Содержание

1. Кадры предприятия торговли, списочный и явочный состав работников предприятия. Производительность труда работников: показатели измерения и пути повышения  3

2. Оптовый товарооборот: понятие, классификация по назначению и форме организации товародвижения. Показатели оптового товарооборота, особенности их расчета  6

3. Финансовое планирование на предприятии торговли  9

Задача 1  13

Задача 2  14

Список использованной литературы   15

1. Кадры предприятия торговли, списочный и явочный состав работников предприятия. Производительность труда работников: показатели измерения и пути повышения


Под кадрами торговли понимается совокупность всех занятых в отрасли работников. Их количество должно соответствовать уровню развития материального производства, производитель­ности общественного труда, уровню разделения и коопераций труда, численности и составу населения.

К числу внутриотраслевых факторов, определяющих занятость в торговле, относятся: объем товарооборота, величина и степень концентрации предприятий, уронено механизации и автоматизации трудоемких работ, используемые торгово-технологические процессы и методы продажи товаров, организация труда и др.

Совершенствование качественного состава кадров проявляется в возникновении новых и отмирании ряда старых про­фессий и специальностей, что предполагает периодический пе­ресмотр квалификационных характеристик и номенклатуры долж­ностей. В этом одна из причин продолжающегося процесса «омо­ложения» кадров.

Особенность кадров торговли состоит в преобладании в их составе женщин. В 1998 г. в торговле и общественном пита­нии доля их достигла 82%, тогда как по народному хозяйству в целом составляла 51 %. Широкое привлечение женщин в тор­говлю в связи с особенностями режима работы в ней позво­ляет рационально использовать трудовые ресурсы в стране, ре­шать задачу обеспечения торговли кадрами.[1]

Понятие  эффективности труда предполагает  сопоставление  затрат  не только с экономическим, но и с социальным результатом труда.

Эффективность труда в торговле определяется соотношением полноты удовлетворения спроса насе­ления в разнообразных товарах и услугах с величиной сово­купных затрат отрасли и населения на покупку и продажу товаров. Ее увеличение предполагает ускоренный рост товарооборота по сравнению с затратами, относительное сокращение потреб­ности в рабочей силе.

Главный измеритель экономической эффективности затрат жи­вого труда — производительность труда, т. е. объем товарообо­рота, дополнительных торговых услуг. Выбор показателей измерения производительности труда в торговле зависит от целей анализа и оценки, уровня управления, конкретного содержания и сложности трудовых процессов, воз­можностей количественного определения результатов. Чаще всего применяется показатель товарооборота, выраженный в сопоста­вимых ценах и структуре товаров. Он выражает основные при­знаки   экономической    категории    «производительность   труда», закономерности   труда   в  отрасли,   с   его   помощью   измеряется результат всего труда   (как производительного, так и непроиз­водительного)  с учетом различий в стоимостной оценке разно­образных  товаров,   обеспечивается  единая  основа   соизмерения труда   коллективов,   достигается   определенная   сопоставимость показателей производительности труда во всех звеньях и на пред­приятиях торговли.

Суммарно-стоимостное измерение производительности труда согласуется с основными показателями торгово-хозяйственной деятельности, их стоимостной оценкой.

Численно-натуральное измерение (в штуках, метрах, парах, тоннах) применяется гораздо реже, в основном при продаже товаров простого ассортимента в большом количестве (хлеб, картофель), с одинаковой трудо­емкостью (обувь, ткани), для оценки труда фасовщиков, упаковщиков, сортировщиков и т. п.

Показатель производительности труда в торговле выполняет ряд объективно необходимых функций.

Важнейшая из них — плановая. С учетом этого показателя обосновывается плановая численность работников, общий объем трудовых затрат, рассчитывается общая сумма рас­ходования фонда оплаты труда на предприятиях.

Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет определить экономическую эффективность функционирования труда в отрасли в целом, различных ее звеньях, организа­циях и на предприятиях.

Показатель производительности труда выполняет стимулирую­щую функцию, если уровень квалификации работников пропор­ционален уровню заработной платы; повышение производитель­ности труда выступает основой роста заработной платы работ­ников, более точной оценки индивидуальных затрат труда.

Рост производительности труда в торговле позволяет увели­чивать затраты рабочего времени общества на производство материальных и духовных благ за счет их сокращения на дове­дение товаров от производства до потребителя.

Рост производительности труда прямо связан с увеличением товарооборота, является одним из важнейших условий экономии трудовых ресурсов, повышения материального благосостояния работников, увеличения свободного времени трудящихся.

