Налоги и налогообложение

Тема: Акцизы.

Содержание работы:

1.     Ведение

2.     Основная часть

2.1  Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции.

2.2  Режим налогового склада.

2.3  Налоговые посты.

3.     Заключение.

Введение.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить возникающие “сбои” в системе распределения; заинтересовывать (или удерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Одними из главных налогов, являющихся важными источниками формирования бюджетов России всех уровней являются налоги выплачиваемые юридическими лицами. Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленна. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета. Наиболее важны налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги — источники дорожных фондов, налог на имущество. Для предприятий, производящих и продающих алкогольную продукцию, велико значение сборов за выдачу лицензий и за право производства и оборота такой продукции; для добывающих отраслей важен размер отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз производителем подакцизного товара и фактически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Акцизы препятствуют образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Перечни подакцизных товаров и ставок акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены законом. Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ.

Объектами акцизов являются факты реализации произведенной налогоплательщиком продукции (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В Законе "Об акцизах" установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день их отгрузки. Моментом реализации природного газа считается день поступления денежных средств за газ на банковский счет или в кассу. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.

Существенные различия имеет порядок определения налоговой базы при импорте подакцизных товаров и при их реализации на территории Российской Федерации. При импорте товаров ставки применяются к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Например, при ставке 90% и таможенной стоимости 1 тыс. руб. сумма налога составит 900 руб. Во внутреннем обороте расчеты более сложны. Ставка применяется к отпускной цене, включающей акциз, либо к объему реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств — участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 27, 31 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г., 28 июля 2004 г.) ввел в  России  трехуровневую систему налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.  Но с 1 января 2005 года данный закон, прекращает свое действие. Отношение акцизов к федеральным налогам регламентируется ст. 13 НК РФ (согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступающего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования) статья 13 настоящего Кодекса вводится в действие с 1 января 2005 г. (со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

 Но акцизы могут ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на их территории.

 Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену  товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,  введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на  территории  Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость)  подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,  включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия,  этиловый спирт  из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т.,  ювелирные  изделия,  бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения  налогом  на  добавленную  стоимость. Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и легковых автомобилей применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции — специфические.


2.Основная часть

2.1 Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции.

Налоговый кодекс в части второй (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа 2004 г.) в разделе VIII – Федеральные налоги, главе 22 – Акцизы определяет отношение алкогольной и спиртосодержащей продукции к подакцизным товарам. 


В действующей редакции статья 181 (подакцизные товары) признает подакцизными:

«1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;»

При применении пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса необходимо иметь в виду следующее.К спирту этиловому, признаваемому подакцизным товаром, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются. Таким образом, поскольку в пункте 1 статьи 181 Налогового кодекса не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения", данный спирт признается подакцизным товаром.

Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только при одновременном соблюдении следующих условий: данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ) должен быть произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; данный товар должен пройти государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

С 1 января 2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.

С 1 января 2001 года подакцизным товаром признана и спиртосодержащая денатурированная продукция.

При этом следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.


Согласно Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г. Так с 2006 года в действие вступает следующая редакция пункта 2.

«2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

В целях настоящей главы не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

«лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;»


Таким образом, основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при изготовлении ее аптечными организациями - индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке.

Обращаем внимание на то, что во-первых, исключена из числа подакцизных товаров спиртосодержащая продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и во-вторых, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, рассматриваются как неподакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

«препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;»

Государственную регистрацию данной продукции проводит Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

«парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно» (в действующей редакции: парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл);

Парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которую проводит Министерство здравоохранения Российской Федерации. Помимо государственной регистрации, для признания спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции неподакцизным товаром требуется, чтобы она была разлита в емкости не более 270 мл.

Данные изменения были внесены в НК РФ, поскольку отдельные производители алкогольной продукции, пользуясь действующей редакцией НК, организовали в России производство и реализацию так называемой «парфюмерной продукции». Это лосьоны и гигиенические жидкости крепость и спиртовое содержание которых, позволяют их использовать в качестве вино-водочных изделий, а производителям не выплачивать акцизы. Поскольку стоимость акцизов на спиртосодержащие продукты довольно высока и корректируется только в сторону увеличения.

«подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

Следовательно, спиртосодержащие отходы не признаются подакцизными товарами при одновременном соблюдении следующих условий: наличие государственного регистрационного удостоверения; направление этой продукции на дальнейшую переработку или использование для технических целей.

Государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке или использованию для технических целей, проводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам (статья 193 –« Налоговые ставки»):


       Виды подакцизных товаров         


    Налоговая ставка в процентах и (или) рублях и копейках за ед. измерения

Этиловый спирт из всех видов сырья (в  том числе спирт-сырец из всех видов сырья)

18 руб. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта свыше  25  процентов (за исключением   вин)   и    спиртосодержащая продукция                                

135   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта свыше 9 и до 25  процентов (за исключением   вин)  

100   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Алкогольная  продукция  с  объемной  долей этилового спирта до 9   процентов включительно(за исключением   вин)  

70   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина нетрадиционные крепленые            

88   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина    (за    исключением     натуральных нетрадиционных, вин шампанских и игристых)


52   руб.   за    1    литр безводного этилового спирта содержащегося в  подакцизных товарах

Вина      натуральные       нетрадиционные

4 руб. за 1 литр            

Вина шампанские и вина игристые          

10 руб. 50 коп. за 1 литр  

Вина    натуральные    (за     исключением нетрадиционных некрепленых)              

2 руб. 20 коп. за 1 литр   


2. Налогообложение алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно налогообложение осуществляется по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по соответствующим налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - оптовых организаций, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать 1 процент установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.

При применении статьи 193 Налогового кодекса необходимо обратить внимание на следующее.

В связи с введением режимов налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов устанавливается новый порядок взимания акцизов по этой продукции.

Так, при реализации алкогольной продукции налогообложение осуществляется по следующим налоговым ставкам:

налогоплательщиками-производителями покупателям, не являющимся акцизными складами оптовых организаций, - по налоговым ставкам, установленным в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса;

налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - на акцизные склады оптовых организаций - в размере 50 процентов соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса;

оптовыми организациями, реализующими алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, с акцизных складов конечным потребителям - в размере 50 процентов соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 193 Налогового кодекса.

При реализации алкогольной продукции оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других организаций акцизы не взимаются.

Оформление расчетных документов должно производиться с учетом положений, изложенных в пунктах 2 и 3 статьи 198 Налогового кодекса.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с акцизных складов организаций-производителей сумма акциза в расчетных документах указывается исходя из установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса налоговой ставки в размере:

50 процентов - при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизный склад, не являющийся структурным подразделением организации-производителя;

100 процентов - при реализации алкогольной продукции покупателям, не являющимся акцизным складом оптовой организации.

При реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с акцизных складов оптовых организаций сумма акциза в расчетных документах указывается в размере 50 процентов налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса.


В пункт 1 статьи 196 (Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции) НК РФ внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2005г.

1. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.

2. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате акциза.


Кроме НК РФ порядок осуществления сбора акцизов и отдельные вопросы, касающиеся конкретно алкогольной продукции определены рядом законов и подзаконных актов.


Так, статья 13 ФЗ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ" О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" определяет налогообложение и маркировку алкогольной продукции.

Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации. Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К подзаконным актам касающимся акциза на алкоголь относятся:

- Приказ МНС РФ от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675@ "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкций по их заполнению".

- Приказ МНС РФ от 31 марта 2003 г. N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядков хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения".

- Письмо МНС РФ от 2 августа 2002 г. N СА-6-07/1171 "О реализации предприятием остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

- Письмо Минэкономразвития РФ от 30 мая 2001 г. N АШ-1292/05 "О минимальных ценах на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации".

2.2Режим налогового склада.

Согласно Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ в статью 197 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2005 г.

Режим налогового склада определен в статье 197 НК РФ (режим налогового склада). Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее - акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию.

2. Под действием режима налогового склада находятся территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций. Хранение указанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему оптовую или розничную реализацию, в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается.

3. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее оптовую или розничную реализацию, считается моментом завершения действия режима налогового склада.

При освобождении алкогольной продукции от акциза в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная указанная в нем дата.

4. Алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, хранится под контролем налогового органа в специально выделенных обустроенных помещениях.

5. Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 179 настоящего Кодекса, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке.

Режим и порядок выдачи разрешения на учреждение (акцизного)  налогового склада также определен в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок". В нем установлены общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов.

Данный  порядок и условия выдачи разрешений определяется субъектами Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Разрешение выдается территориальным налоговым органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

 Основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (с указанием местонахождения помещения, предназначенного под акцизный склад).

С учетом особенностей регионального рынка алкогольной продукции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные условия выдачи разрешения, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Разрешение выдается на период действия лицензии, представленной организацией одновременно с заявлением о выдаче разрешения. В случае приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии организация обязана прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.

Действие разрешения может быть продлено по заявлению организации в случае продления срока действия лицензии, в соответствии с которой это разрешение было выдано, или получения новой лицензии. Порядок продления действия разрешения определяется субъектом Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Сведения о выданных разрешениях отражаются в реестрах разрешений, которые ведутся территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также в сводном реестре разрешений, который ведется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Форма разрешения, а также форма реестров разрешений и порядок их ведения определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.


.


2.3 Налоговые посты.


Налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе создавать постоянно действующие налоговые посты (далее - налоговые посты) у налогоплательщика. Понятие и задачи налоговых постов определены в статья 197.1. НК РФ (налоговые посты).

Под налоговым постом  понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Организация налогового поста осуществляется на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство.

Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам. Сотрудники налоговых органов, на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов.

