Содержание


1. Что такое орбита планеты? Могут ли планеты столкнуться при своем движении вокруг Солнца? В чем суть законов Кеплера? На каком среднем расстоянии от Солнца находится планета Меркурий, если ее период обращения равен 0,24 земного года?. 3

2. Сформулируйте основные законы классической механики материальной точки. Как моделируется система, состоящая из двух и более материальных точек? Приведите примеры задач, в которых можно  считать Землю материальной точкой, а в каких нельзя. Оцените изменение своего веса при переезде с экватора на полюс. 3

3. Как формировалось представление о критерии истинности знаний? Чем отличается от натурфилософии наука Нового Времени? Дайте примеры.. 4

4. Какая часть термодинамической системы называется фазой данного вещества? Дайте молекулярную картину процессов испарения и конденсации. Что такое насыщенный пар и каковы его свойства? Опишите роль этих процессов в земной атмосфере. 5

5. Поясните понятие химических связей и приведите примеры. Какова роль энергии и энтропии при образовании молекул?. 5

6. Фундаментальный типы взаимодействия в физике. Почему они так называются? Какие законы сохранения фундаментальны для всего естественного и почему?. 6

7. Поясните суть гипотезы Луи де Броля. как она была экспериментально подтверждена, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа и на каких общих принципах он    работает?  7

8. Раскройте сущность микро- и макроэволюции, приведите примеры действующих в них процессов. Каковы доказательства эволюции органического мира?. 7

9. Что такое «ген», «кодон», «нуклеотиды», «нуклеиновые кислоты»? Что изучает генетика, как она развивалась?. 8

10. Раскройте понятие «биосфера», укажите ее функции и характеризуйте ее оболочки. Как это понятие было переосмыслено В.И. Вернадским?. 10

Список литературы: 11

1. Что такое орбита планеты? Могут ли планеты столкнуться при своем движении вокруг Солнца? В чем суть законов Кеплера? На каком среднем расстоянии от Солнца находится планета Меркурий, если ее период обращения равен 0,24 земного года?


Орбита планеты представляет собой окружность, эллипс, параболу или гиперболу, в фокусе которых находится центр масс системы.

Исследования в области небесной механики подтверждают, что планеты в своем движении вокруг Солнца столкнуться не могут. Однако, в последние годы стало известно, что существует много небольших небесных тел (астероидов и комет), траектории движения которых проходят в непосредственной близости от Земли, вследствие чего существует вероятность их столкновения с нашей планетой. Поскольку опасны астероиды с размерами, превышающими сотни метров, необходимо их своевременное выявление для принятия мер, обеспечивающих дальнейшее существование человечества.

Движение вокруг Солнца описывается законами Кеплера. Эти законы математически выводятся из закона всемирного тяготения.

Первый закон Кеплера. Орбита каждой планеты есть эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон Кеплера. Радиус-вектор планет за равные промежутки времени описывают равные площади.

Третий закон Кеплера. Квадраты периодов обращения двух планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.

Законы Кеплера применимы не только к движению планет, но и к движению их естественных и искусственных спутников[1].

Меркурий, планета, среднее расстояние от Солнца 0,387 астрономических единиц (58 млн. км).

Законы Кеплера - это три закона движения планет относительно Солнца. Установлены Иоганном Кеплером в начале XVII века как обобщение данных наблюдений Тихо Браге. Причем особенно внимательно Кеплер изучал движение Марса. Рассмотрим законы подробнее.

Первый закон Кеплера: Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Форму эллипса степень его сходства с окружностью будет тогда характеризовать отношение: e=c/a, где с - расстояние от центра эллипса до его фокуса; а - большая полуось. Величина "е" называется эксцентриситетом эллипса. При с=0 и е=0 эллипс превращается в окружность.

Второй закон Кеплера: Каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причем площадь сектора орбиты, описанная радиусом-вектором планеты, изменяется пропорционально времени. Применительно к нашей Солнечной системе, с этим законом связаны два понятия: перигелий - ближайшая к Солнцу точка орбиты, и афелий - наиболее удаленная точка орбиты. Тогда можно утверждать, что планета движется вокруг Солнца неравномерно: имея линейную скорость в перигелие больше, чем в афелие.

Третий закон Кеплера: Квадраты времен обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Этот закон, равно как и первые два, применим не только к движению планет, но и к движению как их естественных, так и искуственных спутников.


