Содержание

Введение                                                                                                    2

1. Политика, её сущность и роль в жизни общества                               3

2. Политика как наука и искусство                                                          7

3. Политизация жизни современного общества и её причины               11

Заключение                                                                                               13

Список литературы                                                                                  14

Введение

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порой судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал ещё в V в. до н. э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обречённого» взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда». [4, стр. 3]

1. Политика, её сущность и роль в жизни общества

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию её структурных элементов. Поскольку политика – прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым её элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на неё. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т. д.). Кроме того, в качестве субъектов политики могут выступать социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельная личность (политический лидер, просто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями). [3, стр. 16]

Политика существует в различных ипостасях (формах) – в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространённых препарирований (делений) политики – разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики – это её организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в её целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, её проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: «polity» («полити», или «полития»), «policy» («полиси») и  «politics» («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, её содержанию и политическому процессу. Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, т. е. как совокупность всех граждан страны, весь механизм осуществления власти. Иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.

Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятий политических решений. Полиси-исследования, как одно из направлений политической науки, стремятся выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают обязательные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти решения.

В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических акторов: партий, профсоюзов и т. д.

Политикс – это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, СМИ, заинтересованными группами и т. д., а также конфликтующими интересами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов. Полити (форма), полиси (содержание) и политикс (процесс) нередко называют измерениями политики, отражающими её важнейшие аспекты. [5, стр. 25-27]

В политике иногда выделяют три уровня её существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС  и т. п.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают её основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

- поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

- разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

- авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

- предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

- конституирование сложных социальных объектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т. е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определённых типов социальных систем функций. Это – поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др. Многообразие функций политики свидетельствует о её глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. [4, стр.15-19]

2. Политика как наука и искусство

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Правомерно возникает вопрос: в чём же специфика политологии по сравнению с другими многочисленными научными дисциплинами, изучающими политику? Для ответа на этот вопрос следует заметить, что политика как объект научного анализа изучается не только собственно политологией, но и, по крайней мере, ещё восьмью типами дисциплин обществоведческого знания: философией, социологией, психологией, антропологией, юриспруденцией, историей, культурологией и, наконец, политической экономией.

Многовековой процесс дифференциации (а затем и интеграции) обществоведческого знания, изучающего политические отношения, свидетельствует как о постепенной специализации политической мысли, так и многократном усложнении содержания и структуры политических институтов, требующем зачастую уже специального изучения лишь одной стороны политических объектов при условии относительного абстрагирования от других аспектов, как это произошло, к примеру, с социологией, формирование и применение аппарата которой к изучению политического сознания и общественного мнения во многом было обусловлено появлением таких новых институтов и структур, как демократические выборы и плебисциты, избирательные системы и представительные парламенты.

Политика как объект научного исследования имеет множество измерений и характеристик, поскольку она выступает в качестве одного из главных регуляторов социальных отношений, пронизывая многие другие сферы жизни общества и человека. Всесторонний анализ различных измерений политики обусловливает необходимость её междисциплинарного изучения, привлечения потенциала и инструментария всех общественных, гуманитарных, а в ряде случаев даже естественных и технических наук (биология, математика, кибернетика и т. д.). Многие разделы политического знания последовательно аккумулируют результаты междисциплинарных разработок смежных с политологией разделов обществознания: изучение политических институтов и норм тесно связано с правоведением; политических идеологий и учений – с философией; политических чувств и эмоций – с психологией; политических традиций и ценностей – с культурологией, а вопросы генезиса публичной власти и политики исследуются антропологией и этнографией. [1, стр.6-10]

Каждая политическая система характеризуется свойственной ей политической культурой. Последняя синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей, материализуется в институтах государственной власти и управления общественными делами. Обозначая существенную сторону политической реальности, категория политической культуры служит также инструментом познания и объяснения политических систем. Политико-культурный подход к изучению государств впервые разработан американскими политологами Г. Алмондой, С. Вербой, Л. Паям. Концепция политической культуры как категории исследования была «необычайно быстро принята сравнительной политологией». Она прочно вошла в культуру американской науки. Политико-культурный подход утвердился в качестве одного из методологических инструментов исследования политического общества также в отечественной науке.

