Содержание
1. Кадры предприятия торговли, списочный и явочный состав работников предприятия. Производительность труда работников: показатели измерения и пути повышения 3
2. Оптовый товарооборот: понятие, классификация по назначению и форме организации товародвижения. Показатели оптового товарооборота, особенности их расчета 6
3. Финансовое планирование на предприятии торговли 9
Задача 1 13
Задача 2 14
Список использованной литературы 15
1. Кадры предприятия торговли, списочный и явочный состав работников предприятия. Производительность труда работников: показатели измерения и пути повышения
Под кадрами торговли понимается совокупность всех занятых в отрасли работников. Их количество должно соответствовать уровню развития материального производства, производительности общественного труда, уровню разделения и коопераций труда, численности и составу населения.
К числу внутриотраслевых факторов, определяющих занятость в торговле, относятся: объем товарооборота, величина и степень концентрации предприятий, уронено механизации и автоматизации трудоемких работ, используемые торгово-технологические процессы и методы продажи товаров, организация труда и др.
Совершенствование качественного состава кадров проявляется в возникновении новых и отмирании ряда старых профессий и специальностей, что предполагает периодический пересмотр квалификационных характеристик и номенклатуры должностей. В этом одна из причин продолжающегося процесса «омоложения» кадров.
Особенность кадров торговли состоит в преобладании в их составе женщин. В 1998 г. в торговле и общественном питании доля их достигла 82%, тогда как по народному хозяйству в целом составляла 51 %. Широкое привлечение женщин в торговлю в связи с особенностями режима работы в ней позволяет рационально использовать трудовые ресурсы в стране, решать задачу обеспечения торговли кадрами.[1]
Понятие эффективности труда предполагает сопоставление затрат не только с экономическим, но и с социальным результатом труда.
Эффективность труда в торговле определяется соотношением полноты удовлетворения спроса населения в разнообразных товарах и услугах с величиной совокупных затрат отрасли и населения на покупку и продажу товаров. Ее увеличение предполагает ускоренный рост товарооборота по сравнению с затратами, относительное сокращение потребности в рабочей силе.
Главный измеритель экономической эффективности затрат живого труда — производительность труда, т. е. объем товарооборота, дополнительных торговых услуг. Выбор показателей измерения производительности труда в торговле зависит от целей анализа и оценки, уровня управления, конкретного содержания и сложности трудовых процессов, возможностей количественного определения результатов. Чаще всего применяется показатель товарооборота, выраженный в сопоставимых ценах и структуре товаров. Он выражает основные признаки экономической категории «производительность труда», закономерности труда в отрасли, с его помощью измеряется результат всего труда (как производительного, так и непроизводительного) с учетом различий в стоимостной оценке разнообразных товаров, обеспечивается единая основа соизмерения труда коллективов, достигается определенная сопоставимость показателей производительности труда во всех звеньях и на предприятиях торговли.
Суммарно-стоимостное измерение производительности труда согласуется с основными показателями торгово-хозяйственной деятельности, их стоимостной оценкой.
Численно-натуральное измерение (в штуках, метрах, парах, тоннах) применяется гораздо реже, в основном при продаже товаров простого ассортимента в большом количестве (хлеб, картофель), с одинаковой трудоемкостью (обувь, ткани), для оценки труда фасовщиков, упаковщиков, сортировщиков и т. п.
Показатель производительности труда в торговле выполняет ряд объективно необходимых функций.
Важнейшая из них — плановая. С учетом этого показателя обосновывается плановая численность работников, общий объем трудовых затрат, рассчитывается общая сумма расходования фонда оплаты труда на предприятиях.
Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет определить экономическую эффективность функционирования труда в отрасли в целом, различных ее звеньях, организациях и на предприятиях.
Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию, если уровень квалификации работников пропорционален уровню заработной платы; повышение производительности труда выступает основой роста заработной платы работников, более точной оценки индивидуальных затрат труда.
Рост производительности труда в торговле позволяет увеличивать затраты рабочего времени общества на производство материальных и духовных благ за счет их сокращения на доведение товаров от производства до потребителя.
Рост производительности труда прямо связан с увеличением товарооборота, является одним из важнейших условий экономии трудовых ресурсов, повышения материального благосостояния работников, увеличения свободного времени трудящихся.
