Содержание


1. Понятие финансовых ресурсов, состав, структура и источники формирования финансовых ресурсов. 3

2. Понятие финансового рынка, его структура и основные задачи. 8

Список литературы.. 18
























1. Понятие финансовых ресурсов, состав, структура и источники формирования финансовых ресурсов


    Материальную  основу  финансов  составляет  денежный оборот. Реальный денежный  оборот -  это  экономический процесс,  вызывающий  движение  стоимости  и сопровождающийся  потоком   денежных платежей  и расчетов.

    Объектом  реального  денежного  оборота  выступают финансовые ресурсы, являющиеся   источниками  финансирования  расширенного  воспроизводства.

    Государственные и муниципальные  финансы  выражают   экономические отношения, связанные  с обеспечением  централизованными  источниками  финансирования  государственного и регионального   секторов  экономики,  наиболее значимых  программ  развития производства  и общественного сектора, организаций  и учреждений   бюджетной  сферы и т.п.

    Их функционирование  направлено  на достижение   общих  целей  развития  социально  ориентированной  экономики.

    Государственные  и муниципальные  финансы  функционируют  в рамках  финансовой  системы  государства  и являются  ее  центральным  звеном.

    Финансы как  экономическая категория   зависят  от преобразований во  взаимоотношениях  между  звеньями  финансовой системы.

    Это  относится, прежде  всего,  к  взаимосвязям   между  финансами  макроуровня и   финансами  микроуровня.  Финансы  макроуровня   и,  прежде всего,   государственный и   муниципальный  бюджеты, основываются  на финансовом потенциале  предприятий.

    Финансы способствуют  достижению  общих  целей   экономического развития, поэтому требуется  их  оптимальная  организация.

    Способ  организации  устанавливает   качественную определенность   финансов.  Распределение   и использование   финансовых  ресурсов  в государстве   осуществляются  в рамках  интегрированной  системы  управления  финансовыми  потоками.

    Важным  методологическим  фактором  является  определение   принципов  организации  и функционирования  государственных  и муниципальных  финансов,  позволяющее  выявить направления  воздействия  финансов на развитие  государственного и  муниципального  секторов  экономики, выработать  критерии  их  функционирования.

    Государственные и муниципальные   финансы  опираются  на информационные потоки.  Принятие государственных  решений   основано  на совокупности  информации.

    Анализ  поступающей  информации   важен как  в  момент  принятия  решения, так и  в процессе  контроля  за  ходом  его  выполнения.  Эта информация  содержится в оперативной  и статистической    отчетности,   договорах и   соглашениях,  расчетных  документах  и т. п.

    Государственные  и муниципальные  финансы  имеют  четкую  целевую   ориентацию.  Они затрагивают  определенные    социально-политические  интересы  отдельных  слоев  общества.  Однако  во всех   своих  аспектах  они ориентированы   на решение  государственных и муниципальных  задач.

      Государственные  и муниципальные  финансы   как экономическая категория  проявляются  в выполняемых  ими  функциях.  Изучение  функций  необходимо  для реализации  государственной   финансовой  политики.  В  рамках  финансовой   науки   существует определенное  единство   функций   финансов  государства и предприятий,   и  в то же   время  имеются  существенные различия, определяющие   значимость  общегосударственных  интересов  и  предпринимательского  аспекта  деятельности.

    Финансы  предприятий  составляют  основу   микроэкономики. Поэтому  большую  роль  играют принципы  их  реализации.

    Финансы  предприятий   позволяют  управлять   стоимостной оценкой  материальных и   трудовых средств   и финансовых ресурсов,  обеспечивая  их  сбалансированность. 

    Финансовое  планирование  в  данном  случае   имеет  внутреннюю   ориентацию  с воздействием  государственного  внешнего   регулирования, включая налоги.

    Методологический   аспект  определения  оптимальной  величины  и  выявления   закономерностей  управления   собственным капиталом  исследуются  в  форме   моделирования  динамических  процессов.

    В процессе предпринимательской  деятельности  организаций  возникает потребность  в прогнозных  оценках  финансовых поступлений  и их  использования. 

    Объектом  финансового  планирования  выступают  финансовые ресурсы   и, прежде  всего  прибыль.

    Распределение прибыли   отражается  в  финансовом  лане и сметах  образования  и расходования  фондов  денежных  средств.

