Содержание работы:
1. Понятие единого социального налога.......................................................... 3
2. Значение единого социального налога......................................................... 6
3. Задача............................................................................................................. 8
4. Тест................................................................................................................. 9
Список используемой литературы................................................................... 10
1. Понятие единого социального налога
В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.[1]
Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятая Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог.
Единый социальный налог — это единый самостоятельный налоговый платеж, зачисляемый взамен страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинскою страхования Российской Федерации. Он вводится в действие с вступлением в силу части второй Налогового кодекса на территории Российской Федерации.
Единый социальный налог предусматривает:
— единую налоговую базу по социальному налогу, подлежащему зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;
— сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (кроме Государственного фонда занятости населения Российской Федерации) как государственных институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование средствами этих фондов;
— снижение платежей, перечисляемых в государственные внебюджетные социальные фонды (тариф страховых взносов снижается с 39,5 процентов до ставки единого социального налога 35,6 процентов от налоговой базы с применением регрессивной шкалы налогообложения);
— укрепление системы налогового администрирования, которое должно осуществляться налоговыми органами;
— упрощение налогового контроля.
Порядок уплаты единого социального налога регулируется главой 24 «Единый социальный налог» части второй НК РФ. Если сравнить законодательство о взносах, действующие до 1 января 2001 г. и главу 24 НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.
Налоговая база по ЕСН представлена в таблице.
1. Любые доходы в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды, начисленные работодателем в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским и лицензионным договорам, а также материальная помощь и иные безвозмездные выплаты
2. Доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением
3. Доход, исходя из стоимости патента
Ставки ЕСН следующие[2]:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
||||
До 100 000 рублей |
28,0% |
4,0% |
0,2% |
3,4% |
35,6% |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
28000 рублей + 15,8% с суммы, превышающей 100000 рублей |
4000 рублей + 2,2% с суммы, превышающей 100000 рублей |
200 рублей + 0,1% с суммы, превышающей 100000 рублей |
3400 рублей + 1,9% с суммы, превышающей 100000 рублей |
35600 рублей + 20,0% с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300 001 рубля до 600000 рублей |
59600 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 300000 рублей |
8400 рублей + 1,1% с суммы, превышающей 300000 рублей |
400 рублей + 0,1% с суммы, превышающей 300000 рублей |
7200 рублей + 0,9% с суммы, превышающей 300000 рублей |
75600 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей |
83300 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей |
11700 рублей |
700 рублей |
9900 рублей |
105 600 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей |
2. Значение единого социального налога
Введенный Федеральным законом № 117-ФЗ единый социальный налог — альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды.
С введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН) не ликвидируются. Устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 38,5 % до ставки единого социального налога 35,6 °/а от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.
Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого фонда трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет его средств. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.
Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.[3]
3. Задача
Известно:
1. Организация А (комитент) заключила с организацией Б (комиссионер) договор комиссии, в соответствии с которым организация Б реализует продукцию (масло растительное) комитента без участия в расчетах.
2. Стоимость проданной продукции – 720 000 руб. (в т.ч. НДС – 12 000 руб.).
3. Комиссионное вознаграждение – 10% от стоимости реализованной продукции.
4. В январе текущего года организация А передала продукцию организации Б, которая в феврале текущего года отгрузила продукцию покупателю.
5. Денежные средства поступили на счет организации А (комитента) в феврале текущего года.
6. Сумма комиссионного вознаграждения была перечислена организации Б в марте текущего года.
7. Организация Б определяет выручку для исчисления НДС по отгрузке.
Определить:
а) сумму НДС, уплаченную комиссионером,
б) в каком месяце должна быть уплачена сумма НДС комиссионером.
Решение:
а) Для того чтобы определить сумму НДС, уплаченную комиссионером, необходимо определить налоговую базу. Согласно ст. 156 НК РФ налоговой базой будут являться сумма дохода, полученная комиссионером в виде вознаграждения при исполнении комиссионного договора. В данной задаче доход, полученный в виде вознаграждения, исчисляется как 10% от стоимости реализованной продукции, т.е. стоимости проданной продукции за минусом НДС проданной продукции. Посчитаем суму комиссионного вознаграждения:
КВ = (720000 – 12000)*10%/100% = 70 800 руб.
Таким образом налоговой базой для исчисления НДС, уплаченного комиссионером, является сумма 70800 руб.
Теперь нужно определиться с ставкой НДС в данном случае. В задаче реализуется растительное масло, поэтому по ст. 164 п. 2 п.п. 1 НК РФ ставкой налога будет являться 10%.
Найдем эти 10%:
70800-10%/100% = 7080 руб.
Сумма, уплаченная комиссионером, равна 7080 руб.
б) Теперь определимся со сроком уплаты налога. По ст. 163 ГК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц. В данной задаче сумма комиссионного вознаграждения была перечислена на счет организации Б в марте текущего года, значит уплата налога должна совершиться не позднее, чем через месяц, т.е. не позднее апреля.[4],[5]
4. Тест
Ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения:
1) 10%,
2) 15%,
3) 20%,
4) 6%.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ЭКМО, 2003;
2. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).
3. Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2002.
4. Дмитриев М. Э. «Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях» //Страна.ru, № 47, 2001.
5. Дон С., Михайлов А. «Нужен единый социальный налог» // Ведомости, 21.09.1999.
6. Донин Ю. Л. «Единый социальный налог в 2002 году» //Бух.1С, №2 (14) 2002.
[1] Гейц И.В. Единый социальный налог. Практическое руководство для бухгалтеров и налоговых инспекторов. – М., 2002.
[2] Налоговый кодекс РФ. Части вторая. М.: ЭКМО, 2003;
[3] Дон С., Михайлов А. «Нужен единый социальный налог» // Ведомости, 21.09.1999.
[4] Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).
[5] Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: ЭКМО, 2003;