Содержание


1. Теоретический вопрос. Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия. 2

2. Практическая часть. 15

Список литературы.. 17

 

1. Теоретический вопрос. Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия.


Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.

Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением торговой деятельности организации является комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих организацию, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.

В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия изучаемых факторов, с помощью которых можно принимать управленческие решения с учетом постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям.

Для оценки управления деятельностью организации наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения о оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективной деятельности организации необходимо знать природу каждого экономического показателя.

Именно поэтому, для эффективной деятельности торговой организации необходимо систематически анализировать ключевые параметры, дающие объективную и точную картину  финансового состояния организации, ее прибыли и убытки, с тем, чтобы своевременно осуществлять корректирующие действия в случае развития негативных событий, способных привести организацию к банкротству.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций. Выполняет две важнейшие функции:[1]

·        характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

·        является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Прибыль – основной показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В наиболее общем виде формула расчета прибыли имеет вид:[2]

Прибыль = Доходы – Затраты (1)

Оба показателя, стоящие в правой части приведенной формулы, имеют сложную структуру. В частности, доходы принято классифицировать на доходы от основной, инвестиционной и финансовой деятельности, а затраты – по видам и статьям.

Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат организации.

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми.

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).

Планирование издержек обращения позволяет установить для торгового предприятия планируемый размер ожидаемой прибыли в зависимости от выбранной стратегии и финансовых ресурсов, для чего необходимо систематически проводить текущий и фактический анализ издержек обращения.

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Полный анализ издержек обращения необходимо производить не реже одного раза в квартал, текущий – ежемесячно. Для достижения поставленной цели необходимо ежедневно проводить сравнительный анализ фактических издержек обращения с предельно допустимыми, нормативными, прогнозными, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью.

Задачами полного анализа издержек обращения является определение:

·        ожидаемых (фактических) уровней выполнения плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

·        динамики и степени выполнения плана по издержкам;

·        размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем;

·        величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

·        изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

·        изменений в издержках обращения подведомственных предприятий;

·        издержкоемкости отдельных видов товаров; размера различий в сравнении с издержками конкурентов.

По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Анализ издержек обращения осуществляется в основном по показателям их уровня, так как оценка затрат в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности.

Источниками информации для анализа издержек обращения служат:

·        оперативные данные бухгалтерского учета;

·        статистическая отчетность;

·        материалы документальных ревизий;

·        материалы инвентаризаций;

·        материалы проверок;

·        докладные записки;

·        результаты наблюдений.

Анализ начинают с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения:

А эк./пер. = ИО 1 – ИО 0 ,

где  А эк./пер. – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек

                         обращения, руб.;

          ИО 1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода, руб.;

              ИО 0 – плановая сумма издержек обращения отчетного периода или

                     фактическая сумма базисного периода.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительно отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем розничного товарооборота отчетного периода. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.

ИО скор.о = ИО пост.0 + Рi * УИО пер.0 / 100

где ИО скор.0 – базисная сумма издержек обращения, скорректированная на

                             фактический товарооборот отчетного периода, руб.;

       ИО пост.0 – условно-постоянные издержки обращения базисного периода,

                             руб.;

      УИО пер.0 – уровень условно-переменных издержек обращения базисного

                              периода , %;

      Рi – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками:

О экс./пер. = ИО 1 – ИО скор.0

При проведении анализа издержек обращения определяют размер и темп изменения их уровня:

DУИО = УИО1 – УИО2,

где DУИО – размер изменения уровня издержек обращения, %;

      УИО1 – отчетный уровень издержек обращения, %;

      УИО2 – базисный уровень издержек обращения, %

Т ио = УИО1  УИО0 * 100%,

где И ио – темп изменения уровня издержек обращения, %.

Анализ общего уровня и суммы издержек обращения в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расходов, соблюдения сметы по отдельным видам затрат. При этом в первую очередь должны анализироваться статьи, занимающие наибольший удельный вес в издержках обращения, и условно-постоянные расходы. Оценку выполнения сметы издержек обращения по условно-переменным статьям следует давать по их уровню, по условно-постоянным статьям – по абсолютной величине.