Для улучшения качества труда необходимо полнее использовать силу материального и морального воздействия, повышать действенность социалистического соревнования. Для этого большое значение имеет создание в коллективах благоприятного психологического климата, повышение престижности торговых профессий, поощрение состязательности за лучшие результаты рационализаторской и изобретательской работы.[2]
2. Оптовый товарооборот: понятие, классификация по назначению и форме организации товародвижения. Показатели оптового товарооборота, особенности их расчета
Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта.
В зависимости от назначения товарных ресурсов, степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот подразделяется на два вида: оборот по реализации и внутрисистемный.
Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и предприятиям розничной торговли и общественного питания, расположенным в районе деятельности оптового предприятия, поставки прочим потребителям (для промышленной переработки и промышленного потребления, по фондам спецодежды, спец. обуви и т. п.) и на экспорт. К оптовой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым договорам, в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этих поставок. Кроме того, сюда входят поставки товаров за пределы деятельности оптового предприятия по разнарядкам фондодержателей (потребительской кооперации, и других торговых систем). Для оптовой реализации характерно, что она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти 2/з валового оптового товарооборота.
Внутрисистемный оптовый товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями в одну систему в пределах одной республики, и отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внерыночным покупателям.
Таким образом, внутрисистемный оптовый товарооборот и товарооборот по реализации отражают движение товаров между звеньями оптовой торговли. При этом внутрисистемный оборот — межобластное их перемещение в пределах одной союзной республики.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по каждому из двух видов подразделяется на две формы: складской и транзитный.
Складской оптовый товарооборот — это продажа товаров со складов оптовых предприятий. Завезенные на склады товары проверяются, рассортировываются, комплектуются и т. п.
Транзитный товарооборот включает поставку товаров производителями по нарядам оптовых предприятий непосредственно розничной торговле, опту, общественному питанию и внерыночным потребителям, минуя промежуточные звенья. При этой форме оборота предприятия оптовой торговли организуют товародвижение, но не участвуют в самом технологическом процессе.
Прямые связи крупных торговых предприятий с производителями позволяют оперативно реагировать на изменения покупательского спроса, расширять ассортимент и улучшать качество товаров, ритмично их получать. Транзитные поставки доказали свою эффективность и для торговых предприятий, предъявляющих специальные требования к реализуемым товарам: магазинов «Богатырь», «Товары для молодежи», «Товары для новобрачных», «Обои» и др. Иными словами, транзитная форма товароснабжения рациональна в тех случаях, когда позволяет формировать ассортимент в соответствии с товарным профилем магазинов.
Оптовая продажа товаров транзитом может производиться с участием в расчетах (с вложением средств) и без участия в расчетах (организуемый оборот).
При транзитном обороте с участием в расчетах оптовая торговля сначала в качестве покупателя рассчитывается с поставщиками, а затем в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям. При этом оптовые предприятия используют свои оборотные средства, пользуются кредитами банков, уплачивают в бюджет налог с оборота, получают в установленных размерах оптово-сбытовые скидки. В ряде случаев в объеме товарооборота с участием в расчетах учитываются транзитные продажи, когда оптовые организации оплачивают только транспортные расходы по доставке товаров до места назначения. Возмещаются эти расходы через оптово-сбытовые скидки.
Транзитный оборот без участия в расчетах предусматривает лишь посредническую деятельность оптовой торговли, расчеты же за товары производители и покупатели ведут непосредственно между собой. Роль оптового звена ограничивается организацией договорных связей и поставок товаров. Оно участвует в размещении заказов и составлении спецификаций на товары, контролирует ход их отгрузки. В этом случае оптовые предприятия не получают оптово-сбытовые скидки.
Сумма складского оптового товарооборота и транзитного оборота с участием в расчетах образует весь оптовый товарооборот с участием в расчетах. Объем этого товарооборота определяет сумму оптово-сбытовых скидок, получаемых предприятиями и организациями оптовой торговли.
От оптового товарооборота с участием в расчетах непосредственно зависят результаты хозяйствования деятельности оптового звена, он используется при расчете уровня доходов и текущих затрат, рентабельности оптовой торговли.
Процесс товародвижения в условиях социалистического хозяйства представляет собой планомерную доставку товаров их производства до районов потребления. Организация поставок - это сложный процесс, направленный прежде всего перебойное снабжение розничной торговой сети необходимыми товарами при минимальном времени нахождения их п с наименьшими затратами.