 

2. Сформулируйте основные законы классической механики материальной точки. Как моделируется система, состоящая из двух и более материальных точек? Приведите примеры задач, в которых можно  считать Землю материальной точкой, а в каких нельзя. Оцените изменение своего веса при переезде с экватора на полюс


После установления Кеплером законов движения планет естественно встал вопрос о причине таких движений. Решение этой задачи требовало предварительного изучения законов движения любых тел, т.е. необходимо было развитие той части естествознания, которая называется механикой.

После того как трудами Галилея (1564-1642), Гюйгенса (1629-1695) и других ученых было положено начало опытному обоснованию механики, Ньютон сформулировал следующие три основных закона движения тел:

1-й закон. Всякое тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку приложенные силы не заставят его изменить это состояние. Этот закон называется законом инерции. Если m – масса тела, а v - его скорость, то закон инерции математически можно представить в следующем виде:

mv = const. (1)

Если v = 0, то тело находится в покое; если v = const 0, то тело движется равномерно и прямолинейно. Произведение mv называется количеством движения тела.

Изменение количества движения тела может произойти только в результате его взаимодействия с другими телами, т.е. под действием силы.

2-й закон. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

Второй закон математически записывается так:

F = mw (2),

т. е. произведение массы тела m на его ускорение w  равно действующей силе F.

Уравнение (2) называется основным законом динамики материальной точки.

3-й закон. Действие всегда вызывает равное и противоположное противодействие.

Иными словами, воздействия двух тел друг на друга всегда равны и направлены в противоположные стороны.

Если какое-нибудь тело с массой т1 взаимодействует с другим телом с массой m2, то первое тело изменяет количество движения второго тела m2v2, no и само претерпевает от него такое же изменение своего количества движения m1v1 , но только обратно направленное, т.е. или

F2 = - F1. (3)

Земля - не материальная точка, ее габариты сравнимы с расстоянием до Луны, всего лишь в тридцать раз меньше, чем это расстояние. А по закону Ньютона сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния. Стало быть, подлунная и антилунная точки поверхности Земли испытывают разное притяжение от Луны. Нетрудно установить, что эта разность составляет удвоенное произведение силы тяготения Луны на отношение земного диаметра к расстоянию до Луны. Именно такие лунные гравитационные колебания, по-видимому, имеются в виду в эпиграфе.

Вообще-то согласно аксиоматическому методу аксиомы разных моделей могут друг другу противоречить. Ничто не запрещает. В механике Ньютона, применимо к движению планет, Земля - материальная точка. А применимо к человеку, который идет по дороге,- Земля - не материальная точка.

При переезде с экватора на полюс вес человека изменяется[2].

 

3. Как формировалось представление о критерии истинности знаний? Чем отличается от натурфилософии наука Нового Времени? Дайте примеры


Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

Начало современной науки в XVII в. относится к работам Ф. Бэкона (1561-1626) и Галилео Галилея. Ф. Бэкон  - основатель эмпиризма, задал канон эмпирического исследования, описал методы систематизации и иерархизации эмпирических знаний о явлениях посредством разработанной им процедуры эмпирической индукции. Эти приемы в той или иной степени используются и сегодня при работе с первичным эмпирическим материалом и отвечают распространенным представлениям о развитии науки. Г. Галилей - основоположник современной теоретико-экспериментальной физики и естественной науки вообще.  Метод Г. Галилея во многом противоположен и дополнителен по отношению к бэконовскому. Он часто вырастает из эмпирического материала, обработанного по бэконовским канонам[3].

4. Какая часть термодинамической системы называется фазой данного вещества? Дайте молекулярную картину процессов испарения и конденсации. Что такое насыщенный пар и каковы его свойства? Опишите роль этих процессов в земной атмосфере


Пар - это газообразное состояние вещества, в которое могут переходить как жидкости (испарение), так и твердые тела (сублимация, или взгонка).

Испарение - процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Обратный ему процесс, при котором происходит переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.

