Содержание


Конституционное право. 3

1. Гражданство: понятие, конституционные принципы гражданства России. "Двойное гражданство". 3

1.1.Основания приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству. 4

2.Правовые формы защиты конституционных нрав и свобод человека и гражданина. 6

Задача. 8

Административное право. 8

1.  Административная ответственность. 8

1.1.  Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. 8

1.2.  Законодательные основы административной ответственности. 9

1.3. Освобождение от административной ответственности. 10

2.  Административное правонарушение. 10

2.1.  Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. 10

2.2.  Состав административного правонарушения. Элементы и виды административных составов. 11

3.  Административные взыскания. 13

3.1.  Понятие и виды административных взысканий. 13

3.2.  Характеристика отдельных административных взысканий. Особенности и условия правомерности  их применения. 14

Задача 1. 15

Задача 2. 16

Решение. 16

Финансовое (налоговое) право. 16

1 .Объекты налогообложения. 16

2.Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. 17

3. Изменение срока уплаты налогов и спорой. 19

4. Требование об уплате налогов и сборов. 21

5.Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. 21

6. Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. 22

Задача 1. 23

Задача 2. 23

Список использованной литературы.. 24

Конституционное право

1. Гражданство: понятие, конституционные принципы гражданства России. "Двойное гражданство".

Гражданство является  одним из важнейших элементов правового статуса личности, а так же главной предпосылкой  обязанности государства  защищать права и свободы личности.

Впервые в законодательстве Российской Федерации Федеральный закон «О гражданстве РФ»  от 31 мая 2002 года дается  легальное определение гражданства.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

Принципы гражданства.

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. 4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. 5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. 6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.   Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

 Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Двойное гражданство   -   наличие   у   гражданина  Российской  Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В та­ком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают од­новременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не толь­ко права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким ли­цам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным за­коном или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответству­ющего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.


1.1.Основания приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

 Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

 Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

 Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

 Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

 Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

 Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.  В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Основаниями  прекращения гражданства Российской Федерации являются:

Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 Выход из гражданства Российской Федерации

 Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.  Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.


2.Правовые формы защиты конституционных нрав и свобод человека и гра­жданина.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуще­ствлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет глав­ное назначение судебной системы. Следовательно, в гаран­тировании прав и свобод участвует весь механизм государ­ства, все органы государственной власти. Различают следующие формы защиты конституционных прав и свобод.

Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защи­ту прав и свобод существует право человека и самому защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом. Способы самозащиты многообразны: обжало­вание действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных орга­низаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии предоставил гражданам возможность при­обретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необ­ходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит при­менению в отношении женщин, инвалидов, несовершенно­летних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав­лено и право на приобретение оружия.

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эф­фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо­гут быть обжалованы любые решения и действия (или без­действие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стра­не, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обра­щаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Рос­сийской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жа­лоба может быть подана после отказа лицу во всех судеб­ных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пак­том о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жало­бы, если они не анонимны и не представляют собой зло­употребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой меж­дународного разбирательства и исчерпало ли лицо все дос­тупные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том. что жалоба доводится до сведения соответствующего госу­дарства, а государство обязано в шестимесячный срок пред­ставить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых ме­рах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует еже­годный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в ко­тором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европей­ский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соот­ветствии с Европейской Конвенцией о защите прав челове­ка и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоя­тельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкова­нием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В -состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как госу­дарство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны бее внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончатель­ный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нару­шения прав может быть назначено "справедливое возмеще­ние".

Задача

Супруги - граждане Российской Федерации - выехали на постоянное место жительства в США. Прожив в Америке 7 лет, супруги приобрели гражданство США. В Америке у них родился ребенок. Какие факты следует учитывать и ка­кими нормативными актами необходимо руководствоваться при решении вопро­са: "Является ли ребенок гражданином Российской Федерации"? Что следует по­нимать под "двойным гражданством"?

 

Решение.

В данном случае супруги выехав на постоянное место жительства в Америку не прекратили  гражданство РФ. В соответствии со ст. 12 ФЗ О гражданстве РФ Ребенок  приобретает  гражданство  Российской  Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба  его  родителя  или  единственный  его  родитель  имеют гражданство Российской  Федерации  (независимо  от  места  рождения ребенка). Таким образом можно сказать, что у ребенка двойное гражданство.                                                      

В соответствии со ст. 3 ФЗ О гражданстве РФ двойное гражданство   -   наличие   у   гражданина  Российской  Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

 

 

 

Административное право

1.  Административная ответственность.

1.1.  Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности.

Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения и которая выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия виновным лицам.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, выражающийся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.

Административная ответственность представляет собой администра­тивное принуждение в виде применения уполномоченным органом (дол­жностным лицом) административного наказания к лицу, совершивше­му административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты дея­тельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий харак­тер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организует­ся на принципах:

- законности;

-равенства перед законом;

-   целесообразности ответственности;

-неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

-индивидуализации мер ответственности;

-гласности.

