Содержание

Введение. 3

1. Роль транспорта в коммерческой деятельности. 4

2. Использование воздушного транспорта в перевозках товаров народного потребления. 8

3. Транспортный устав железнодорожных дорог. Его содержание. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение


Ежегодно в нашей стране образуется около 200 млрд. различных хозяйственных связей. Намеченный рост производственного потенциала при прочих равных условиях к концу XX века вызвал увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Эти данные свидетельствуют о необходимости детального рассмотрения возможностей транспортного комплекса по обеспечению надежного экономичного функционирования процессов товарообмена в современных условиях.[1]

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи­ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про­изводства, связать производство и потребителей.

В процессе приватизации и демонополизации транспортного произ­водства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых компаний, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что ры­ночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Цель нашей работы – рассмотреть некоторые особенности транспортного обеспечения коммерческой деятельности.

Задачи – рассмотрение роли транспорта для коммерческой деятельности, возможности использования воздушного транспорта для перевозок товаров,  содержание транспортного устава ЖД.

1. Роль транспорта в коммерческой деятельности


Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

По видам транспорта общие направления и задачи развития конкретизируются следующим образом:[2]

Железнодорожный транспорт. Сохранит в перспективе ведущую роль в обеспечении основной массы межрегиональных транспортно-экономических связей и должен выполнять более 70 % грузооборота транспортной системы (без трубопроводного транспорта),

Для обеспечения устойчивой и рентабельной работы железнодорожного транспорта приоритетными задачами являются:

- внедрение технологий перевозочного процесса, ориентированных на высокое качество транспортных услуг и снижение ресурсоемкости перевозок, расширение комплекса сервисных услуг с учетом возрастающих требований пользователей к их качеству, переход на систему гарантированного обеспечения перевозок по договорам и долгосрочным контрактам, организация системы фирменного транспортного обслуживания, базирующейся на широком применении современных средств информатизации;

- проведение гибкой тарифной политики;

- внедрение комбинированных перевозок,

- обеспечение равного доступа к услугам железнодорожного транспорта для всех участников рынка фрахта и экспедиторских услуг.

Для надежной работы международных транспортных коридоров необходимо осуществить развитие подходов к морским портам, пограничных переходов и станций, в том числе на границах со странами ближнего зарубежья.

Морской транспорт. Главные задачи морского транспорта заключаются в предоставлении экспортных услуг, удовлетворении потребностей в перевозке и перевалке внешнеторговых грузов, надежном снабжении северных и отдаленных районов, сокращении валютных затрат.

Принципиальные направления развития производственно-технологической базы морского транспорта, включающие обновление и пополнение торгового флота и наращивание мощностей морских портов. Восстановление роли морского транспорта России в обеспечении внешнеэкономических связей на Балтике, Черном и Каспийском морях необходимо строительство новых портов. Для повышения доли российского флота в экспортно - импортных перевозках до 50 - 55 % следует увеличить общий дедвейт транспортного флота до 13,5-14 млн.т., пополнить флот лесовозами, контейнеровозами, танкерами для плавания в арктических морях, судами других типов.

Приоритетными задачами являются:

- сооружение специализированных перегрузочных комплексов для перевалки таких грузов, мощности для которых в российских портах отсутствуют вовсе или же их недостаточно.

- повышение роли Северного морского пути в обеспечении потребностей арктического региона;

Воздушный транспорт. Должен обеспечить надежное авиасообщение между всеми регионами страны, стабильное функционирование воздушных линий в районах Севера и местностях, не имеющих других средств сообщения, расширить участие отечественной авиации в международных перевозках.

Для этого необходимо:

- осуществить обновление парка воздушных судов всех классов;

- довести техническое состояние основных федеральных аэропортов до норм и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), расширить сеть международных аэропортов, соответствующих мировому уровню обслуживания клиентуры;

- усовершенствовать систему организации воздушного движения путем реализации принципиально новых функций, методов, технологий и технических средств, включая спутниковые системы связи, навигации и наблюдения;

- стимулировать развитие воздушного местного сообщения.

Неотложными задачами являются повышение качества перевозок, безопасности и регулярности полетов, снижение вредного воздействия на окружающую среду.

