Содержание

Введение. 3

1. Основы трансперсональной психологии. 4

1.1. Определение и история возникновения трансперсональной психологии  4

1.2. Сущность и развитие трансперсональной психологии. 4

2. Основы парапсихологии. 9

2.1. Истоки психических явлений. 9

2.2. Предмет исследования парапсихологии. 10

2.2.1. Восприятие внешних событий. 10

2.2.2. Передача сообщения. 10

2.2.3. Телепатия. 11

2.2.4. Ясновидение. 13

2.2.5. Проскопия. 14

2.2.6. Психокинез. 15

2.2.7. Спонтанные данные. 15

3. Соотношение трансперсональной психологии и парапсихологии. 16

Заключение. 26

Список литературы.. 27












Введение

Большинство людей узнает на личном опыте, что представления об объектах внешнего мира возникают при помощи органов чувств. Научное знание объясняет, как это происходит: мы видим объект, поскольку свет отражается от него и попадает в наши глаза; кроме того, научное знание — косвенным образом — устанавливает условия, которые исключают возможность видеть: для видения необходим свет, следовательно, без него мы не можем видеть.

Личный опыт говорит нам также, что наши мысли остаются никому не известными, если они не выражены с помощью речи или действия. Можно угадать мысли другого человека, однако лишь немногие рискнут утверждать, будто знают их так, как если бы этот человек думал вслух. Впрочем, встречаются и исключения. Нам кажется, что человек на сцене читает мысли и видит с завязанными глазами; однако подобные действия относят к разряду фокусов, причем известно, что фокусник пользуется трюками. Они-то и позволяют ему делать то, что кажется противоречащим здравому смыслу.

Однако за последние 30 лет широкой публике не раз сообщалось об отчетах, согласно которым такие способности, как ясновидение и телепатия, были продемонстрированы в лаборатории в строго контролируемых опытах. Эти утверждения ставят в тупик тех, чьи интересы связаны с процессами природы и научным экспериментом. Ведь оказывается, что составители отчетов путем хорошо поставленных экспериментов и испытанных приемов статистического анализа установили реальность феноменов, противоречащих незыблемым принципам.

Таким образом, исследование парапсихологии и трансперсональной психологии сегодня является весьма актуальным направлением. Целью данной работы выступает изучение трансперсональной психологии и психологии, их основ и соотношения между ними.

1. Основы трансперсональной психологии

1.1. Определение и история возникновения трансперсональной психологии

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре [5,с. 159]. Трансперсональная психология определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели трансперсональной психологии указывают, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов -- Эмерсона и Торо. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.

1.2. Сущность и развитие трансперсональной психологии

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены [1, с. 144]. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др. Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А .Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика. Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической акцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение. Объективной основой нового направления в психологии стало то, что Г. Гессе провидчески назвал "паломничеством в страну Востока". Во второй половине XX века в среде студенческой молодежи и у искателей любого возраста возрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учению дзен-буддизма, стимулированный в немалой степени американскими поэтами А. Гинзбергом и Дж. Керуаком, культурологом А. Уотсом и японским исследователем дзен Д. Судзуки. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что "между" людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм. После начала информационной-коммуникативной революции техносфера и инфраструктура воплотили такие базисные характеристики сознания как всесвязность и открытость и оказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтов и потребовали их трансформации. Складывание глобальной цивилизации, глобализация всех цивилизованных процессов на планете - экономических, политических, информационных, культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаем воспринимать себя уже жителями планеты, "гражданами мира", а не отдельного государства - вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формирование трансперсональной ориентации и то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.

Итак, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации. Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики. Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах. Например, физик и философ Ф. Капра показал в своем исследовании новой научной парадигмы "Поворотный пункт" (1983 г.), что кризис науки и облик новой науки имеет те же отличительные черты как в психологии, так и в физике, кибернетике или биологии. Героями его следующей книги, посвященной той же теме "Необычная мудрость: разговоры с замечательными людьми" (1988 г.) стали психолог С.Гроф, лидер "антипсихиатрии" Р.Лэйнг, физик Дж.Чу, экономист Х.Хендерсон, специалист по новой медицине и по лечению рака К.Саймонтон - люди, являющиеся творцами новой научной парадигмы в психологии, психиатрии, физике, экономике, медицине, а также политике и философии. Из бесед с этими людьми Капра делает вывод: новая научная парадигма во всех этих областях действительно имеет такие общие черты как целостность, системность, новые критерии научности, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, субъекта и объекта науки. Именно поэтому в рамках трансперсонального движения и объединяются передовые ученые из самых различных областей знания. Новая научная парадигма, действительно, необходима для понимания того антропологического видения, которое развернулось в трансперсональной психологии. И многое здесь уже сделано. Достаточно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических м психологических подходов на основе теории спектра сознания. Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи. Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации. В последнее время в Т.П. произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др. Прикладное значение Т.П. в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