Особенности административной ответственности, которые позволя­ют установить ее отличие от других видов ответственности:

-административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о тру­де, подзаконными актами, которые устанавливают особенности поло­жения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответ­ственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

-основанием административной ответственности является администра­тивное правонарушение (основанием уголовной ответственности явля­ется преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, ма­териальной - причинение материального вреда);

-субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

-за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дис­циплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

- административные наказания применяются широким кругом уполно­моченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, мест­ного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственнос­ти определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; ма­териальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

- применение административного наказания не влечет судимости и уволь­нения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвер­гнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисципли­нарного взыскания - увольнение с работы);

- меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об ад­министративных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисцип­линарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).


1.2.  Законодательные основы административной ответственности.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочии федеральных органов государственной власти, органов власти субъек­тов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с феде­ральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ве­дения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеет форму зако­на; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.

Ответственность за административные правонарушения наступа­ет на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за адми­нистративные правонарушения, имеют обратную силу, то есть расп­ространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих ак­тов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования — предприятия, уч­реждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим администра­тивную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях  он состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части консти­туируется сам институт административной ответственности, в Осо­бенной части дается классификация административных правонару­шений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение, дается  порядок  производства по административным правонарушениям.

1.3. Освобождение от административной ответственности.

При    малозначительности    совершенного    административного  правонарушения  судья,  орган,  должностное  лицо,  уполномоченные  решить  дело об административном правонарушении,  могут освободить  лицо,     совершившее    административное    правонарушение,    от   административной ответственности и ограничиться устным замечанием

2.  Административное правонарушение.

2.1.  Понятие и признаки административного правонарушения как фактического основания административной ответственности.

В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которым; устанавливается и применяется административная ответственность Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание

признаки ад­министративного правонарушения

 а) антиобществен­ность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть актив­ное невыполнение обязанности, законного требования, а также нару­шение запрета (например, нарушение прав охоты, неостановка транс­портного  средства  по  требованию  уполномоченного  должностного лица ГАИ и т.д.).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (напри­мер, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие зем­лепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и без­действием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщест­венным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государ­ства. Какое деяние в рамках института административной ответствен­ности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, наруша­ющего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципи­ально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно1 или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также отно­сится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

 

2.2.  Состав административного правонарушения. Элементы и виды административных составов.

Признаки административного правонарушения следует отли­чать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При нали­чии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к админист­ративной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совер­шение им административного правонарушения, но это лицо не подле­жит административной ответственности, ибо в его действии нет соста­ва административного правонарушения, так как субъектом его при­знаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения необхо­димо для отграничения административных правонарушений от смеж­ных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодатель­стве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава администра­тивного правонарушения, но его содержанием обосновывается право­мерность и сущность такого понятия. Состав административного пра­вонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

В литературе иногда понятие состава административного право­нарушения подменяется признаками административного правонару­шения, утверждается, что состав административного правонарушения — «это нормативно закрепленная система признаков, с помощью ко­торой деяние определяется как административный поступок».

Признаками (элементами) состава административного правона­рушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъектив­ная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответствен­ности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нор­мы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. На­пример, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на обществен­ный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не уста­навливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные обществен­ные отношения, урегулированные многими отраслями права (граж­данского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной сторо­ны административного правонарушения законодатель во многих слу­чаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера со­вершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержа­ние объективной стороны может включать характер действия или без­действия — неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признаются:

- граждане,

- организации.

- должностные лица,

- военнослужащие,

- иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к  моменту   совершения   административного  правонарушения  возраста  шестнадцати лет.   Административной  ответственности  подлежит должностное лицо в случае  совершения  им  административного правонарушения в связи с  неисполнением   либо   ненадлежащим  исполнением  своих  служебных  обязанностей.                                                     

Под должностным лицом понимается    лицо,   постоянно,   временно   или  в соответствии  со  специальными  полномочиями  осуществляющее  функции  представителя  власти,   то   есть  наделенное  в установленном  законом  порядке  распорядительными  полномочиями в отношении лиц,  не находящихся в  служебной   зависимости  от  него,   а  равно  лицо,   выполняющее  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные  функции    в    государственных    органах,    органах    местного  самоуправления,  государственных и муниципальных  организациях,  а  также  в Вооруженных Силах Российской Федерации,  других войсках и  воинских   формированиях   Российской    Федерации.    Совершившие  административные    правонарушения    в    связи   с   выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных  функций руководители и другие работники иных организаций,  а также  лица,   осуществляющие   предпринимательскую   деятельность    без  образования     юридического    лица,    несут    административную  ответственность как должностные лица,  если законом не установлено  иное.                       