Понятие «политическая культура» интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. В частности, в печати отмечалось более сорока её определений. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью её очертаний, «разлитостью во всём» политическом бытии, как и в целом культуры общества – во всём социальном.

Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной чёткостью прослеживается два наиболее общих концептуальных подхода. Один из них заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие «политическая культура» и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим: «Интернализация политической системы через познание, чувства и суждения её членов». Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов:

-         познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

-         аффективную ориентацию – ощущение связи, вовлечения, противодействия и т. д. по отношению к политическим субъектам;

-         оценочную ориентацию – суждение и мнение о политических объектах…

Как видно из изложенного, политическая культура – явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из её состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов. Думается, прав был Н. М. Кейзеров, критиковавший в своё время односторонность такого подхода. Однако его критика страдала иной односторонностью. Автором по сути подвергался сомнению субъективный, в том числе личностный, аспект политической культуры. А ведь он очевиден. Не считаясь с ним, невозможно осмыслить данный сложнейший феномен. Характерно, что первоначальным толчком к изучению политической культуры послужили опросы общественного мнения с целью выяснения индивидуального отношения граждан к политической системе в США и ряде других стран.

Другой подход в определении политической культуры сформулирован советскими авторами. В его основе – понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере политики. На первый взгляд, такой подход абстрактен. Однако можно говорить о разумной абстракции методологического характера, позволяющей охватить наиболее существенные признаки исследуемой категории. Вот одно из развёрнутых определений, данных в литературе в рамках рассматриваемого подхода: «Политическая культура – это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определённой системе политических отношений и политической деятельности. [2, стр. 379-381]

3. Политизация жизни современного общества и её причины

Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т. д.

Ещё более широкий взгляд на сферу распространения политики выражает американский политолог Д. Хелд. Трактуя политику как «борьбу за организацию человеческих возможностей», он утверждает, что она является «составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества», а не только деятельностью правительства.

Представляется, что приведённые выше трактовки политики отмечают её важнейшие социальные индикаторы (показатели): власть, авторитет, организацию, управление.

Отмеченные выше индикаторы политики отражают её статику, важнейшие постоянно воспроизводимые черты. В то же время политика достаточно динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причём порою, казалось бы, даже не сугубо личные, интимные области. Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика – это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования, так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект – делает их объектом воздействия публичной власти. Одна и та же общественная ассоциация нередко имеет и политический, и экономический, и культурный, и религиозный аспекты. Так, например, промышленная корпорация, занимающаяся экономической деятельностью, создающая материальные ценности, в то же время может оказывать финансовую и иную поддержку определённой политической партии и субсидировать культурный или научный фонд.

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека, который есть одновременно существо и экономическое – производитель и потребитель материальных ценностей, и политическое – гражданин государства, член партии или другой ассоциации, и социальное – представитель социальной группы, и культурное – носитель определённых идей, ценностных ориентаций и традиций, и религиозное – приверженец определённых религиозных верований или атеист. [4, стр. 19-21]

Заключение

Термин «политическая наука» употребляется для обозначения особой академической дисциплины, которая оформилась после второй мировой войны. Её повсеместное признание в большинстве стран мира связано с образованием в 1949 г. Международной ассоциации политических наук. С тех пор политология стала важным фактором воспитания полноценных граждан. На Западе она вошла во все университетские программы.

Глубокое изучение политики важно для более широкого понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у индивида умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина,  кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т. д. [3, стр.3]

Список литературы

1.     Дегтярев А. А. Основы политической теории: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1998. – 239 с.

2.     Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд., доп. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.

3.     Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 432 с.

4.     Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 447 с.

5.     Тавадов Г. Т. Политология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2002. – 368 с.