Содержание
Введение 2
1. Предмет социологии и её место в системе гуманитарных наук 3
2. Основные этапы исторического развития социологической мысли 8
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
В последнее десятилетие в России происходят глубокие структурные изменения, которые затрагивают все сферы общественной жизни – экономику, политику, науку и образование. В рамках общей и профессиональной подготовки кадров возрастает удельный вес общественных и гуманитарных дисциплин, призванных помочь молодому специалисту надёжно ориентироваться в сложной системе противоречий современного мира.
Социология изучает социальные механизмы и связи, которые лежат в фундаменте общественной жизни и так или иначе касаются всех людей, общностей или организаций, но при этом чаще всего скрыты от непосредственного наблюдения и не всегда могут быть поняты с позиций так называемого здравого смысла. Чтобы понять эти механизмы и связи, социология использует особые приёмы и методы, и прежде всего – методы конкретно-социологических исследований, которые позволяют ей проникнуть в глубь социальных явлений. [1, стр. 3]
1. Предмет социологии и её место в системе гуманитарных наук
Современные представления о предмете социологии сформировались не сразу. Они явились результатом длительных поисков и дискуссий зарубежных и российских учёных.
О. Конт, определяя предмет социологии как самостоятельной науки, строго говоря, очертил лишь её объект – общество. Во времена О. Конта такое определение социологии имело основания. Главным «конкурентом» социологии в истолковании общества выступала тогда социальная философия, которую О. Конт не считал «позитивной наукой» и полностью отрицал её право на существование, так что проблема взаимоотношений социологии со смежными дисциплинами снималась как бы сама собой.
Современные социологи отошли от чрезмерной категоричности в оценке социальной философии. Сегодня общество является объектом изучения не только социологии, но и многих других наук. В их числе (помимо социальной философии) история, психология, экономика, педагогика, культурология, правоведение, антропология, этика, эстетика и др. [4, стр. 11]
Под «объектом» науки обычно понимают какую-то часть окружающего мира (или даже мир в целом), а «предметом» является тот угол зрения, под которым данная наука изучает свой объект. Каждое явление окружающего нас мира включено во множество различных связей и отношений, поэтому один и тот же объект может служить предметом изучения различных наук, каждая из которых будет выделять в нём свои особые, интересующие только данную науку связи и отношения. Наглядным примером может служить «человек», который является объектом изучения не только гуманитарных и общественных наук, но также и биологии, генетики, экологии, эргономики, психиатрии и т. п. [5, стр. 56]
Объектом социологии как науки является «общество в целом». Подобный объект исследования – «общество в целом» – имеют ещё социальная философия и история. Все остальные науки об обществе изучают отдельные сферы или уровни общественной жизни. В отличие от них социология подходит к изучению общества как к целостному образованию, как к системе.
Предметом социологии являются социальные связи и отношения, которые лежат в фундаменте общественной жизни и определяют целостность общественной системы. Социология изучает механизмы и закономерности, которые превращают простую совокупность индивидов в некоторое взаимосвязанное целое – в общество, изучает, каким образом возникает социальная связь между людьми, на чём держатся отношения взаимозависимости и сотрудничества и почему происходят дезинтеграция и распад этих отношений, что заставляет людей объединяться и действовать сообща и почему возникают социальная напряжённость и конфликты.
Все связи и отношения в обществе проявляются через социальное взаимодействие между индивидами, социальными общностями и организациями. Социальное взаимодействие является наиболее элементарным и в то же время наиболее глубинным основанием общественной жизни. В этом смысле социологию можно назвать наукой о социальном взаимодействии, или – как сказал известный социолог XX в. П. Сорокин, - наукой о поведении людей в среде себе подобных.