2. Основы парапсихологии

2.1. Истоки психических явлений

На сегодня получены экспериментальные данные по четырем таким процессам [3,с 122]:

1. Телепатия — восприятие одним лицом мыслей другого лица без какой-либо передачи их по сенсорным каналам.

2. Ясновидение (ясновидение называют также телестезией) — сведения о каком-либо объекте или событии, получаемые без участия органов чувств.

3. Проскопия (Употребляется также термин "прекогниция", особенно в сочетаниях "прекогнитивная телепатия" и "прекогнитивное ясновидение")— узнавание будущих мыслей другого лица (проскопическая телепатия) или будущих событий (проскопическое ясновидение).

4. Психокинез (ПК) — способность воздействовать силой мысли на физический объект или на событие, например на падение игральной кости.

Поскольку в первых трех процессах участвует акт восприятия или познания и поскольку эти процессы, согласно определению, не зависят от работы органов чувств, каждый из них считается разновидностью экстрасенсорного восприятия — сокращенно ЭСВ.

Мы увидим, что четыре приведенных термина служат — в рамках некоего систематического языка — новыми названиями старых верований — верований, которые давно уже относятся к области фольклора и суеверий.

Телепатия — это новое название для чтения мыслей, ясновидение — для второго зрения, проскопия — для прорицания или пророчества, а психокинез — новое название для левитации или же для процесса, посредством которого, например, пытаются обеспечить себе хорошую погоду на время отпуска, вознося об этом молитвы. Вот почему из упомянутых экспериментов, если только их можно считать достоверными, следует, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие.

2.2. Предмет исследования парапсихологии

2.2.1. Восприятие внешних событий

Сведения об объектах окружающей среды мы получаем благодаря стимулам, воздействующим на наши органы чувств, в которых в свою очередь должны произойти некие физические изменения. Поэтому энергия в какой-либо из ее форм должна перейти от объекта к соответствующему органу. Если же речь идет об органах вкуса или обоняния, то с ними должны соприкоснуться частицы воспринимаемого вещества. Воздействие на органы чувств составляет первый шаг в цепи процессов, приводящих в конечном итоге к знанию о внешнем объекте. Однако такое восприятие становится возможным только после того, как индивидуум научится реагировать на весь комплекс стимулов, определяющий этот объект. Когда мы говорим, что видели собаку, это означает, что определенное сочетание света и тени осознается нами как свидетельство присутствия собаки, этот объект мы уже видели раньше и научились идентифицировать по его названию.

2.2.2. Передача сообщения

Сообщение, информация в определенной ее форме, обычно посылается одним лицом — отправителем — с помощью голоса, жестов или каких-либо других действий, в которых участвуют его мышцы. Эти действия создают стимулы, которые могут быть восприняты другим человеком—получателем—посредством одного или нескольких органов чувств. Тем самым получатель может узнать о том, что отправитель делает, или о том, что он желает сообщить. Как правило, при передаче сообщения используется язык, то есть определенные сочетания звуков, необходимые для кодированного обозначения предметов или действий. Может употребляться, конечно, и любой другой код, лишь бы отправитель и получатель применяли одну и ту же систему кодирования.

Число методов передачи сообщений ограничено числом способов, которыми отправитель может посредством своих мышц производить действия, поддающиеся обнаружению получателем.

Можно использовать прибор — мегафон или подзорную трубу, — чтобы увеличить расстояние, на которое передается сообщение. Отправитель может использовать также аппарат, создающий такие возмущения, которые нельзя обнаружить невооруженными органами чувств, но которые можно обнаружить при помощи подходящего аппарата, например телевизора или телефона. И все же в любом из этих случаев отправитель должен производить некие мышечные действия, а получатель должен в конечном итоге воспринимать стимулы посредством своих органов чувств.

2.2.3. Телепатия

При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения.

Более того, при телепатической передаче информация переходит от одного лица к другому без использования какого-либо специального аппарата. При ней не образуется возмущений, создаваемых, скажем, голосом или движениями, и не требуется участия известных нам органов чувств. В основе телепатии лежат поэтому способности человека, не известные до сих пор психологии и физиологии, и свойства материи, не известные физике.

