СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 4

2. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ.. 5

3. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 6

4. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ДИПЛОМУ.. 8

5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 9

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатель ГАКа назначается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации из числа специалистов, не работающих в университете. На заседании при защите дипломных работ кроме членов ГАКа присутствуют руководители дипломных работ, консультанты, преподаватели кафедры, представители предприятий, учреждений, просто желающие. В своем докладе дипломник должен коротко изложить основные положения и выводы своей дипломной работы. В выступлении в обязательном порядке должно найти отражение:

1.                актуальность темы дипломной работы;

2.                цель и задачи исследования;

3.                объект исследования;

4.                новизна и практическая значимость результатов исследования; какие результаты, изложенные в дипломной работе, выносятся на защиту;

5.                краткое содержание теоретической стороны проблемы исследования;

6.                анализ проблемы на базе практики;

7.                предложения, рекомендации, методические разработки автора дипломной работы, направленные на решение проблемы.

Цель исследования – изучить процедуру защиты дипломной работы.

Задачи исследования – определить особенности научного руководства над дипломной работой, рассмотреть порядок подготовки доклада к диплому, рассмотреть порядок защиты диплома.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Тема дипломной работы закрепляется за студентом перед направлением его на преддипломную практику и утверждается приказом ректора. По необходимости, тема может уточняться по завершению практики. Одновременно студент получает задание (черновой вариант теоретического изложения дипломной работы), составленный его научным руководителем и утверждённый заведующим кафедрой с указанием срока выполнения окончательного варианта.

Руководителями дипломных работ назначаются опытные преподаватели кафедры, которые выдают задания на дипломную работу, оказывают студенту помощь в разработке календарного графика работы, помогают в подборе литературы, справочных материалов и других источников по теме, устанавливают расписание консультаций, осуществляют контроль соблюдения студентом данного графика, определяют объём разделов работы.

Студент пользуется методическими указаниями, разработанными на кафедре, а также общим положением, устанавливающим объём требований государственного общеобязательного стандарта образования к дипломной работе. Работа студента выпускного курса строится в соответствии со сроками периодического отчёта по выполнению дипломной работы, установленными заведующим кафедрой.

Практикуется еженедельный отчёт по работе над дипломами, на котором присутствуют все руководители и их студенты (как правило, количество выпускников небольшое, 5-10 человек). Окончательный вариант работы должен быть представлен руководителю за 10-15 дней до начала Государственной Аттестационной Комиссии. На дипломную работу, отвечающую всем, предъявленным высшей школой требованиям, научный руководитель даёт отзыв с рекомендацией к защите.

Готовая работа с визой заведующего кафедрой направляется на рецензию. Списки рецензентов утверждаются приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедры из числа специалистов. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора, доценты и преподаватели других высших учебных заведений. Рецензент представляет письменную рецензию на дипломную работу, в которой должны быть отражены актуальность, новизна и практическая значимость исследуемой темы, соответствие темы дипломного исследования профилю подготовки специалиста присваиваемой квалификации, наличие выводов и рекомендаций, степень решения проблемы и завершённости исследования, соблюдение всех действующих стандартов, правил по печатным и рукописным трудам. Дипломная работа, несоответствующая данным критериям, не рекомендуется к защите и возвращается на доработку.

Декан факультета знакомит с рецензией заведующего выпускающей кафедры и студента-дипломника не позже, чем за день до защиты и направляет дипломную работу с рецензией в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

По представлению научного руководителя дипломной работы кафедра приглашает консультантов по отдельным разделам дипломного проекта.

2. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ

Согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников кафедры назначает руководитель диплома. Научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава должен руководить исследованием по своей специальности.

Желательно, чтобы тема дипломной работы была близка научным интересам руководителя.

Научный руководитель:

·                    выдает задание и оказывает помощь в составлении примерного плана дипломной работы;

·                    помогает студенту в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломного исследования;

·                    рекомендует ему необходимую литературу и другие источники по теме;

·                    дает ему соответствующие консультации, назначаемые по мере надобности;

·                    проверяет выполнение исследования (по частям или в целом).