    Финансы организации  включают   анализ   и контроль   за  процессом   распределения  прибыли  в  динамике  с  учетом  воздействия   многочисленных    внутренних и  внешних  факторов.

    Финансовый план – важнейший   элемент  бизнес – планов,   составляемых  как  для   обоснования  конкретных   инвестиционных  проектов  и программ, так и   для  управления  текущей   и стратегической   финансовой  деятельностью. 

   Финансовый план  можно  рассматривать  как  задание  по  отдельным  показателям,  а  также  как  финансовый  документ,  обеспечивающий   взаимоувязку  показателей  развития  организации  с  имеющимися  ресурсами,   взаимодействие  совокупной  стоимостной   оценки  средств, участвующих   в  воспроизводственных   процессах, и  используемого  денежного капитала.

    Основные задачи  финансового планирования [1]:

1.     обеспечение  нормального  воспроизводственного  процесса  необходимыми  источниками  финансирования. При этом  огромное  значение  имеют  целевые  источники  финансирования, их  формирование  и использование;

2.     соблюдение интересов  акционеров  и  других инвесторов.  Бизнес-план, содержащий  подробное  финансовое обоснование   инвестиционного проекта,  является  для  инвесторов  основным  документом,  стимулирующим  вложение  капитала;

3.     гарантия  выполнения   обязательств  организации  перед   бюджетом и   внебюджетными   фондами, банками  и другими   кредиторами. Оптимальная  для  данного предприятия   структура  капитала  приносит   максимальную  прибыль  и максимизирует  при  заданных   параметрах   платежи  в  бюджет;

4.     выявление  резервов  и мобилизация  ресурсов  в  целях  эффективного  использования  прибыли и   других   доходов,  включая и внереализационные;

5.     контроль  рублем  за  финансовым  состоянием,  платежеспособностью  и  кредитоспособностью  организации.

    Планирование  финансов  осуществляется  через    управление  балансом   доходов и расходов, планом поступления  финансовых  ресурсов  за  счет   различных источников, а  также  через   регулирование   использования   средств.

    Для оценки  состояния  текущего  и стратегического  финансового  планирования  финансовая  служба  выполняет   следующие  функции:

1.     выявляет  объекты и формы планирования;

2.     регулирует состав  образуемых  целевых  фондов  денежных  средств  и порядок  отчисления  в них  прибыли  и  других  финансовых  ресурсов;

3.     устанавливает  порядок  разработки  финансовых планов.

    Стратегический  финансовый план  определяет  важнейшие  показатели, пропорции и темпы   расширенного  воспроизводства, является  главной  формой  реализации   целевых установок, стратегии  инвестиций  и предполагаемых    накоплений.  Он составляет  коммерческую тайну  организации.

    Текущие  финансовые планы  разрабатываются  на основе  перспективных   путем   их  конкретизации  и детализации.  Производится  увязка  каждого вида  вложений  с  источником   финансирования.

Для  этого  обычно  пользуются  сметами  образования и   расходования  фондов  денежных   средств.  Эти  документы   необходимы  для   контроля   за   ходом  финансирования  важнейших  мероприятий, для  выбора  оптимальных  источников  пополнения  фондов  и структуры  вложений  собственных ресурсов.

    В процессе финансового планирования  производится  конкретная   увязка  каждого  вида  вложений  или  отчислений и источника   финансирования.

    Оперативное  финансовое планирование  заключается в  составлении  и исполнении  плана и отчета  о движении  денежных  средств.   Отчет о движении  денежных  средств -  это финансовый  документ,  в  котором  подробно   отражается  оперативный  денежный   оборот  организации.

    Поскольку  весь  оборот  проходит  через   расчетные,  текущие, валютные, ссудные  и  другие  счета  организации  в  банке, то  в  отчете   показывается   движение   денежных   средств  по  их    поступлению  и  использованию.  Источником  информации  служат  выписки  о  состоянии  расчетного  счета, предоставляемые   кредитными  организациями.

    Большее  значение  для  финансовой   службы  предприятия  имеет  разграничение  движения  средств  по  видам  деятельности:  текущей, инвестиционной и  финансовой.

    Финансы организаций  играют  решающую  роль  в формировании  доходов  общегосударственного  централизованного  фонда  денежных  средств, каковым является  бюджет.