Для чтения чьих-либо мыслей вовсе не требуется телепатия. Любой нормальный человек иногда может получить представление о мыслях другого человека, наблюдая, как меняются выражение его лица, цвет кожи и поза. При этом словесного выражения мыслей он не слышит, но может составить некое представление об эмоциях другого человека, а отсюда уже сделать вывод о характере его мыслей.

В экспериментах, проводимых для доказательства телепатии, перципиент старается угадать, о каком символе думает индуктор. Если бы перципиент был способен угадывать все время правильно или хотя бы знал, когда именно он это делает, не было бы трудностей с доказательством телепатии. Однако и сами экспериментаторы признают, что их испытуемые не способны ни на то, ни на другое.

Задача перципиента облегчается, если сократить число предметов, о которых может думать индуктор. Так, если у индуктора полная свобода выбора, то задание перципиента оказывается самым трудным; если же перципиент знает, что индуктор получил указание думать об одной из цифр от 0 до 9, то его задача сильно упрощается. Однако даже в простейших условиях, а именно когда индуктору предлагали думать об одном из двух символов, ни один из перципиентов никогда не угадывал правильно все время. Экспериментаторы утверждают лишь, что есть люди, которые, хотя и делают ошибки, дают тем не менее больше правильных ответов, чем это может возникнуть по случайным при- чинам [4,с . 54].

Большинство исследователей телепатии предпочитают использовать 5 символов, причем перппиента предупреждают, что индуктор будет думать об одном из этих символов. Эксперимент состоит из некоторого числа испытаний или проб. Отдельное испытание состоит в том, что индуктор смотрит на карту с одним из пяти символов, а перципиент старается угадать, какой именно символ видит индуктор. Испытуемого можно подвергнуть проверке путем 200 проб, разбитых на 8 прогонов по 25 проб в каждом. Если символы предъявляются индуктору в случайном порядке, то следует ожидать, что человек без телепатических способностей будет правильно угадывать в среднем в 1/5 случаев из общего числа проб. Если было сделано 200 проб, то следует ожидать, что перципиент добьется приблизительно 40 успехов.

Утверждается, что при подобных условиях испытуемые получают иногда числа очков, возникновение которых по случайным причинам крайне маловероятно. Если, например, испытуемый добивается 60 успехов при 200 испытаниях, а затем продолжает получать аналогичные числа очков при дальнейших прогонах, то скоро становится ясным, что его очки определяет не случайность, а какая-то другая причина.

2.2.4. Ясновидение

Ясновидение отличается от телепатии тем, что в этом процессе участвует только одно лицо. Перципиент может узнать о каком-то событии или о свойствах какого-то предмета без участия второго лица, выступающего в роли отправителя [3,с. 155].

Если ясновидение возможно, то роль индуктора в телепатическом эксперименте может оказаться гораздо меньшей, ибо если перципиент способен узнать символ на карте с помощью ясновидения, зачем посылать еще и мысленное сообщение об этом символе. В США исследователи получали высокий счет в экспериментах по ясновидению без участия индуктора с той же легкостью, с какой они получали его в экспериментах по телепатии. В Англии было сделано много попыток продемонстрировать ясновидение с помощью испытуемых, которые добились успеха в телепатических экспериментах, однако все они оказались неудачными.

В большинстве экспериментов по ясновидению испытуемый старается угадывать достоинства символов, изображенных на картах. Один из типов такого эксперимента подобен описанным выше опытам по телепатии, только здесь индуктор не смотрит на лицевую сторону карты, а лишь касается ее рубашки, не видя символа, перципиент же пытается угадать символ. Но существует и более смелый тип эксперимента — колоду карт тасуют и кладут на стол перед перципиентом, и тот пытается определить подряд достоинства всех карт в том порядке, в каком они лежат в колоде, к которой больше никто не прикасается.

2.2.5. Проскопия

При одной из разновидностей последнего эксперимента колоду тасуют после того, как испытуемый назвал порядок будущего расположения всех карт в колоде. Если при сравнении символов, названных испытуемым, с картами в колоде после ее тасования наблюдается превышение числа удач над вероятностным уровнем, то говорят, что испытуемый проявил проскопическое, или прекогнитивное ясновидение.

При тесте другого типа перципиент, участвуя в телепатическом эксперименте, должен угадывать карты, осматриваемые индуктором по одной за каждые 2 секунды. Число попаданий перципиента значимо превосходит вероятностный уровень, если сравнивать называемый им символ не с той картой, которую индуктор видит при данной пробе, а с той, которую он увидит при следующей.