Испарение жидкости происходит при любой температуре. При этом температура пара и жидкости одинакова, хотя жидкость покидают молекулы с наибольшей кинетической энергией. Объясняется это тем, что значительная часть кинетической энергии молекул тратится на преодоление силы притяжения со стороны молекул жидкости. Жидкость при испарении охлаждается, т.к. температура зависит от кинетической энергии молекул. Для того, чтобы температура жидкости при испарении не понижалась, необходимо к ней подводить тепло. Эта теплота не вызывает повышения температуры и потому ее называют внутренней скрытой теплотой испарения.

Число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно в среднем числу молекул пара, возвращающихся за то же время в жидкость.     Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Над поверхностью каждой жидкости вследствие испарения находится пар, давление которого может возрастать до определенного предела, зависящего от температуры и называемого давленим насыщенного пара. При этом давление пара и жидкости будет одинаковым. Пар и жидкость оказываются в равновесии и пар становится насыщенным.

 

5. Поясните понятие химических связей и приведите примеры. Какова роль энергии и энтропии при образовании молекул?


Химическая связь - это взаимодействие двух атомов, осуществляемое путем обмена электронами. При образовании химической связи атомы стремятся приобрести устойчивую восьмиэлектронную (или двухэлектронную) внешнюю оболочку, соответствующую строению атома ближайшего инертного газа.

Только благородные газы в природных условиях находятся в состоянии одноатомного газа. Свободные атомы остальных элементов образуют намного более сложные системы - молекулы. Это явление называется образованием химической связи. Химическая связь возникает благодаря взаимодействию электрических полей, создаваемых электронами и ядрами атомов. Различают четыре основных типа химических связей: ковалентную, ионную, металлическую и водородную.

Важной характеристикой химической связи является ее энергия. Это мера прочности связи. Ее величина определяется выделенной или поглощенной энергией при разрушении или образовании связи. Также важна длина связи - расстояние между центрами ядер атома в молекуле или кристалле.

            Особенностью биосистем является то, что в них практически нет обратимых процессов. Все процессы, которые в них протекают, носят необратимый характер, то есть сопровождаются увеличением энтропии. Следовательно, в биосистемах не вся затрачиваемая при данном процессе свободная энергия переходит в полезную работу. Часть ее рассеивается в виде тепла. Отношение количества совершенной работы к количеству затраченной на нее свободной энергии называется коэффициентом полезного действия биологического процесса. Так, мышечное сокращение совершается с КПД ~ 30%, гликолиз ~ 36% и т.д. Как видим, потери свободной энергии при этих процессах весьма велики. Встречаются, однако, и такие процессы, которые близки к обратимым, то есть КПД которых высок. Например, свечение некоторых тропических насекомых имеет КПД 98-99%, разряд электрических рыб – 98%. Причина такого высокоэффективного использования свободной энергии пока не совсем ясна. Таким образом, мы приходим к выводу, что, чем больше увеличение энтропии при данном Суммарную энергию системы взаимодействующих тел делят на механическую и внутреннюю. Внутренняя энергия – это часть полной энергии системы, заключенная в самом веществе тел, образующих систему. Она подразделяется на несколько уровней в зависимости от характера процессов, приводящих к ее изменению.

1.       Кинетическая энергия теплового движения молекул и потенциальная энергия их взаимодействия, а также кинетическая энергия движения атомов в молекулах и потенциальная энергия их взаимодействия. Ионные, ковалентные и металлические кристаллы, а также инертные газы не имеют в своем составе молекул, они образованы из отдельных атомов, воздействующих между собой. Поэтому для них внутренняя энергия на этом уровне определяется только движением атомов.

2.       Энергия электронных оболочек атомов и ионов (энергия химической связи). Молекулы находятся в непрерывном движении и двигаясь сталкиваются друг с другом. Энергия органического топлива (нефти, природного газа, каменного угля, торфа и дерева), освобождение которой и создало современную цивилизацию, представляет собой энергию химических связей органических молекул, запасенную в ходе процесса развития жизни на Земле за прошедшие сотни миллионов лет.