С целью стимулирования процесса обновления авиатехники целесообразно широко использовать систему лизинга воздушных отечественных судов.

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт имеет перспективы увеличения своего участия в перевозках грузов и изменением состава перевозок.

Приоритетными задачами этого вида транспорта являются:

- увеличение в составе автомобильного парка доли автомобилей большой грузоподъемности и автомобилей малой грузоподъемности;

- осуществление комплекса мер по повышению безопасности движения. Промышленный транспорт. Наиболее актуальными для промышленного транспорта, являются обновление и улучшение технического оснащения традиционных его видов, развитие новых видов специализированного транспорта и создание ремонтной базы.

Практика работы предприятий и подразделений промышленного транспорта различных форм собственности показала необходимость государственного регулирования их функционирования и развития, прежде всего по вопросам создания нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения промышленного транспорта с магистральными видами транспорта и с обслуживаемым производством в новых хозяйственных условиях, координации научно-технической политики, охраны труда и подготовки кадров.

Транспортно-экспедиционное обслуживание. Транспортно-экспедиционное обслуживание, как самостоятельный вид деятельности при осуществлении перевозочного процесса, должно обеспечить снижение издержек по завозу-вывозу грузов по сравнению с вариантом самостоятельного выполнения этих операций самим грузовладельцем.

Кардинальным решением, меняющим роль и значимость экспедиторских услуг, должно быть совершенствование института операторов смешанных перевозок, организующих на договорной основе перевозку по схеме "от двери до двери", действующих на договорной основе от своего имени и за свой счет. Освобождая грузовладельцев от всех забот по организации перевозок, выбору вида транспорта и схемы доставки грузов, операторы должны нести ответственность перед грузовладельцем за выполнение перевозки в целом и за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.

Необходимо обеспечить развитие транспортной инфраструктуры в пунктах непосредственного взаимодействия различных видов транспорта и создание в них многофункциональных терминальных комплексов, информационных и логистических центров.

В современном мире уделяется большое внимание организации движения материальных потоков, поэтому применение логистики в этой области имеет большие перспективы.[3]

2. Использование воздушного транспорта в перевозках товаров народного потребления


Логистика – совокупность способов и методов управления товарами и информационными потоками с целью минимизации издержек и повышения уровня организации и осуществления процессов доставки товаров.

Транспортировку можно определить как логистическую функцию, связанную с перемещением материального потока определённым транспортным средством в логистической цепи, и состоящую из множества логистических операций.

Эти операции включают перевозку, экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и другие операции. Транспортный сервис должен обеспечивать доставку груза обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса. Управление транспортировкой в фирме включает несколько основных этапов:

§  выбор способа транспортировки

§  выбор вида транспорта

§     выбор транспортного средства

§     выбор перевозчика и логистических партнёров по транспортировке

§     оптимизация параметров транспортного процесса

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможность его использования в логистической сети.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправления груза, надёжность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.

Комбинированная перевозка грузов – перевозка грузов двумя или более видами транспорта.

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. Терминальные перевозки возникли, прежде всего, в смешанных системах доставки грузов: в крупных морских портах, транспортных узлах, а затем в грузообразующих сухопутных районах.

В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные терминалы или терминальные комплексы для различных способов перевозок.

Основные задачи складирования:

• определение полезной площади склада;

• определение оптимального количества подъемно-транспорт­ного оборудования;

• определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;

• разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;

• оптимизация использования емкости склада;

• сокращение времени хранения продукции;

• увеличение коэффициента оборачиваемости склада.

В грузовых терминалах аэропортов приказом СОПГП назначается диспетчер грузового склада. Он непосредственно подчиняется начальнику склада, оперативно – начальнику смены СОПГП. Организует деятельность личного состава смены по:

§     обеспечению ритмичной работы склада

§     выполнению плана перевозки грузов

§     повышению коммерческой загрузки ВС

При отправлении грузов:

§     организует работу по своевременной отправке вылетающих ВС с максимальной коммерческой загрузкой

§     контролирует приём и отправку опасных и скоропортящихся грузов

§     определяет возможность и сроки перевозки грузов по направлениям и рейсам

§     даёт задания на подготовку отправляемых грузов и документов на них

§     поддерживает оперативную связь с ПДСП по вопросам перевозки грузов

§     расследует нарушения “Правил перевозок грузов и почты”