Дело обстоит так, как если бы отгадчик предвосхищал мысль другого лица. В этом случае говорят, что перципиент демонстрирует проскопическую или прекогнитивную телепатию.

Здесь индуктор уже не имеет возможности передать информацию перципиенту. Он не может сделать это никаким способом, ибо лишь через 2 секунды после фиксации символа, названного перципиентом, сам он узнает, какой символ изображен на очередной карте. Даже если индуктор будет свободно разговаривать с перципиентом, он не сможет оказать влияния на результат.

В наиболее известных экспериментах по проскопии неизменно участвовал индуктор, который видел символ на карте после того, как перципиент высказывал свою догадку. Очки, полученные перципиентами, превышали вероятностный уровень в тех случаях, когда индуктор имел указание осматривать символ на карте при каждом испытании; если же индуктор только прикасался к рубашкам карт, то очки оставались на вероятностном уровне. В последнем случае положительный результат был бы приписан проскопическому ясновидению.

То, что в этих экспериментальных условиях называют проскопией, отличается в известной мере от “предчувствия” в обыденном смысле этого слова. Говоря “имел предчувствие”, подразумевают, что данный человек заранее знал то, что с ним произойдет. Если бы проскопия была возможна, то следовало бы ожидать, что перципиент с большей легкостью будет предугадывать собственные мысли, а не чужие. Эксперимент по проверке этого состоял бы в показе перципиенту серии символов с интервалами, скажем, в 6 секунд, причем перципиент должен был бы угадывать очередной символ за 2 секунды до того, как он его увидит.

2.2.6. Психокинез

Психокинез отличается от уже описанных процессов тем, что испытуемый якобы воздействует на физический объект, думая об этом объекте. Таким образом, он сам творит событие во внешнем мире, а не подвергается влиянию события извне. При психокинетических экспериментах испытуемые стараются, например, повлиять на игральную кость так, чтобы выпала определенная грань.

2.2.7. Спонтанные данные

На экстрасенсорное восприятие и на психокинез смотрят обычно как на явления, вполне пригодные для лабораторного исследования. Между тем не все феномены, изучаемые психоисследованием, легко поддаются эксперименту. В прошлом большое внимание уделялось сообщениям о спонтанных случаях, имевших место в обыденной жизни, о случаях, которые, казалось, не поддаются нормальному объяснению, а кроме того, велось усиленное изучение спиритических феноменов.

В начале нашего века феномены, происходящие на спиритических сеансах, интересовали ученых гораздо больше, чем сейчас их интересуют все разновидности экстрасенсорного восприятия. В то время интересовались в основном возможностью общения с умершими, а в наше многие парапсихологи считают, что медиумы — это просто люди с сильно развитой способностью к телепатии и ясновидению. Кое-кто из парапсихологов идет дальше и утверждает, что изучение спонтанных данных и той телепатии, какую демонстрируют медиумы, убедительнее свидетельствует в пользу ЭСВ, чем любые лабораторные эксперименты. Имеет место и другой факт: многие люди утверждают, что они лично сталкивались с парапсихическими явлениями, а для большинства людей личный опыт убедительнее любого количества экспериментальных данных.

3. Соотношение трансперсональной психологии и парапсихологии

Революционное развитие разнообразных научных дисциплин привело к началу формирования мировоззрения, которое радикально отличается от механико - материалистического образа Вселенной. Среди дисциплин и понятий вносящих свой вклад в эти кардинальные изменения, можно назвать квантово - релятивистскую физику [Caprа, 1975, 1982], астрофизику [Davis, 1983], кибернетику, теорию информации и теорию систем [ Bateson, 1972, 1979;Maturana & Varela, 1980], теорию морфического резонанса [ Sheldrake, 1981], пригожинскую теорию структур [Prigogine & Stengers, 1984], теорию холодвижения [ Bohm, 1980], голографическую модель мозга [Pribram, 1971, 1977], теорию процесса [Young, 1976], вероятностную теорию смыслов [Nalimov, 1982, 1987], а так же трансперсональную психологию [Grof, 1992], и разработки Международного института космической антропоэкологии им. Н. А. Козырева (МИКА), проводимые на протяжении многих лет.