Особенностью биосистем является то, что в них практически нет обратимых процессов. Все процессы, которые в них протекают, носят необратимый характер, то есть сопровождаются увеличением энтропии. Следовательно, в биосистемах не вся затрачиваемая при данном процессе свободная энергия переходит в полезную работу. Часть ее рассеивается в виде тепла. Отношение количества совершенной работы к количеству затраченной на нее свободной энергии называется коэффициентом полезного действия биологического процесса. Так, мышечное сокращение совершается с КПД ~ 30%, гликолиз ~ 36% и т.д. Как видим, потери свободной энергии при этих процессах весьма велики. Встречаются, однако, и такие процессы, которые близки к обратимым, то есть КПД которых высок. Например, свечение некоторых тропических насекомых имеет КПД 98-99%, разряд электрических рыб – 98%. Причина такого высокоэффективного использования свободной энергии пока не совсем ясна. Таким образом, мы приходим к выводу, что, чем больше увеличение энтропии при данном процессе, тем более он необратим[4].



6. Фундаментальный типы взаимодействия в физике. Почему они так называются? Какие законы сохранения фундаментальны для всего естественного и почему?


Известны 4 типа взаимодействий в физике: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. Для протонов при энергии ~1 ГэВ интенсивности обусловленных этими взаимодействиями процессов относятся соответственно как 1:10-2:10-10:10-38. Разработана объединенная теория электромагнитного и слабого взаимодействий (электрослабое взаимодействие). Существуют модели, включающие также и сильное взаимодействие (великое объединение). Делаются попытки описать все 4 взаимодействия на единой основе.

Закон несохранения структуры - фундаментальный закон естествознания, и следствия его столь же глобальны, как и следствия законов сохранения массы-энергии. Например, мы знаем, что некогда существовали вымершие ныне животные и растения. Но ведь все материальные элементы этих существ сохранились, они здесь, на Земле. Достаточно сунуть руку под струю воды из крана, чтобы коснуться вымерших динозавров, - среди молекул воды обязательно найдутся такие, что входили в состав тела этих животных. Но из этого факта мы не можем извлечь ничего интересного, не можем ничего узнать об этих динозаврах. Словом, ценность разнообразия связана как раз с тем, что оно может исчезать.

 

7. Поясните суть гипотезы Луи де Броля. как она была экспериментально подтверждена, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа и на каких общих принципах он работает?

 

Ученый Лиу де Бройль, осознавая существующую в природе симметрию и развивая представления о двойственной корпускулярно-волновой природе света, выдвинул в 1923 г. гипотезу об универсальности корпускулярно-волнового дуализма. Он утверждал, что не только фотоны, но и электроны и любые другие частицы материи наряду  с корпускулярными обладают волновыми свойствами.

С каждым микрообъектом связывают: корпускулярныее характеристики - энергия Е и импульс р; волновые- частота  и длина волны  .  Е=h  ,  p=h/  .

По гипотезе де Бройля с любой частицей обладающей импульсом, сопоставляется волновой процесс с длиной волны, определенной формулой де Бройля:  =h/p.Она справедлива для любой частицы с импульсом р. Вскоре гипотеза де Б. Была подтверждена

Волновая природа частиц отражается в соотношениях неопределенностей, полученных в 1927 г. Гейзенбергом.

Любая частица непрерывно испускает или поглощает виртуальные частицы разных типов. Так, например, электромагнитное взаимодействие – результат обмена виртуальными фотонами, гравитационное – гравитонами[5].

В микроскопе используется метод ускорения электронов электрическим напряжением величиной примерно 106 В. При этом удалось достичь стабильности напряжения до 0,5 В. Микроскоп способен давать разрешение около 0,5 A, что сравнимо с разрешением сканирующего туннельного микроскопа. Кроме того, можно делать до 60 снимков в секунду и, следовательно, изучать развитие процессов во времени. С помощью нового микроскопа исследованы колебания частичек золота, быстро менявших свою форму. Другим интересным применением прибора может стать наблюдение движения вихрей в высокотемпературных сверхпроводниках[6].


8. Раскройте сущность микро- и макроэволюции, приведите примеры действующих в них процессов. Каковы доказательства эволюции органического мира?


Все варианты объяснения макроэволюционных механизмов представляется возможным свести к трем главным подходам: это макрогенетическая, таксоцентрическая и экоцентрическая концепции. И в первой и во второй концепциях подразумевается сходство микро- и макроэволюционных механизмов эволюции, а изменения экосистем и биосферы обсуждаются, главным образом, как некий внешний фактор. Разница в механизмах признается либо на количественном уровне («микро- и макромутации»), либо, плюс к тому, обсуждается с той точки зрения, что современная таксономия неверно отражает эволюционные взаимоотношения, а задача эволюционистов заключается в том, чтобы провести ревизию существующих таксономических систем. При этом, например, предлагается объединять в одни таксоны разные, но потенциально скрещиваемые виды.

