребенок употребляет алкоголь.

Анализируя результаты проведенной диагностики, мы отмечаем, что подростки, проживающие в поселке курортного типа, достаточно сильно подвержены влиянию алкоголя. Это объясняется тем, что со стороны близких и окружающих людей происходит постоянная демонстрация «достоинств» употребления спиртных напитков, а также связано со слабой организацией досуга и отсутствием системы общественно полезной занятости подростков.

Опираясь на научные труды К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, И.С. Кона, И.П. Иванова, В.С. Мухиной, Е.В. Бондаревской, М.А. Галагузовой, А.С. Прутченкова и др., мы разработали и реализовали систему занятий по профилактике алкоголизма для учащихся 8-х классов. В качестве наиболее успешных форм профилактической работы дети отметили проблемный стол «Я и мое здоровье!», интеллектуальные игры «Знатоки здоровья» и «Энциклопедия здоровья», конкурсную программу «Мозаика», дискуссии «Решим проблему?…» и «Мое здоровье – мое будущее», тренинг «Загляни внутрь себя», сюжетно-ролевую игру «Суд над алкоголизмом». Наиболее эффективными методами профилактики алкоголизма стали убеждение, упражнение и поощрение.

Следует отметить, что формы и методы, используемые на занятиях, могут изменяться, а их содержание усложняться и дополняться в зависимости от рассматриваемой ситуации или проблемы. Используемые нами формы и методы вызывают интерес и стимулируют активность подростков, создают ситуацию постоянной рефлексии и имеют долговременное действие.

По результатам итогового диагностического исследования, проведенного среди участников занятий, стремление вести здоровый образ жизни и заниматься спортом проявили 83,3% респондентов, 75% опрошенных подростков настроены на отказ от употребления больших доз алкоголя, 70% подростков попытаются донести полученную на занятиях информацию до своих друзей и знакомых. Таким образом, мы подтвердили результативность использованных нами форм и методов по профилактике алкоголизма в подростковой среде.

Ролевая игра: Не преступи черту...

Урок-суд. Старшие классы

Цель урока: более углубленно познакомить учащихся (студентов) с Уголовным кодексом РФ и судопроизводством, сформировать у них навыки полемики, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки, а также помочь им выработать негативное отношение к употреблению наркотиков и алкоголя.

Действующие лица:

1.     Судья (председательствующий).

2.     Прокурор.

3.     Адвокат.

4.     Подсудимый Зубков Ю. – 18 лет, учащийся ПТУ.

5.     Подсудимый Попов А. – 15 лет, ученик 10-го класса.

6.     Потерпевший Мазуренко Р. – 17 лет, студент техникума.

7.     Свидетель Демина А. – 17 лет, ученица 11-го класса.

8.     Свидетель Васин О. – 18 лет, студент техникума.

9.     Свидетель Курочкина И. – классный руководитель Попова А.

10.            Свидетель Петренко Н. – сотрудник милиции, прибывший на место преступления.

11.            Эксперт, врач-нарколог.

12.            Присяжные заседатели.

Оформление

Стол и стул для председательствующего в судебном разбирательстве (председательствующий облачен в судебную мантию), рядом – два стула для подсудимых (чтобы они сидели лицом к залу). Остальные присутствующие располагаются в зрительном зале, причем прокурор и адвокат – на первых партах.

Программа урока-суда:

I.                   Вступительное слово библиотекаря – 5 минут.

II.                Ролевая игра "Судебное заседание" – 30 минут.

III.             Библиографический обзор литературы по теме – 10 минут.

Ход сценария

Библиотекарь: Сегодня мы проведем с вами необычный урок-суд, в основу которого положено разбирательство преступления, совершенного юношами в состоянии алкогольного опьянения, отягощенного наркотическим дурманом.

Алкоголизм и наркомания – это болезнь со страшными последствиями, она формирует у алкоголиков и наркоманов полную психическую, а затем и физическую зависимость, когда без употребления алкоголя или наркотиков становится просто невозможно жить. Все без исключения наркотики и алкоголь имеют три стадии воздействия на организм:

поначалу стимулируют (состояние эйфории, возбуждения, приподнятости);

затем угнетают (депрессии, апатии, неврозы);

постепенно приводят к деградации личности, к разрушению организма (а в случае употребления наркотиков - к ранней смерти).

Особо сильное и быстрое привыкание к алкоголю и наркотикам происходит в подростковом возрасте. Если подросткам не будет оказана вовремя лечебная помощь, то последствия окажутся трагическими.