Субъективная сторона административного правонарушения  - психическое отношение  субъекта  к противоправному действию или бездействию и  его  последствиям. оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Административное  правонарушение  признается  совершенным  умышленно,  если лицо,  его совершившее,  сознавало противоправный  характер  своего  действия  (бездействия),  предвидело его вредные  последствия и желало наступления таких последствий или сознательно  их допускало либо относилось к ним безразлично.                    

Административное  правонарушение признается совершенным по  неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий своего действия (бездействия),  но  без  достаточных  к тому  оснований  самонадеянно  рассчитывало на  предотвращение  таких  последствий  либо не предвидело возможности  наступления  таких  последствий,   хотя  должно  было  и могло  их   предвидеть.                    

3.  Административные взыскания.

3.1.  Понятие и виды административных взысканий.

Административное взыскание -  мера ответственности за административное правонарушение.  Применяется в целях:

- воспитания лица совершившего  административное  правонарушение,

- предупреждения совершения  новых правонарушений,

- предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Статья 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает следующие виды администра­тивных наказаний:

1)  предупреждение;2)  административный штраф;3)  возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;4)  конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;5)  лишение специального права, предоставленного физическому лицу;6)  административный арест;7)  административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Предупреждение и административный штраф могут вводиться и  применяться на основании законов субъектов РФ об администра­тивной ответственности.

Данная система административных наказаний характеризует­ся рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодатель­но установленным перечном административных наказаний, что позволяет обеспечить  единообразное понимание и применении данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания.   За конкретное  административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительный наказаний,  указанных в санкции применяемой статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях Одновременное применение двух основных либо двух дополни­тельных наказаний не допускается.

Предупреждение применяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установи ленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщственного характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

3.2.  Характеристика отдельных административных взысканий. Особенности и условия правомерности  их применения.

Предупреждение является административным наказанием и  может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного да, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном).

Административный штраф — денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы в нежных средств.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда — МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения. Эта величина  является постоянной и корректируется с учетом инфляции законом РФ. Во-вторых, размер штрафа может соответствовать кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. В-третьих, штраф может быть равен сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо сумме незаконной валютной операции. В-четвертых, размеры штрафов в сфере таможенного регули­рования определяются в величинах кратного размера стоимости  товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами  административного правонарушения, либо в величинах кратной суммы, неуплаченных таможенных платежей.

Размер административного штрафа не может быть менее одной 1 десятой МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения. Содержание этого вида админи­стративного наказания состоит в: а) принудительном изъятии орудия или предмета администра­тивного правонарушения у правонарушителя;  б) последующей его реализации; в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вы-Iчетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов. Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения. Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собствен­ность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений.

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отно­шении водителей транспортных средств. В соответствии с Феде­ральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 де­кабря 1995 г. виды правонарушений, влекущих в качестве меры Ответственности лишение права на управление транспортными Средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение во­дительских прав предусматривается Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортны­ми средствами водителями, находящимися в состоянии опьяне­ния, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплу­атации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем  в состоянии опьянения. Лишение права охоты применяется за нарушение правил охоты.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как вле­зет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного на­казания: для водителя-профессионала запрет на определенный . срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в те­чение   установленного   срока   управлять   принадлежащим   ему транспортным средством.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь; в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства за­ключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом само­стоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы РФ как мера адми­нистративного наказания устанавливается в отношении иностран­ных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в слу­чае совершения ими административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет). Осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Задача 1. 

Гр.Пиконорова перегоняла через дорогу' корову, теленка, гусей. Корова и теленок перешли дорогу спокойно, а гуси стали метаться по проезжей части до­роги. В это время по шоссе двигался микроавтобус. Водитель пытался затормо­зить, однако, после дождя дорога была мокрой, резкого торможения не произош­ло. Под колеса микроавтобуса попали два гуся. Хозяйка унесла задавленных гу­сей домой, водитель продолжил движение.

Имеется ли в данном случае состав административного правонарушения? Дате правовую оценку ситуации.


Решение

В данном случае нет состава административного  правонарушения. В соответствии со ст. 2.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях  водитель  действовал в состоянии крайней необходимости. Не  является административным правонарушением причинение лицом  вреда    охраняемым   законом   интересам   в  состоянии   крайней  необходимости,  то есть для устранения опасности,  непосредственно  угрожающей личности и правам данного лица или других лиц,  а также  охраняемым  законом  интересам общества или государства,  если эта  опасность   не   могла  быть  устранена  иными  средствами  и если  причиненный вред является менее значительным,  чем предотвращенный   вред.    

Задача 2.

 За появление в нетрезвом виде в общественном месте на гр.Анисимова был наложен административной комиссией штраф в сумме, равным двум мини­мальным размерам оплаты груда. Анисимов штраф в срок не уплатил, за что ад­министративная комиссия вынесла второе постановление и заменила штраф ис­правительными работами.

Правомерны ли действия административной комиссии? Проанализируйте си­туацию.