Важнейшим показателем, характеризующим процесс товародвижения, служит коэффициент звенности: отношение суммы розничного и оптового оборота к розничному товарообороту, отражающее информацию о количестве звеньев, через которые проходит товар от производства до реализации. Чем ближе коэффициент звенности к единице, тем меньше складских перевозок на пути товара к конечному потребителю.[3]
3. Финансовое планирование на предприятии торговли
Планирование финансовых ресурсов дает возможность координировать деятельность различных звеньев хозяйственного механизма, регулировать учет, распределение и перераспределение имеющихся финансовых ресурсов.
Планирование финансовых ресурсов торговли — составная часть народнохозяйственного планирования. Показатели финансового плана отрасли увязаны с государственным бюджетом, балансом доходов и расходов населения, кассовым планом и с платежами долгосрочного кредитования банков.
Финансовый план позволяет: определить, какими денежными ресурсами располагает торговое предприятие для выполнения показателей плана экономического и социального развития, проверить их сбалансированность; обеспечить рациональное и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов; выявить и использовать внутрихозяйственные резервы; соблюдать последовательно усиливать режим экономии в расходовании денежных средств на каждом предприятии.
При составлении финансового плана обращают внимание на эффективность функционирования основных и оборотных фондов, рациональность использования собственных и заемных средств, фондоотдачу, рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, недопустимость иммобилизации оборотных средств во внеоборотные активы и дебиторскую задолженность; финансовое положение, финансовую устойчивость и платежеспособность, требования сметно-финансовой дисциплины.
Текущее планирование финансовых ресурсов на торговых предприятиях включает разработку проекта финансового плана, утверждение и распределение его показателей по хозрасчетным единицам.
Проект финансового плана обсуждается коллективом предприятия. Затем его рассматривает и подписывает руководитель предприятия и представляет в вышестоящую организацию. На основе финансовых планов низовых организаций управления и Министерства торговли составляют проекты сводных финансовых планов. Проект сводного финансового плана по республике передается на рассмотрение банку и Министерству финансов республики.
В этих организациях происходит взаимная увязка, балансирование и, в связи с этим, корректировка финансовых показателей. В заключение составляется проект годового финансового плана отрасли. Проекты отраслевых финансовых планов сводятся, анализируются, увязываются с проектами общегосударственных финансово-кредитных планов и как часть единого годового и пятилетнего плана экономического и социального развития страны представляются в Верховный Совет. Следовательно, конечные результаты балансов доходов и расходов торговли включаются в государственный бюджет. Финансовые планы Министерствами торговли доводятся в соответствующих показателях до каждого последующего звена управления отраслью, вплоть до хозрасчетного предприятия.
Финансовые ресурсы в торговле планируют по установленным Формам в определенные сроки, в зависимости от хозяйственной самостоятельности торговых единиц. Финансовый план — завершающая часть торгово-финансового плана предприятия.
К задачам планирования финансовых ресурсов на торговых предприятиях относятся: определение объема доходов, выявление источников их увеличения, изыскание путей наиболее эффективного применения средств, соблюдение сбалансированности доходов и расходов, обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
Основное назначение финансового плана:
· определить конечный финансовый результат торгово-хозяйственной деятельности — доход;
· установить объем денежных ресурсов, необходимых для выпи нения намечаемых планов товарооборота, развития торговой ей ее технического оснащения и других плановых заданий;
· изыскать источники образования денежных ресурсов;
· выявить внутренние и внешние взаимоотношения по использованию доходов и собственных средств.
Исходными предпосылками для составления финансового плана торговых предприятий служат:
· указания вышестоящих торговых организаций в области финансов, задания по платежам в бюджет, лимиты государственных централизованных капитальных вложений, размеры ассигнований из бюджета, взносы и поступления средств из централизованных фондов и резервов органа управления торговлей и др.;
· показатели плана экономического и социального развития торговых предприятий;
· результаты анализа финансового состояния за предплановый период;
· различные нормы и нормативы общегосударственного и ведомственного характера.