Функции налоговых постов:

1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;

2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

При осуществлении функций, указанных в пункте 3, сотрудники налоговых органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется Министерством финансов Российской Федерации.


Приказ МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79 "Об утверждении Порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79). В данном документе более конкретно определены обязанности, задачи правила работы и полномочия налоговых постов.

Так установлено, что  контроль за функционированием налогового поста осуществляет налоговый орган, руководитель которого принял решение о создании налогового поста (далее - налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста). Налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, вправе давать сотрудникам налогового поста обязательные для исполнения указания в рамках компетенции налогового поста.

В нем определено кем назначается  руководитель группы сотрудников налогового поста, кто может входить в состав группы сотрудников, с кем согласовывается состав группы сотрудников. Устанавливается режим работы налогового поста.

Конкретизирован порядок доступа сотрудников налогового поста в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации, и действия при воспрепятствовании к доступу сотрудников налогового поста в указанные помещения и на территории организации.

Более расширено, дано понятие видов контроля и порядок его осуществления.

Так порядок проведения сверок установлен статьей 6.2. сверки проводятся: объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов; соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

Проверка свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство) (свидетельств), предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост. В целях осуществления указанной проверки сотрудники налогового поста проверяют:

принадлежность свидетельства (свидетельств) покупателю (покупателям) нефтепродуктов;

действительность свидетельства (не является ли свидетельство, предъявленное покупателем нефтепродуктов, аннулированным; не приостановлено ли его действие; не окончен ли срок его действия).

В указанных целях сотрудники налогового поста проводят сверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, с Реестром выданных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

При осуществлении функций, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сотрудники налогового поста обладают правами и обязанностями должностных лиц налоговых органов, вытекающими из функций, предусмотренных настоящим Порядком, и установленными Налоговым кодексом и иными нормативными правовым актами. В случае не предоставления налогоплательщиком помещения с ограниченным доступом, оборудованного программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения, руководитель налогового поста в трехдневный срок направляет в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, информацию о данных обстоятельствах.

Также определены и обязанности налогоплательщиков, которые обязаны представлять документы, необходимые для осуществления функций налогового поста. А в случае непредставления налогоплательщиком документов, необходимых для осуществления функций налогового поста, руководитель налогового поста в трехдневный срок направляет в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста, информацию о данных обстоятельствах.

Определено право осмотра технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов проводится на предмет: его оснащения контрольными приборами учета их объемов; наличия нарушений работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования; технического состояния контрольного и учетно-измерительного оборудования. О производстве осмотра составляется протокол, который подписывается руководителем налогового поста и всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. При воспрепятствовании доступу сотрудников налогового поста к осмотру составляется акт, подписываемый руководителем налогового поста и руководителем организации либо ее представителем.

Протокол по результатам осмотра с приложением письменных заключений специалиста (если к мероприятиям по осуществлению налогового контроля был привлечен специалист) и, при наличии, с письменными пояснениями руководителя организации (либо ее представителя) направляется руководителем налогового поста в трехдневный срок в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста.

По истечении срока, установленного налоговым органом, выдавшим свидетельство, для устранения выявленных при осмотре нарушений, сотрудниками налогового поста производится осмотр технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов на предмет устранения нарушений. Информация по результатам данного осмотра незамедлительно направляется руководителем налогового поста в налоговый орган, принявший решение о создании налогового поста.

Еще одним документом, регламентирующим деятельность налоговых постов является приказ МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57)  определяет, что  постоянно действующие налоговые посты создаются у налогоплательщика, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.  Решение о создании налогового поста у налогоплательщика принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Если организация-налогоплательщик и обособленное подразделение этой организации, по месту нахождения которого создается налоговый пост, находятся в разных субъектах Российской Федерации, то решение о создании налогового поста принимается руководителем налогового органа, выдавшего свидетельство этой организации, по согласованию с управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого будет находиться налоговый пост.

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. В настоящее время на роль профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, однако, он тоже не лишён недостатков.

Проблем в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем. И от того, насколько быстро и скрупулезно наши законодатели будут проводить налоговую реформу зависят сроки становления экономики нашей страны в один ряд с ведущими мировыми державами.


Литература:



1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа 2004 г.).

2.Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 18-ФЗ)

3.Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы" (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 11-ФЗ) (под ред. Старикова А.Н.) - "Статус-Кво 97", 2003 г.

4. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС "Гарант", 2003 г.

5. Изменения и дополнения в главу 22 "Акцизы" НК РФ (Т. Софрина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2002 г.).

6. Приказ МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57 "О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок создания постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-03/57).

7. Приказ МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79 "Об утверждении Порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика". Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика (утв. приказом МНС РФ от 21 февраля 2003 г. N БГ-3-06/79).  

8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 27, 31 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г., 28 июля 2004 г.) – прекратил действие с 1 января 2005 года.