Каждое конкретное социальное явление – будь то экономика или культура, государство или личность, - изучается социологией не само по себе, а с точки зрения той роли, которую играет данное явление в рамках общества как целого. Экономист, изучая, например, семью, будет обращать своё внимание на её бюджет (доходы и расходы), юрист – на права и обязанности супругов, родителей и детей, педагог – на воспитательные функции семьи, демограф – на половозрастной состав семьи и количество детей. Социолог, изучая семью, будет смотреть на неё сквозь призму общества как целого, с точки зрения тех функций, которые семья выполняет как социальный институт. «В чём состоит особая роль семьи в обществе? Каковы должны быть отношения внутри семьи, чтобы семья могла выполнять свои социальные функции наиболее эффективно?» - вот вопросы, которые находятся в поле зрения социологов.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что предметом социологии являются закономерности возникновения и развития совместной жизни людей как представителей определённых социальных общностей и групп. [3, стр. 25]
Проблема соотношения социологии с философией была актуальна в основном во второй половине XIX в., когда социологию нередко отождествляли с философией истории. Границы между философским и социологическим знанием не являются жёсткими и однозначными. И если эти границы достаточно легко провести на уровне теоретической социологии, имеющей дело с широкими обобщениями и абстрактными понятиями, сделать это не всегда просто. Философия является фундаментом всех общественных наук, так как изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Социальная философия выступает как общеметодологическая и общетеоретическая основа социологии.
Объекты изучения социологии и социальной философии практически совпадают – общество в целом. Главное разграничение между этими науками проходит по линии предмета и метода. Социальная философия изучает законы большей степени общности – она рассматривает общество как часть мироздания и пытается понять, каким образом в обществе проявляется действие наиболее универсальных законов движения и развития (диалектика количества и качества, непрерывного и дискретного, объективного и субъективного, развития через противоречия и т. п.)
Социология, в отличие от социальной философии, не выходит за рамки общественной системы и пытается понять общественную жизнь исходя из неё самой. «Объяснять социальное социальным» - таков девиз социологии, сформулированный ещё Э. Дюркгеймом. Социология изучает закономерности возникновения и развития конкретных человеческих сообществ.
Для достижения своих целей социальная философия и социология используют различные методы. Философия применяет метод абстрактных логических (главным образом, дедуктивных) рассуждений с позиций некоторых исходных принципов, которые принимаются за аксиомы. Социология включает в себя «полный цикл» производства научного знания: от эмпирических методов сбора первичной социальной информации до общей теории развития социальных систем. Она делает свои выводы на основе изучения самой социальной действительности (сбора, обработки и обобщения социальных фактов), в том числе с помощью количественных, математических методов. Философия не занимается сбором и обобщением социальных фактов, а опирается в своих рассуждениях на данные специальных наук об обществе, в том числе данные, полученные социологией. Социология использует данные социальной философии как методологическую основу при разработке своих теорий.
Объекты изучения социологии и истории также совпадают («общество в целом»), однако если история обращена в прошлое, к свершившимся событиям, то социология занимается, прежде всего, настоящим и будущим. Историю интересует индивидуальное лицо событий во всех частностях и подробностях, социологию – общие закономерности и механизмы социальных явлений. Методы, которые использует история и социология для изучения своих предметов также различны. Главным методом исторического исследования является изучение источников (которые вторичны по своей природе). В основе социологического исследования лежит изучение самой действительности – сбор, обработка и анализ первичных социальных фактов. Вместе с тем нельзя не видеть, что социология и история тесно связаны друг с другом. Социологи используют исторические данные при анализе и сравнения различных этапов развития общества, разных типов социальных общностей, социальных институтов, исторических форм брака и т. д. В свою очередь история также довольно часто использует результаты социологических исследований для более глубокого понимания своего предмета.
Объекты изучения социологии и политологии совпадают лишь частично, хотя политика оказывает прямое или косвенное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Предметом политологии выступают закономерности и механизмы функционирования политической власти и взаимоотношения людей по поводу власти. Что касается социологии, то здесь политическая власть – лишь одна из многих составляющих общественной системы, с позиций которой социология и подходит к исследованию политической сферы.
Эти примеры можно было бы продолжить, помня, однако, что различные науки об обществе не противостоят друг другу, а дополняют друг друга, что основу их единства образует тесная взаимосвязь явлений в самой общественной жизни. [1, стр. 56-59]
2. Основные этапы исторического развития социологической мысли
Социология – относительно молодая наука. Если вести отсчёт от появления термина «социология», то ей сегодня всего лишь чуть больше 170 лет. Однако за это время социология пережила ряд серьёзных кризисов, обновлений и внутренних перестроек.