Признание того, что Вселенная - это не механическая система, а бесконечно сложная, взаимосвязь вибрационных феноменов различного типа и частот, подготовило основу, для понимания реальности на совершенно новых принципах. Этот подход приобрел известность под названием голографического, потому, что некоторые из его наиболее замечательных особенностей могут быть продемонстрированы с помощью использования примера оптической голографии, как принципиальной теоретической модели. Двое ученых, которые внесли наиболее значительный вклад в новый способ видения реальности, - физик Дэвид Бом и исследователь мозга Карл Прибрам. Одним из аспектов голографического подхода, является возможность совершенно новых взаимоотношений между частью и целым. Информация в голографических системах распределена таким образом, что вся она содержится в каждой отдельной части системы. Это свойство хорошо можно продемонстрировать, разбив оптическую голограмму на много мелких частей, каждая из которых обладает способностью воспроизведения всего голографического образа [4,с. 122].

Понятие “распределение информации” раскрывает совершенно новые перспективы в понимании того, как трансперсональные переживания могут обеспечить доступ к информации о различных аспектах Вселенной, которые явно находятся за пределами традиционно определяемых границ индивида. Если индивид или его мозг являются не изолированными объектами, а интегральными частями Вселенной, обладающей голографическими свойствами - своего рода микрокосмом в некой более обширной системе, - то понятным становится и то , что они имеют прямой и мгновенный доступ к информации находящейся за их пределами.

Один из самых оригинальных теоретиков нашего времени Грегори Бейтсон бросил вызов традиционному мышлению убедительно продемонстрировав, что все границы в мире иллюзорны, а ум и природа образуют неразрывное единство. Другим фундаментальным вызовом конвенциональному мышлению, являются работы британского биолога Рупперта Шелдрейка. Он отметил, что традиционная наука, в своей односторонней погоне за “ энергетической причинностью” полностью пренебрегает проблемой возникновения форм в живой природе. Его концепция морфического резонанса предполагает, что возникновение форм в природе управляется полями которые не могут быть обнаружены и измерены современной наукой.

Новые открытия в психологии, еще более поразительны и радикальны, чем в естественных науках. Открытия Юнга, связанные с коллективным бессознательным, архетипами и синхронностью, и здесь подорвали позиции механистической науки, так же как и расширили границы прозаического здравого смысла. Эти открытия показали, что психика - универсальный принцип, который обеспечивает обмен информации во всём существующем и неотделим от материального мира согласованной реальности. Резервы холотропной модальности сознания и трансперсональные переживания открытые и описанные Станиславом Грофом и другими современными исследователями, обладают такими свойствами, которые ставят под сомнение многие традиционные убеждения, касающиеся взаимоотношений между сознанием и материей. Новые открытия предполагают, что сознание не есть продукт мозга; мозг его проводник, но само оно не возникает там. Современные исследования дали дальнейшие поразительные доказательства того, что сознание, возможно, является равноправным партнером материи, или даже управляется ей. Оно возникло, как первичный атрибут существования, который вплетен в структуру вселенной на всех её уровнях.

Открытия нескольких последних десятилетий, приводят нас к выводу о том, что психика не ограничивается лишь биографическим уровнем и индивидуальным бессознательным, описанным Зигмундом Фрейдом. Это подтвердило вечные истины, которые можно найти во многих мистических традициях и которые гласят, что человеческое существо соизмеримо со всем существующим в мире. Трансперсональные переживания с их чрезвычайным потенциалом бесспорно свидетельствуют об этом. Вот, что пишет Станислав Гроф - создатель трансперсональной психологии, в своей последней книге “Холотропное сознание”: “Когда мы входим в сферу трансперсональных переживаний, мы прорываемся сквозь барьеры, принимаемые в повседневной жизни, как само собой разумеющееся. В этот момент различные исторические события, события будущего и элементы мира, которые в обычном состоянии могли бы показаться недосягаемыми для нашего сознания предстают столь же реальными и подлинными, как и что либо переживаемое нами ранее. Мы больше не можем воспринимать встречающееся нам здесь как плод воображения. Мир трансперсонального существует совершенно независимо от нас. ” [ Grof, 1992]

Новый образ человеческого существа парадоксален по своей природе и включает в себя два взаимодополняющих аспекта. В повседневных, ситуациях, в которых проявляются обыденные состояния сознания, возможно и вполне приемлемо говорить о людях, как о биологических машинах. Однако в неординарных состояниях сознания, они проявляют свойства бесконечных полей сознания, выходящих за пределы пространства, времени и линейной причинности. Это тот образ, который на протяжении тысячелетий описывался в мистических традициях.

