Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Принципы и прядок разработки продуктовой программы предприятия  3

1.2. Формирование продуктового портфеля и оптимального ассортимента  11

1.3. Обоснование продуктовой программы  предприятия. 15

2. Практическая часть. 17

Задача. 17

Список литературы.. 18






















1. Теоретическая часть

1.1. Принципы и прядок разработки продуктовой программы предприятия

Продуктовая программа  предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

 Продуктовая программа - центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

 Составление продуктовой программы предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе  продуктовой программы применяются натуральные и  стоимостные показатели. В  многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить  в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. При планировании продуктовой  программы  учитываются две категории  продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

При планировании продуктовой  программы на  предприятии рассматривается задача составления расписания выпуска продукции в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами[3, с. 125]:

1)    в продуктовую  программу должны включаться реальные объемы продукции;

2)    следует предусмотреть концентрацию ресурсов;

3)    необходимо увязать плановый объем продукции с производственной мощностью предприятия;

4)    распределение объемов продукции  должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;

Начинается  составление продуктовой  программы  с разработки  номенклатурного  плана производства продукции.

Годовая  продуктовая программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию[5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства продукции, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в  тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка  плановых заданий происходит до того, как  получен отчет предыдущего года. В связи с этим  одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.

Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому  в процессе  проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.

При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и  абсолютная величина перевыполнения).

Следующим основным расчетом, без которого  не может быть обосновано определен план производства  предприятия, является расчет величины трудоемкости продуктовой  программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.

Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет  изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению  текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.

Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.

В том случае если продуктовая программа  предприятия включает большое число типоразмеров продукции, расчет обычно ведется не по каждому виду продукции, а по их группам. При этом исходят из  средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.

Зачастую в проект продуктовой  программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  с ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Определенное  контрольное и аналитическое  значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен  ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.

После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача  здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.

Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100 % объем продукции также должен быть выполнен на 100 %. Недопустимы такие случаи, когда стоимость ( по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны,  неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому  ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах  такой перерасчет называется  перерасчетом  объема продукции по методологии плана такого- то года. После этого определяется  темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель,  в частности, используется  при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.

Основным расчетом, обосновывающим продуктовую  программу  предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.

Таким образом, продуктовая  программа  предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Исходными данными для разработки продуктовой  программы  предприятия являются[2, с. 204]:

1)    данные расчетов  производственной мощности предприятия;

2)    договора с заказчиками и другими предприятиями;

3)    протоколы согласований объемов продукции;

4)    титульные списки;

5)    графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в)  смета затрат производства;

6)    графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7)    ве6домость объемов работ;

8)    распределение объемов работ по исполнителям.

В  продуктовой программе содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности  предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как  они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена.  Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот  объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая  сумма товарной продукции  и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть  ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности  предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав  реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны,  часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как  товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема  производства  определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями продуктовой  программы  предприятия выступают[4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1):


,                           (1)

где    -  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

         - стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

         -  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

1.2. Формирование продуктового портфеля и оптимального ассортимента

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров,  входящих в состав торговли.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы [2, с. 55]

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности [4, с. 144]

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [1, с. 39].

Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:

-         внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

-         рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

-         зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;

-         устаревшие – распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1.     Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2.     Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3.     Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4.     Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Таблица 1

Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов          

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

1. Универсам        

-

до 700

700-1000

1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300

301-500

-

-

3. Товары для детей  

-

до 1000

1001-1500

св.1500

4. Товары для молодежи

-

до 800

801-1200

св.1200

5. Товары для женщин 

-

до 1000

1001-1500

св.1500

6. Товары для мужчин 

-

до 800

801-1200

св.1200

7. Одежда            

-

до 600

601-1000

св.1000

8. Обувь             

до 300

301-500

501-800

св.800

9. Хозтовары         

до 500

501-800

801-1200

св.1200

10.Галантерея       

до 600

601-900

свыше 900

-


Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.

Таблица 2

Группировска  ассортиментного перечня товаров при оптимизации

Наименование микрокомплекса (товарной секции)

Наименование товаров

Количество разновидностей товаров

Период торговли (месяц)

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров [4, с. 111]

1.3. Обоснование продуктовой программы  предприятия

Выполнение продуктовой программы обуславливается, с одной стороны,  наличием готовой продукции, своевременной ее отгрузкой и предъявлением  платежных требований к оплате, с другой – своевременностью оплаты счетов поставщика покупателями продукции.

Каждый из этих процесс   подлежит обязательному оперативному контролю.

Для контроля за выполнением продуктовой программы на предприятии организуется оперативный контроль предстоящих платежей за отгруженные товары по каждому платежному требованию  и оперативный учет выручки за реализованную продукцию. При этом выручка от реализации отражает объем выполнения программы по этому показателю, а данные о предстоящих платежах – перспективу поступления денежных средств в оплату за отгруженную продукцию. В сумме эти данные используются для прогнозирования и составления продуктовой программы на следующий плановый год, а также для принятия необходимых мер по устранению недостатков программы.
























2. Практическая часть

Задача

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Предприятие решило довести выпуск продукции в следующем году до объема 155 штук. Справится  ли предприятие с поставленной  задачей и как изменится  при этом коэффициент использования производственной мощности, если производственная площадь сборочного цеха – 540 м2. Площадь, необходимая для сборки одного изделия- 90 м2. Продолжительность сборки одного изделия – 12 дней. Готовый объем выпуска продукции в предыдущем году- 85 шт. Годовой фонд времени работы сборочного цеха – 240 дней. Режим работы односменный.

РЕШЕНИЕ

1) Количество деталей,  собираемых в цехе одновременно:

540/90 = 6 шт.)

2)Возможное общее  годовое количество деталей, которые  можно собрать в цехе при односменной работе:

240*6/12 = 120 (шт.)

3)    Таким образом,  произвести объем  продукции в размере 1555 штук предприятие не сможет. Максимально возможный объем производства (производственная мощность) составляет  - 120 штук.

4)    В случае производства  в размере 155 штук  коэффициент использования производственной мощности был бы равен:

155/120 = 1,29

Однако, коэффициент использования производственной мощности не может быть больше 1.

         Коэффициент использования производственной мощности  в текущем году равен: 85/120 = 0,71


Список литературы

1)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 458 с.

2)    Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 359 с.

3)    Лисичкин В.А. Отраслевое научно- техническое прогнозирование (вопросы теории и практики). – М.: Экономика, 1998. – 236 с.

4)    Савицкая  Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск: ИП «Экоперспектива», «Новое знание». – 1999. – 489 с.

5)    Справочное пособие директору  производственного объединения (предприятия) (экономика, организация, планирование и управление). В 2- х т/ Под ред.. Г.А. Егиазаряна и  А.Д.Шеремета. – М.: Экономика, 1997. – 562 с.

6)    Терепина Р.С., Артеменко В.Г. Теория экономического анализа. Текст лекций:  Новосибирск, 1994. – 124 с.