Для улучшения качества труда необходимо полнее использо­вать силу материального и морального воздействия, повышать действенность социалистического соревнования. Для этого боль­шое значение имеет создание в коллективах благоприятного психологического климата, повышение престижности торговых профессий, поощрение состязательности за лучшие результаты ра­ционализаторской и изобретательской работы.[2]


2. Оптовый товарооборот: понятие, классификация по назначению и форме организации товародвижения. Показатели оптового товарооборота, особенности их расчета


Оптовый товарооборот представляет собой  продажу товаров  народного потребления и производственного назначения для последующей реализации насе­лению,   а   также   поставку   для   внерыночных   потребителей   и экспорта.

В зависимости от назначения товарных ресурсов, степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот подразделя­ется на два вида: оборот по реализации и внутрисистемный.

Оптовый товарооборот по реализации включает продажу то­варов организациям и предприятиям розничной торговли и об­щественного питания, расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки прочим потребителям (для промышленной переработки и промышленного потребления, по  фондам спецодежды, спец. обуви и т. п.) и на экспорт. К опто­вой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым договорам, в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этих поставок. Кроме того, сюда входят поставки товаров за пределы деятельности опто­вого предприятия по разнарядкам фондодержателей (потребитель­ской кооперации, и других торговых систем). Для оптовой реализации харак­терно, что она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти 2/з валового оптового товарооборота.

Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пре­делах одной республики, и отпуск товаров одними опто­выми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внерыночным покупателям.

Таким образом, внутрисистемный опто­вый товарооборот и товарооборот по реализации отражают движение товаров между звеньями оптовой торговли. При этом внутрисистемный оборот — межобластное их перемещение в пре­делах одной союзной республики.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет вало­вой оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот по каждому  из двух   видов  подраз­деляется   на   две  формы:   складской   и  транзитный.  

Складской оптовый товарооборот — это продажа товаров со складов опто­вых предприятий. Завезенные на склады товары  проверяются, рассортировываются, комплектуются и т. п.

Транзитный товаро­оборот включает поставку товаров производителями по нарядам оптовых    предприятий    непосредственно    розничной    торговле, опту,   общественному   питанию   и   внерыночным   потребителям, минуя   промежуточные  звенья.  При  этой  форме  оборота   пред­приятия   оптовой  торговли   организуют  товародвижение,   но   не участвуют в самом технологическом процессе.

Прямые связи круп­ных торговых предприятий с производителями позволяют опера­тивно реагировать на изменения  покупательского спроса, рас­ширять ассортимент и улучшать качество товаров, ритмично их получать.  Транзитные  поставки  доказали  свою эффективность и для торговых предприятий, предъявляющих специальные тре­бования  к  реализуемым  товарам:   магазинов  «Богатырь»,  «То­вары для молодежи», «Товары для новобрачных», «Обои» и др. Иными словами, транзитная форма товароснабжения рациональ­на   в  тех   случаях,   когда   позволяет  формировать  ассортимент в соответствии с товарным профилем магазинов.

Оптовая продажа товаров транзитом может производиться с участием в расчетах (с вложением средств) и без участия в расчетах (организуемый оборот).

При транзитном обороте с участием в расчетах оптовая торговля сначала в качестве покупателя рассчитывается с по­ставщиками, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами бан­ков, уплачивают в бюджет налог с оборота, получают в уста­новленных размерах оптово-сбытовые скидки. В ряде случаев в объеме товарооборота с участием в расчетах учитываются тран­зитные продажи, когда оптовые организации оплачивают только транспортные расходы по доставке товаров до места назначения. Возмещаются эти расходы через оптово-сбытовые скидки.

Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли, расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена ограничивается организацией договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в раз­мещении заказов и составлении спецификаций на товары, кон­тролирует ход их отгрузки. В этом случае оптовые предприя­тия не получают оптово-сбытовые скидки.

Сумма складского оптового товарооборота и транзитного оборота с участием в расчетах образует весь оптовый товаро­оборот с участием в расчетах. Объем этого товарооборота опре­деляет сумму оптово-сбытовых скидок, получаемых предприятиями и организациями оптовой торговли.

От   оптового   товарооборота   с   участием   в   расчетах непосредственно    зависят   результаты   хозяйствования   деятельности оптового  звена,   он   используется   при   расчете   уровня доходов   и   текущих   затрат,   рентабельности   оптовой   торговли.