Описание человеческих существ включает в себя парадокс, который на первый взгляд, может показаться странным и непривычным для науки и который требует ясного и логически связанного ответа. Однако важно напомнить, что однажды уже был подобный многозначительный прецедент. В 30 - е годы, ученые столкнулись с подобным парадоксом в субатомной физике. Это так называемый корпускулярно волновой дуализм - парадокс волны-частицы, связанный с тем известным фактом, что свет и субатомные частицы, могут проявлять себя в одних ситуациях, как частицы, а в других - как волны! Этот парадокс был отражен в принципе дополнительности сформулированном Нильсом Бором, утверждавшим, что оба этих аспекта, кажущихся несовместимыми, на самом деле - два проявления одного и того же феномена. Сейчас мы встречаемся с таким же парадоксом в науках, которые изучают человека.

В настоящее время человечество стоит перед лицом переломного периода в своей истории - может быть так было всегда. Но нет необходимости повторять: любое беспристрастное рассмотрение ситуации показывает, что проблемы истощения ресурсов, загрязнения планеты, рост социальной нестабильности, нищеты, войны, преступность, появления новых заболеваний - самые реальные и все более усугубляются.

Вместе с тем, новейшие научные наблюдения показывают, что современное состояние Земли ( и солнечной системы) претерпевает крупномасштабные преобразования. Эти преобразования являются следствием прорыва вещества и энергии из межзвездного пространства в гелиосферную область. Астрономические наблюдения свидетельствуют о вхождении Солнечной системы в область галактических замагниченных потоков ионизированного водорода, гидроксила, гелия, соединений углерода и др. Повышение концентрации вещества и энергии в межпланетном пространстве, уже привело к двум следствиям:

- изменились передаточные свойства пространства, что обуславливает более интенсивные межпланетные и солнечно- планетарные взаимодействия

- осуществился запуск энергоемких перестроечных планетофизических процессов ( в частности и на нашей земле)

Нарастает количество и разнообразие метеокатастроф, расширяется их география и возрастает энергоемкость. Следовательно растет количество их жертв и экономическая стоимость последствий. Все эти события порождают и новую природную феноменологию: ранее редковстречающиеся (аномальные) явления и процессы, становятся в некоторых геоактивных зонах рядовыми [1, с. 59]

Все эти факторы определенно свидетельствуют в пользу того, что нам необходимы фундаментальные изменения: нашего отношения к нам самим и друг другу, к окружающей среде; изменение требований которые мы предъявляем к планете, изменения в нашем сознании, восприятии мира и мышлении. Но пожалуй сегодня, только ленивый, не говорит об изменениях - стремятся изменить и социальные институты и идеологические ориентации, и основополагающие стандарты поведения и миропонимания. Но общество стоит перед необходимостью действительно радикального преобразования. Где же тот вектор или та основа, на которой могут произойти действительно радикальные изменения? Почему все революции в конечном счете потерпели поражение? И как увязать поразительные очертания новой картины мира, предлагаемые современной наукой в русле гуманистической трансперсональной теоретико - познавательной парадигмы с прозой социального хаоса и непримиримостью классовых противоречий?

В настоящее время человечество стоит перед лицом переломного периода в своей истории - может быть так было всегда. Но нет необходимости повторять: любое беспристрастное рассмотрение ситуации показывает, что проблемы истощения ресурсов, загрязнения планеты, рост социальной нестабильности, нищеты, войны, преступность, появления новых заболеваний - самые реальные и все более усугубляются.

Вместе с тем, новейшие научные наблюдения показывают, что современное состояние Земли ( и солнечной системы) претерпевает крупномасштабные преобразования. Эти преобразования являются следствием прорыва вещества и энергии из межзвездного пространства в гелиосферную область. Астрономические наблюдения свидетельствуют о вхождении Солнечной системы в область галактических замагниченных потоков ионизированного водорода, гидроксила, гелия, соединений углерода и др. Повышение концентрации вещества и энергии в межпланетном пространстве, уже привело к двум следствиям:

- изменились передаточные свойства пространства, что обуславливает более интенсивные межпланетные и солнечно- планетарные взаимодействия

- осуществился запуск энергоемких перестроечных планетофизических процессов ( в частности и на нашей земле)

Нарастает количество и разнообразие метеокатастроф, расширяется их география и возрастает энергоемкость. Следовательно растет количество их жертв и экономическая стоимость последствий. Все эти события порождают и новую природную феноменологию: ранее редковстречающиеся (аномальные) явления и процессы, становятся в некоторых геоактивных зонах рядовыми. [1, с. 53]