Третья концепция, подчеркивает единство движущих факторов эволюции для всех уровней организации жизни, включая экосистемный и биосферный, и поэтому объясняет особенности изменения свойств упомянутого «фильтра» во времени.

Биологические науки накопили огромный материал, доказывающий единство происхождения и историческое развитие органического мира.

Сравнительная анатомия - наука о сравнительном строении живых организмов - показывает общность строения и происхождения живых организмов. Так, позвоночные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения скелета черепа, передних и задних конечностей, головного мозга и всех основных систем (нервной, пищеварительной, кровеносной и др.). Единство происхождения подтверждается строением гомологичных органов, наличием рудиментов, атавизмов и переходных форм. Гомологичные органы сходны по строению и происхождению независимо от выполняемой функции (кости конечностей земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих). Рудименты (остаток) - недоразвитые органы, утратившие в ходе эволюции свое значение и находящиеся в стадии исчезновения (колючки кактусов, чешуйки на корневище папоротников - рудиментарные листья; у лошади - грифельные косточки; у горных гусей - перепонки на лапах и др.). Доказательством эволюции органического мира служат аналогичные органы у представителей не родственных таксонов. Они различаются по строению и происхождению, но выполняют одинаковую функцию (плющ - видоизмененные воздушные корни). К аналогичным органам относятся крыло птиц и бабочек, жабры раков и рыб, роющие конечности кротов и медведок. Аналогичные органы возникают у далеких в систематическом отношении организмов в результате конвергенции - схождения признаков вследствие приспособленности этих организмов к сходному образу жизни.

Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов, - доказывает, что процесс образования половых клеток (гаметогенез) сходен у всех многоклеточных: все они начинают развитие из одной клетки - зиготы. У всех позвоночных зародыши схожи между собой на ран них стадиях развития. Они имеют жаберные щели и одинаковые отделы тела (головной, туловищный, хвостовой). По мере развития у зародышей появляются различия. Вначале они приобретают черты, характеризующие их класс, затем отряд, род и на поздних стадиях - вид. Все это говорит об общности их происхождения и последовательности расхождения у них признаков.

Палеонтология. Палеонтологический материал позволяет констатировать, что смена форм животных и растений осуществляется в порядке изменения предшествующей организации и преобразования ее в новую. Развитие хордовых, например, осуществлялось поэтапно. Вначале возникли низшие хордовые, затем последовательно во времени возникают рыбы, амфибии, рептилии. Рептилии, в свою очередь, дают начало млекопитающим и птицам. На заре своего эволюционного развития млекопитающие были представлены небольшим числом видов, в то время процветали рептилии. Позднее резко увеличивается число видов млекопитающих и птиц и исчезает большинство видов рептилий. Таким образом, палеонтологические данные указывают на смену форм животных и растений во времени[7].

9. Что такое «ген», «кодон», «нуклеотиды», «нуклеиновые кислоты»? Что изучает генетика, как она развивалась?


Ген – единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака.

Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию – генотип.

Каждый ген ответственен за синтез определенного белка (фермента и др.). Контролируя их образование, гены управляют всеми химическими реакциями организма и определяют таким образом его признаки.

Уникальное свойство гена – сочетание их высокой устойчивости (неизменяемости в ряду поколений) со способностью к наследуемым изменениям – мутациям, которые являются источником генетической изменчивости организмов и основой для действия естественного отбора.

Кодон – единица генетического кода; состоит из 3 последовательных нуклеотидов в молекуле ДНК или РНК.

Последовательность кодона в гене определяет последовательность аминокислот в полипептидной цепи белка, кодируемого этим геном.

Нуклеотиды – фосфорные эфиры нуклеозидов; состоят из азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты.

Нуклеиновые кислоты – высокомолекулярные кинетические соединения, образованные остатками нуклеотидов.

в зависимости от того, какой углевод входит в состав нуклеиновых кислот – дезоксирибоза или рибоза, различают дезоксирибонуклеиновую (ДНК) и рибонуклеиновую (РНК) кислоты.