Решение.

В данном случае  административная комиссия поступила неправильно. В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях Административный   штраф   должен   быть  уплачен  лицом,  привлеченным   к  административной  ответственности,   не  позднее  тридцати   дней   со   дня  вступления  постановления  о наложении  административного  штрафа  в законную  силу  либо со дня истечения  срока  отсрочки или срока рассрочки. В соответствии со ст. 32.2. п. 4 при    неуплате    административного   штрафа   в  срок, копия постановления о  наложении  административного штрафа направляется судьей,  органом,  должностным лицом, вынесшими постановление:  в отношении физического лица - в организацию,  в которой лицо,  привлеченное к административной ответственности,  работает, учится  либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа  из его заработной платы,  вознаграждения, стипендии, пенсии или из   иных доходов

 

Финансовое (налоговое) право

1 .Объекты налогообложения.

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, со­бытия, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта запла­тить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг). ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.). «В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты Таким основанием взимания налога

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложения могуч являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога» (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ).

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу г определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не _ может вызвать обязанность платить налог. Смысл определения, данного в НК РФ, в том, что объектом налогообложения является фактическое основание экономического характера, с которым законодательство  связывает возникновение обязанности по уплате налога.

2.Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговая обязанность наличествует с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, пре­дусматривающих уплату конкретного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ). Таковыми обстоятельствами являются:

а) наличие признаков субъекта конкретного налога или сбора, определенных во второй части НК РФ и в специальных налоговых законах. Так, например, субъектом налога на прибыль предпри­ятий, организаций являются российские юридические лица, осу­ществляющие  коммерческую  (предпринимательскую) деятель­ность, а также иностранные организации, осуществляющие пред­принимательскую деятельность на территории Российской Феде­рации;

б) наличие объекта конкретного налога или сбора — прибыли, дохода,   имущества,   операций  по  реализации  товаров  (работ, услуг), иного объекта налогообложения (ст. 38 НК РФ);

в)  наличие необходимой связи между субъектом и объектом налога. Например, по налогу на наследование такой необходимой связью явится принятие наследства, сумма которого превышает 850МРОТ;

г) наступление срока уплаты налога или сбора. Сроки уплаты налогов (сборов) устанавливаются применительно к каждому на­логу (сбору) во второй части НК РФ и могут определяться различ­ными способами. Пункт 3 ст. 57 НК РФ предусматривает в каче­стве таковых:

— календарную дату;

— истечение периода времени (год, квартал, месяц, декада, не­деля, день);

— событие, которое должно наступить (например, выигрыш на бегах);

—  действие, которое должно быть совершено (например, за­ключение договора дарения)[1].

В отношении совершения действий сроки могут быть опреде­лены только НК РФ применительно к каждому действию.

Особо регулируется ситуация в отношении тех налогов, кото­рые рассчитываются налоговыми органами, правила определения сроков уплаты налогов применяются с учетом действия налогово­го уведомления (п. 4 ст. 57). Правила определения сроков уплаты налогов, исчисляемых пе­риодами времени (годами, кварталами, месяцами, неделями или днями), установлены в ст. б1 НК РФ[2].

Существенным для определения сроков уплаты налогов явля­ется абзац седьмой ст. б1 — действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Следует отличать прекращение налоговой обязанности и нало­гового правоотношения. Исполнение налоговой обязанности не прекращает налоговое правоотношение, которое, будучи сложно организованным, может быть продолжено исполнением налого­плательщиком обязанности по налоговому декларированию либо реализацией контрольных полномочий налоговых органов в тече­ние трех последующих лет.

Налоговая обязанность прекращается в порядке и случаях, прямо предусмотренных в п. 3 ст. 44 НК РФ.

1. Уплата налога или сбора плательщиком. По своей сути это случай непосредственного исполнения налоговой обязанности. Несмотря на то что НК РФ предписывает налогоплательщику (плательщику сбора) осуществить уплату налога (сбора), представ­ляется, что исполнение налоговой обязанности может быть осу­ществлено и иными лицами: представителем плательщика; нало­говым агентом; налоговым органом в порядке зачета; лицом, упол­номоченным органом опеки и попечительства (ст. 51 НК РФ); ликвидационной комиссией; иным заинтересованным лицом по таможенным платежам; правопреемником налогоплательщика в результате реорганизации; исполнение может состояться также на основании судебного решения либо решения налогового органа без участия налогоплательщика (плательщика сбора)[3].

2. Возникновение обстоятельств, с которыми налоговое за­конодательство связывает прекращение налоговой обязаннос­ти. Примером таких обстоятельств может явиться списание без­надежных долгов (ст. 59).

