Содержание:


Введение.............................................................................................................. 3

1.  Совокупный спрос......................................................................................... 5

2.  Совокупное предложение............................................................................ 11

3.  Модели макроэкономического равновесия................................................ 19

3.1.  Классическая модель.............................................................................. 20

3.2.  Кейнсианская модель............................................................................. 23

3.3.  Модель «IS»............................................................................................ 24

3.4.  Модель «национальный доход - совокупные расходы»...................... 25

3.5.  Эффект мультипликатора-акселератора............................................... 25

Заключение........................................................................................................ 28

Список используемой литературы................................................................... 30





Введение


"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

В современной экономической науке различают микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономику можно определить как науку о рынках. На каждом из рынков есть определенный круг продавцов и покупателей и ведется торговля определенным благом или услугой: потребительскими товарами, средствами производства (инвестиционными товарами), услугами определенного вида труда, услугами по временному предоставлению денег и пр. Микроэкономика исследует спрос, предложение и цены на этих рынках, описывает поведение их участников: фирм, потребителей и государства. Некоторые экономисты полагали, что этого достаточно. Но в экономике страны происходят также явления, которые затрагивают все или многие рынки одновременно. Например, производство большей части товаров вдруг одновременно сокращается (происходит экономический спад), а потом начинает расти или цены на все товары одновременно повышаются (имеет место инфляция). Эти явления нельзя объяснить изменением спроса и предложения на отдельных рынках: очевидно, существуют какие-то более общие причины, которые оказывают влияние на экономику в целом.

Общие для всей экономики явления и их причины изучает макроэкономика. Она занимается производством и ценами, занятостью и безработицей не на отдельных рынках, а во всей экономике страны.

Макроэкономистов интересует величина совокупного предложения (весь объем производства) и величина совокупного спроса (общий объем расходов на приобретение товаров и услуг). Когда эти величины равны, существует макроэкономическое равновесие. Но часто они не совпадают, что может привести к неприятным последствиям. Когда величина совокупного спроса превышает величину совокупного предложения, возникает инфляция (рост цен всех товаров и услуг), а если наоборот, совокупное предложение обгоняет по величине совокупный спрос, случаются экономические спады, которые сопровождаются ростом безработицы. Инфляция и экономические спады – главные проблемы макроэкономики.[1]

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные моменты экономической теории. Это и будет являться целью написания контрольной работы.

Задачами же станут следующие вопросы:

1.     Понятие совокупного спроса.

2.     Понятие совокупного предложения.

3.     Модели макроэкономического равновесия.


1.   Совокупный спрос


В факторах формирования и изменения спроса и его величин, соответствующих разным уровням цен, разграничивают два подхода к этой проблеме.

Первый из них был связан с тем, как формируется спрос каждого отдельного покупателя (именно сюда, например, относятся проблемы субъективной оценки полезности товара).

Второй же аспект — это формирование спроса в масштабах всего рынка товаров определенного вида или экономики в целом (сюда, например, относится демографический фактор).

Теперь же именно на этот аспект мы обратим внимание, чтобы понять логику работы рынка и закономерности формирования величин спроса более глубоко.

Прежде всего, нам следует провести грань между индивидуальным и рыночным спросом.

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.

Для наглядности разберем следующий пример.

Надпись: Рис. 1. Кривые, опи-сывающие индиви-дуальный спрос по-купателей на одном и том же рынке

Представим, что мы анализируем рынок аудиокассет, где покупки делают два покупателя: Андрей и Сергей. Кривые, описывающие их индивидуальные модели спроса, представлены на рис. 1.

Нетрудно заметить, что у Сергея с деньгами дело обстоит хуже, чем у Андрея: Сергей готов купить хотя бы одну кассету только при цене ниже 6 тыс. рублей, тогда как Андрей при цене 6 тыс. руб. готов купить 5 кассет.