Следующим этапом анализа должно стать выявление объективности значительного влияния прочих факторов на издержки обращения. Если это обусловлено качественным совершенствованием процесса продаж, то такое изменение издержек допустимо, если же нет, следует срочно разработать меры по уменьшению влияния прочих факторов на условно-постоянные затраты, которые несет торговое предприятие в процессе осуществления им своих функций и задач.

В условиях конкурентной среды, характерной для рыночных отношений, уровень издержек обращения находятся под влиянием факторов цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.

Снижение или рост издержек обращения за счет изменения цен не характеризует эффективность работы торгового предприятия, так как изменение цен в основном зависит от влияния факторов внешней среды торгового предприятия.

Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых даст влияние ценового фактора.

УИО скор.1 = УИО н/з1 + (ИО зав.1 – (P1/Jp) / 100,

где УИО скор.1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %;

       УИО н/з1 – уровень независимых от изменения розничных цен издержек;

        ИО зав.1 – сумма независимых от изменения цен издержек обращения

                         отчетного года, руб.;

        Jp – индекс цен;

        P1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года, руб.

В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности дается в теории комплексного экономического анализа. Анализу эффективности посвящены все разделы текущего, оперативного и перспективного анализа. Оценивается эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия[3]:

                                      

                                     Проданные товары  или прибыль от продаж

А. Эффективность         =      

       авансированных                                  Авансированные ресурсы

       ресурсов


                                        Проданные товары  или прибыль от продаж


           Б. Эффективность =

       потребленных                             Потребленные ресурсы (затраты) 

       ресурсов



Соотношение между динамикой продаж и динамикой издержек определяет характер экономического роста. Экономический рост может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста товарооборота над темпами роста издержек обращения свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

Для оценки эффективности хозяйственной деятельности также используются показатели рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

В обобщенном виде формулы финансовых коэффициентов выглядят следующим образом:


Оборачиваемость                        Выручка от продаж

средств или                 = 

их источников                    Средняя за период величина средств

                                                           или их источников




                                                 Прибыль

Рентабельность   = 

        продаж                  Выручка от продаж





Рентабельность                                Прибыль

  средств или          =

их источников               Средняя за период величина средств

                                                          или их источников



В данной формуле намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взят прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основании прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:



Рентабельность         Рентабельность                 Оборачиваемость

    средств или      =          продаж             х              средств или

их источников                                                          их источников         


Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или источников обусловлена как ценообразовательной политикой  предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. Формула указывает пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быт компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. Повышением рентабельности продаж.

В формулах конкретизирован также показатель средней за период величины средств предприятия или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, товаров для продажи, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т. д.

Комплексный анализ предполагает систему анализа показателей эффективности торговой деятельности, увязанных между собой и направленных на достижение единых целей.

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов:

·        численность работающих;

·        величина израсходованных предметов труда;

·        величина амортизации;

·        объем основных производственных средств и авансированных оборотных активов.

Показатели интенсивности развития – качественные показатели использования ресурсов:

·        производительность труда (или трудоемкость);

·        материалоотдача (или материалоемкость);

·        фондоотдача (или фондоемкость);

·        количество оборотов оборотных средств (или коэффициент закрепления оборотных средств.

Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это, в свою очередь, сумма действий более мелких факторов. Теоретически ясно, что в целом динамика технико-организационного уровня торгового предприятия проявляется в показателях интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов. Значит совершенствование управления всеми факторами интенсификации должно отражаться в динамике производительности труда; материалоотдачи; фондоотдачи основных производственных средств; оборачиваемости оборотных средств.

По динамике этих показателей можно характеризовать эффективность деятельности организации. Методика анализа интенсификации коммерческой деятельности включает систему расчетов, приведенных в таблицах 1, 2.

Таблица 1

№№

п/п

Наименование показателей

Предшествующий

(базисный)

год

Отчетный

год

Размер

отклонения

(+, -)

(гр.4-гр.3)

Темпы

изменения

(гр.4/гр.3

*100),%

1

2

3

4

5

6

1

Оборот розничной торговли, тыс. руб.





2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.





Прибыль в % к обороту





3

Ср. годовая стоимость основных фондов, тыс. руб.





4

Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.