Нельзя не упомянуть о таком практикуемом исполнительными органами'способе исполнения налоговой обязанности, как взаимо­зачет. Взаимозачет представляет собой погашение взаимных обя­зательств: бюджета перед налогоплательщиком (например, неоп­лата государственного заказа) и налогоплательщика перед бюдже­том (недоимка). Погашение взаимных долгов происходит путем использования процедуры реструктуризации долгов. Эта процеду­ра была предусмотрена, например, в Постановлении Правительст­ва РФ от 14 февраля 1998 г. № 395 «Об утверждении Правил про­ведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридичес­ких лиц перед федеральным бюджетом». Следует отметить, что правовая база такого способа исполнения налоговой обязанности несколько противоречива. Во-первых, в самом Налоговом кодексе нет указания на допустимость подобной процедуры, во-вторых, налоговая обязанность прекращается только при наличии основа­ний, установленных в налоговом законодательстве (п. 1 ст. 44). Вместе с тем в ст. 235 Бюджетного кодекса допускается осущест­вление финансирования расходов путем зачета денежных средств при наличии встречных обязательств между бюджетом и получа­телем бюджетных средств, однако после вступления в силу изме­нений в Бюджетный кодекс РФ бюджетные зачеты в отношении недоимок по налогам производиться не могут.[4]

3.  Смерть налогоплательщика либо признание лица умер­шим в порядке, предусмотренном гражданским законодатель­ством. В этом случае, согласно Налоговому кодексу, происходит погашение недоимки по поимущественным налогам  в пределах стоимости наследственного имущества. В ранее действующем За­коне об основах налоговой системы отсутствовало указание на лицо, признанное умершим, теперь этот пробел ликвидирован. Од­нако НК РФ не определяет, кто и в каком порядке должен осуще­ствить погашение недоимки. Вряд ли наследники должны быть признаны налогоплательщиками по долгам наследодателя, у них возникает своя налоговая обязанность (по налогу на наследова­ние). Одно и то же имущество не может рассматриваться объектом двух разных налогов1. Представляется, что такая недоимка долж­на удерживаться в особом порядке уполномоченными государст­венными органами на этапе, предшествующем вступлению граж­данина в наследство. При этом налоговое законодательство долж­но корреспондировать наследственному праву.

Вместе с тем теперь по сравнению с Законом об основах нало­говой системы в НК РФ отсутствует указание на то, что налоговая обязанность прекращается в случае смерти лица только в отноше­нии тех налогов, уплата которых требует личного участия граж­данина. Таким образом, после смерти лица подоходный налог при начислении налоговым агентом причитающейся умершему зара­ботной платы взиматься уже не должен.

4. Ликвидация организации-налогоплательщика. Выделе­ние этого основания прекращения налоговой обязанности в каче­стве самостоятельного касается только банкротства (несостоятель­ности). Если в процессе ликвидации организации ликвидацион­ная комиссия уплачивает налоги, то это охватывается первой ситуацией. При осуществлении банкротства возникает четвертая ситуация — погашение недоимки, как и иных обязательств, в силу недостаточности имущества (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

Таким образом, прекращение налоговой обязанности может быть осуществлено двумя способами: а) собственно исполнением налоговой обязанности — уплатой налога (сбора); б) погашением недоимки в силу прямого указания НК РФ либо обстоятельств, предусмотренных в налоговом и ином законодательстве.

Впервые в истории российского налогового законодательства НК РФ допустил ситуацию приостановления исполнения налого­вой обязанности. В п. 3 ст. 51 такое приостановление исполнения налоговой обязанности предусмотрено в отношении физических лиц, признанных безвестно отсутствующими либо недееспособны­ми.

3. Изменение срока уплаты налогов и спорой.

Глава 9 НК РФ регулирует порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов, а также пеней. Само перенесение сроков уплаты налогов на более поздние сроки (отсрочка уплаты налогов) явля­ется отступлением от установленного порядка исполнения налого­вой обязанности, а значит, может осуществляться в строгих рам­ках специальных процедур, гарантирующих бюджет от сущест­венных финансовых потерь[5]. В процессе надлежащего применения таких процедур у налогоплательщика не образуется недобросо­вестного неисполнения налоговой обязанности, следовательно, у налоговых органов не возникают основания для приведения в дей­ствие механизма принудительного исполнения налоговой обязан­ности (ст. 46-48 НК РФ) и привлечения к ответственности за на­рушение налогового законодательства. Вместе с тем следует отме­тить, что у налогоплательщика возникает все-таки задолженность (п. 2 ст. 61), т.е. недоимка (сумма налога или сумма сбора, не уп­лаченная в установленные налоговым законодательством сроки)1. В зависимости от последующего развития событий она погашается добровольно либо принудительно с привлечением к ответственнос­ти по Налоговому кодексу (ст. 122). Следует понимать, что отсроч­ка уплаты налога вовсе не является налоговой льготой (преиму­ществом)2, а скорее дополнительным обременением налогопла­тельщика, на которое он вынужден соглашаться. Более того, отсрочка уплаты налога приравнивается законодателем к получе­нию налогоплательщиком кредита от государства и, как следст­вие, предполагается плата за пользование бюджетными средст­вами.