К сожалению, статистика неутешительна, и особенно это касается наркомании, которая в последние годы буквально захлестнула нашу страну. Только по официальным данным, в нашей стране число наркоманов перешагнуло 6 миллионов. Зло от наркотиков возрастает еще и от того, что в основном зелье принимают россияне в возрасте от 13 до 25 лет, причем число смертей от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось среди детей в 42 раза!

Помимо того, что человек, употребляющий алкоголь или наркотики, наносит вред своему организму, он может причинить зло окружающим людям. И сегодня на нашем импровизированном судебном заседании мы рассмотрим подобный случай.

Итак, начинаем. Суд идет! Прошу всех встать!

Судья: Объявляю заседание открытым. Слушается дело об умышленном телесном повреждении (ст. 109 УК РФ), совершенном в соучастии гражданином Зубковым Юрием (ответчик) и Поповым Александром (соответчик) в состоянии алкогольного опьянения и под воздействием наркотиков. Попутно подсудимый Зубков обвиняется в хулиганстве (ст. 206 УК РФ), хранении наркотических средств (ст. 224), в вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 210 УК РФ) и склонении к потреблению наркотических средств несовершеннолетних (ст. 2242 УК РФ), а также незаконном ношении холодного оружия (ст. 218 УК РФ). Прошу секретаря доложить о явке.

Секретарь: Прокурор, адвокат, подсудимые, потерпевший, свидетели и эксперт прибыли на судебное заседание. Отсутствующих нет.

Судья: Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 181 УК РФ наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок. Теперь попрошу свидетелей до начала допроса удалиться из зала.

Судья: Подсудимый Зубков, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.

Зубков: Зубков Юрий Николаевич, родился 5 февраля 1982 года, учащийся 3-го курса ПТУ N 5.

Судья: Прошу садиться. Подсудимый Попов, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.

Попов: Попов Александр Иванович, родился 14 марта 1985 года, ученик 10-го класса.

Судья: Прошу садиться. Подсудимые, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово. Объявляю состав суда.

Начинаем судебное следствие. Оглашаю обвинительное заключение. "Гражданин Зубков Ю. обвиняется по ст. 109 УК РФ в умышленном нанесении двух ножевых ранений гражданину Мазуренко Р., повлекших за собой повреждение брюшной полости и плечевого сустава. Попутно гражданин Зубков Ю. обвиняется по ст. 206 УК РФ в хулиганских действиях на дискотеке, по ст. 224 УК РФ – хранении наркотических средств в виде анаши, по ст. 218 УК РФ – незаконном ношении оружия, а также по ст. 210 УК РФ – в вовлечении несовершеннолетнего гр. Попова А. в преступные действия, пьянство и по ст. 2242 УК РФ - склонении несовершеннолетнего гр. Попова А. к потреблению наркотических средств". Подсудимый Зубков, вы признаете себя виновным?

Зубков: Во всем, кроме двух последних статей. Я не признаю себя виновным в вовлечении Попова в преступные действия и в склонении его к потреблению наркотиков. Он действовал по собственной воле.

Судья: Гражданин Попов А. вы как несовершеннолетний обвиняетесь по ст. 109 УК РФ в умышленном избиении гр. Мазуренко Р., совершенном совместно с гр. Зубковым Ю. и повлекшем за собой длительное расстройство здоровья и частичную утрату трудоспособности потерпевшим. Подсудимый Попов, вы признаете себя виновным?

Попов: Да, признаю.

Судья: Подсудимый Зубков, прошу вас дать показания по поводу обвинения.

Зубков: В субботу, 20 мая, я зашел к своему приятелю Саше Попову. У меня было плохое настроение, потому что прошло больше недели, как меня бросила любимая девушка Настя Демина, и в этот вечер я узнал от своего знакомого, что Настя начала встречаться с каким-то парнем из техникума. Чтобы поднять настроение, мы с Сашей решили выпить. У него как раз была начатая бутылка водки.

Судья: Гражданин Зубков, кто из вас предложил распить спиртное?

Зубков: Не помню точно, кажется, Саша. Это ведь была его бутылка водки.

Судья: Гражданин Попов в своем заявлении утверждает, что предложение исходило от вас.

Зубков: Нет, это он предложил.

Судья: Хорошо, продолжайте.

Зубков: У меня с собой была анаша.

