Содержание


1. Группировка цен: по форме организации торговли и характеру ценовой информации. 3

2. Затраты в составе цены.. 8

Задача. 14

Список литературы.. 15


1. Группировка цен: по форме организации торговли и характеру ценовой информации

По форме организации торговли существуют два основных группировочных признака для цены – оптовая и розничная торговля; по характеру ценовой информации группировка цен следующая: цены фактических сделок, цены аукционные, цены биржевые, цены справочные, ценовые индексы (индивидуальные, сводные). [1]

Группировка цен по характеру ценовой информации задает более широкий набор группировочных критериев, а именно: сфера обслуживания национальной экономики, степень участия государства в ценообразовании, стадии ценообразования, транспортная составляющая в цене, характер ценовой информации, поэтому для характеристики этих группировок нужно рассмотреть все критерии классификации. Представим эти критерии в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

Группировка цен: по форме организации торговли и характеру ценовой информации

Сфера обслуживания национальной экономики

Степень участия государства в ценообразовании

Стадии ценообразования

Транспортная составляющая в цене

Характер ценовой информации

цены оптовые на продукцию промышленности

цены рыночные, свободные

цены оптовые, изготовителя

цены франко-склад поставщика

цены фактических сделок

цены закупочные, на продукцию с/х

цены монопольные

цены оптово-отпускные

цены франко-станции отправителя

цены аукционные

цены на продукцию строительных фирм

цены демпинговые

цены оптово-отпускные, снабженческо-сбытовых (посреднических) организаций

цены франко-вагон станции отправителя

цены биржевые

цены (тарифы) на услуги транспорта

цены регулируемые (фиксированные, предельные)

цены розничные

цены франко-станции назначения

цены справочные

цены потребительские (розничные)



цены франко-вагон станция назначения

ценовые индексы (индивидуальные, сводные)

цены на услуги



цены франко- склад потребителя


цены внешнеторговые (импортные, экспортные)






Как можно видеть из этой таблицы, группировка (классификация) цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации дополняют друг друга.

Охарактеризуем эти классы (группы).[2]

Цены, обслуживающие национальную экономику. Цены оптовые, на продукцию промышленности, это цены по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собственности. Цены закупочные – цены по которым сельскохозяйственная продукция продается фермами, агрофирмами и населением. Цены на строительную продукцию – представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта, например, один метр жилой площади. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителя груза и населения. Цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям. Они обслуживают оборот товаров, которые как правило выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Цены на услуги – система ставок по которым предприятие сферы услуг реализует их потребителю.

Все вышеперечисленные цены относятся к классу национальных и должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль национальным производителям. Цены внешнеторговые – цены по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса отличается от формирования национальных цен. При установлении внешне-торговых цен в основном используют информацию о ценах фирм производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию. Цены экспортные – цены по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Цены импортные – цены по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом. Цены на импортную продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны.

Установление цен по степени участия государства в ценообразовании. Цены рыночные – цены на товары, работы, услуги складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъектуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые. Цены свободные – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции, например, цены на бытовую химию. Цены монопольные – рыночные цены, формирующиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для извлечения дополнительной прибыли. Цены демпинговые – рыночные цены уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимися рыночным уровнем цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К таким ценам обычно относят цены ниже издержек производства: рынок стали, куриных окороков. Цены регулируемые – цены складывающиеся в процессе прямого государственного регулирования. Эти цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены – регулируемые цены твердой, определенной величины. Устанавливаются, например, на природный газ, электро- и тепло- энергию, перевозки ж/д. транспортом. Цены предельные – регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом.

Установление цен по способу организации торговли (стадиям ценообразования) – отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров, работ, услуг конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии.

Пример формирования различных видов цен в процессе движения товаров, работ, услуг (по способу организации торговли) представлен на рисунке 1.[3]


себестоимость продукции

прибыль

косвенные налоги

надбавка посредника

торговая надбавка

акциз

НДС

издержки посредника

прибыль посредника

НДС посредника

издержки торговли

прибыль торговли

НДС торговли

5000

2000

-

7000*18%=

=1260

1000

500

1500*18%=270

1000

1000

2000*18%=360

Рис. 1. Формирование различных видов цен по способу организации торговли


В упрощенном виде группировка цен по способу организации торговли следующая: оптовая цена – без НДС; отпускная цена – с НДС.

Цены оптовые, изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными и должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию планированный уровень прибыли. Цены оптово-отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги. Косвенные налоги составляют важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Это акциз и НДС. Цены отпускные, снабженческо-сбытовых организаций формируются на стадии посредничества. Помимо отпускной цены включают посреднические надбавки. Посредническая надбавка в российской практике может иметь разное название, например, скидка, комиссионное вознаграждение или сбор, наценка посредника. В любом случае это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя. Надбавка включает в себя издержки, НДС и прибыль посредника.  Формирование цен снабженческо-сбытовых и в организациях розничной торговли производиться исходя из цен закупки без НДС с добавлением торговой надбавки, НДС и в установленном порядке налога с продаж. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и продажей товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками этих товаров. Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли помимо цен закупки включая торговые надбавки. Обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Итак, по форме организации торговли существуют два основных группировочных признака для цены – оптовая и розничная торговля; по характеру ценовой информации группировка цен следующая: цены фактических сделок, цены аукционные, цены биржевые, цены справочные, ценовые индексы (индивидуальные, сводные).