Допущение отсрочки уплаты налогов — мера вынужденная и для бюджета[6]. Государство учитывает реалии: фактическое плачев­ное имущественное положение налогоплательщиков, собственное негативное воздействие, социальную значимость деятельности ор­ганизации и др. Но возможность уплачивать налоги в более позд­ние сроки обставлена такими условиями, что налогоплательщику экономически выгодно платить налоги в срок или, по крайней мере, не нарушать условий полученной отсрочки.

Подобный жесткий подход законодателя к изменению сроков уплаты налога объясняется потерями бюджета, которые возника­ют при просрочке уплаты налогов, и проблемами своевременного финансирования осуществления государственных функций, в том числе выплаты заработной платы в бюджетной сфере.

Институт изменения сроков уплаты налогов имеет достаточно непростую правовую природу. Совершенно очевидно, что он зани­мает пограничное положение между налоговым и бюджетным пра­вом, кроме того, он включает в себя и нормы гражданского права. Несмотря на то что институт достаточно обособленно присутствует в Налоговом кодексе, было бы неверным относить его исключи­тельно к налоговому праву.

Представляется, что российский налогоплательщик не наделен конституционным правом на отсрочку уплаты налога. Например, по Конституции РФ он может требовать соблюдения законности в установлении налогов, неприменения обратной силы налоговых законов, ухудшающих его положение. Но право на отсрочку уп­латы из Конституции РФ не вытекает, и государство может вооб­ще отказаться от этого института, изъяв главу 9 из Налогового кодекса.

Изменение сроков уплаты налогов есть не что иное, как вре­менный добровольный отказ государства от получения доходов бюджетов и использования бюджетных средств, следовательно, именно в рамках бюджетного процесса может определяться раз­мер и порядок временного отказа, предусматриваться механизм, нивелирующий отрицательные последствия неполучения доходов бюджетов.

И действительно, вступивший в силу с 1 января 2000 г. Бюд­жетный кодекс РФ содержит свод правил предоставления отсроч­ки уплаты налогов.

Во-первых, изменение сроков уплаты налогов возможно в сле­дующих формах:

1)  отсрочка уплаты;

2)  рассрочка уплаты;

3)  налоговый кредит (п.  5 ст. 53, п. 4 ст.  59, п. 4 ст. 64 БК РФ).

Во-вторых, уполномоченными органами, предоставляющими отсрочки уплаты налогов в бюджеты, являются органы исполни тельной власти — федеральные (п. 5 ст. 53 БК РФ), региональные (п. 4 ст. 59 БК РФ), органы местного самоуправления (п. 4 ст. 64 БКРФ).

В-третьих, отсрочка уплаты налогов предоставляется в преде­лах лимитов, определенных соответствующим актом об утвержде­нии бюджета1.

В-четвертых, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов приравниваются к бюджетным кредитам (ст. 69 БКРФ).

В-пятых, отсрочка уплаты налогов производится в соответст­вии с налоговым законодательством (п. 5 ст. 53 БК РФ)[7].

При сопоставлении норм Бюджетного и Налогового кодексов обнаруживается ряд несоответствий, которые нуждаются в толко­вании.

Согласно ст. 61 Налогового кодекса, изменение сроков уплаты налогов возможно в форме: 1) отсрочки; 2) рассрочки; 3) налого­вого кредита; 4) инвестиционного налогового кредита[8].

Отсрочка уплаты может быть осуществлена как в отношении всей суммы, подлежащей уплате, так и в отношении части суммы.

Аналогично отсрочке уплаты налогов в бюджеты осуществля­ется изменение сроков уплаты единого социального налога в госу­дарственные внебюджетные фонды.

Уполномоченными органами, предоставляющими отсрочку уплаты налогов, являются:

— финансовые органы;

— таможенные органы;

— судебные органы, осуществляющие контроль за уплатой го­сударственной пошлины;

—  органы государственных внебюджетных фондов (п. 7 ст. 61, ст. 63).

При этом полномочия таможенных органов касаются только налогов и сборов, взимаемых в связи с пересечением товаров та­моженной границы Российской Федерации, полномочия органов государственных внебюджетных фондов —части единого социаль­ного налога, уплачиваемого в соответствующий фонд, судебных органов — исключительно государственной пошлины.

Полномочия финансовых органов распределяются соответст­венно уровню власти: финансовые органы предоставляют отсроч­ки по уплате тех налогов и сборов, которые зачисляются в бюдже­ты, исполняемые этими финансовыми органами.