5

Издержки обращения, всего, тыс. руб.





в т.ч. расходы на оплату труда, тыс. руб.





6

Среднесписочная численность работ, чел.





7

Выработка на 1 работника торговли, тыс. руб.





8

Ср. годовая заработная плата, тыс. руб.






Таблица 2.


№№

п/п

Показатели

Предшествующий

год

Отчетный

год

Темп

изменения %

% при-

роста

1

2

3

4

5

6

1

Оборот торговли, тыс. руб.





2

а) численность персонала, чел.






б) оплата труда, тыс. руб.





3

Материальные затраты, тыс. руб.





4

а) основные производственные средства, тыс. руб.






б) амортизация, тыс. руб.





5

Оборотные средства, тыс. руб.





6

а) производительность труда (стр.1/стр.2а), руб.






б) оборот на 1 руб. оплаты труда (стр.1/стр.2б), руб.





7

Материалоотдача (стр. 1/стр.3), руб.





8

а) фондоотдача (стр.1/стр.4а), руб.






б) амортизациеотдача (стр.1/стр.4б), руб.





9

Оборачиваемость оборотных средств (стр.1/стр.5), количество оборотов






2. Практическая часть


Проанализировать состояние товарных запасов на текущий момент и определить дополнительную сумму вовлечения (высвобождения) средств из оборота в результате изменения товарооборачиваемости. Сделать вывод по эффективности управления товарными запасами.


Показатели

Июль

Август

Изменения

 

 

 

гр.3-гр.2,

(тыс. руб.)

гр.3/гр.2*100, %

1

2

3

4

 

Розничный товарооборот, тыс. руб.

6500

7200

700

110,77

в т.ч.: продовольственные товары

3000

3000

0

0

        непродовольственные товары

3500

4200

700

120,00

Средние товарные запасы, тыс. руб.

2450

2690

240

109,80

в т.ч.: продовольственные товары

650

690

40

106,15

        непродовольственные товары

1800

2000

200

111,11


Решение:

Розничный товарооборот увеличился на 700 тыс. руб., его темп роста составил 110,77%. Увеличение произошло за счет непродовольственных товаров.

Средние товарные запасы увеличились на 240 тыс. руб., темп роста составил 109,8%, в том числе:

-         продовольственных товаров на 40 тыс. руб. при темпе роста 106,15%;

-         непродовольственных товаров на 200 тыс. руб. при темпе роста 111,11%.

Период, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, называется временем товарного обращения – товарооборачиваемостью.[4]

Товарооборачиваемость рассчитывается в днях к товарообороту и по количеству оборотов. Товарооборачиваемость в днях к товарообороту определяется по формуле:[5]

О = Зс / То

где О – товарооборачиваемость;

       Зс – средний запас товаров за период;

       То – однодневный товарооборот.

О июль = 2450 / (6500/31) = 2450 / 210 = 12 дней

О август = 2690 / (7200/31) = 2690 / 232 = 12 дней

В августе товарооборачиваемость не изменилась, тем не менее товарооборот увеличился на 700 руб., следовательно в оборот дополнительно вовлечено 700 тыс. руб.

Товарные запасы планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Относительным показателем, позволяющим определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота, является уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый как отношение товарного запаса на определенную дату к однодневному товарообороту.

 

Уровень товарных запасов, дни оборота

 

июль

август

Продовольственные товары

7

7

Непродовольственные товары

16

15


Расчет показал, что уровень товарных запасов в августе непродовольственных товаров остался неизменным, а непродовольственных снизился на 1 день. В то же время, мы знаем, что розничный товарооборот в августе увеличился за счет товарооборота непродовольственных товаров, значит управление товарными запасами нельзя назвать эффективным.

Список литературы

1.     Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры.М.: Финансы и статистика, 2001.

2.     Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002

3.     Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.

4.     Экономика: краткий курс / В.И. Руденко. – М.: Дашков и Ко, 2002

5.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.М. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2000.

6.     Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребнева.- М.: Экономика, 1996



[1] Экономика: краткий курс / В.И. Руденко. – М.: Дашков и Ко, 2002. – с. 57

[2] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 332

[3] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001, с. 98

[4] Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. – с. 54

[5] Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. – с. 54