Содержание


1. Понятие аудита и его необходимость в условиях рыночной экономики  3

2. Тест. 13

Список литературы.. 16


1. Понятие аудита и его необходимость в условиях рыночной экономики


Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера – аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (админи­страция, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятель­ность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры пред­приятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со сто­роны администрации существенно повышали риск финансовых вло­жений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманыва­ют, что отчетность, представленная администрацией, полностью от­ражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъ­являемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является со­трудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов.

Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности осуществляется при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества в первую очередь в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Российские аудиторы востребованы не только в частном секторе экономики, но и в государственном - проводятся аудиторские проверки государственных унитарных предприятий и акционерных обществ. Развиваются процессы саморегулирования в рамках решений Правительства Российской Федерации по административной реформе. Все это способствует российскому аудиту оказывать в определенной степени позитивное влияние на развитие отечественной экономики, делать более прозрачной финансовую отчетность и улучшить инвестиционный климат в стране.

Аудит стал составляющей частью развития экономики страны. С осознанием обществом неотъемлемой роли аудита не только в финансовом учете, но и в рыночной экономике возросло доверие к профессии аудитора, что положительно влияет на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации. Без качественного, заслуживающего доверия подтверждения отчетности независимым специалистом невозможна ни нормальная жизнь акционерного общества, ни привлечение инвестиций.

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения).

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица обычно бывают лишены.

Таким образом, с одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений);

с другой стороны:

-         отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта;

-         отсутствие свободного доступа к документации организации;

-         возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях;

-         подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.)       привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

По сути. аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Несмотря  на  то,  что  мнение  аудитора  может способствовать росту     доверия    к    финансовой    (бухгалтерской) отчетности, пользователь  не  должен  принимать  данное мнение ни как выражение уверенности   в   непрерывности  деятельности  аудируемого  лица  в будущем,   ни   как   подтверждение   эффективности   ведения   дел руководством данного лица.                                        Аудитор  не  дает  оценку  соблюдения  интересов собственников (акционеров,   участников)   и   эффективности  отдельных  операций  аудируемого лица[1].

     Различные источники по-разному определяют аудит. Но, разнясь в деталях, определения аудита совпадают в главном: аудит - это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором). Результатом аудита при этом является выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Целью  аудита  является  выражение  мнения  о   достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудируемых лиц и  соответствии порядка  ведения  бухгалтерского  учета  законодательству  Российской Федерации.    При этом под достоверностью   понимается   степень   точности   данных  финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю   этой отчетности  на  основании  ее  данных  делать  правильные  выводы   о результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом и имущественном положении аудируемых  лиц и  принимать базирующиеся  на этих  выводах обоснованные решения[2].

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

-         соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;

-         соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Но аудит - это не только проверка бухгалтерской отчетности, это еще и комплекс так называемых сопутствующих услуг. К ним относятся:[3]

-         постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента (так называемые «эккаутинговые» услуги);

-         составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

-         проверка учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента; проведение экспертиз;

-         анализ финансово-хозяйственной деятельности;

-         оценка инвестиционных проектов, бизнес-планов, активов и       пассивов экономических субъектов;

-         разработка для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);

-         научные исследования и разработки по проблемам экономиче-ского характера;

-         подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по       экономическим специальностям;

-         проведение конференций, семинаров, "круглых столов" и пр.;

-         компьютеризация бухгалтерского учета;

-         подбор и тестирование кадров по экономическим специальностям       для клиентов;

-         представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

-         консультации по вопросам учета, налогообложения, хозяйственного права, другим экономическим вопросам;

-         информационное обслуживание и прочие подобные услуги.

Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость -  необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров – ревизоров.[4]

Результатом аудита являются:

§  выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса;

§  достоверности бухгалтерского учета;

§  законности и целесообразности хозяйственных операций.

Таким образом, сущность аудита можно сформулировать следующим образом: аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

В соответствии с действующим законодательством об аудиторской деятельности аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

§  независимость;                                               

§  честность;                                                   

§  объективность;                                               

§  профессиональная компетентность и добросовестность;          

§  конфиденциальность;                                          

§  профессиональное поведение.