Прокурор: Где вы взяли анашу?

Зубков: Нашел. Хотел один покурить, но Саша попросил дать ему сделать несколько затяжек. Я не хотел давать, но он настоял. Я использовал не всю анашу, половину оставил в кармане брюк.

Судья: Гражданин Попов в своем заявлении указал, что не помнит, предлагали ли вы ему сигарету с наркотиком или он сам попросил, но не исключает, что инициатива исходила от вас.

Зубков: Нет. Я не предлагал. Потом мы с Сашей пошли на дискотеку в ДК отдохнуть, повеселиться. Но среди танцующих я увидел Настю с каким-то парнем. Позже я узнал, что это был Роман Мазуренко. Когда я увидел, что Настя и этот парень танцуют вместе, меня охватила невероятная злость, я кинулся к ним, обозвал Настю, Мазуренко начал ее защищать, и я ударил его.

Судья: Вы ударили первым?

Зубков: Да. потом началась драка, и я ничего не помню. Очнулся уже на улице, смотрю – рядом Саша Попов. Он предложил отомстить Мазуренко, я согласился.

Прокурор: Вы утверждаете, что предложил отомстить гражданин Попов?

Зубков: Да, он. Дальнейшее я помню смутно. Мы решили подождать их у Настиного дома, я знал, где она живет. Больше ничего не помню - не помню, как они появились, как я наносил ножевые ранения. Очнулся уже в УАЗе, когда нас везли.

Прокурор: С какой целью вы взяли с собой на дискотеку нож?

Зубков: Ни с какой. Он у меня все время лежит в кармане, для самообороны.

Судья: Вы знали, что незаконное ношение холодного оружия по ст. 218 УК РФ наказывается лишением свободы до двух лет или исправительными работами на тот же срок?

Зубков: Нет, не знал.

Судья: Вопросы к подсудимому Зубкову.

Адвокат: Как долго вы, гр.Зубков употребляете спиртное и наркотики и с какой регулярностью?

Зубков: Выпиваю в компаниях лет с 14, примерно раз-два в неделю, курить анашу стал недавно, около года. Курю редко, может, раз-два в месяц.

Судья: Есть еще вопросы? Нет? Тогда послушаем второго подсудимого, несовершеннолетнего гр.Попова Александра.

Попов: Да я не знаю, что рассказывать, я почти ничего не помню. Во всем присоединяюсь к рассказу Юры Зубкова.

Судья: Почему в заявлении вы указали, что гр.Зубков первым предложил выпить и затем покурить анашу, а на суде вы изменили свои показания?

Попов: Да говорю же вам, что плохо помню. Сначала я думал, что это он предложил, а теперь вспомнил, что это я сам все предлагал, а не он.

Адвокат: Вы помните свои хулиганские действия на дискотеке и то, как избивали гр.Мазуренко на улице?

Попов: Ничего я не помню, пришел в себя только в милиции.

Прокурор: Вы подтверждаете, что сами предложили гр.Зубкову отомстить гр.Мазуренко, избив его после дискотеки?

Попов: Да, подтверждаю.

Судья: Перейдем к допросу потерпевшего. Гражданин Мазуренко Роман Викторович, сообщите суду все, что вам известно по делу.

Мазуренко: С Зубковым и Поповым я ранее знаком не был и увидел их впервые на дискотеке. Мы с Настей мирно танцевали, вдруг откуда-то перед нами появился этот Зубков, лицо его было искажено яростью. Он выкрикнул что-то неприличное Насте и замахнулся на нее. Я спрятал Настю себе за спину и сказал, чтобы он не смел оскорблять мою девушку. Тогда Зубков попытался ударить меня, но я увернулся. Тут подоспел его друг Попов, и завязалась драка. Хорошо, что на дискотеке были мои приятели из техникума. Они разняли нас и выставили Попова с Зубковым за двери клуба. Когда мы возвращались домой, было темно. Возле Настиного подъезда нам преградили дорогу Зубков с Поповым. По-моему, Зубков нанес мне тяжелый удар по голове и в пах. Я попытался сопротивляться, но вдруг почувствовал острую боль в животе и потерял сознание. Очнулся я уже в больнице.

Судья: Вы не видели, кто из них нанес вам ножевое ранение в брюшную полость?

Мазуренко: Нет, не видел, не буду врать.

Судья: Начнем допрос свидетелей. Для дачи показаний приглашается Демина Анастасия Валерьевна. Что вы можете сообщить суду по существу дела?