Процесс товародвижения в условиях социалистического хозяйства  представляет собой планомерную доставку товаров их   производства до  районов   потребления.   Организация поставок - это сложный процесс, направленный прежде всего перебойное  снабжение  розничной  торговой   сети   необходимыми товарами   при  минимальном   времени   нахождения  их  п с наименьшими затратами.

Важнейшим показателем, характеризующим процесс товародвижения, служит коэффициент звенности: отношение  суммы розничного и оптового оборота к розничному товарообороту, отражающее информацию о количестве звеньев, через которые проходит товар от производства до реализации. Чем ближе коэффициент звенности к единице, тем меньше складских пере­возок на пути товара к конечному потребителю.[3]


3. Финансовое планирование на предприятии торговли


Планирование финансовых ресурсов дает возможность координи­ровать деятельность различных звеньев хозяйственного механиз­ма, регулировать учет, распределение и перераспределение имею­щихся финансовых ресурсов.

Планирование финансовых ресурсов торговли — составная часть народнохозяйственного планирования. Показатели финансо­вого плана отрасли увязаны с государственным бюджетом, балан­сом доходов и расходов населения, кассовым планом и с платежа­ми долгосрочного кредитования банков.

Финансовый план позволяет: определить, какими денежными ресурсами располагает торговое предприятие для выполнения показателей плана экономического и социального развития, проверить их сбалансированность; обеспечить рациональное и эф­фективное использование имеющихся финансовых ресурсов; вы­явить и использовать внутрихозяйственные резервы; соблюдать последовательно усиливать режим экономии  в  расходовании денежных средств на каждом предприятии.

При составлении финансового плана обращают внимание на эффективность функционирования основных и оборотных фондов, рациональность использования собственных и заемных средств, фондоотдачу, рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, недопустимость иммобилизации оборотных средств во внеоборотные активы и дебиторскую задолженность; финансовое положение, финансовую устойчивость и платежеспособность, требования сметно-финансовой дисциплины.

Текущее планирование финансовых ресурсов на торговых пред­приятиях включает разработку проекта финансового плана, ут­верждение и распределение его показателей по хозрасчетным еди­ницам.

Проект финансового плана обсуждается коллективом пред­приятия. Затем его рассматривает и подписывает руководитель предприятия и представляет в вышестоящую организацию. На основе финансовых планов низовых организаций управления и Министерства торговли составляют проекты сводных финансо­вых планов. Проект сводного финансового плана по республике передается на рассмотрение банку и Министерству финансов рес­публики.

В этих организациях происходит взаимная увязка, балансирование и, в связи с этим, корректиров­ка финансовых показателей. В заключение составляется проект годового финансового плана отрасли. Проекты отраслевых финан­совых планов сводятся, анализируются, увязываются с проектами общегосударственных финансово-кредитных планов и как часть единого годового и пятилетнего плана экономического и социаль­ного развития страны представляются в Верховный Совет. Следовательно, конечные результаты балансов доходов и расходов торговли включаются в государ­ственный бюджет. Финансовые планы Министерствами торговли доводятся в соответствующих показателях до каждого последую­щего звена управления отраслью, вплоть до хозрасчетного пред­приятия.

Финансовые ресурсы в торговле планируют по установленным Формам в определенные сроки, в зависимости от хозяйственной самостоятельности торговых единиц. Финансовый план — завершающая часть торгово-финансового плана предприятия.

К задачам планирования финансовых ресурсов на торговых предприятиях относятся: определение объема доходов, выявление источников их увеличения, изыскание путей наиболее эффектив­ного применения средств, соблюдение сбалансированности дохо­дов и расходов, обеспечение финансовой устойчивости и платеже­способности.

Основное назначение финансового плана:

·    определить конечный финансовый результат торгово-хозяйственной деятельности — доход;

·    установить объем денежных ресурсов, необходимых для выпи нения намечаемых планов товарооборота, развития торговой ей ее технического оснащения и других плановых заданий;

·    изыскать источники образования денежных ресурсов;

·    выявить внутренние и внешние взаимоотношения по использованию доходов и собственных средств.

Исходными предпосылками для составления финансового плана торговых предприятий служат:

·        указания вышестоящих торговых организаций в области финансов, задания по платежам в бюджет, лимиты государственных централизованных капиталь­ных вложений, размеры ассигнований из бюджета, взносы и по­ступления средств из централизованных фондов и резервов органа управления торговлей и др.;

·        показатели плана экономического и социального развития торговых предприятий;

·        результаты анализа финансового состояния за предплановый период;

·        различные нормы и нормативы общегосударственного и ведом­ственного характера.