Но на рынок они приходят оба, и здесь их денежные возможности сливаются в единый спрос. Именно его и отражает крайний график справа на рис. 2. Как мы видим на нем, до уровня цены в 6 тыс. руб. кривая рыночного спроса повторяет кривую спроса наиболее богатого покупателя — Андрея. Но затем на кривую суммарного — рыночного — спроса начинает влиять уже и спрос Сергея. В результате при цене 4 тыс. рублей рыночный спрос оказывается равен уже 15 кассетам (10 кассет, которые готов был при этой цене купить Андрей, плюс 5 кассет, которые при такой цене согласен был приобрести Сергей). И так далее. Следовательно, рыночный спрос складывается как сумма индивидуальных спросов всех покупателей, обращающихся за товаром на данный рынок

Надпись: Рис. 2. Формирование рыночного спроса на основе индивидуальных спросов отдель-ных покупателейТаким образом, формирование и изменение величин рыночного спроса и рыночного спроса в целом (при прочих неизменных условиях) существенно зависят от:

–               численности покупателей;

–               различий в их доходах;

–               соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.

Под влиянием этих факторов спрос может как возрастать или убывать (кривая спроса сдвинется вправо — вверх или влево — вниз), так и менять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изменится).

Разбирая эту ситуацию в российской экономике, мы вплотную подошли к понятию совокупного спроса.

Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.

Величина совокупного спроса — это общая сумма покупок (расходов), осуществляемых в стране (скажем, за год) при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.

Совокупный спрос подчиняется общим закономерностям формирования спроса, d которых говорилось выше, а потому графически его можно изобразить следующим образом (рис. 3.).

Надпись: Реальный валовый внутренний продукт страны

Надпись: Рис. 3. Кривая совокупного спроса страныКривая совокупного спроса показывает, что при росте общего уровня цен величина совокупного спроса (совокупная сумма покупок товаров и услуг всех видов на всех рынках данной страны) уменьшается точно так же, как и на рынках отдельных обычных (нормальных) товаров.

Но мы знаем, что в случае роста цен на отдельные товары спрос покупателей просто переключается на товары-аналоги, товары-заменители или на иные блага или услуги. На первый взгляд непонятно, как может уменьшиться общий спрос на все товары и услуги, поскольку здесь никакого переключения расходов покупателей вроде бы уже нет.

Конечно же, доходы никуда не исчезают. Не нарушаются в модели совокупного спроса и общие закономерности поведения покупателей. Просто они здесь проявляются несколько по-особому.[2]

Вопрос об учете совокупного спроса и совокупного предложения имеет большое социально-экономическое значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние экономического развития данной страны на данный отрезок времени. Речь в данном случае идет о характеристике воспроизводства общественного капитала, общественного воспроизводства материальных благ, удовлетворяющих потребности самых различных слоев населения, самых различных отраслей производства, предъявляющих спрос на инвестиционные товары, т.е. на средства производства.

Для определения уровня совокупного спроса и совокупного предложения необходимо все данные о совокупном спросе объединить в одном показателе, тоже самое нужно сделать и в отношении определения уровня предлагаемого товара к потреблению.

Объединение всех цен товаров, реализованных в процессе продажи товаров и услуг в фактический объем национального производства, называется агрегированием. Объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называется совокупностями (агрегатами).

Совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

На состояние совокупного спроса оказывает влияние множество факторов, одним из основных по значению является уровень цен на товары и услуги.

Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства. Среди причин объясняющих такого рода состояния совокупного спроса следует указать на так называемый эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита.

Эффект богатства свидетельствует о том, что при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки.

Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства.[3]

Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, какие причины порождают изменения в объеме национального продукта, следует отличить изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе, вызванных факторами неценового характера.

Глубокий и всесторонний анализ перечисленных выше факторов в их влиянии на изменение совокупного спроса дает возможность целенаправленно корректировать экономическую политику как на отраслевом, так и на государственном уровне.

К примеру, рост благосостояния и снижения личных налогов вызовет увеличение потребительских расходов и, как следствие, увеличение совокупного спроса. Ожидание повышения темпов инфляции приведет к таким же последствиям, потребители постараются купить товары теперь, а не после повышения цен, вызванных инфляцией.

Если у потребителей образовался высокий уровень задолженности, возникший в результате прежних закупок в кредит, то в последующий период будет наблюдаться сокращение расходов, чтобы выплатить имеющиеся долги. Следствием всего этого будет сокращение потребительских расходов.

Уменьшение процентных ставок, возможности более эффективного использования кредита, большие инвестиции и ожидание больших прибылей, внедрение новых технологий, отсутствие избыточных производственных мощностей - все эти факторы приводят к увеличению инвестиционных расходов м увеличению совокупного спроса.