Все эти факторы определенно свидетельствуют в пользу того, что нам необходимы фундаментальные изменения: нашего отношения к нам самим и друг другу, к окружающей среде; изменение требований которые мы предъявляем к планете, изменения в нашем сознании, восприятии мира и мышлении. Но пожалуй сегодня, только ленивый, не говорит об изменениях - стремятся изменить и социальные институты и идеологические ориентации, и основополагающие стандарты поведения и миропонимания. Но общество стоит перед необходимостью действительно радикального преобразования. Где же тот вектор или та основа, на которой могут произойти действительно радикальные изменения? Почему все революции в конечном счете потерпели поражение? И как увязать поразительные очертания новой картины мира, предлагаемые современной наукой в русле гуманистической трансперсональной теоретико - познавательной парадигмы с прозой социального хаоса и непримиримостью классовых противоречий?

Интересно заметить, что хотя коммунистическая революция была крайне успешной в своей разрушительной фазе, обещанные её победами братство и гармония, так и не наступили. Напротив, новые порядки взрастили режимы, где правили угнетение, жестокость и несправедливость.

По видимому ни одно внешнее вторжение не имеет шанса создать лучший мир, если оно не связанно с преображением человеческого сознания.

Современный глобальный кризис, в значительной степени, является духовным кризисом, возможность преодоления которого связанна с трансформационными резервами сознания и раскрытием новых онтологических горизонтов. Фундаментом для выхода из планетарного духовного кризиса, представляется смещение аксиологических приоритетов, как в научно - философской, так и массовом сознании, социополитических и культурных процессах. Называем ли мы этот кризис “энергетическим”, “экологическим”, “урбанистическим” или “системным”, мы должны признать, что корень его, лежит в одном - базовом кризисе неадекватного, узкого восприятия реальности. Человечество спит, вовлеченное в беспомощную деятельность, обрекая себя тем самым на постепенное самоистребление. Для нас очень серьезно стоит вопрос пересмотра базовых концепций стратегического управления обществом. Во всем мире передовые и проницательные на постепенное самоистребление. Для нас очень серьезно стоит вопрос пересмотра базовых концепций стратегического управления обществом. Во всем мире передовые и проницательные умы, всерьез задумываются над содержанием механикой перехода от экономической к духовной цивилизации. Главная ошибка российских реформаторов, состоит, как раз, в абсолютизации экономических отношений. Они лихорадочно стараются воплотить у нас то, от чего весь современный цивилизованный мир, постепенен и благополучно уходит. И дело здесь не в рыночных механизмах или промышленно - технологической инфраструктуре, а в ценностях и смыслах, наделяющих человеческую жизнь тем или иным значением, мировоззренческой парадигме, присваивающей человеку, тот или иной модус идентичности.

Гуманитарные проблемы, то есть человек, исследования сознания и вопросы духовного развития, должны стать эпицентром общественных отношений, тем стержнем на который могут быть нанизаны все социальные институты: политические, экономические, правовые и прочие.

Духовное развитие - это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию полного потенциала индивида. Оно является таким же естественным для всех, как рождение, психический рост и смерть, это интегральная часть нашего существования. Духовное самораскрытие - эволюционный процесс, ведущий к более зрелому и более полноценному образу жизни. Мистические учения всех эпох вращались вокруг идеи о том, что погоня исключительно за материальными целями и ценностями не означает полного выражения потенциала человеческих существ. Согласно этой точке зрения, человечество является частью творческой космической энергии и разума, и в этом смысле едино и соразмерно с ними. Раскрытие божественной природы человека может привести к образу жизни, как индивидуальному, так и коллективному, который будет несравненно превосходить то, что обычно считается нормой. На протяжении столетий целые культуры считали внутреннюю трансформацию необходимым и желательным аспектом жизни. Во многих обществах были разработаны сложные ритуалы и медитативные практики, игравшие роль катализаторов духовного пути и способствовавшие духовному развитию. Человечество накопило большой запас поистине драгоценных открытий, прозрений и чувств связанных с процессом духовного пробуждения и запечатленных в живописи, поэзии, литературе, музыке и тех описаниях которые были сделаны различными мистиками и пророками. Некоторые из наиболее прекрасных и драгоценных шедевров искусства и архитектуры утверждают именно области мистического опыта.