2. Затраты в составе цены

Для раскрытия вопроса о затратах в составе цены необходимо обратиться к понятию себестоимости продукции, а также рассмотреть вопрос о роли себестоимости в процессе ценообразования. Необходимость обращения к понятию себестоимости продукции обусловлена тем, что именно при калькуляции себестоимости учитываются все затраты на производство продукции.

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены то­вара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим опреде­лением себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на про­изводство и реализацию продукции. Отметим, что в Российской Федерации для всех субъектов рынка предусмотрен единый порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Этот порядок регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 со всеми последующими изменениями и дополне­ниями.[4]

Регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость, в значитель­ной степени носит исторический характер, то есть во многом определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны. Некоторые виды затрат (например, представительские расходы, рас­ходы на рекламу, обучение и др.) включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим в настоящее время предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей цены предложения. Для целей же налогообложения используют откорректированную себестои­мость продукции.

При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается каль­куляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и центрам затрат устанавлива­ются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются:

• сырье и материалы;

• возвратные отходы (вычитаются);

• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характе­ра сторонних предприятий и организаций;

• топливо и энергия на технологические цели;

• заработная плата производственных рабочих;

• отчисления на социальные нужды,

• общепроизводственные расходы;

• общехозяйственные расходы;

• потери от брака;

• прочие производственные расходы;

• коммерческие расходы.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно отно­сятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные — к косвенным (на­кладным) расходам, связанным с организацией производства и управлением В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.

Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При до­бавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реали­зации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость.

В состав коммерческих (ранее внепроизводственных) расходов входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные за­траты. Учет и калькулирование себестоимости продукции призваны обеспечивать: полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за использованием сырья, материалов, топлива, энергии, расходованием фондов заработной платы, за соблюдением расходов на обслуживание производства и управление.[5]

Определение суммы производственной или полной себестоимости продукции. Алгоритм расчета может быть представлен следующим образом (рис.2):

Распределение косвенных затрат

 

Прямые затраты

 
  


Полная себестоимость единицы произведенной (реализованной)

 
 









Рис. 2 Алгоритм определения суммы полной себестоимости конкретного вида продукции


После полного учета затрат можно переходить к процессу ценообразования. При этом используются разные методы учета затрат при установлении цены.

 Методы расчета цен весьма многообразны. Рассмотрим, прежде всего, затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:

а) метод “издержки плюс”;

б) метод минимальных затрат;

в) метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней. [6]

Конечно, этим списком не исчерпываются все методы ценообразования, но мы здесь рассматриваем только те, которые имеют непосредственное отношение к затратам.

Метод “издержки плюс”. Один из наиболее распространенных - метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

Обычно под издержками понимаются затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.

Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта для сведения к минимуму потерь при организации массовых продаж.

Метод минимальных затрат. Еще один метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.

Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.

Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов сбыта.

Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобретать данный товар. Поэтому столь важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком.

Метод надбавки к цене и целевого образования. Следующий метод - надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости по формуле:

Себестоимость единицы продукции = цена продажи X (1 + повышающий коэффициент)

Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продаж.



Задача

Себестоимость равна 120 руб.; НДС составляет 20%; акциз – 30%; возможный уровень отпускной цены – 400 руб. Какова рентабельность данного вида продукции?


Решение:

Для нахождения рентабельности продукции необходимо, во-первых, вычесть оба налога – акциз и НДС – из цены, а затем рассчитать рентабельность данного вида продукции как отношение дохода от продажи к себестоимости.

Для расчета НДС в размере 20% применяется расчетная ставка НДС – 16,67% к цене товара, т.е. в нашем случае сумма НДС составит

400×0,1667 = 66,68 руб.

Теперь 400 – 66,68 = 333,32 руб. – цена без НДС, но с 30%-ым акцизом.

333,32 : 130 × 30 = 76,92 руб. – сумма акциза (333,32 есть 130% от цены без акциза).

Тогда цена без акциза и НДС составит 333,32 – 76,92 = 256,4 руб.

Теперь можно оценить рентабельность данного вида продукции как отношение дохода от продажи к себестоимости продукции:

, или, по другой терминологии, рентабельность с оставит 13,67%.



Список литературы


1.     Горина Г.А. Ценообразование. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2001. – 309 с.

2.     Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 2003. – 471 с.

3.     Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 1997.  – 384 с.

4.     Цены и ценообразование / под ред. Есипова В.Е. : Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 167 с.

5.     Ценообразование: Учебное пособие / под ред. Сальникова В.П. – СПб.: Фонд «Университет», 2002. – 413 с.

6.     Ценообразование в торговле: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Иванова П.Г. – М.: «Инфра-М, 2004. – 197 с.



[1] Цены и ценообразование / под ред. Есипова В.Е. : Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. С. 87.

[2] Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 1997. С. 24-25.


[3] Ценообразование в торговле: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Иванова П.Г. – М.: «Инфра-М, 2004. С. 102.

[4] См. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 2003. С. 12.

[5] Горина Г.А. Ценообразование. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2001. С. 57.

[6] Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 1997. С.57.