Содержание
Введение. 3
1. Виды аудита. 4
2. Потребность в аудиторских услугах и перспективы развития аудита. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
Проведение рыночных реформ в отраслях народного хозяйства и предоставление полной самостоятельности экономическим субъектам в решении вопросов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности определяют новые пути экономического контроля. Так, в период перехода к рыночной экономике значительно возросла роль и значение экономического контроля в управлении народным хозяйством и отдельными организациями, в осуществлении режима экономии и хозяйственного расчета, в обеспечении сохранности и приумножении имущества собственников.
Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов предпринимательства.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль – аудит.
В ходе выполнения данной контрольной работы необходимо изучить имеющиеся виды и типы аудита.
Целью выполнения контрольной работы является изучение особенностей каждого вида, его сущности и целей.
1. Виды аудита
Аудиторский контроль как в западных странах рыночной экономики, так и Российской Федерации подразделяется на внешний и внутренний.
Основное отличие заключается в том, кем осуществляется аудит.
Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заключенных с организациями договоров. Отличительной особенностью внешнего аудита является еще то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономической субъекте никаких интересов – не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководителем организации и не связаны с ним служебными отношениями.
Также внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представительствами, либо оказывающими данному субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внешний аудит проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и выражения мнения о достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Но также может быть проведен (согласно договору) с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансовых планов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его сегментов. [2, с.15]
Основной целью внешнего аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.[2, с.19]
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Внешний аудит может решать также другие задачи:
· по организации, восстановлению, постановке и ведению бухгалтерского учета;
· по анализу производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
· по решению отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов и т.д.
Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками, непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Его основная задача – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит – неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Внутренний аудит - независимая деятельность в организации по проверке ее работы в ее интересах, часть внутрихозяйственного контроля. Внутренний контроль необходим для предотвращения нерационального расхода, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей. Внутренний аудит – это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурных подразделений.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роли и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
· содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
· сложившейся системы управления экономического субъекта;
· состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
· проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
· проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специально изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
· проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
· проверку деятельности различных звеньев управления;
· оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
· проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
· работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
· оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
· специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
· разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. [5, с.26]
Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит – это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помочь членах организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы.
В таблице 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1
Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
Постановка задач |
Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия, так и предприятием в целом |
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой |
Объект |
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом система учета и отчетности предприятия |
Цель |
Определяется руководством предприятия |
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства |
Средства |
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) |
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами |
Вид деятельности. Организация работы |
Исполнительская деятельность Выполнение конкретных задач |
Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
Взаимоотношения |
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнерство, независимость |
Субъекты |
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
Квалификация |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
Оплата |
Начисление заработной платы по штатному расписанию |
Оплата предоставленных услуг по договору |
Ответственность |
Перед руководителем за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами |
Методы |
Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности |
|
Отчетность |
Перед руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту |
Аудит также подразделяют на первоначальный и периодический (согласованный, повторяющийся).
Первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые.
Периодический (согласованный, повторяющийся) аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношения. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе деятельности организации, проводимом для определенных целей. Также этот вид аудита называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.
Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами, то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.[3, с. 15]
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вил аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельца акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования фондов.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке. В таблице 2 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Таблица 2
Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии |
Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта |
Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта |
1. Банки и другие кредитные организации 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4. Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования – обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (неинвестиционные_ фонды (источники образования – добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала |
Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта |
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) 1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ |
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
· налоговый аудит;
· ценовой аудит;
· экологический аудит.
Можно выделить и такие виды аудита:
а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:
- общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж;
- аудит внебюджетных фондов;
- аудит инвестиционных институтов.
2. Потребность в аудиторских услугах и перспективы развития аудита
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятия.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов. [3, с.3]
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Предоставление аудиторскими фирмами услуг по организации, ведению бухгалтерского учета, консультированию по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности, по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическому и экологическому консультированию, информационному обслуживанию делает их востребованными и перспективными в развитии.
Заключение
В условиях рынка предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности интересуют достаточно большое количество пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Эти пользователи, потребители финансовой информации, непосредственно и «жестко» заинтересованы в финансовых результатах деятельности предприятия, так как от этих результатов зависит их собственное финансовое благополучие, доходы бюджета.
В ходе выполнения курсовой работы были изучены виды аудита, основными из которых являются внутренний и внешний аудит.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Также рассмотрены и другие виды аудита классифицированные по следующим признакам: принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы.
Перспективы развития аудита в России огромны и, прежде всего это связано с выходом российский предприятий на мировой рынок. Возможность аудиторских фирм в оказании различных видов услуг практически «безграничны», что способствует росту количества аудиторских фирм в России.
Список литературы
1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности
2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 464 с.
3. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие/ Под редакцией О.В. Ковалевой. – М.: «Приор-издат», 2003. – 320 с.
4. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 320 с.
5. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. – М.: ИНФРО-М, 2002. – 556 с. – (Серия «Высшее образование»).
6. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие . – М.: ИНФРА-М, 1995. – 240 с.