Задание на дипломную работу должно содержать перечень подлежащих разработке вопросов. Поэтому оно не может быть выработано без участия самого студента. Рекомендуется выдавать задание после предварительного обсуждения с дипломником темы и после того, как будет уточнен примерный план работы, представленный студентом.

Наряду с планом студент должен составить календарный график на весь период написания дипломной работы. В этом графике указывается очередность выполнения отдельных этапов работы над темой. График должен учитывать время необходимое научному руководителю для ознакомления с результатами исследования, возможно в установленный срок.


3. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

1.                Выбор темы – (сентябрь)

2.                Согласование темы с научным руководителем – (сентябрь)

3.                Поиск литературы по теме и составление библиографии (списка литературы) – (октябрь-ноябрь).

4.                Изучение литературы и составление рабочего плана работы: согласование плана с научным руководителем – (ноябрь)

5.                Подготовка первого варианта текста дипломной работы представление научному руководителю – (март)

6.                Доработка с учетом замечаний научного руководителя – (апрель)

7.                Представление готового текста, оформленного в соответствии с требованиями, научному руководителю – (первая половина мая).

8.                Получение отзыва руководителя о работе и сдача ее на кафедру – вторая половина мая)

9.                Получение рецензии. Рецензентом может быть преподаватель другой кафедры КГУ или другого ВУЗа (конец мая).

10.           Защита дипломной работы в ГАК – (июнь)

Проверяя работу, руководитель не должен превращаться в корректора или редактора, хотя замечания в этой части он тоже высказывает. Научный руководитель выявляет полноту, глубину и всесторонность рассмотрения поставленных в плане вопросов, последовательность изложения материала, достаточность использования рекомендованной литературы, аргументированность выводов, степень их обоснованности и самостоятельности. В случае обнаружения плагиата, ошибочных решений и научных положений по тем или иным вопросам, неполноты или поверхности исследования, противоречивости, излишнего отклонения от темы и других недостатков руководитель предлагает выпускнику устранить их, рекомендует пути и сроки их устранения.

Научный руководитель помогает дипломнику на всех этапах его работы, но эта помощь не должна выливаться в соавторство[1].


 

 

4. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ДИПЛОМУ


Общая цель доклада состоит в том, чтобы сформировать перед внутренним взором слушателей образ объекта исследования и на этом фоне указать на свою роль в построении этого образа.

Для этого недостаточно только констатировать ту или иную обнаруженную закономерность, представить полученные материалы.

Для этого следует воссоздать конкретную картину осуществления биологического явления (реконструированную Вами), указать на причины его возникновения и на существенные для него факторы (исследованные Вами). Основными средствами для достижения этой цели служат полноценные данные, доходчивое и интересное изложение материала, яркие иллюстрации, ответы по существу.

Самооценка качества доклада строится на соответствии доклада нескольким критериям.

Как набор критериев, так и процесс соотнесения с ними выступления весьма субъективны, во многом зависят от опыта экзаменатора.

У студентов нет такого опыта, поэтому ниже предлагается процедура оценивания, основанная на 20-ти альтернативных шкалах, объединенных в 4 рубрики.

Оценки по каждой шкале могут быть только 1 или 0, сумма оценок по всем шкалам даст общий балл, который для удобства пользования можно разделить на 4, приведя к пятибалльной системе.

Не все согласятся с тем, что разные стороны доклада, например, его структура и число иллюстраций, вносят одинаковый вклад в общую оценку. Подобные уточнения можно внести позже, мне же было важно привлечь внимание дипломников к таким сторонам доклада, которые зачастую упускаются из вида.

К тому же предлагаемая шкала оценок – это количественная характеристика впечатления от доклада, которое в равной степени может быть испорчено и плохой структурой и невразумительными иллюстрациями[2].

 

5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Порядок защиты дипломных работ определен Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

Один экземпляр рецензии представляется в Государственную аттестационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ.