Сводным документом финансового плана выступает смета до­ходов и расходов торговых предприятий, которая отражает источ­ники доходов и направления использования собственных и прирав­ненных  к   ним  средств.   В  ней   не  показывается   использование банковских кредитов, состояние расчетов с дебиторами и кредито­рами и некоторые другие доходы и расходы. Поэтому финансовое планирование также включает в себя и кредитное планирование. Кредитный план содержит потребность в ссудах по отдельным объектам и оформляется в виде кредитной заявки.

Торговые предприятия также составляют кассовый план, кото­рый призван решать задачи организации и регулирования налич­ного оборота денег, контроля за устойчивостью денежного обраще­ния. Эти планы объединяются в едином Кассовом плане Государ­ственного банка РФ, в основе которого лежит баланс денежных доходов и расходов населения. Кассовый план составляется поквартально, отражает движение наличных денег — поступление выручки, расходование ее на различные нужды, сдачу наличных денег в банк и получение их из банка. Следовательно, финансовое планирование в широком смысле заключается в составлении кассового плана, кредитного плана и сметы доходов и расходов торговых предприятий.

Финансовые планы торговых предприятий тесно связаны с местными бюджетами. Поэтому они рассматриваются и проверя­ются соответствующими финансовыми органами, которые в свою очередь вносят предложения по улучшению использования денеж­ных ресурсов, экономии затрат, увеличению доходов. С утвержде­нием бюджетов сессиями Советов народных депутатов утвержда­ются показатели финансовых планов торговых предприятий на год с распределением по кварталам.[4]


Задача 1


Торговое предприятие приобретает легковой автомобиль, первоначальная стоимость которого 320000 руб. Данный объект основных средств относится к 3-й амортизационной группе, срок полезного использования 4 года и 6 месяцев. Специальный коэффициент к основной норме амортизации – 0,5. Предприятие применяет линейный метод начисления амортизации.

Определите: ежемесячную норму амортизации и сумму амортизационных отчислений.

Решение:

Сумму амортизационных отчислений можно определить по формуле:

[5]

где    Ф – балансовая стоимость, руб.;

К – коэффициент нормы амортизации.

Тогда А = 320000*0,5/100 = 1600 руб.

Таким образом, сумма амортизационных отчислений равняется 1600руб.

Среднемесячную норму амортизационных отчислений можно найти по формуле:

где    Т – нормативный срок службы, мес.

Исходя из формулы: n = 0,11.

Ответ: Среднемесячная норма амортизационных отчислений составит 0,11;  сумма амортизационных отчислений  будет равна 1600 руб.




Задача 2


Проанализируйте выполнение плана товарооборота по ассортиментной структуре, сделайте выводы.

Товарные группы

План

Фактически

Индекс

 цен

Сопоставимый товарооборот, тыс. руб.

% выполнения

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

В действ. ценах

В соп-мых ценах

1. Мясо

22450

39,4

24695

39,1

1,18

20928

110

93

2. Колбасы

32500

57,1

36400

57,6

1,22

29836

112

92

3. Рыба

2000

3,5

2120

3,3

1,20

1767

106

88

Итого:

56950

100

63215

100


52531

328

273

Решение:

Удельный вес товарной группы можно определить по формуле:

[6]

где    Tg – товарооборот по группе товаров;

То – товарооборот в целом по магазину.

Товарооборот в сопоставимых ценах можно вычислить по следующей формуле:                                              

где    Ф – товарооборот в действующих ценах; i - индекс цен.

Процент выполнения товарооборота можно просчитать по формуле:

где    Фп – плановый товарооборот.

Полученные данные занесены в таблицу. Наибольшую сумму принес товар – колбасы. Таким образом, можно сказать, что план выполнен, даже перевыполнен.

Список использованной литературы


1.     Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 312с.

2.     Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – 296с.

3.     Моваров А.И. Экономика торговли: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. – 218с.

4.     Экономика предприятия: Учебник./Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.

5.     Экономика торговли: Учебник для торговых вузов/Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич. – М.: Экономика, 1990. – 414с.


[1] Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – с.106.



[2] Экономика предприятия: Учебник./Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – с.277.


[3] Моваров А.И. Экономика торговли: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. – с.112.



[4] Экономика торговли: Учебник для торговых вузов/Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич. – М.: Экономика, 1990. – с. 205.


[5] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 124.


[6] Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – с.146.