Социология возникла на волне просветительского энтузиазма, т. е. на волне уверенности, что благодаря науке и просвещению функционирование общественного организма можно довести до абсолютно совершенного состояния. Обществоведческая мысль жила предвкушением открытия социального «закона всемирного тяготения», способного дать логический ключ к объяснению всех социальных взаимосвязей, определить столбовую дорогу к установлению в обществе гармонии на подобие той, которая открылась после Ньютона в небесной механике. Обществоведы того периода, казалось. Соревновались между собой в оптимизме и модернизаторском максимализме. [2, стр.6]
Высоко оценивая достижения науки в познании естественных явлений и не находя подобных знаний относительно социальной жизни, первооткрыватель социологии Конт ставит перед собой задачу достроить до конца позитивную систему знаний человечества. Решение этой задачи он видит в том, чтобы к имеющимся пяти наукам – математике, астрономии, физики, химии и биологии – добавить ещё одну: позитивную науку о социальной жизни, социологию. Социологии предназначалась роль истолкователя всего мирового порядка бытия и установления его основополагающих законов.
Близкое к контовскому понятие социологии характерно Марксу (хотя он этим термином не пользовался и, очевидно, не видел необходимости в социологии как самостоятельной дисциплине), Г. Спенсеру, Ф. Теннису, П. Лаврову, М. Ковалевскому и многим другим социологам «первого призыва». Их исследовательский интерес был направлен на выведывание «тайны истории», исторического процесса, взятого в целостности, подобно тому, как биология устанавливает тайны живой жизни, а химия и физика – тайны вещества. Это означает, что первоначальной исторической формой становления социологии были доктрины. Отличительной чертой доктрины как типа социологического дискурса (рассуждения) является её ярко выраженное личностное начало, критический амелиоризм (т. е. стремление к улучшению социальной ситуации), коренящиеся в убеждении их авторов в постижении «загадки истории» и готовности преподнести обществу сверхценные идеи, способные окончательно разрешить все «проклятые вопросы» человеческого существования.
На становление доктринального социологического стиля существенное влияние оказала идея прогресса, основанного на рациональном активизме – возможности построения мира по точно рассчитанному проекту.
Декларируя строго научный подход к познанию общества и вместе с тем не замечая особых сложностей социального познания по сравнению с естественнонаучным, не ощущая опасности его идеологизации, социологи данного периода неизбежно обрекали себя на разрыв между многообещающей позитивистской программой и той исследовательской методологией и эмпирической базой, на которых она базировалась. Следствием такого разрыва, как правило, было то, что социологи «первого призыва», начиная с решительной критики существующего обществознания за абстрактное теоретизирование, возвращались к подобным же абстрактным спекуляциям, лишь несколько облагороженным новой терминологией.
Постепенное осознание слабостей и односторонности доктринального социологического стиля привело к более активному использованию и фактическому выделению в качестве самостоятельной формы социологического дискурса социальных обследований. Отличительной особенностью данной формы социологии было то, что указанные обследования проводились не столько с научными целями, сколько для того, чтобы зримо и детально обозначить социальные проблемы, требующие внимания со стороны общества. Под социальными проблемами имелись в виду нищета, преступность, проституция, неграмотность и т. д. уже в первой половине XIX в. библиотека социальных обследований насчитывала десятки изданий. Особенно много писали о положении промышленного рабочего класса. Один из таких трудов, выполненный на основе личных наблюдений и статистических отчётов фабричных инспекторов, принадлежит Ф. Энгельсу – «Положение рабочего класса в Англии» (1844 – 1845).
Классическое социальное обследование было осуществлено английским предпринимателем Ч. Бутом, который изучал условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» включает в себя 17 томов. Она оказала серьёзное влияние на методологию и тематику программ социальных обследований. Взяв за основу уровень семейного дохода, Бут выделил в Лондоне ряд социально неоднородных зон, а для большей наглядности анализа использовал технику картографирования, раскрашивая лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей. Три года Бут жил среди бедноты и провёл тысячи личных интервью. В частности, его отчёт о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.