2. Понятие финансового рынка, его структура и основные задачи

     Российский финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, в качестве посредников перераспределяющих финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Правовые условия конкуренции на финансовом рынке определены Федеральными законами "О рынке ценных бумаг", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Правовое регулирование секторов российского финансового рынка отличается неоднородностью и различным уровнем регламентации. В соответствии с Конституцией России, гражданским, административным, финансовым законодательством урегулированы отдельные вопросы организации и функционирования валютного рынка, рынка ценных бумаг, коммерческих кредитов, банковских услуг, бюджетных кредитов. Однако фактически регламентированы преимущественно функции различных органов и институтов в соответствующей финансовой сфере. Многие вопросы обращения финансовых активов, рынка деривативов (финансовых инструментов, включающих в себя опционы, свопы, фьючерсы и др.), рынка долгов, аудиторских и контрольно-ревизионных услуг, страховых услуг пока не регламентированы нормами права.

Отечественные нормы об управлении финансовым рынком направлены преимущественно на участие в нем государственных органов, сориентированных, как правило, на контрольные и фискальные функции. Видимо, необходима своеобразная "инвентаризация" административного и финансового законодательства на предмет определения роли активов (решений, рекомендаций, методик) ассоциативных (негосударственных) финансовых институтов в управлении и обобщении практики использования финансовых инструментов рынка. Возникает вопрос о повышении влияния таких институтов при разрешении административных споров и в судебных разбирательствах. Мировая практика показывает, что регулятивные акты национальных и международных финансовых институтов, ассоциаций консультантов по управлению, по валютным операциям, по налоговому планированию, по корпоративному управлению, по бюджетному финансированию и других принимаются госорганами и судами отдельных стран во внимание при решении коллизионных правовых проблем.

В качестве эффективной меры правового регулирования в области управления финансовым рынком необходимо предусмотреть общий порядок допуска на российский финансовый рынок иностранных кредитных организаций и иных финансовых организаций, не преследующих в качестве основной цели извлечение прибыли, а сориентированных на кредитование российских инвесторов и поддержание в России финансовой дисциплины при условии предоставления им контролируемых льгот. Эти вопросы должны регламентироваться отдельными законодательными актами, актами Правительства РФ как органа, ответственного за проведение эффективной кредитной, инвестиционной и бюджетной политики. Оборот бюджетных средств на инвестиционные проекты может осуществляться через иностранные банки, работающие в России при условиях, что иностранные посредники гарантируют контроль за целевым использованием бюджетных средств, расчетами с бюджетом с законностью прохождения бюджетных средств по этапам финансирования. Таким образом, в очередной раз встает проблема развития правовых основ единой финансовой политики Правительства РФ. Это означает законодательное закрепление единых правовых принципов финансовой деятельности, объединяющей административные финансовые меры, финансовые рыночные инструменты, бюджетно-налоговый контроль и гражданско-правовые основания исполнения финансовых обязательств.

Банк России является кредитором последней инстанции на межбанковском кредитном рынке. Межбанковский кредитный рынок - это часть денежного рынка, на котором операции по взаимному кредитованию осуществляются исключительно банковскими учреждениями. Главная его задача состоит в оперативном обеспечении банковской системы денежными ресурсами с целью поддержания ее ликвидности и стабильности.

Межбанковский кредитный рынок подразделяется на два крупных сегмента:

- рынок межбанковских кредитов;

- рынок кредитов Центрального банка.

За рубежом кредиты используются исключительно как временный, достаточно дорогостоящий ресурс, что связано именно с функцией центрального банка как кредитора последней инстанции, чьи ресурсы по определению должны быть самыми дорогими. В этом суть функции кредитора последней инстанции.

В условиях нашей страны Банк России функцию кредитора последней инстанции выполняет недостаточно полно, что связано с особенностями проводимой в России экономической политики и проявляется в применяемых Банком России формах кредитования.

Спрос на страховую услугу определяется страховым интересом страхователя. Для заключения договора страхования, позволяющего обеспечить страховую защиту имущественных интересов страхователя, необходимо существование страховой компании (страховщика), способной предоставить необходимое страховое покрытие. Многообразие страховых интересов у страхователей, с одной стороны, и большое количество страховщиков - с другой, формируют страховой рынок.