§     принимает участие в периодической инвентаризации склада

При приёме грузов с ВС:

§ получает от ПДСП сведения о прибытии ВС в аэропорт и сообщает об этом работникам склада

§ контролирует своевременный приём груза с ВС и доставку его на склад

§ контролирует движение грузовых документов

§ участвует в составлении актов о неисправности грузовой перевозки и коммерческих актов

§ готовит проекты сообщений о неисправностях, допущенных в аэропорту отправления, трансфера

§ контролирует соблюдения контрольно-пропускного режима при вывозе грузов

Несёт ответственность за:

§ обеспечение полной коммерческой загрузки ВС

§ выполнение технологии отправки и приёма груза

§ своевременный приём груза с ВС

При грузовой перевозке бронируется тоннаж на конкретный рейс, дату и конкретного грузоотправителя.

Приём грузов на склад отправления начинается с ввоза груза на коммерческий склад, предварительно согласовав с грузоотправителем дату и номер рейса. В настоящее время существует два способа завоза груза в аэропорт: децентрализованный (силами и средствами грузоотправителя) и централизованный (силами и средствами посредника, транспортно-экспедиционного агентства). Транспортно-экспедиционное агентство (ТЭА) берёт на себя функции экспедитора, т.е. осуществляет доставку, хранение и обеспечивает сохранность груза.

 После получения разрешения на ввоз груза в аэропорт:

1.                грузоотправитель своими силами доставляет груз в аэропорт, получает у агента по обслуживанию грузовой клиентуры экземпляр грузовой накладной, заполняет её, подписывает, возвращает агенту, который проверяет правильность заполнения, подписывает. Этот экземпляр является пропуском для ввоза груза на склад

2.                при централизованном завозе груза все функции грузоотправителя выполняет ТЭА

Приём груза на складе производит приемосдатчик груза, который проверяет упаковку, маркировку, количество груза, наносит маркировку отправителя (11 символов), взвешивает груз, проверяет накладную отправителя, ставит дату приёма, личный штамп, определяет место хранения груза на складе и предлагает отправителю пройти к кассе для оплаты перевозки партии груза, где ему выдаётся чек о подтверждении оплаты, который служит пропуском для выезда со склада.

При воздушной перевозке груза оформляются следующие документы:

-  авиагрузовая накладная, которая является основным документом,       подтверждающим договор на воздушную перевозку груза

-  почтово-грузовая ведомость

-  сводно-загрузочная ведомость

-  коммерческий акт на груз

ПГВ заполняется в пяти экземплярах диспетчером по оформлению сопроводительной документации на конкретный рейс и в процессе перевозки груза распределяется следующим образом: три экземпляра следуют с грузом на борт ВС и служат для передачи материальной ответственности между материально ответственными лицами перевозчика. Бортпроводник расписывается и ставит личный штамп во всех трёх экземплярах, второй оставляет у себя, третий отдаёт бригадиру грузчиков. В аэропорту назначения бригадир грузчиков после принятия груза и почты расписывается и ставит личный штамп. Второй экземпляр ПГВ остаётся у бортпроводника, первый – на складе прибытия.

В аэропорту отправления из двух оставшихся экземпляров ПГВ, один служит для начисления заработной платы нормировщикам и грузчикам, второй – для списания груза на складе аэропорта отправления.

Некоторые авиакомпании или аэропорты применяют технологию оформления ПГВ в трёх или четырёх экземплярах.

При выдаче груза получателю оператор по обслуживанию грузовой клиентуры проверяет у грузополучателя документы на право получения груза (паспорт, доверенность, экземпляр грузовой накладной). Проверяет отметку о сроке хранения груза, выписывает пропуск на машину, направляет получателя в кассу для оплаты сборов. После этого оператор выписывает пропуск на выпуск машины с грузом. Приёмосдатчик груза передаёт накладные перевозчика, доверенность на получение груза оператору, который списывает выданные грузы со склада прибытия. Все экземпляры грузовых накладных перевозчика передаются в бухгалтерию аэропорта.

При международной перевозке груза воздушным транспортом применяются Варшавская конвенция (1929г.) и Гаагский протокол (1955г.).