Сводным документом финансового плана выступает смета доходов и расходов торговых предприятий, которая отражает источники доходов и направления использования собственных и приравненных к ним средств. В ней не показывается использование банковских кредитов, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами и некоторые другие доходы и расходы. Поэтому финансовое планирование также включает в себя и кредитное планирование. Кредитный план содержит потребность в ссудах по отдельным объектам и оформляется в виде кредитной заявки.
Торговые предприятия также составляют кассовый план, который призван решать задачи организации и регулирования наличного оборота денег, контроля за устойчивостью денежного обращения. Эти планы объединяются в едином Кассовом плане Государственного банка РФ, в основе которого лежит баланс денежных доходов и расходов населения. Кассовый план составляется поквартально, отражает движение наличных денег — поступление выручки, расходование ее на различные нужды, сдачу наличных денег в банк и получение их из банка. Следовательно, финансовое планирование в широком смысле заключается в составлении кассового плана, кредитного плана и сметы доходов и расходов торговых предприятий.
Финансовые планы торговых предприятий тесно связаны с местными бюджетами. Поэтому они рассматриваются и проверяются соответствующими финансовыми органами, которые в свою очередь вносят предложения по улучшению использования денежных ресурсов, экономии затрат, увеличению доходов. С утверждением бюджетов сессиями Советов народных депутатов утверждаются показатели финансовых планов торговых предприятий на год с распределением по кварталам.[4]
Задача 1
Торговое предприятие приобретает легковой автомобиль, первоначальная стоимость которого 320000 руб. Данный объект основных средств относится к 3-й амортизационной группе, срок полезного использования 4 года и 6 месяцев. Специальный коэффициент к основной норме амортизации – 0,5. Предприятие применяет линейный метод начисления амортизации.
Определите: ежемесячную норму амортизации и сумму амортизационных отчислений.
Решение:
Сумму амортизационных отчислений можно определить по формуле:
[5]
где Ф – балансовая стоимость, руб.;
К – коэффициент нормы амортизации.
Тогда А = 320000*0,5/100 = 1600 руб.
Таким образом, сумма амортизационных отчислений равняется 1600руб.
Среднемесячную норму амортизационных отчислений можно найти по формуле:
где Т – нормативный срок службы, мес.
Исходя из формулы: n = 0,11.
Ответ: Среднемесячная норма амортизационных отчислений составит 0,11; сумма амортизационных отчислений будет равна 1600 руб.
Задача 2
Проанализируйте выполнение плана товарооборота по ассортиментной структуре, сделайте выводы.
Товарные группы |
План |
Фактически |
Индекс цен |
Сопоставимый товарооборот, тыс. руб. |
% выполнения |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
В действ. ценах |
В соп-мых ценах |
|||
1. Мясо |
22450 |
39,4 |
24695 |
39,1 |
1,18 |
20928 |
110 |
93 |
2. Колбасы |
32500 |
57,1 |
36400 |
57,6 |
1,22 |
29836 |
112 |
92 |
3. Рыба |
2000 |
3,5 |
2120 |
3,3 |
1,20 |
1767 |
106 |
88 |
Итого: |
56950 |
100 |
63215 |
100 |
|
52531 |
328 |
273 |
Решение:
Удельный вес товарной группы можно определить по формуле:
[6]
где Tg – товарооборот по группе товаров;
То – товарооборот в целом по магазину.
Товарооборот в сопоставимых ценах можно вычислить по следующей формуле:
где Ф – товарооборот в действующих ценах; i - индекс цен.
Процент выполнения товарооборота можно просчитать по формуле:
где Фп – плановый товарооборот.
Полученные данные занесены в таблицу. Наибольшую сумму принес товар – колбасы. Таким образом, можно сказать, что план выполнен, даже перевыполнен.
Список использованной литературы
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 312с.
2. Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – 296с.
3. Моваров А.И. Экономика торговли: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. – 218с.
4. Экономика предприятия: Учебник./Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584 с.
5. Экономика торговли: Учебник для торговых вузов/Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич. – М.: Экономика, 1990. – 414с.
[1] Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – с.106.
[2] Экономика предприятия: Учебник./Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – с.277.
[3] Моваров А.И. Экономика торговли: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. – с.112.
[4] Экономика торговли: Учебник для торговых вузов/Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич. – М.: Экономика, 1990. – с. 205.
[5] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 124.
[6] Каригин Л.А. Экономика торгового предприятия: Учебник. – М.: Экономикс, 1999. – с.146.