Глава 1. Теоретические и методические основы налоговой системы в Российской Федерации.

1.1  Социально-экономическая сущность налогов, их функции, основные элементы и классификация



     В Налогом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог и сбор стали разными понятиями. Налог есть обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п.1 ст. 8 НК РФ).

     Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.22 ст.8 НК РФ).

     Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

     Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

     В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

     Фискальная функция (фискас – государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

     Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

     Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

·        регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработке законов, нормативных актов, определяющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельности банков, товарных  и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования непосредственно с налогами не связано;

·        регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технических прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

     Эта функция проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и др.   

     Распределительная, или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые за тем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль.

     Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

      Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают контрольные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К которым относятся:

·        объект налога  - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

·        субъект  - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

·        источник налога, т.е. доход, из которого выплачивается налог;

·        ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

     Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1.     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2.     Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3.     Прогрессивные – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4.     Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее всего давит на лиц с большими доходами. Регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

·        Налоговая льгота –полное или частичное освобождение плательщика от налога.

·        Срок уплаты – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от просроченного срока.

·        Правила исчисления и порядок уплаты налогов; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

·        Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1)    кадастровый (от слова кадастр – таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2)    на основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производиться после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налогообложение неиндексированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников;

3)    у источника – этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог  выплачивается предприятием или организацией, где работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

     Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

     По объекту налогообложения, существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

·        налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

·        налоги с имущества (предприятий и граждан);

·        налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

     По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

     Прямые налоги – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налог на собственность; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж  и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Эти налоги называют также оценочными.

     Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услугу); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Иногда их называют тарификационными.

     Внешнее различие между указанными налогами состоит в непосредственном или опосредованном отношении фискальной власти к объектам и субъектам обложения.

     Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенными налогами облагаются преимущественно различные предметы потребления. Плательщиком косвенного налога являются (выступают) покупатели (потребители) продукции, товаров, работ, услуг.

     Косвенные налоги входят в цену и тем самым уплачиваются населением, поэтому их иногда называют (относят) к налогам на обложение труда.

     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     Состав налогов можно классифицировать, объединив группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов можно представить в виде схемы (Приложение 1).   


1.2 Основные виды налогов в России


     В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

     Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.  Налоговым Кодексом определяются также порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, налоговые льготы и др. К федеральным налогам и сборам относятся:

·        налог на добавленную стоимость;

·        акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

·        налог на прибыль (доход) организации;

·        налог на доходы от капитала;

·        подоходный налог с физических лиц;

·        взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

·        государственная пошлина;

·        таможенная пошлина и таможенные сборы;

·        налог на пользование недрами;

·        налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы;

·        налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

·        сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

·        лесной налог;

·        водный налог;

·        экологический налог;

·        федеральные лицензионные сборы.

     Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      К региональным налогам и сборам относятся:

·        налог на имущество организаций;

·        налог на недвижимость;

·        дорожный налог;

·        транспортный налог;

·        налог с продаж;

·        налог на игорный бизнес;

·        региональные лицензионные сборы.

     При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие ан территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

     Местными налоги и сборы устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно -–территориального образования.

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

     При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок  и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу, также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     К местным налогам и сборам относятся:

·        земельный налог;

·        налог на имущество физических лиц;

·        налог на рекламу;

·        налог на наследование или дарение;

·        местные лицензионные сборы.

     Перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом.

     Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы. К ним относятся:

·        упрощенная система налогообложения;

·        единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности;

·        единый сельскохозяйственный налог;

·        система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

·        система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин.

В настоящее время действует налоговая система, изображенная на рис.1.1 (Приложение 2).

 

1.3             Налогообложение малого бизнеса

 

     Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие - это не просто небольшое по численности  или  объему  продукции производство, но  и  совершенно  новая  структура,  особый вид предприятия, основанного на специальной  форме  собственности.

     На самом  деле  термин  «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и  организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия,  общества с  ограниченной  ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.

     По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

     Закон СССР "О предприятиях в СССР" говорил  о  двух  признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству РФ.  Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности" РФ.  Постановление Совмина СССР от 08 августа 1990г.  N 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.


     Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе1.

 В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных   организаций  или   объединений,  благотворительных  или   иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

          в оптовой торговле - 50 человек;

          в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

           в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

     Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого

1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95г. №88-Ф3.



является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

     Средняя численность работников малого предприятия определяется по Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

     Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

     Кроме того, Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действующими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.   

     Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

     Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

      Учитывая все выше изложенные особенности малого предприятия можно сделать вывод о том, что малые предприятия наряду с общей системой налогообложения применяют и специальные налоговые режимы – упрощенную систему налогообложения и  режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

 

 

1.4             Типы налогов для предприятий различных

организационно-правовых форм собственности


     Наиболее распространенными формами осуществления предпринимательской деятельности являются индивидуальный предприниматель без образования юридического лица и общества с ограниченной ответственностью.  Сравним различные организационно-правовые формы в табл. 1.1

Таблица 1.1

Отличительные особенности различных организационно-правовых форм

Форма

Достоинства

Недостатки

Целесообразное применение

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности

Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов

Бухгалтерский учет отсутствует

Ответственность по долгам всем личным имуществом

Отсутствие возможности распределения ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности

Бизнес одного владельца с небольшими оборотами и рисками при отсутствии предпринимательского опыта

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Ответственность участника ограничена суммой вклада

Можно в любое время выйти из общества

Максимальная имущественная защита участника при выходе из общества

Управляет обществом директор

Участников не более 50

При выходе участника из состава общества может возникнуть возможность финансового кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе общества

Рискованный бизнес или бизнес с привлечением нескольких участников

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Ответственность акционера ограничена суммой вклада

Управляет обществом директор

Участников не более 50

Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций кому-либо из акционеров (преимущественное право покупки акций), которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала обществ

Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций 

Бизнес с привлечение участников, который может сильно пострадать при их выходе

Открытое акционерное общество (ОАО)

Ответственность акционера ограничена суммой вклада

Любое количество акционеров

Управляет обществом директор

Забрать свою долю имущества в капитале общества можно только путем продажи акций, которые выступают абстрактным эквивалентом оценки капитала общества

Необходимость регистрации проспекта эмиссии акций

Высокие требования к размеру уставного капитала

Без особых оснований и опыта ведения бизнеса использовать не стоит

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Те же плюсы, что у предпринимателя

Имеются налоговые льготы

Льготы распространяются на членов хозяйства, которыми могут быть члены семьи

Ответственность по долгам всем личным имуществом

Сельскохозяйственное производство

Полное товарищество или товарищество на вере

Товариществом управляют все участники, являющиеся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица

Полная ответственность каждого участника за долги всего товарищества

Требуется высокое доверие между участниками

Можно быть участником только одного товарищества

Без особых оснований и опыта использовать не стоит

Производственный кооператив

Размер ответственности членов по долгам кооператива определяется уставом

Необходимо принимать личное участие в деятельности

Членами могут быть только физические лица

Число членов не может быть менее 5

Как правило, используется лицами, обладающими различными профессиональными навыками для проведения комплексных работ


Существуют три варианта систем учета, отчетности и налогообложения:

-          обычная, общепринятая система (ограничений нет, кроме видов деятельности, подпадающих под ЕНВД);

-          упрощенная система (ограничения по валовой выручке – до 15 млн. руб. в год и численности сотрудников – до 100 человек);

-          единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Между обычной и упрощенными системами налогообложения можно выбирать по своему усмотрению, а единый налог на вмененный доход является единственной и обязательной системой для определенных видов деятельности.

Так при упрощенной системе налогообложения уплачиваются: единый налог (6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами организации), налог на доходы физических лиц, взносы в Пенсионный фонд РФ (14% от начисленных зарплаты и вознаграждений), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

При использовании системы –единый налог на вмененный доход – уплачиваются: единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности, налог на доходы физических лиц, взносы в Пенсионный фонд РФ (14% от начисленных зарплаты и вознаграждений), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

Обычная система налогообложения предусматривает уплату большого количества налогов, имеющих различные налогооблагаемую базу: налог с продаж, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.

Таким образом, прямой зависимость системы налогообложения от применяемой организационно-правовой формы предприятия нет.