Содержание

Задание 1. Налоговые последствия для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения. 3

Задание 2. Дать письменную консультацию по следующей ситуации: 11

Задание 3. Оказать помощь налогоплательщику в расчетах: 12

Список литературы.. 14


Задание 1. Налоговые последствия для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения

Понятие "обособленное подразделение" используется в гражданском и налоговом законодательстве. В ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации под обособленными подразделениями понимаются представительства и филиалы. В Налоговом кодексе Российской Федерации не приведены отдельные виды обособленных подразделений, а даны лишь их общие признаки.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации юридическое лицо вправе открывать обособленные подразделения (филиалы и представительства) вне места своего нахождения. В соответствии со ст.55 ГК РФ филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Порядок создания филиалов для обществ с ограниченной ответственностью определен в ст.ст.5 и 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Согласно нормам данного Закона общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.[1]

Что касается акционерных обществ, то для них порядок образования филиалов определен ст.ст.5 и 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, т.е. создание филиалов и открытие представительств относится к исключительной компетенции совета директоров общества.

По общему правилу, установленному в п.3 ст.52 ГК РФ, изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Сведения о созданных обособленных подразделениях вносятся в учредительные документы юридического лица. Так, согласно абз.3 п.3 ст.55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица с указанием названия и местонахождения.[2]

Особенности налогообложения организаций, имеющих обособленные подразделения, вытекают из требований действующего налогового законодательства Российской Федерации и заключаются в установлении специальных правил и механизмов расчета налогооблагаемой базы для имущества, доходов и расходов, находящихся или формируемых вне места расположения (регистрации) организации.

Остановимся на определении облагаемой базы по конкретным налогам и сборам.

Основной особенностью определения налоговой базы по НДС является формирование ее только по месту нахождения (регистрации) головного офиса организации независимо от того, где фактически осуществляется производственно-коммерческая деятельность. Налоговая база по НДС определяется на основании записей в книгах продаж и покупок организации, сформированных с учетом оформленных и полученных от сторонних организаций счетов-фактур на реализацию и получение товаров, работ и услуг.

Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учет не обладают. Перечисленные функции в части оказываемых ими работ и услуг, а также в части учета сумм "входного" НДС по приобретенным для них товарам, работам и услугам возложены на головной офис организации. Обязанности же таких обособленных подразделений по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации.

В соответствии с п.7 ст.226 НК РФ на организации, имеющие обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс. Согласно п.2 ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.[3]

Положениями ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" понятие "рабочее место" определено как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Учитывая изложенное, в случае когда территориально обособленный производственный участок организации служит местом работы более одного месяца, такой участок в целях налогообложения считается обособленным подразделением организации.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют авансовые расчеты и налоговые декларации по месту своего нахождения. Если в состав организации входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то уплата ЕСН и представление авансовых расчетов и налоговых деклараций осуществляются по месту нахождения головной организации.

С 1 января 2004 г. порядок начисления и уплаты налога на имущество определяется гл.30 НК РФ. Согласно ст.384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период по нормам ст.376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения. За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчеты по нему с налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений осуществляет головной офис организации.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2004 г. объектом обложения данным налогом является только стоимость числящихся на балансе организации (в том числе ее обособленных подразделений) основных средств. Включаемая ранее в налоговую базу стоимость материалов, затрат и т.п. из нее исключена. Таким образом, с 1 января 2004 г. состав облагаемой базы по налогу на имущество значительно уменьшился.

Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, регламентированы ст.288 НК РФ. В соответствии с п.1 этой статьи данные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, согласно п.2 ст.288 НК РФ производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п.1 ст.257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Указанные в этом пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.[4]

Налогоплательщики самостоятельно выбирают, какой из показателей применять - среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст.255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (п.3 ст.288 НК РФ).

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного этой статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст.289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Уплата налога на прибыль в республиканские (местные) бюджеты согласно ст.19 НК РФ и по поручению организации может производиться обособленными подразделениями, имеющими отдельный баланс и расчетный счет, в суммах, сообщенных организацией, в доле, приходящейся на эти обособленные подразделения. Указанная возможность регламентирована Письмом МНС России от 03.01.2002 N ВГ-6-02/1@. Учитывая это, в целях обеспечения своевременности перечисления в республиканские (местные) бюджеты налога на прибыль в части, приходящейся на обособленные подразделения, целесообразно, на наш взгляд, возложить на них обязанность перечисления в эти бюджеты суммы авансовых платежей по данному налогу.

Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, то его прибыль подлежит налогообложению в соответствии с требованиями законодательства страны пребывания, поэтому в целях устранения двойного налогообложения налог на прибыль подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст.311 НК РФ, а именно:[5]

доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы; указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами;

при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл.25 НК РФ;

суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации; размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации;

зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента; указанное подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

Задание 2. Дать письменную консультацию по следующей ситуации:

В декабре 2001г. Физическим лицом был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым было оплачено 50% стоимости покупаемой квартиры. Основной договор купли-продажи был подписан и зарегистрирован в марте 2002г., и тогда же были оплачены оставшиеся 50% стоимости. Свидетельство о регистрации права собственности на купленную квартиру было получено в апреле 2002г. В праве ли физическое лицо-покупатель получить имущественный налоговый вычет в размере средств, уплаченных в декабре 2001г., по предварительному договору?

Решение:

В соответствии с пп.2 п.1 ст.220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в размере фактически произведенных расходов. Указанный налоговый вычет предоставляется на основании заявления, с обязательным приложением документов, подтверждающих право собственности на приобретенную квартиру.

Так как по условиям задачи свидетельство о регистрации права собственности было выдано в апреле 2002г., то физическое лицо-покупатель не вправе получить имущественный налоговый вычет, так как не возникло прав на имущество.

Задание 3. Оказать помощь налогоплательщику в расчетах:

Организация, применяющая метод начисления, получила выручку от реализации продукции – 12 млн. руб.

При этом затраты понесенные в отчетном периоде составили:

Материальные расходы – 20 000 руб., в т.ч. возвратные отходы 2500 руб.

Расходы на оплату труда 900 000 руб., в т.ч. оплата труда внештатных работников – 270 000 руб.

Материальная помощь работникам – 35 000 руб., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении 48 000 руб., доплаты на питание 21 000 руб.

Амортизация производственного оборудования 2400 000 руб., мягкой мебели в офисе – 11 000 руб.

Оплата стоимости разговоров по мобильному телефону сотрудниками организации – 3800 руб.

Представительские расходы – 40 000 руб.

Рассчитайте сумму налога на прибыль.

Решение:

Определим произведенные предприятием расходы:

В соответствии с п.6 ст.254 НК РФ из суммы произведенных материальных расходов вычитаются стоимость возвратных отходов.

20 000 – 2500 = 17500 руб. - материальные расходы

В соответствии с п. 21 НК РФ Расходы на оплату труда внештатных работников принимаются в качестве расходов для целей налогообложения. Материальная помощь работникам, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и доплаты на питание включаются в расходы на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ.

900 000 + 35000 + 48000 + 21000 = 1004 000 руб. - расходы на оплату труда

Суммы начисленной амортизации принимаются в качестве расходов для целей гл.25 НК РФ в соответствии со ст.253 НК РФ.

В соответствии с пп.25 п.1 ст.264 НК РФ расходы на телефонные услуги учитывается в целях налогообложения налогом на прибыль – 3800 руб.

Представительские расходы принимаются в соответствии со ст.264 НК РФ в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда.

1004 000 * 4% = 40 160 руб. > 40 000 руб. – значит, представительские расходы включаются в полном объеме.

17 500 + 1004 000 + 3 800 + 40 000 = 1 065 300 руб. – сумма расходов, принимаемая в целях гл.25 НК РФ.

12 000 000 – 1 065 300 = 10 934 700 руб. – налогооблагаемая прибыль.

10 934 700 * 24% = 2 624 328 руб. – сумма налога на прибыль.

Список литературы

1.     "Финансовая газета", N 19, 2004

2.     "Финансовая газета", N 20, 2004

3.     "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 52, 2003

4.     "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 17, 2004

5.     Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.



[1] "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 17, 2004


[2] "Финансовая газета", N 20, 2004


[3] "Финансовая газета", N 20, 2004


[4] "Финансовая газета", N 19, 2004

[5] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 126с.