Единство “я” и природы, скорее всего означает их неразрывную системную целостность. Человек, который осознал эту целостность, перестает быть ловушкой для самого себя. Ведь его индивидуальное сознание больше не пребывает в двойственном состоянии, которое проявляется в нерешительности, смятении и психическом параличе. Все это дает о себе знать, когда мы рассматриваем индивидуальное сознание дуалистически, принимая в качестве реально существующих, условности мышления и языка, отделяющие ”я” и мир, ум от тела, дух от материи и знающего от известного. Вследствие этой разделенности, “я” которое я знаю, никогда не является тем “я” которое мне нужно знать, а то , что я могу контролировать, никогда не содержит всего того, что мне нужно контролировать. На политическом уровне, этот дуализм проявляется в размежевании между правительством, или государством, и народом, которое имеет место даже при демократии - когда якобы сам народ стоит у власти. Но правительство и государство, неизбежно существует в мире, в котором люди не чувствуют глубинной связи друг с другом. При этом, человеческое сообщество, это не более, чем абстрактное понятие, для обозначения совокупности индивидуумов, отделенных друг от друга, потому, что каждый из них отделен от самого себя. Именно традиция считать себя отдельным от всего остального мира, отчуждает человека, от себя в тот самый момент, когда ему больше всего нужно “собраться с мыслями”, или “взять себя в руки”. Дело в том, что когда воля начинает бороться с собой, противопоставляя одни интересы другим, она оказывается парализованной, как тот кто пытается идти одновременно в двух направлениях. В таких ситуациях, воля должна выходить из состояния паралича, следуя линии поведения, которая чем то напоминает, поворот руля велосипеда, в том направлении, куда велосипедист начинает падать. Те, кто учатся ездить на велосипеде, всегда удивляются, почему равновесие восстанавливается, а не теряется окончательно. Моралист, как и начинающий велосипедист, никак не может поверить, что поворот руля в ту сторону куда начинает падать воля человека, может привести к чему - то отличному от полного морального падения. Однако при этом проявляется неожиданная психологическая закономерность, состоящая в том, что человек не может контролировать себя, если он не принимает себя. Другими словами, прежде, чем он сможет изменить свое поведение, он должен стать целостным, он должен научится следовать своей природе, а не бороться с ней - даже если его природа, проявляет склонность к пороку и падению. То же самое, верно и в случае плавания под парусами, ведь если вы желаете двигаться против ветра, вам не следует идти на конфликт с ним, поворачивая против ветра. Вы должны лавировать выпуская ветер из парусов.

Наша проблема состоит в том, что в результате привычной ориентации на дуализм, наш здравый смысл говорит нам, что мы можем контролировать природу лишь противодействия ей. нов данном случае здравый смысл ошибается. Чтобы контролировать ситуацию, мы должны научиться по другому реагировать на нее. Подобно этому постигая искусство дзюдо, человек учится не противодействовать нападению или атаке, а справляться с ними, уступая противнику. Заметим, что дзюдо является непосредственным приложением к рукопашному бою, дзенской и даосской философии у-вей или непротивопоставления себя природе, непротиводействвия направлению развития вещей.






















Заключение

За последние 30 лет широкой публике не раз сообщалось об отчетах, согласно которым такие способности, как ясновидение и телепатия, были продемонстрированы в лаборатории в строго контролируемых опытах. Эти утверждения ставят в тупик тех, чьи интересы связаны с процессами природы и научным экспериментом.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре [5,с. 159]. Трансперсональная психология определяет себя как "четвертую силу в психологии", восполняющую односторонность предыдущих трех проектов в психологии: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены.

При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения.

Ясновидение отличается от телепатии тем, что в этом процессе участвует только одно лицо. Перципиент может узнать о каком-то событии или о свойствах какого-то предмета без участия второго лица, выступающего в роли отправителя.

Психокинез отличается от уже описанных процессов тем, что испытуемый якобы воздействует на физический объект, думая об этом объекте. Таким образом, он сам творит событие во внешнем мире, а не подвергается влиянию события извне.


Список литературы

1)    Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: Инфра- М, 2000. – 345 с.

2)    Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб.- М.: Норма- Инфра-М, 2000. – 624 с.

3)    История психологии. 20 век/ Под ред. П.Я. Гальперина, а, К. Ждан. – 5 изд. – М.: Академический проспект, 2003. – 832 с.

4)    Майерс Д. Социальная психология/ Пер с англ. Спб. : Питер, 1999.- 688 с. : ил.

5)    Снетков В.Н. Психология коммуникаций в организации. - СПб.,2000.-  256 с.

6)    Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.


7)