Независимость – это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость – ключ к доверию общества.

Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность -  это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность – обязательность владения необходимым объемом  знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.

Добросовестность – обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – обязанность аудиторов обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. Принцип конфиденциальности должен соблюдать неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом  субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеет ограничений во времени.

Профессиональное поведение – соблюдение приоритетов общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора.

Аудит может быть внешним и внутренним. Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:[5]

1)    составление плана и программы проведения аудита;

2)    определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;

3)    проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

4)    выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Единые базовые требования к аудиту формулируют аудиторские стандарты, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудиту. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Таким образом, аудит является элементом рыночной инфраструктуры и представляет собой независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

§  возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

§  зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

§  необходимость специальных знаний для проверки информации;

§  отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете,  способствуют экономическому успеху клиента.

2. Тест


1. Определить принципы планирования:

1.1. комплексность

1.2. непрерывность

1.3.системность

1.4.оптимальность

Согласно п.2.3.   Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» планирование   аудита   должно   проводиться   в соответствии со следующими частными принципами:             

а) комплексности планирования;  

б) непрерывности планирования;                                   

в) оптимальности планирования. 

Следовательно, верны ответы 1.1, 1.2, 1.4.


2. Какие разделы включает в себя общий план проверки?

2.1.планируемые виды работ

2.2.период проведения

2.3.исполнитель

2.4.примечание

2.5.ФИО аудитора

2.6.аудит бухгалтерской отчетности

Согласно п.5. Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» в общем  плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки  проведения  аудита  и  составить  график  проведения   аудита, подготовки отчета  (письменной информации  руководству экономического субъекта) и аудиторского  заключения. В процессе  планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:                                 

     а) реальные трудозатраты;                                        

     б)  расчет  затрат  времени   в  предыдущем  периоде  (в   случае  проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;       

     в) уровень существенности;                                      

     г) проведенные оценки рисков аудита.  

В общем плане рекомендуется предусмотреть:                            

     а) формирование  аудиторской группы,  численность и  квалификацию  аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;                        

     б) распределение аудиторов в соответствии с их  профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;   

     в)  инструктирование  всех  членов  команды  об  их обязанностях, ознакомление   их   с   финансово   -   хозяйственной   деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита; 

     г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством  работы ассистентов  аудитора,  за  ведением   ими  рабочей  документации   и надлежащим оформлением результатов аудита;                           

     д)  разъяснение  руководителем  аудиторской  группы  методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

     е)  документальное  оформление  особого  мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того  или иного  факта  между  руководителем  аудиторской  группы  и ее рядовым членом.         

Следовательно, верные ответы: 2.1, 2.2, 2.5.


3. Имеют ли право аудиторские фирмы заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней?

3.1.имеют, если этого оговорено в уставе

3.2. да

3.3 нет

Согласно п. 7 закона РФ об аудиторской деятельности Аудиторским организациям    и  индивидуальным  аудиторам запрещается    заниматься    какой-либо    иной   предпринимательской деятельностью, кроме проведения  аудита и оказания  сопутствующих ему услуг.  Следовательно, верен п. 3.3   

4. Определить этапы планирования

4.1. предварительное планирование

4.2. первоначальное планирование

4.3.подготовка и составление общего плана аудита

4.4. Подготовка и составление программы аудита

Согласно п.1.3. Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита»  задачами при планировании аудита являются:                     

     а) описание предварительного этапа планирования аудита;         

     б) формулирование принципов  подготовки общего плана  и программы

 аудита;                                                             

     в)  описание  порядка  подготовки  и  составления  общего плана и

 программы аудита.

Следовательно, верны ответы 4.1, 4.3, 4.4.    

Список литературы



1.     Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ)

2.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)          аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

3.     Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита"   Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол №6

4.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

5.     Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997

6.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003



[1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.                          

[2] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1

[3]Вещунова Н., Кочинев Ю. Аудит, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – с. 5

[4]Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 49

[5] Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997 с.9