Демина: Я знакома с Юрой Зубковым около двух лет, мы дружили, но потом я стала замечать, что Саша злоупотребляет спиртными напитками, а в пьяном виде становится агрессивным, подозрительным. Наконец я приняла решение, что нам следует расстаться. В субботу, 20 мая, в половине девятого мы с Ромой Мазуренко пошли на дискотеку. Все было хорошо, когда вдруг откуда-то появился Зубков. Он накинулся на меня, обзывая нецензурными словами. Рома за меня заступился, и Зубков попытался его ударить. Тот увернулся, но тут же получил удар от подоспевшего Попова. Началась драка, кое-как их разняли, и приятели Ромы по техникуму вытащили сопротивляющихся Зубкова и Попова на улицу. Рома пошел провожать меня домой. У моего подъезда неожиданно перед нами появились Зубков с Поповым. Я бросилась в подъезд. Стала стучать во все двери. Позвонила по "02" в милицию, дождалась приезда милицейского патруля и только тогда вышла на улицу. Увидела, как милиционер поднимает Рому с земли и вызывает "скорую"...

Адвокат: Часто ли вы видели гражданина Зубкова в нетрезвом виде?

Демина: Да, часто, из-за этого я и решила с ним расстаться.

Адвокат: А вы не предлагали ему пройти курс лечения в наркологическом диспансере?

Демина: Нет, не предлагала, конечно.

Судья: Прошу следующего свидетеля со стороны обвинения - Васина Олега. Что вы можете сообщить суду по существу дела?

Васин: Я учусь в техникуме в одной группе с Ромой Мазуренко, знаю его только с положительной стороны. Когда на дискотеке я увидел, что Рому бьют, я тут же бросился унимать нападавших.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? Нет? Пригласите свидетеля со стороны защиты Курочкину Ирину Андреевну. (Входит Курочкина). Что вы можете сообщить суду по существу дела?

Курочкина: Я классный руководитель Саши Попова, знаю его с 5-го класса. Могу охарактеризовать его как человека доброжелательного, спокойного. Учится он неважно, иногда пропускает занятия. Но за годы учебы не замечен в организации ни одного конфликта. От имени коллектива школы я ходатайствую о смягчении меры пресечения Попову Александру.

Судья: Есть вопросы к свидетелю? Нет? Пригласите свидетеля со стороны обвинения Петренко Николая Григорьевича (входит Петренко). Что вы можете сообщить суду по существу дела?

Петренко: Я с группой патрулировал район неподалеку от ДК, когда по рации пришло сообщение дежурного о нападении на улице Лермонтова, дом 18. Мы выехали по сигналу и по прибытии увидели у подъезда N 2 лежащего в луже крови молодого человека. Рядом в оцепенении стоял, как впоследствии выяснилось, гр.Попов, а гр.Зубков убегал в сторону парка. Гр.Мазуренко находился без сознания, видимо, от болевого шока или от большой потери крови. Неподалеку от потерпевшего был обнаружен нож со следами крови на лезвии.

Судья: Оказывал ли подсудимый Зубков сопротивление при задержании?

Петренко: Нет, гр.Зубков не сопротивлялся при задержании.

Эксперт: Спустя час после совершения преступления был сделан анализ крови гр.Зубкова и гр.Попова на предмет наличия алкоголя в крови. Концентрация алкоголя у гр.Зубкова составила 2,8 см3 на 1 литр крови, а у гр.Попова 3 см3 на 1 литр крови, что соответствует средней степени опьянения. У исследуемых часто меняется настроение - от возбужденного к апатичному. Все это является признаками одурманивания наркотическим средством - гашишем или анашой.

Судья: Могут ли в таком состоянии – алкогольного опьянения и наркотического одурманивания – подсудимые совершать активные действия и при этом полностью контролировать свои поступки?

Эксперт: В таком состоянии люди не могут полностью контролировать свои поступки. Сознание может периодически выключаться, настроение также неподконтрольно.

Судья: Можно ли считать гр.Зубкова и гр.Попова больными людьми?

Эксперт: Безусловно, они больны и нуждаются в медицинской помощи.