Защита работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Подготовка к защите дипломной работы включает в себя:

1.                написание небольшого доклада (3-5 страниц текста), содержащего наиболее важные и интересные результаты исследования. При этом следует иметь в виду, что выпускнику для изложения содержания работы отводится ограниченное время (10 минут);

2.                изучение замечаний и предложений, сделанных в отзыве и в рецензии на дипломную работу;

3.                составление письменных, хорошо аргументированных ответов на замечания рецензента и научного руководителя;

4.                продумывание ответов на возможные вопросы, которые, по всей вероятности, могут быть заданы во время защиты работы членами государственной аттестационной комиссии и присутствующими на защите.

Ответы на замечания и вопросы должны быть четкими, краткими и убедительными.

Это очень важно в случаях, когда замечаний и вопросов много, поскольку непродуманные и длинные ответы могут затянуть защиту и ослабить впечатление о работе и выпускнике.

Порядок защиты следующий.

Председатель ГАК предоставляет слово выпускнику.

Обратившись к членам ГАК и присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей выпускной работы и излагает ее содержание, остановившись на наиболее значимых результатах исследования.

По окончании изложения содержания работы дипломнику обычно задаются вопросы.

Их вправе задать как члены ГАК, так и лица, присутствующие на защите. Студент может ответить на вопросы сразу или же записать их и дать на них ответы в своем заключительном слове.

После вступительного слова дипломника зачитывается отзыв научного руководителя, зачем слово предоставляется рецензенту, который дает оценку работе в целом, отмечает ее положительные стороны, указывает на недостатки и делает другие замечания в пределах своей письменной рецензии. Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении выпускного сочинения может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории.

Затем предоставляется заключительное слово дипломнику, в котором он высказывается по существу замечаний рецензента и других присутствующих. При этом выпускнику следует соблюдать корректность, тактичность, проявить известный интерес к сделанным замечаниям и заданным вопросам, выразить за них благодарность, а затем, не задевая самолюбия и достоинства лиц, задавших вопросы или сделавших критические замечания, убедительно выразить свой взгляд, обращая основное внимание на аргументацию ответов.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При оценке дипломной работы принимаются во внимание:

содержание исследования;

оформление работы;

ее защита;

ответы на замечания рецензента и научного руководителя;

ответы на вопросы членов ГАК и присутствующих.

В тех случаях, когда защита дипломной работы признана неудовлетворительной, ГАК может принять следующие решения:

1) допустить к повторной защите эту же выпускную квалификационную работу с соответствующей доработкой;

2) поручить кафедре определить выпускнику новую тему для разработки в качестве дипломной работы.

При этом студент, получивший неудовлетворительную оценку при защите дипломной работы, отчисляется из высшего учебного заведения в порядке, определяемом Ученым советом КГУ[3].

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Тема дипломной работы – правовой механизм защиты прав потребителей.

Данная дипломная работа посвящена изучению правового регулирования отношений с участием потребителей. Названная тема вызвала особый интерес ввиду большой актуальности этого вопроса в настоящее время, проблемности и особой важности правового положения потребителя как участника правовых отношений. Также учитывая некоторого рода новизну особого законодательного регулирования и защиты потребительских прав у меня вызвал интерес анализ развития законодательства, применения нормативных актов, изучение большого количества подзаконных актов, регулирующих отношения с участием потребителей.

За последнее время в России принят пакет нормативных актов, цель которых защищать права граждан-потребителей, повысить требовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров народного потребления, повысить ответственность предприятий торговли независимо от их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности, а также граждан-предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, за нормальную организацию торгового обслуживания покупателей, недопущение их обмана в любой форме, повышенной ответственности за качество товаров.

Актуальность дипломной работы заключается в том, что знание установленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятым требованиям по качеству, и дополнительно – убытков от экономических и административных санкций.

Законодательство России, защищающее права и интересы потребителей, еще очень молодо, практика его применения невелика. Поэтому целью написания работы является комплексное исследование процедуры регулирования отношений с участием потребителей, выявление проблем и определение путей их решения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить историю развития потребительского права.