Рост государственных закупок национального продукта при определенном, неизменном уровне цен ведет к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Национальных доход страны ввозящей товары оказывает огромное влияние на спрос импортируемых товаров.

Если этот доход сокращается, то и сокращается спрос на импортирующую продукцию, поскольку у страны сокращаются возможности приобретения заграничного товара. К аналогичному результату приведет увеличение курса национальной валюты к иностранным валютам, так как подобное изменение курса эквивалентно удорожанию продукции страны ввозящей товары из вне, тоже можно сказать и о последствиях сокращения спроса на товары импортного производства при девальвации местной валюты по отношению к валюте страны-экспортера товаров.

Если общий уровень цен в стране существенно повышается (например, под влиянием высокой инфляции), то покупатели просто начнут использовать часть своих доходов ни иные цели. Вместо того чтобы приобретать прежний объем товаров и услуг, производимых национальной экономикой, они могут предпочесть направить часть своих денег на:

1.     Создание сбережений в форме наличных денег и вкладов в банках и иных финансовых учреждениях,

2.     Приобретение товаров и услуг в будущем,

3.     Покупку товаров и услуг, производимых в других странах,

Закономерности изменения совокупного спроса определяют всю жизнь страны, и потому изучению их уделяется большое внимание в курсе макроэкономике.[4]

2.   Совокупное предложение


Р

 
Совокупное предложение – это модель, представленная на рис. 4. в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального обмена производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, являются прямой, или положительной.

AS

 
 

Надпись: Рис. 4. Кривая совокупно-го предложения






Уf

 

У

 
 


Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков и не смещается: 1) кейнсианский (горизонтальный), 2) промежуточный (отклоняющийся вверх), 3) классический (вертикальный) отрезки. Форма кривой совокупного отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.

Горизонтальный отрезок. На рисунке Уf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Уf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными. В действительности реальный объем национального продукта и занятость на этом отрезке уменьшатся из-за постоянного уровня цен и заработной платы. Этот горизонтальный отрезок называют кейнсианским - по имени известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.[5]

Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства, Уf Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Следует сделать два замечания по поводу вертикального отрезка кривой совокупного предложения. Во-первых, этот отрезок рассматривался классической экономической наукой, в соответствии с выводами которой благодаря определенным силам, присущи рыночной экономике, полная занятость становится нормой. Поэтому вертикальный отрезок называется также классическим отрезком кривой совокупного предложения. Во-вторых, "полная занятость" и "реальный объем национального производства при полной занятости" – это скользкие понятия. Это справедливо потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству. Существует опредеденный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.

Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между У и Уf увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Одна причина этого состоит в том, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно во всех секторах или отраслях промышленности. Поэтому, когда реальный объем национального производства достигает отрезка УУf например, компьютерная промышленность, отличающаяся высокой технологией, может испытывать нехватку квалифицированных рабочих, в то время как в автомобильной или сталелитейной промышленности может сохраняться значительная безработица. В некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.[6]

Анализ формы кривой совокупного предложения показал, что реальный объем национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, что необходимо отличать от смещений самой кривой совокупного предложения. Значит, существующая кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения). Для удобства называем увеличение совокупного предложения смещением кривой вправо, а не отклонением вправо и вниз. Это значит, что теперь предприятия будут производить меньший реальный объем национального продукта, чем раньше, при данном уровне цен (или будут назначать более высокие цены при данном объеме национального производства).

Действие одного или нескольких неценовых факторов совокупного предложения приводит к сдвигам совокупного предложения. Увеличение совокупного предложения показано как смещение кривой вправо; сокращение совокупного предложения – как смещение влево.К таким «прочим условиям», при изменении которых кривая совокупного предложения смещается относят:

1.     Изменение цен на ресурсы

А) Наличие внутренних ресурсов: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности.

Б) Цены на импортные ресурсы

В) Господство на рынке

2.     Изменение в производительности

3.     Изменение правовых норм

А) налоги с предприятий и субсидии

Б) государственное регулирование.

Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, "определяют", или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Эти факторы имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. Решения предприятия, касающиеся объема предложения, принимаются на основе уровня производственных издержек и доходов. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары предприятия увеличивают реальный объем производства А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.

Важно отметить, что кроме изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Цены на ресурсы.