Судья: Перейдем к осмотру вещественных доказательств. Главным вещественным доказательством является нож со следами крови гр.Мазуренко и отпечатками пальцев гр.Зубкова. К вещественным доказательствам приобщен также небольшой пакет с анашой, найденный при обыске у гр.Зубкова. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Состояние алкогольного опьянения и наркотического дурмана ни в коем случае не снимает ответственности за совершенное преступление, а, напротив, усугубляет вину. Я считаю, что подсудимый Зубков заранее обдумал преступление, поэтому и взял с собой нож. Преступление, совершенное со злым умыслом, отягощает его вину. Я требую самого сурового наказания, предусмотренного ст.109 УК РФ, прошу определить меру наказания лишением свободы на 3 года и привлечь к принудительному лечению.

Ввиду того, что соучастник подсудимого Зубкова подсудимый Попов является несовершеннолетним и не нанес своими действиями (побоями) значительного вреда здоровью потерпевшего, прошу суд определить ему меру пресечения исправительными работами на 2 года условно и привлечь к принудительному лечению от алкогольной зависимости.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Подсудимый Зубков вырос в социально неблагополучной семье: его отец – хронический алкоголик, в доме постоянно скандалы. А тут еще от него ушла любимая девушка. Его душевную боль можно понять. К тому же в душе гр.Зубков очень добрый человек. Соседи Зубкова рассказали, что несколько лет назад Зубков спас тонущего в реке мальчика, без раздумий прыгнул в ледяную воду (дело было в апреле). Ввиду того, что преступление подсудимый Зубков совершил впервые в жизни и искренне раскаивается, прошу суд смягчить свой приговор, осудить подсудимого Зубкова на 2 года исправительных работ.

Подсудимый Попов также совершил преступление впервые и искренне раскаивается, к тому же, учитывая то, что он несовершеннолетний, прошу суд осудить подсудимого Попова на 1 год исправительных работ условно.

Подсудимых Зубкова и Попова привлечь к принудительному лечению от алкогольной и наркотической зависимости.

Судья: Подсудимый Зубков, ваше последнее слово.

Зубков: Искренне раскаиваюсь в содеянном, прошу всех, кому я причинил зло, простить меня.

Судья: Подсудимый Попов, ваше последнее слово.

Попов: Признаю свою вину, даю слово впредь не приносить зла окружающим людям.

Судья: По протоколу суд должен немедленно удалиться на совещание. Но так как у нас не настоящий суд, а ролевая игра, я предлагаю следующее: присяжные заседатели в письменном виде ответят на следующие вопросы (причем по каждому подсудимому отдельно):

1)    Виновен ли подсудимый в совершении преступления?

2)    По какой статье (статьям) УК РФ подсудимого считать виновным?

3)    Мера пресечения в отношении подсудимого.

Я проанализирую ваши ответы и на основе большинства голосов оглашу приговор суда.

(Присяжные письменно высказывают свою позицию в отношении подсудимых и сдают свои листки судье). Судья анализирует мнение присяжных и приходит к какому-то заключению.

Судья: Внимание, объявляю приговор суда. Признать подсудимого Зубкова виновным в совершении... (зачитывает приговор, который вынесли присяжные заседатели большинством мнений. Огласив приговор, судья объявляет судебное заседание закрытым).

Преподаватель: А теперь я попрошу вас высказать свои выводы, к которым вы пришли после проведения нашего урока-суда.

Студенты: Употребление наркотиков и алкоголя приводит к деградации личности, а также толкает на совершение преступлений. Знание законов формирует чувство ответственности и т.д.


Заключение


Пиво, при всех своих достоинствах, очень опасная вещь. Оно грозит превратиться из слуги в господина. Достоверных количественных критериев безопасной, по развитию алкоголизма выпивки, на сегодняшний день нет. Порог и скорость возникновения и прогрессирования болезни у разных людей различается в разы, что зависит, в основном, от устойчивости обмена веществ. Очевидно, что риск многократно увеличивается, при раннем (младше 18 лет) начале алкоголизации, при систематическом употреблении, при привычке к разовому употреблению более литра пива. Будьте внимательны к себе и осторожны. Получайте от жизни радость, в том числе и от пива - но не попадите в капкан. И уж если возникли проблемы, остановитесь немедленно, самостоятельно или с помощью врача.




Список использованной литературы


1.     Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: Интегрированный урок в X классе // Химия в школе. - 2003. - N 1. - С. 32-35

2.     Мучник Ю.Л., Прусс М.С., Кельин Л.Л., Соловьева В.А. – Как избавиться от пристрастия к алкоголю. Санкт-Петербург. 2003 – http://www.medicus.ru/narcology/pats/?cont=article&art_id=3634