Ряд российских страховщиков, входящих в крупные финансово-промышленные группы, создали свои зарубежные перестраховочные компании, которые обеспечивают "перестрахование" финансовых средств своих групп. Несмотря на внешне растущие показатели, российский страховой рынок развивается медленно, и основная причина этого - низкий уровень жизни населения, плохое финансовое положение предприятий, отсутствие в обществе культуры страхования и весьма невысокая финансовая устойчивость отечественных страховых компаний, обусловленная низкой капитализацией. Именно поэтому рост конкурентоспособности российских страховщиков в сравнении с иностранными страховщиками в ближайшее время невозможен. Уровни развития отдельных секторов российского страхового рынка существенно различаются, что требует постоянной корректировки при определении темпов и условий дальнейшей либерализации.

Применение современных методов и норм государственного регулирования страховой деятельности, учет международных тенденций и их развития позволит интегрировать российский страховой рынок в мировое страховое сообщество. При этом все же необходимо учитывать, что основное число стран - членов ЕС и ВТО исходят из курса на сохранение государственного контроля над национальной страховой отраслью. Следовательно, хотя бы поэтому стратегия в отношении страховой отрасли должна исходить из аналогичных посылов. В этих целях и необходимы меры защиты от прямой конкуренции иностранных страховщиков и меры по предотвращению оттока ресурсов национальной страховой отрасли за рубеж. Это достигается путем ограничений прямого доступа иностранных страховщиков на рынок или при более открытом режиме участия иностранных страховщиков, но при более жестком государственном контроле за их экономической деятельностью, включая перестрахование за рубежом.

Центральный банк РФ осуществляет такую важнейшую экономическую функцию, как защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов.

Реализацию мер, направленных на регулирование вопросов финансовой сферы, главный банк страны осуществляет двумя путями: самостоятельно и совместно с Правительством РФ и его органами.

Банк России выдает разрешения на осуществление коммерческими банками, иными кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет ряд обязательных экономических нормативов. Деятельность Банка России, связанная с повышением эффективности регулирующего воздействия на финансовое состояние банков, ведется по двум направлениям: непосредственно, путем осуществления банковского надзора, и опосредованно - с помощью мер финансовой стабилизации, регулирования макроэкономики.

Банк России осуществляет важную функцию влияния на денежный рынок страны путем купли - продажи ценных бумаг. Статья 39 Закона предоставляет Банку России право покупать и продавать государственные ценные бумаги (казначейские векселя, государственные облигации и др.).

Одной из важнейших сфер в экономической деятельности государства является рынок ценных бумаг. Осуществление операций на фондовом рынке связано с риском определения доходности операций приобретения в обмен на представленный реальный капитал ценных бумаг, не обеспеченных никаким имуществом. Ущерб от подобных сделок, как правило, становится возможным в результате заведомо недостоверной информации, касающейся выпуска (эмиссии) ценных бумаг.

После вступления с 13 октября 2003 г. в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, а также других нормативно-правовых актов ФКЦБ российский рынок ценных бумаг в целом и эмитенты в частности начали жить по новым правилам раскрытия информации. Новый нормативно-правовой акт ФКЦБ России и утвержденное им Положение кардинально меняют систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг, прежде всего эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и, наряду с новыми Стандартами эмиссии ценных бумаг, являются знаковым событием для всего российского фондового рынка.

В начале ХХ в. Россия имела широкую сеть ипотечных банков. Сформировался прогрессивный вторичный рынок ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимое имущество.

В настоящее время перед банками России стоит задача создания вторичного рынка ипотек путем образования региональных рынков и постепенной их интеграции. Наиболее подготовленными регионами к развитию всего механизма ипотечного кредита в России являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Иркутск [2].

Во всех странах мира, в том числе и в России, валютный рынок находится под регулирующим воздействием со стороны государства. В России действует Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый в 1992 г.; кроме того, отдельные вопросы валютного регулирования и валютного контроля отражены в ряде других нормативных актов: указах Президента РФ, инструкциях и положениях Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ.

Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

В отличие от ранее действовавшего Закона, которым предусматривался разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в Законе значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования, оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

С учетом состояния внутреннего валютного рынка, платежного баланса страны, во избежание расширительного толкования норм о полномочиях органов валютного контроля в Законе предусмотрен исчерпывающий перечень мер, при помощи которых Правительство РФ устанавливает требования при осуществлении резидентами, за исключением кредитных организаций, валютных операций движения капитала:

Валютный рынок подпадает под сферу жесткого регулирования со стороны государства в интересах защиты национальной валюты. Поэтому ЦБ наделен исключительными правами, которые гарантированы Конституцией (ст. 75).

Лицензирование как одна из форм определения порядка и условий деятельности межбанковских валютных бирж является средством реализации ЦБ его конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля.