2.     Определить правовой статус потребителя.

3.     Рассмотреть особенности законодательного регулирования правоотношений с участием потребителей.

4.     Проанализировать элементы правоотношений с участием потребителей, а именно сделки по передаче имущества; заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг.

5.     Исследовать юридический механизм защиты прав потребителей в РФ;

6.     Выявить проблемы правового регулирования отношений с участием потребителей и предложить пути их решения.

Вопрос о том, какие правоотношения регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», был предметом споров и вызвал неоднозначное толкование в судебной практике.

Попытка положить конец спорам была предпринята Верховным Судом России, который, рассмотрев на Пленуме судебную практику по применению законодательства о защите прав потребителей, указал, что  Законом РФ «О защите прав потребителей» регулируются в частности отношения, вытекающие из договора купли-продажи, имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом; найма (аренды) жилого помещения[4]; подряда (в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранение ценных бумаг и других ценностей, оказание ими консультационных услуг; и других договоров[5].

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов ХХ века.

Первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта в 1988 году Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области.

Важным моментом при определении положения потребителя является характеристика понятия «потребитель» в соответствии с действующим законодательством. Это определение дается в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей»[6]. Итак, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий  или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следует заметить, что в ранее действующей редакции потребителем признавался гражданин, приобретающий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Уточнение Закона о том, что эти нужды не должны быть связаны с извлечением прибыли, рассматривались многими правоприменительными органами как чисто вспомогательное, разъясняющее значение основного понятия – «личные (бытовые) нужды». Такому пониманию термина «потребитель» способствовали и многие подзаконные акты. Например, Правила предоставления гостиничных услуг в РФ вообще не содержали упоминания о том, что личные (бытовые) нужды не должны быть связаны с извлечением прибыли. Неясным было и использование термина «прибыль» применительно к отношениям с участием граждан: многие рассматривали этот термин как означающий любой доход, который получает гражданин от приобретаемого товара (работы, услуги).

Но чтобы определить, могут ли к соответствующим отношениям применяться нормы законодательства о защите прав потребителей, в первую очередь необходимо установить, являются ли нужды, для которых гражданин приобретает товары (заказывает работы, услуги), личными (бытовыми). На законодательном уровне понятие «личные (бытовые) нужды» разъяснено не было.

По смыслу Закона в ранее действовавшей редакции потребителем считался гражданин, заказывающий услуги для любых целей. Главное, чтоб эти цели не были направлены на извлечение прибыли и не противоречили действовавшему законодательству.

Такому пониманию понятия «потребитель» соответствовали и Разъяснения ГАК РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утвержденные приказом от 20 мая 1998 года № 160 (с изменениями от 11 марта 1999 года). В них указывалось: «Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со ст. 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли».

Безусловно, центральное место в правовом регулировании здесь занимает Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.

В мировой практике законодательство о защите прав потребителей появилось сравнительно давно – это очевидно, особенно в обществах, провозгласивших себя потребительскими. Постепенно проблема защиты прав потребителя приобрела международное значение. В апреле 1985 года Генеральная ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве разработки правительствами политики законодательства в этой области.

В России же со становлением рыночных отношений возникла и ощутилась потребность в четком нормативном регулировании этого важнейшего жизненного вопроса. Одновременно с развитием законодательства о защите прав потребителей совершенствовалась практика рассмотрения судами общей юрисдикцией гражданских дел по искам потребителей, предъявляемым к изготовителям, исполнителям и продавцам в связи с наличием в товарах (работах, услугах) недостатков. Об этом свидетельствует то, что уже через два года после принятия Закона, 29 сентября 1994г., Верховным Судом РФ принимается обширное Постановление «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», изменения в которое до настоящего момента вносились пять раз[7]. И в сам Закон до настоящего времени трижды вносились изменения и дополнения[8].

