Содержание работы:


1.  Понятие единого социального налога.......................................................... 3

2.  Значение единого социального налога......................................................... 6

3.  Задача............................................................................................................. 8

4.  Тест................................................................................................................. 9

Список используемой литературы................................................................... 10





1.   Понятие единого социального налога


В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.[1]

Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог.

Единый социальный налог — это единый самостоятельный налоговый платеж, зачисляемый взамен страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинскою страхования Российской Федерации. Он вводится в действие с вступлением в силу части второй Налогового кодекса на территории Российской Федерации.

Единый социальный налог предусматривает:

— единую налоговую базу по социальному налогу, подлежащему зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;

— сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (кроме Государственного фонда занятости населения Российской Федерации) как государственных институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование средствами этих фондов;

— снижение платежей, перечисляемых в государственные внебюджетные социальные фонды (тариф страховых взносов снижается с 39,5 процентов до ставки единого социального налога 35,6 процентов от налоговой базы с применением регрессивной шкалы налогообложения);

— укрепление системы налогового администрирования, которое должно осуществляться налоговыми органами;

— упрощение налогового контроля.

Порядок уплаты единого социального налога регулируется главой 24 «Единый социальный налог» части второй НК РФ. Если сравнить законодательство о взносах, действующие до 1 января 2001 г. и главу 24 НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.

Налоговая база по ЕСН представлена в таблице.

1. Любые доходы в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды, начисленные работодателем в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским и лицензионным договорам, а также материальная помощь и иные безвозмездные выплаты

2. Доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением

3. Доход, исходя из стоимости патента

Ставки ЕСН следующие[2]:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100 000 рублей

28,0%

4,0%

0,2%

3,4%

35,6%

От 100001 рубля до 300000 рублей

28000 рублей + 15,8% с суммы, превышающей 100000 рублей

4000 рублей + 2,2% с суммы, превышающей 100000 рублей

200 рублей + 0,1% с суммы, превышающей 100000 рублей

3400 рублей + 1,9% с суммы, превышающей 100000 рублей

35600 рублей + 20,0% с суммы, превышающей 100000 рублей

От 300 001 рубля до 600000 рублей

59600 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 300000 рублей

8400 рублей + 1,1% с суммы, превышающей 300000 рублей

400 рублей + 0,1% с суммы, превышающей 300000 рублей

7200 рублей + 0,9% с суммы, превышающей 300000 рублей

75600 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 300000 рублей

Свыше 600000 рублей

83300 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

11700 рублей

700 рублей


9900 рублей


105 600 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей

 

2.   Значение единого социального налога


Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог — альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды.

С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.

Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого фонда трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.

Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.[3]


3.   Задача


Известно:

1.     Организация А (комитент) заключила с организацией Б (комиссионер) договор комиссии, в соответствии с которым организация Б реализует продукцию (масло растительное) комитента без участия в расчетах.

2.     Стоимость проданной продукции – 720 000 руб. (в т.ч. НДС – 12 000 руб.).

3.     Комиссионное вознаграждение – 10% от стоимости реализованной продукции.

4.     В январе текущего года организация А передала продукцию организации Б, которая в феврале текущего года отгрузила продукцию покупателю.

5.     Денежные средства поступили на счет организации А (комитента) в феврале текущего года.

6.     Сумма комиссионного вознаграждения была перечислена организации Б в марте текущего года.

7.     Организация Б определяет выручку для исчисления НДС по отгрузке.

Определить:

а) сумму НДС, уплаченную комиссионером,

б) в каком месяце должна быть уплачена сумма НДС комиссионером.

Решение:

а) Для того чтобы определить сумму НДС, уплаченную комиссионером, необходимо определить налоговую базу. Согласно ст. 156 НК РФ налоговой базой будут являться сумма дохода, полученная комиссионером в виде вознаграждения при исполнении комиссионного договора. В данной задаче доход, полученный в виде вознаграждения, исчисляется как 10% от стоимости реализованной продукции, т.е. стоимости проданной продукции за минусом НДС проданной продукции. Посчитаем суму комиссионного вознаграждения:

КВ = (720000 – 12000)*10%/100% = 70 800 руб.

Таким образом налоговой базой для исчисления НДС, уплаченного комиссионером, является сумма 70800 руб.

Теперь нужно определиться с ставкой НДС в данном случае. В задаче реализуется растительное масло, поэтому по ст. 164 п. 2 п.п. 1 НК РФ ставкой налога будет являться 10%.

Найдем эти 10%:

70800-10%/100% = 7080 руб.

Сумма, уплаченная комиссионером, равна 7080 руб.

б) Теперь определимся со сроком уплаты налога. По ст. 163 ГК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц. В данной задаче сумма комиссионного вознаграждения была перечислена на счет организации Б в марте текущего года, значит уплата налога должна совершиться не позднее, чем через месяц, т.е. не позднее апреля.[4],[5]

4.   Тест


Ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения:

1)    10%,

2)    15%,

3)    20%,

4)    6%.




Список используемой литературы


1.     Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ЭКМО, 2003;

2.     Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

3.     Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2002.

4.     Дмитриев М. Э. «Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях» //Страна.ru, № 47, 2001.

5.     Дон С., Михайлов А. «Нужен единый социальный налог» // Ведомости, 21.09.1999.

6.     Донин Ю. Л. «Единый социальный налог в 2002 году» //Бух.1С, №2 (14) 2002.








[1] Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2002.

[2] Налоговый кодекс РФ. Части вторая. М.: ЭКМО, 2003;

[3] Дон С., Михайлов А. «Нужен единый социальный налог» // Ведомости, 21.09.1999.

[4] Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

[5] Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ЭКМО, 2003;