Грузом называются:

·        любые предметы, перевозимые на ВС, кроме багажа, ручной клади, почты

·        несопровождаемый багаж пассажира

В соответствии с международными правилами IATA, каждый договор на перевозку груза от отправителя предусматривает составление и вручение перевозчику воздушно-перевозочного документа (ВДП), который является удостоверением заключения договора, принятия товара, условий воздушной перевозки. ВДП может быть принят перевозчиком через грузового агента IATA  и непосредственно от отправителя. Основным документом, подтверждающим договор на международную воздушную перевозку груза, является авиагрузовая накладная -  Air Way bill.

Технология приёма груза к международной воздушной перевозке:

1.                Упаковка:

-  не должна портить или повреждать другие грузы

-  должна обеспечивать безопасную транспортировку в условиях обычного хранения и перевозки

-  каждое место грузовой отправки должно быть чётко и точно обозначено

2.                Маркировка требует точного адресования каждой части грузовой отправки как указано в грузовой накладной. Рядом с адресом получателя размещаются соответствующие наклейки.

3.                Оплата производится или отправителем предварительно как предоплата, или получателем при перевозке в кредит, последнее допускается при выполнении следующих условий:

-  получатель не тот же самый, что отправитель

-  грузовая отправка не должна содержать человеческие останки, живых животных, скоропортящиеся продукты и изделия, личные вещи или предметы домашнего обихода

-  валютное регулирование (правила) страны назначения и перевозчик имеют разрешения оплаты в кредит

-  продажная стоимость груза не меньше, чем сумма, которая должна быть получена при доставке в кредит.[4]


3. Транспортный устав железнодорожных дорог. Его содержание


Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

В настоящем Уставе используются следующие основные понятия:

-                     перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

-                     инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

-                     грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;

-                     грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;

-                     груз-объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

-                     багаж - вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете);

-                     перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);

-                     железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

-                     перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

-                     перевозки в прямом международном сообщении - перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

-                     пассажир - лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;

-                     железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспор-том и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа осуществляются по железно-дорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Перечень таких станций и выполняемых ими операций составляется на основании заявок владельцев инфраструктур, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном руководстве.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются соответственно в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц.

Особенности осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины, в том числе ответственность за время нахождения вагонов, контейнеров на таких железнодорожных линиях, определяются договорами между перевозчиками и владельцами таких железнодорожных линий.

Централизованное управление специальными и воинскими железнодорожными перевозками на железнодорожном транспорте осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, а также защиты государственной тайны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.[5]


Заключение


Транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

В условиях развития рыночной экономики все большее значение приобретает использование логистических принципов ведения бизнеса.

Грамотно разработанная логистическая стратегия позволяет не только оптимизировать затраты, но и получать дополнительную прибыль. Развитие коммерческо-хозяйственной деятельности различных отраслей экономики определяет потребность в использовании того или иного вида транспорта, растет роль интермодальных перевозок. Существенная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных видов транспорта. При выборе того или иного вида транспорта, являющегося наиболее оптимальным для данной перевозки, следует учитывать особенности различных видов транспорта, а также характер перевозимого груза.

Таким образом, в нашей работе были рассмотрены некоторые особенности транспортного обеспечения коммерческой деятельности.


Список литературы


1.                Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики. 1999. -№7.

2.                РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Москва, Кремль, 10 января 2003 года, № 18-ФЗ

3.                Смехов А. А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2000

4.                Стогар В.П., Федотова Н.С. “Коммерческая деятельность на воздушном транспорте”. Москва 2002

5.                Транспортная логистика. Учебное пособие под редакцией Миртина Л. Б. М.: Брандес, 2001



[1] Смехов А. А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 2000, стр. 15.

[2] Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики . 1999 . -№7 .

[3] Транспортная логистика. Учебное пособие под редакцией Миртина Л. Б. М.: Брандес, 2001, стр. 54 – 61.

[4] Стогар В.П., Федотова Н.С. “Коммерческая деятельность на воздушном транспорте”. Москва 2002, стр. 81 – 99.

[5] РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Москва, Кремль, 10 января 2003 года, № 18-ФЗ