Лицензирование межбанковских валютных бирж не создает препятствий для конкуренции и не обусловливает сохранения монополистической деятельности на валютном рынке, поскольку валютный рынок не ограничивается межбанковскими валютными биржами. В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" сделки купли-продажи валюты осуществляются также через уполномоченные банки (ст. 4). Именно через уполномоченные банки проходит большая часть сделок по купле-продаже валюты.

Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Здесь наблюдается взаимосвязь системы валютного контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров соответственно уменьшаются. Стержневым моментом системы регулирования валютных операций при экспорте товаров является требование обязательной продажи части валютной выручки государству.

К категории защитных мер следует отнести дополнительные таможенные обложения (различного рода налогообложения - налог на добавленную стоимость, акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Поэтому данные налоги регулируют цену импортных товаров на внутреннем рынке и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

Внутренний валютный рынок России - важнейший макроэкономический фактор и инструмент проведения денежно - кредитной политики государства. От наполняемости внутреннего валютного рынка зависят такие экономикообразующие показатели, как курс национальной валюты по отношению к иностранным, торговый и платежный балансы страны. Каким же образом формируется внутренний валютный рынок и каковы его основные сегменты?

Главным источником формирования внутреннего валютного рынка является поступление иностранной валюты за совершаемые экспортные операции. Данный вопрос регулируется Инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" от 29 июня 1992 г. N 7 в редакции от 18 июня 1999 г.[3]

Деньги как объекты гражданских прав являются разновидностью имущества. В экономическом смысле деньги - особый вид товара, служащий всеобщим эквивалентом в имущественном обороте. Выступая в качестве всеобщего эквивалента, деньги выполняют, прежде всего, функцию законного платежного средства.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" денежной единицей Российской Федерации (национальной валютой) является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов не допускаются.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Государство определяет номинальную (нарицательную) стоимость денег, указывая количество денежных единиц на денежных знаках[4].

Внешний долг Российской Федерации формируется путем размещения облигационных займов на международных финансовых рынках. Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1997 г. N 1212 "О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала" [5] обязывает Правительство России готовить решения о выпуске внешних облигационных займов с учетом оценки эффективности таких заимствований.

Правительство принимает также меры по управлению внешними заимствованиями субъектов Российской Федерации, контролируя через подчиненные ему органы (Минфин, Минэкономики) соблюдение требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 304 "О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. г. Москвы, Санкт - Петербурга и Нижегородской области" [6].

В целях обеспечения рационального использования финансовых средств, получаемых субъектами Российской Федерации за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках, и до вступления в силу закона об осуществлении внешних заимствований субъектами Российской Федерации Правительство разрабатывает общий порядок эмиссии облигаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, размещаемых за пределами Российской Федерации. Такие полномочия возложены на Правительство Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 696 "О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов" [7].

Развитие новейшей компьютерной технологии позволило осуществлять инвестиции в форме crossborder transactions, когда сделки совершаются в электронной форме на зарубежной фондовой бирже или путем приобретения акций иностранных компаний, котирующихся на национальной бирже, не покидая своего офиса или квартиры в зависимости от того, кто является участником сделки: физическое или юридическое лицо. На фоне развития международных финансовых рынков нормативная база в части регулирования портфельных инвестиций в России противоречива.

Во всем мире обращение высоколиквидных акций крупных и надежных компаний на рынке ценных бумаг положительно влияет на развитие производства как компаний - эмитентов, так и инвесторов. Свободное обращение акций компаний позволяет инвестору самому и на основе объективных показателей оценивать финансовое положение компаний, чьи акции обращаются на рынке, а также оценивать активы этих компаний по реальной рыночной стоимости.

Список литературы


1.     Бюджетный Кодекс РФ: Федеральный закон от 31. 07. 98 г. № 145 – ФЗ // Российская газета. – 1998. – 12 августа.

2.     Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. – 240 с.

3.     Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Зерцало, 1959. – 576 с.

4.     Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

5.     Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: Спарк, 2000. – 430 с.

6.     Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 24.

7.     Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15.

8.     Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 46.

9.     Экономика и жизнь. 1992. N 28.


[1] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: 2000. С. 130.


[2] Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1959. С. 412.


[3] Экономика и жизнь. 1992. N 28. С. 6.

[4] Вестник Банка России. 1999. N 37. С. 5.

[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 46. Ст. 5279.


[6] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1755.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 24. Ст. 2697.