Так, полномочия Министерства финансов РФ охватывают фе­деральные налоги и сборы в той части, в которой они зачисляются в федеральный бюджет, а также региональные и местные налоги в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Полномочия финансовых органов субъектов РФ и муници­пальных образований точно так же охватывают как федеральные, так и региональные и местные налоги в части, зачисляемой в со­ответствующие бюджеты2. В этом проявляется еще одно отличие налоговой льготы от отсрочки от уплаты налога: субъекты РФ и муниципальные образования налоговые льготы предоставляют только по соответственно региональным или местным налогам (ст. 12 НК РФ).

В Налоговом кодексе содержится перечень обстоятельств, ис­ключающих предоставление отсрочки уплаты налогов:

1)  наличие возбужденного уголовного дела по признакам пре­ступления, связанного с нарушением налогового законодатель­ства;

2)  проведение производства по делу о налоговом правонаруше­нии либо по делу об административном правонарушении, связан­ном с нарушением налогового законодательства;

3)  имеющиеся достаточные основания полагать, что лицо вос­пользуется изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогооб­ложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62).

 

4. Требование об уплате налогов и сборов.


Требованием   об   уплате  налога  признается  направленное  налогоплательщику  письменное  извещение  о   неуплаченной   сумме  налога,  а  также  об  обязанности  уплатить  в установленный срок  неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.                 

Требование  об уплате налога направляется налогоплательщику  при наличии у него недоимки.                                      

Требование  об уплате налога направляется налогоплательщику  независимо от  привлечения  его  к  ответственности  за  нарушение  законодательства о налогах и сборах.                              

Требование об уплате налога  должно  содержать  сведения  о  сумме  задолженности  по  налогу,  размере  пеней,  начисленных на  момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного  законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования,   а  также  мерах  по  взысканию налога   и  обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.

Во всех  случаях  требование должно содержать подробные данные  об основаниях взимания налога,  а также ссылку на положения закона  о  налогах,  которые  устанавливают  обязанность налогоплательщика  уплатить налог.                                                    

Требование  об уплате налога направляется налогоплательщику  налоговым   органом   по   месту  его  учета.   Форма   требования  утверждается  Министерством  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам.                                                            

5.Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сбо­ров.

Исполнение  обязанности  по  уплате  налогов и сборов может  обеспечиваться   следующими    способами:    залогом    имущества,  поручительством,  пеней,  приостановлением  операций  по  счетам в  банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть  обеспечена залогом.                                                

Залог  имущества  оформляется  договором  между   налоговым  органом   и   залогодателем.  Залогодателем  может  быть  как  сам  налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате  налогов  обязанность  по  уплате  налогов  может  быть  обеспечена  поручительством.                                                  

В   силу   поручительства   поручитель   обязывается  перед  налоговыми  органами  исполнить  в   полном   объеме   обязанность  налогоплательщика  по уплате налогов,  если последний не уплатит в  установленный срок причитающиеся суммы  налога  и  соответствующих  пеней.                                                            

Поручительство оформляется  в   соответствии   с   гражданским  законодательством  Российской  Федерации договором между налоговым  органом и поручителем.      

Пеней признается денежная  сумма,  которую налогоплательщик,  плательщик сборов или налоговый  агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм  налогов  или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с  перемещением   товаров   через   таможенную   границу   Российской  Федерации,   в   более   поздние  по  сравнению  с  установленными Приостановление  операций по счетам в банке применяется для  обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора,  если  иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.  Приостановление  операций  по  счетам  налогоплательщика  -  организации  в   банке  означает  прекращение  банком  всех  расходных операций по данному  счету,

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения  решения о взыскании  налога  признается  действие  налогового  или  таможенного  органа  с  санкции  прокурора  по  ограничению  права  собственности налогоплательщика  -  организации  в  отношении  его  имущества.                                                        

Арест имущества    производится    в    случае    неисполнения  налогоплательщиком    -   организацией   в   установленные   сроки  обязанности по  уплате  налога  и  при  наличии  у  налоговых  или  таможенных  органов достаточных оснований полагать,  что указанное  лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество законодательством о налогах и сборах сроки. 

6. Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Сумма излишне уплаченного налога  подлежит  зачету  в  счет  предстоящих  платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,  погашения недоимки  либо  возврату  налогоплательщику  Зачет  или  возврат  суммы   излишне   уплаченного   налога  производится,   если   иное  не  установлено  настоящим  Кодексом,  налоговым органом по месту учета налогоплательщика без  начисления  процентов  на  эту  сумму.

Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в  налоговый  орган  по  месту учета налогоплательщика о всех излишне  уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих  налогов или были возвращены таможенными органами Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о  каждом  ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и  сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца  со  дня  обнаружения такого факта.                                         

В случае обнаружения  фактов,  свидетельствующих  о  возможной  излишней   уплате   налога,   налоговый   орган  вправе  направить  налогоплательщику  предложение  о  проведении  совместной  выверки  уплаченных  налогов.  Результаты  такой выверки оформляются актом,  подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком

Сумма   излишне   взысканного   налога   подлежит  возврату  налогоплательщику.  В случае наличия у налогоплательщика  недоимки  по   уплате   налогов   и   сборов  или  задолженности  по  пеням,  причитающимся  тому  же  бюджету  (внебюджетному  фонду),  возврат  налогоплательщику  излишне  взысканной  суммы  производится только  после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).            Решение   о   возврате  суммы  излишне  взысканного  налога  принимается налоговым органом на основании  письменного  заявления  налогоплательщика,  с которого взыскан этот налог,  в течение двух  недель со дня  регистрации  указанного  заявления,  а  судом  -  в  порядке искового судопроизводства.  Заявление о  возврате  суммы  излишне  взысканного  налога   в  налоговый  орган может быть подано в течение одного месяца со дня,  когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания  с  него  налога,  а  исковое заявление в суд - в течение трех лет,  начиная со дня,  когда лицо узнало или должно было узнать о  факте  излишнего взыскания налога.

В случае признания факта  излишнего  взыскания  налога  орган,  рассматривающий  заявление налогоплательщика,  принимает решение о  возврате излишне взысканных сумм налога,  а также процентов на эти  суммы.

Задача 1.

Детский оздоровительный лагерь является обособленным подразделением ЗАО. находится па отдельном балансе, имеет расчетный счет, не является юри­дическим лицом. Доход, полученный от реализации путевок, расходуется на ре­монт, оплату электроэнергии, транспорт, зарплату и т.д.

Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации пу­тевок в детские оздоровительные учреждения?


Решение.

Доходы, полученные от реализации пу­тевок в детские


оздоровительные учреждения облагается налогом на прибыль предприятий.

Задача 2.

Можем ли Госналогинспекция применять санкции к налогоплательщикам, если произошла задержка в уплате налогов но вине банка? (В соответствии с платежными поручениями банк списывал с расчетных счетов предприятий де­нежные средства в уплату налогов, зачислял их на корреспондентский счет бан­ка, по не перечислял на бюджетный счет из-за отсутствия денежных средств у банка на корреспондентском счете в РКЦ.)


Решение

Госналогинспекция не вправе  применять санкции к налогоплательщикам если произошла задержка в уплате налогов но вине банка

В соответствии со ст. 15 Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации В случае  неисполнения (задержки исполнения) по  вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с  этого учреждения взыскивается  в установленном  порядке пени  в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога  за каждый день просрочки  платежа начиная с  установленного срока  уплаты выявленной  задержанной суммы налога. Взыскание пени не  освобождает банк или кредитное  учреждение от других видов ответственности.                                     Предприятия  обязаны  правильно  удерживать  подоходный  налог  с доходов,  выплачиваемых   ими   физическим  лицам,   и   своевременно  перечислять  удержанные  суммы  в   бюджет.






Список использованной литературы

Нормативные правовые акты


Кодекс РФ  Об административных наказания. – М.: Юрист, 2004.

Налоговый кодекс Российской Федерации. – Ч.1,2. – М.: Норма, 2004.

Федеральный закон «О гражданстве РФ» от  31 мая 2002 г.// Российская газета . 5 июня 2002. №110

Указ Президента  РФ  от 14 ноября 2002 г. «О порядке рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Федерации» // Российская газета от 19 ноября 2002. №219


Научная литература

1.      Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1998.

2.      Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2003. – 159 с.

3.      Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2002

  1. Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю.  Гражданство Российской Федерации: проблемы и перспективы.// Конституционное и муниципальное право, № 4, 2002. – С. 3 – 4.
  2. Винницкий  Д.В. Российское налоговое право. – СПБ.: Пресс, 2003. -  395 с.
  3. Кузнецов Н.Г.  Налоговое право России. – Р/нД.: Март, 2003. – 254 с.

7.      Овсянко Д.М. Административное право. – М., 2002

  1. Прыгина  В., Тедеев А. Налоговое право Российской Федерации. – Р/нД.: Феникс, 2002. – 479 с.


[1] Налоговое  право России / Отв. Ред. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2003 – С. 150.

[2] Прыгина  В., Тедеев А. Налоговое право Российской Федерации. – Р/нД.: Феникс, 2002. – С. 226.

[3] Налоговое  право России / Отв. Ред. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2003 – С. 154.

[4] Кустова М.В., Ногина О.А.,  Шевелева Н.А. Налоговое право России: общая часть. – М.: Юристъ, 2001 – С. 92.

[5] Кольцов Е.В. Уплата  налоговых платежей  в рассрочку // Бухгалтерский учет в торговле. 2003. - №9. – С. 37

[6] Налоговое  право России / Отв. Ред. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2003 – С. 151.

[7] Кустова М.В., Ногина О.А.,  Шевелева Н.А. Налоговое право России: общая часть. – М.: Юристъ, 2001 – С. 87.

[8] Кольцов Е.В. Уплата  налоговых платежей  в рассрочку // Бухгалтерский учет в торговле. 2003. - №9. – С. 38