Цены на ресурсы – в отличие от цен на готовую продукцию – являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на цены на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и господство на рынке. Наличие внутренних ресурсов. Кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выставлять на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.

Когда издержки производства на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, все фирмы вместе взятые пытаются использовать эти факторы для наращивания производства. Так происходит, например, при увеличении предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождений полезных ископаемых с меньшими затратами на их извлечение, роста рабочей силы за счет привлечения женского труда, и т.д. и т.п. К аналогичному результату приводит снижение цен на импортные ресурсы. Господство монопольных структур и сильных профсоюзов может привести к установлению на ресурсном рынке цен, уровень которых выше конкурентных (средних), что в дальнейшем определяет увеличение издержек производства и сокращение совокупного предложения товаров и услуг.[7]

После второй мировой войны темпы роста реального ВНП в США составлял 3 %, реальный ВНП в расчете на душу населения возрастал на 2 % в год. Темпы роста производительности труда в 70-е гг и в начале 80-х гг. упали. В этих условиях замедлился рост уровня жизни населения. В 80-е годы темпы роста производительности труда несколько повысились, но они не достигли темпов роста 60-х годов.

Представляет большой теоретический и практический интерес знания основных причин, породивших упомянутые факты в росте и замедлении темпов роста производительности труда в США.

Одной из причин снижения темпов роста производительности труда в 80-е годы явилось снижение инвестиций в развитие производства. Причем США за этот период имели темпы роста производительности труда ниже, чем в других странах Запада.

В конце 60-х и начале 70-х гг. численность рабочей силы возрастала значительно большими темпами, чем рост объема капитала, что вело к снижению фондовооруженности труда.

Таким образом, фондовооруженность имеет самое непосредственное отношение в объяснении того или иного состояния с темпами роста производительности труда. Это вторая по значимости причина, влияющая на рост производительности труда после инвестиций в производство.

Следующей причиной, вызывающей изменение в темпах роста производительности труда является состояние качества труда, меры со стороны общества по линии повышения профессионализма у работающих. В США численность в конце 60-х гг. возрастала, однако качество труда совокупного работника было недостаточно высоким. Это объясняется увеличением в структуре трудовых ресурсов доли молодежи и женщин, не получивших достаточного образования в той или иной сфере деятельности.

Степень использования достижений науки и техники в производственном процессе является важной причиной состояния производительности труда в обществе. Сам технический прогресс определяется такими экономическими показателями, как расходование средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Доля этих расходов применительно рассматриваемого нами периода в США сократилась.

И последний фактор, имеющий важное влияние на состояние производительности труда, является социально-экономическая стабильность в обществе. Идеи социального партнерства превращаются в ощутимую материальную силу, когда общество избегает социальных потрясений, забастовочного движения, открытого противостояния работодателей и наемных работников.

Для США характерен незначительный антагонизм между управленческим аппаратом и рядовыми работникам. Эта незначительность антагонизма объясняется тем фактом, что предприниматели, совершенствуя систему оплаты труда и организации производства в целом, стремятся не допускать снижения заработной платы рабочих, регулируют отношения с профсоюзами на основе коллективных договоров, других соглашений, способствующих решать экономические вопросы с позиций взаимных интересов. Идеология социального партнерства, существующая в странах с рыночной экономикой, во многом поучительна и эффективна, она является альтернативной идеологии классовой борьбы и показала свою жизнеспособность. Этот вопрос экономической политики государства будет рассмотрен специально.

3.   Модели макроэкономического равновесия


Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Макроэкономическое равновесие являет собой загадку, решение которой оказало бы грандиозный эффект на всё наше понимание экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию и уничтожили безработицу, научились бы бороться с экономическими кризисами и спадами национальных экономик. Мы узнали бы безошибочный рецепт экономического процветания и роста. Мы смогли бы поднять экономики беднейших стран мира. Мы сумели бы правильно распорядиться природными ресурсами и еще много проблем осталось бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты мира бьются над этой задачей и, как видно, они успели много сделать за последнее столетие. США благодаря четкой политике государства и Федерального резервного Банка испытывает экономический рост на протяжении полутора десятка лет. В Великобритании преодолели кризис середины 80-х гг. и успешно борются с безработицей, ставшей для нее настоящим бичом.