Генетика - наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого. Наследственностью называется свойство одного поколения передавать другому признаки строения, физиологические свойства и специфический характер индивидуального развития. Свойства наследственности реализуются в процессе индивидуального развития. Наряду со сходством с родительскими формами в каждом поколении возникают те или иные различия у потомков, как результат проявления изменчивости.

Изменчивостью называется свойство, противоположное наследственности, заключающееся в изменении наследственных задатков - генов и в изменении их проявления под влиянием внешней среды.

 В своем развитии генетика прошла ряд этапов.

Первый этап ознаменовался открытием Г. Менделем (1865) дискретности (делимости) наследственных факторов и разработкой гибридологического метода, изучения наследственности, т. е. правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и при знаки организма развиваются под контролем наследственных факторов (генов), которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, не растворяются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.

Второй этап характеризуется переходом к изучению явлений наследственности на клеточном уровне (питоге-нетика). Т. Бовери (1902-1907), У. Сэттон и Э. Вильсон (1902-1907) установили взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз). Развитие учения о клетке привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены, контролирующие те или иные признаки, не что иное, как участки хромосом. Это послужило важной предпосылкой утверждения хромосомной теории наследственности. Решающее значение в ее обосновании имели исследования, проведенные на мушках дрозофилах американским генетиком Т. Г. Морганом и его сотрудниками (1910-1911). Ими установлено, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке, образуя группы сцепления. Число групп сцепления генов соответствует числу пар гомологичных хромосом, и гены одной группы сцепления могут перекомбинироваться в процессе мейоза благодаря явлению кроссинго-вера, что лежит в основе одной из форм наследственной комбинативной изменчивости организмов. Морган установил также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

Третий этап в развитии генетики отражает достижения молекулярной биологии и связан с использованием методов и принципов точных наук - физики, химии, математики, биофизики и др. - в изучении явлений жизни на уровне молекул. Объектами генетических исследований стали грибы, бактерии, вирусы. На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория «один ген - один фермент»: каждый ген контролирует синтез одного фермента; фермент в свою очередь контролирует одну реакцию из целого ряда биохимических превращений, лежащих в основе проявления внешнего или внутреннего признака организма. Эта теория сыграла важную роль в выяснении физической природы гена как элемента наследственной информации.

В последнее десятилетие возникло новое направление в молекулярной генетике - генная инженерия - система приемов, позволяющих биологу конструировать искусственные генетические системы. Генная инженерия основывается на универсальности генетического кода: триплеты нуклеотидов ДНК программируют включение аминокислот в белковые молекулы всех организмов - человека, животных, растений, бактерий, вирусов. Благодаря этому можно синтезировать новый ген или выделить его из одной бактерии и ввести его в генетический аппарат другой бактерии, лишенной такого гена. Таким образом, третий, современный этап развития генетики открыл огромные перспективы направленного вмешательства в явления наследственности и селекции растительных и животных организмов, выявил важную роль генетики в медицине, в частности, в изучении закономерностей наследственных болезней и физических аномалий человека[8].

 

10. Раскройте понятие «биосфера», укажите ее функции и характеризуйте ее оболочки. Как это понятие было переосмыслено В.И. Вернадским?


Биосфера, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана. Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В.И.Вернадским.

Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов (по Вернадскому – «живое вещество»). Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы.

Жизнь в биосфере зависит от потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами. Круговороты веществ называются биогеохимическими циклами. Существование этих циклов обеспечивается энергией Солнца. Около 40% энергии излучается обратно в космос; 15% поглощается атмосферой, почвой и водой; остальная энергия – это видимый свет, первичный источник энергии для всей жизни на Земле[9].


Список литературы:


1.            Блюменфельд Л.А. Информация, термодинамика и конструкция биологических систем // Соросовский Образовательный Журнал. 1996. № 6.

2.            Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.

3.            Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.

4.            Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М.: ЮНИТИ, 1998.

5.            Потев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999.

6.            Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979.



[1] Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. С. 32.

[2] Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 202.

[3] Потев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб.: Питер, 1999. С. 50.


[4] Рубин А.Б. Термодинамика биологических процессов. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 280.


[5] Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. С. 70-71.

[6] Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 120-122.


[7] Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979. С. 200.



[8] Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 299-308.

[9] Блюменфельд Л.А. Информация, термодинамика и конструкция биологических систем // Соросовский Образовательный Журнал. 1996. № 6. С.12.