Первому вопросу по изучению правового регулирования посвящена первая глава работы. В ней подробно рассматривается спектр нормативно-правовых актов, регулирующих отношения с участием потребителей, историю развития потребительского права, а также изучается правовое положение потребителя в соответствии с российским законодательством.

Во второй главе изучаются отношения, субъектом которых выступает потребитель, а именно: отношения по купле-продаже, отношения подряда и отношения по оказанию услуг. Ввиду широты данных вопросов, эта глава является наиболее объемной, поскольку в ней рассматриваются и анализируются по возможности все наиболее важные особенности правоотношений.

Третья глава посвящена защите потребительских прав, изучению характера, способов, проблемных вопросов, а также наступлению ответственности за нарушение прав потребителей.

При написании работы была изучена литература, посвященная правоотношениям с участием потребителей. В частности, Я. Парций «Правовое регулирование работ и услуг, оказываемых гражданам», Мейет Д.И. «Русское гражданское право», Иоффе О.С. «Обязательственное право», Г.С. Шершеневич. «Учебник гражданского права», Е.А Шлейшиц «Договор поставки», а также литература, в которой рассматриваются исторические вопросы, например, «Римское частное право» под ред. Проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Петерского, «Обзор литературы по римскому праву» Брагинского М.И., «Обязательство поставки в советском праве» Шкундина З.И. и другая литература.

Объект исследования – совокупность общественных отношений с участием потребителей в РФ.

Предмет исследования – правовое регулирование отношений с участием потребителей.

Новизна исследования характеризуется тем, что в работе достаточно подробно описана история становления потребительского права, что позволит разобраться в сущности правовых отношений с участием потребителей.

При работе над данной темой использовались общенаучный и частнонаучный методы исследования.

В заключении делаются основные выводы по работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы отметить еще некоторые особенности процедуры защиты дипломной работы.

К защите допускаются студенты, получившие положительный отзыв руководителя на свою дипломную работу, внешнюю рецензию специалиста, имеющего высшее экономическое образование. Рецензия должна быть подписана рецензентом и заверена печатью в отделе кадров предприятия (организации), где работает рецензент. Также должно быть разрешение заведующего кафедрой на защиту. На титульном листе дипломной работы ставится подпись «К защите» и роспись зав. кафедрой, с указанием даты, когда такое разрешение было дано.

Дипломник обязан ответить на все вопросы и критические замечания по рецензии, с которыми он знакомится предварительно, и отвечает на все вопросы членов государственной комиссии.

Общая продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 30 минут. После окончания публичной защиты состоится совещание ГАК, на которой большинством голосов принимается оценка работы дипломника и ее защита.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В отдельных случаях ГАК дает рекомендации о дальнейшем использовании результатов дипломной работы (для опубликования, внедрения на практике и т.д.). Решение комиссии доводится до студентов в тот же день после оформления протокола[9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                          Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

2.                          Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую реферат. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

3.                          Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. М.: Издательство Московского Полиграфического Института, 1990.

4.                          Курдюмова Н.И. Стандарт оформления дипломной работы. М.: Кристи, 1999.

5.                          Хлорофено Р.П. Оформление курсовой, дипломной работы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.



[1] Курдюмова Н.И. Стандарт оформления дипломной работы. М.: Кристи, 1999. С. 10-12.


[2] Хлорофенко П.Р. Оформление курсовой, дипломной работы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 24.


[3] Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую реферат. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 102-104.


[4] Отношения между нанимателем (арендатором) и наймодателем (арендодателем), являющимися одновременно исполнителем услуг по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды).

[5] П. 2 постановления № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1, 1995.

[6] См. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.

[7] ППВС РФ от 25.04.95 №6, от 25.10.96 №10, от 17.01.97 №2, от 21.11.2000 №32, от 10.10.01 №11

[8] ФЗ от 09.01.96 №2-ФЗ, от 17.12.99 №212-ФЗ, от 30.12.01 №196-ФЗ

[9] Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. М.: Издательство Московского Полиграфического Института, 1990. С. 90-91.