В связи с глобализацией мировой экономики и всё более тесной интеграцией национальных хозяйств вопрос о том, как развиваться наиболее эффективно остается открытым. [8]



3.1.  Классическая модель


Необходимо отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель макроэкономического равновесия представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1.     Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

2.     Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.

3.     Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий ОЭР в реальном секторе экономики.

В простой модели условия общего экономического равновесия классической концепции могут быть формализованы в виде системы из пяти уравнений, в ходе решения которой определяются равновесные значения занятости N*, ставки реальной зарплаты w*, национального дохода y*, ставки процента i* и текущий уровень цен Р:

1.     P (y/N) = W

2.     ND (w, - ) = NS (w, + )

3.     y = y (N)

4.     S ( i, + ) = I ( i, - )

5.     5. M = k y P

Первые два уравнения выражают условия равновесия 1 на рынке труда, на котором определяются два важнейших параметра: равновесная занятость N* и равновесная ставка реальной зарплаты w*. Рынок труда является определяющим в классической концепции потому что равновесие на нем означает, что фирмы реализовали свои планы относительно объемов производства, а домашние хозяйства - относительно уровня дохода, определяемого в соответствии с концепцией эндогенного дохода.

Производственная функция в коротком периоде является функцией от одной переменной - количества труда, следовательно, равновесный уровень занятости определяет уровень реального производства, что отражено в третьем уравнении. А так как занятость полная (все, кто хотел получить работу при данной зарплаты, получили ее), то объем производства фиксируется на уровне естественного выпуска, и кривая совокупного предложения принимает вертикальный вид.

Сформированный объем совокупного предложения представляет собой сумму доходов домашних хозяйств, которые распределяются последними на потребление и сбережения: у = С + S. Чтобы на рынке благ установилось равновесие, необходимо равенство совокупного предложения совокупному спросу. Так как совокупный спрос в простой модели представляет сумму потребительских и инвестиционных расходов: у = С + I, то при соблюдении условия I = S на рынке благ установится равновесие 2.

Если же плановые инвестиции не будут соответствовать запланированным сбережениям, то на рынке благ может возникнуть дисбаланс. Однако в классической модели любой подобный дисбаланс устраняется на рынке капитала.

Условия равновесия на рынке капитала отражаются в четвертом уравнении. Параметром, обеспечивающим равновесие на рынке напитала, является гибкая процентная ставка. Если по каким-либо причинам запланированные объемы сбережений и инвестиций не совпадают при заданной ставке процента, то в экономике начинается процесс изменения текущей ставки процента до ее значения, которое обеспечивает равновесие сбережений и инвестиций.

Например, предположим, что объем запланированных сбережений оказался меньше объема плановых инвестиций. Тогда на рынке капитала начнется конкуренция инвесторов за свободные кредитные ресурсы, что вызовет повышение ставки процента. Повышение ставки процента приведет к пересмотру объемов запланированных сбережений в сторону повышения3 и инвестиций в сторону понижения, до тех пор пока не установится такая процентная ставка, которая и обеспечит равновесие. При превышении объемов сбережений над объемами инвестиций на рынке капитала образуются свободные кредитные ресурсы, что вызовет понижение ставки процента до ее равновесного значения.

То есть, если на рынке благ возникает дисбаланс, то он находит свое отражение на рынке капитала, а т.к. последний имеет встроенный стабилизатор, позволяющий восстанавливать равновесие, то восстановление равновесия на рынке капитала приводит к восстановлению равновесия и на рынке благ. Таким образом, подтверждается закон Вальраса, согласно которому, если равновесие установилось на двух (труда и капитала) из трех взаимосвязанных рынков, то оно устанавливается и на третьем рынке - рынке благ.

Пятое уравнение стоит особняком и необходимо только для определения текущего уровня цен. При заданных параметрах денежной массы и скорости обращения денег уровень цен зависит только от параметра реального национального дохода: Р = (Mv)/y.

С другой стороны, при установленном равновесном значении реального национального дохода изменение параметров денежного рынка в силу нейтральности денег отражается только в изменении уровня цен. Если представить количественное уравнение обмена относительно у и тем самым выразить функцию совокупного спроса: у = (Mv) / P, то очевидно что для обеспечения условия постоянного значения y необходимо изменение денежной массы и уровня цен в одинаковой пропорции. [9]

3.2.  Кейнсианская модель


Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того, в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону - повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.

Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.

Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке "совокупный спрос – совокупное предложение" ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.[10]

3.3.  Модель «IS»


Английский экономист Дж.Хикс разработал модель "IS" ("investment-saving") в 30-х годах нашего столетия. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода.

При помощи этой модели можно понять условия равновесия на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг. Зависимость между инвестициями и нормой процента обратно пропорциональная. Чем выше r, тем ниже I.

Построение кривой IS имеет большое значение для понимания проблем макроэкономического равновесия с учетом тех закономерностей, которые происходят и на денежном рынке. Ведь кривая отражает, как отмечалось выше, равновесие на так называемом реальном рынке.

3.4.  Модель «национальный доход - совокупные расходы»


Национальный доход используется по двум основным каналам: на потребление и инвестиции, т.е. Y = С + I.

Совокупные расходы - это расходы на личное потребление (С) и на производительное потребление (I). В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок, и уровень национального дохода, соответствующий равенству доходов и расходов (на личное потребление), установится на уровне нулевого сбережения.

3.5.  Эффект мультипликатора-акселератора


Обратимся вначале к эффекту акселератора, демонстрирующему связь между изменениями реального ВВП и производных инвестиций? Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на этот эффект, был американский экономист Джон Морис Кларк, активно изучавший проблемы экономических циклов. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократным увеличениям спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментом циклического развития, была определена им как "принцип акселерации" или как "эффект акселератора".

Для понимания эффекта акселератора используют коэффициент капиталоемкости. Предприниматели стараются поддерживать на желаемом уровне соотношение капитал/готовая продукция. На макроэкономическом уровне коэффициент капиталоемкости выражается соотношением капитал/доход, т.е. K/Y. Различные отрасли экономики отличаются неодинаковым уровнем капитального коэффициента. Так, он высок в судостроении, где для выпуска единицы готовой продукции требуются большие затраты основного капитала. Гораздо ниже он в отраслях легкой промышленности. Изменение в объемах продаж готовой продукции повлечет за собой и необходимость изменений инвестиций в основной капитал, для того, чтобы коэффициент капиталоемкости оставался на желаемом уровне.

При рассмотрении принципа акселерации нас интересуют, прежде всего, чистые инвестиции. Чистые инвестиции не могут быть любой величины. Поскольку валовые инвестиции в масштабе национальной экономики не могут принимать отрицательных значений, максимальным пределом, которого могут достигнуть отрицательные чистые инвестиции, является величина амортизации.

При создании модели мультипликатора мы предполагаем, что увеличение инвестиций происходит в том же году, что и прирост объема продаж. Однако, экономисты при построении модели акселератора исходят из определенного лага (временного запаздывания) в реакции экономических агентов, осуществляющих инвестиции, на увеличение объема продаж или роста реального ВВП. Действительно, трудно представить, чтобы новые фабрики и заводы строились немедленно в ответ на рост годового объема продаж. Даже если предприниматель отличается чрезвычайной быстротой реакции, он вначале распродаст запасы готовой продукции, просчитает различные варианты инвестиционных проектов и лишь потом осуществит инвестиции.

Таким образом, акселератор можно представить математически в виде отношения инвестиций периода t к изменению потребительского спроса или национального дохода в предшествующие годы.

Кроме того, эффект акселератора в сочетании с известным эффектом мультипликатора порождает эффект мультипликатора-акселератора. Эта модель была разработана Полом Самуэльсоном и Джоном Хиксом.

Эффект мультипликатора-акселератора показывает механизм самоподдерживающихся циклических колебаний экономической системы.

Как известно, рост инвестиций на определенную величину может увеличить национальный доход на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора. Возросший доход, в свою очередь, вызовет в будущем (с определенным лагом) опережающий рост инвестиций вследствие действия акселератора. Эти производные инвестиции, являясь элементом совокупного спроса, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увеличит доход, побуждал тем самым предпринимателей к новым инвестициям.