Одно из наиболее значительных достижений в методологии социальных обследований принадлежит Дж. Боули – математику из Лондонской высшей школы экономических и политических наук. В 1917 г. группа муниципальных деятелей обратилась к нему за консультацией по поводу изучения рабочего класса. Поскольку средства были ограничены, Боули предложил выборочный метод на основе списка домохозяйств. В 1920-е гг. было проведено массовое обследование по методике Бута – Боули. Оно получило название «Новое обследование жизни и труда» и включало сведения о транспортной системе Лондона, учреждениях образования, промышленности, свободном времени, социальной организации, употреблении спиртных напитков и правонарушениях.
Широкую известность получило социальное обследование, проведённое в 1909 – 1914 гг. П. Келлогом. Им были собраны подробные сведения о занятости рабочих в сталелитейной промышленности Питтсбурга, их доходах, состоянии здоровья, условиях труда и быта, качестве жилища, образовании, уплаты налогов, преступности, отдыхе. Если проект Бута был направлен на изучение проблемы бедности, то обследование Боули и Келлога скорее проводилось в жанре «социального портрета», они стремились, как можно полнее описать предмет своих наблюдений.
На рубеже XIX – XX в. в становлении социологии происходят глубокие перемены. С одной стороны, осознаётся необходимость особой, отличной от методологии естественных наук, методологии социального познания. С другой стороны, сама логика работы с массовых эмпирическим материалом неизбежно подталкивала социальных исследователей к более внимательному отношению к технико-процедурным аспектам своей исследовательской практики. Результатом взаимодействия этих двух тенденций стала постепенная кристаллизация социологических исследований как особого направления социологического дискурса.
Приоритет в становлении социологических исследований в качестве самостоятельной формы социологического дискурса принадлежит Новому Свету. Ведущую роль в становлении социологии в качестве самостоятельной эмпирической науки сыграли обществоведы Чикагского, Гарвардского и Колумбийского университетов. Особая их заслуга заключается в разработке методов сбора социологической информации, измерении социологических переменных, описании техники и правил эмпирической интерпретации понятий, обосновании логической структуры программы социологического исследования. Широкую известность получил так называемый Хоторнский эксперимент, реализованный под руководством Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергера и Дж. Диксона, приведший к разработке доктрины человеческих отношений, ставшей впоследствии концептуальной основой индустриальной социологии.
Особую роль в переходе от социальных обследований к социологическим исследованиям сыграли количественные методы обработки социологической информации. Наиболее интенсивное развитие это направление получило в Колумбийской социологической школе. Эталоном научного социологического исследования стал планируемый эксперимент, техника которого была разработана Д. Кэмпбеллом. Восприняв математико-статистический аппарат, социология восприняла и нормы экспериментальной науки. [2, стр. 7 - 12]
Заключение
За последнее десятилетие в социологии, как впрочем, и в других общественных науках, произошли существенные изменения. Однако, эти изменения, как правило, рассматриваются в сложной специальной литературе.
Социология непосредственно связана с социальной критикой. Иными словами социологию нельзя рассматривать как некое нейтральное интеллектуальное занятие в отрыве от практических последствий социологического анализа для тех, чьё поведение составляет предмет этого анализа. [6, стр.13]
Развитие и актуальные проблемы социологии необходимо рассматривать в контексте тех изменений, которые сформировали и продолжают формировать современный мир. Мы живём в мире обширных социальных преобразований.
Последние два столетия отмечались особой стремительностью социальных изменений. В современном мире их темпы продолжают нарастать. Первоначальным источником изменений была Западная Европа. Впоследствии влияние социальных изменений приобрело глобальный характер. Результатом данного процесса стало то, что в современном мире привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили своё существование. [6, стр. 15-16]
Список литературы
1. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Д. Г. Лощакова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с. – (Серия «Высшее образование»)
2. Кончанин Т. Л., Подопригора С. Я., Яременко С. Н. Социология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480 с.
3. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 432 с.
4. И. Витаньи. Общество, культура, социология / Под общ. ред. проф. С. Н. Плотникова. – М.: «Прогресс», 1984. – 288 с.
5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с. – (Серия «Высшее образование»)
6. Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая – М.: Гардарика, 2003. – 524 с.