Модель мультипликатора-акселератора предполагает несколько вариантов циклических колебаний. Эти варианты определяются сочетанием различных значений МРС и V. В реальной экономике МРС>1 и 0.5< V >1 , при котором значения показателей национального дохода должны были бы за 5-10 лет приобретать огромные размеры. Но практика не демонстрирует колебаний взрывного типа. Дело в том, что величина дохода или реального ВВП, в действительности ограничена "потолком", т.е. значением потенциального ВВП. Это-ограничение амплитуды колебаний со стороны совокупного предложения. С другой стороны, падение национального дохода ограничено "полом", т.е. отрицательными чистыми инвестициями, равными величине амортизации. Здесь мы сталкиваемся с ограничением амплитуды колебаний со стороны совокупного спроса, элементом которого являются инвестиции. Волна растущего национального дохода, ударившись о "потолок", приводит к его обратной динамике. Когда же понижательная тенденция деловой активности достигнет "пола", то начинается противоположный процесс оживления и подъема. [11]




Заключение


В заключение подведем некоторые итоги проделанной работы.

Макроэкономика изучает экономические явления не на отдельных рынках, а в масштабах всей экономики в целом.

В качестве основных понятия макроэкономического анализа используются совокупный спрос и совокупное предложение.

Под совокупным спросом понимается общий объем расходов на приобретение товаров и услуг за год.

Совокупное предложение – это весь объем производства за год.

Общее экономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда на всех рынках - благ, денег, капитала и труда - одновременно достигается равновесие. Существуют две основные теории по данной теме: классическая и кейнсианская. Сторонники обеих теорий приводят убедительные доказательства в свою пользу, в т.ч. и из истории. Последователи Кейнса ссылаются на времена Великой Депрессии 30-х гг. ХХ - века в США, когда увеличение государственных расходов помогло вывести страну из кризиса, а классики во главе с Милтоном Фридменом утверждают, что США от Депрессии избавила вторая мировая война.

Классики утверждают, что и инвестиции и сбережения зависят от процентной ставки. Последователи Кейнса заявляют, что на самом деле сбережения остаются постоянными, вне зависимости от процентной ставки, и изменяются соответственно с чистым доходом. Классики выступают за принцип "laissez-faire" - невмешательства государства в экономику страны, а последователи Кейнса утверждают, что только таким образом можно бороться с безработицей. У монетаристов есть удачный опыт проведения своих теорий в практику во время энергетического кризиса 70-х, когда экономика большинства развитых стран была поражена стагфляцией, а последователи Кейнса гордятся экономикой США, переживавшей небывалый экономический рост последние два десятилетия и пропагандируют "парадокс бережливости", когда стремление накопить денег населением приводит к противоположным результатам. В ответ на это им приводят в пример самого Пола Самуэльсона, автора знаменитейшего "Экономикс". Эта книга переиздавалась более 15 раз и по ней можно отследить как сам Самуэльсон изменил свое отношение к сбережениям. В 13 издании (1989) он уже в соавторстве с Нордхаусом пишет о том, что "...Большинство экономистов считают, что текущий уровень сбережений слишком мал, чтобы гарантировать стабильный и здоровый уровень инвестиций в экономике 90-х...", т.е. фактически отходит от истинно кейнсианской теории.

По какому бы пути ни пошла Россия в новом тысячелетии, важно органично и слаженно развивать все отрасли национального хозяйства. Можно только догадываться с чем нам придется столкнуться через несколько десятков лет, но одно известно точно - это будет суровый путь не лишенный испытаний, ошибок и разочарований.[12]




Список используемой литературы


1.     А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001.

2.     В.Я. Иохин. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2000.

3.     Камаев В.Д. - Учебник по основам экономической теории. - М.: "ВЛАДОС", 1997.

4.     Кемпбелл Р. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1996.

5.     Маршалл А. Принципы экономической науки, Пер. с англ. - М., Издательская группа "Прогресс", 1993.

6.     Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М., 1974

7.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993.

8.     Экономическая теория / Под редакцией И.А. Николаевой. - М.: "Проспект", 1998.

9.     Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; Гл.ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО "Издательство "Экономика"", 1999.

10.            А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001. 2 То есть, согласно закону Сэя, любое предложение порождает соответствующий спрос

11.            Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2000.







[1] Кемпбелл Р. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1996.

[2] А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001.

[3] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. М., 1993.

[4] В.Я. Иохин. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2000.

[5] Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2000.


[6] А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001.

[7] Кемпбелл Р. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1996.

[8] Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2000.

[9] А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001.

[10] В.Я. Иохин. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2000.

[11] Кемпбелл Р. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: Республика, 1996.

[12] А. Луссе. Краткий курс - Макроэкономика. - СПб: Изд. "Питер", 2001.