Содержание
1. Теоретический вопрос: Антикризисное управление неплатежеспособным хозяйствующим субъектом.. 3
2. Практическая часть.. 13
Список литературы... 21
1. Теоретический вопрос: Антикризисное управление неплатежеспособным хозяйствующим субъектом.
Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.[1]
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно.[2]
Антикризисное управление неплатежеспособным хозяйствующим субъектом осуществляется по следующим направлениям:
- Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.
- К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента его введения руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.[3]
Внешнее управление завершается отчетом внешнего управляющего на собрании кредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока, где предлагается одна из следующих мер: прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; продление установленного срока внешнего управления; прекращение внешнего управления и обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом или об открытии конкурсного производства.
Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого соответствующая служба принимает одно из следующих решений:
- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;
- приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;
- преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;
- продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.
Первым этапом реализации функций антикризисного управления является назначение антикризисных управляющих.
Антикризисные управляющие – это граждане, реализующие процедуры банкротства по отношению к должнику на основании закона «О несостоятельности (банкротстве)» и прошедшие соответствующее обучение. Для того, чтобы получить статус антикризисного управляющего, необходимо:
- пройти специальный курс обучения;
- получить лицензию арбитражного управляющего;
- зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя;
- зарегистрироваться в любом арбитражном суде.
Действия по реорганизации бизнеса должника могут предусматривать создание на базе имущественного комплекса должника нескольких акционерных обществ. В этом случае, в плане внешнего управления должны быть указаны состав и стоимость имущества, подлежащего внесению в уставный капитал каждого акционерного общества. При этом указанное имущество в совокупности должно составлять все имущество организации-должника.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» рассматривает реорганизацию предприятия-должника в условиях процедуры внешнего управления с помощью замещения активов должника. Замещение активов поводится путем создания на базе имущественного комплекса должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного общества в его уставный капитал вносится все имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности.
В условиях создания нескольких обществ состав имущества, вносимого в оплату их уставных капиталов, определяется планом внешнего управления. Имущество имеет рыночную стоимость, указанную независимым оценщиком. Права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу (обществам), все трудовые договоры сохраняют силу. Продажа акций нового общества (обществ) осуществляется на открытых торгах, в том числе на организованном рынке ценных бумаг.[4]
Возможность выхода предприятия из кризиса предполагает применение одной из двух стратегий антикризисного управления:
1) стратегия сжатия, суть которой заключается в следующем:
- сокращение штатов предприятия;
- снятие с производства нерентабельной продукции, ликвидация убыточных структурных подразделений;
- продажа или сдача в аренду неиспользуемых производственных площадей, машин и оборудования.
2) стратегия стабилизации роста, суть которой заключается в следующем:
- освоение новых видов продукции;
- освоение новых рынков сбыта;
- улучшение производственной структуры предприятия путем объединения.
Обычно на практике для вывода предприятия из кризисного состояния применяется смешанная стратегия антикризисного управления, сочетающая в себе первую и вторую.
Для реализации функций антикризисного управления необходимо владеть следующими навыками:
- экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций;
- экспертиза бизнес-планов организации;
- экспертиза оценки рыночной стоимости имущества организации;
- экспертиза действий руководителей организаций и арбитражных управляющих;
- иные виды экспертизы, в соответствии с законодательством о несостоятельности и финансовом оздоровлении.
В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий ФСФО своим распоряжением № 98-рот 5 декабря 1994 г. утвердило типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), методические рекомендации по его составлению и порядок согласования бизнес-плана с заинтересованными организациями.
План финансового оздоровления носит комплексный и унифицированный характер. Он составляется по определенной форме. Прежде всего дается общая характеристика предприятия. В не входят: наименование предприятия, его почтовый и юридический адрес, банковские реквизиты, подчиненность вышестоящей организации, основной вид деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности с указанием доли в процентах государства или субъекта Федерации в капитале. Кроме того, в общей характеристике предприятия указываются дата его регистрации, номер регистрационного свидетельства и наименование органа, зарегистрировавшего предприятие. В виде схемы приводится организационная структура, а также наименование всех его структурных подразделений и дочерних компаний, указывается наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.
Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальные управления выдают предприятию справку о том, включено ли оно в государственный реестр РФ предприятий-монополистов (федеральный или местный). Эта справка прикладываются к плану финансового оздоровления предприятия.
Общая характеристика предприятия завершается перечнем всех должностных лиц от руководителей предприятия до руководителей его структурных подразделений с указанием их номеров телефонов, факса и краткой характеристики (фамилии, имени, отчества, возраста, стажа работы на данном предприятии, образования и квалификации, предыдущих трех должностей и места работы).
В разделе 2 бизнес-плана приводятся краткие сведения по плану финансового оздоровления, позволяющие установить цену за восстановление платежеспособности предприятия и поддержание его эффективной деятельности. В указанном разделе показывается срок реализации бизнес-плана в месяцах, общая сумма требующихся предприятию финансовых средств с выделением необходимой от государства финансовой помощи и указанием сроков ее погашения. Здесь же приводятся данные, характеризующие финансовый результат, получаемый в результате реализации бизнес-плана (погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов предприятия и т.д.). В этом же разделе бизнес-плана указывается агент правительства (и его реквизиты), через которого будет осуществляться государственное финансирование санационных мероприятий.
Раздел 3 бизнес-плана посвящается анализу финансового состояния предприятия и установлению причин, которые привели его к неплатежеспособности.
В первой части указанного раздела отражаются методические вопросы ведения бухгалтерского учета на предприятии, то есть устанавливается, соответствует ли учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества на предприятии требованиям действующего Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н). Особенно здесь важно показать правильность определения выручки, амортизации основных средств и износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Во второй части раздела 3 бизнес-плана приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия с анализом и выводами. В ней рассматриваются четыре группы коэффициентов (ликвидности, устойчивости, деловой активности и прибыльности), которые рассчитываются за три года.
В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности делаются выводы о причинах, которые привели предприятие к неплатежеспособности.
В разделе 4 плана финансового оздоровления предлагается перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Он оформляется в виде таблицы, которая становится приложением 2 к бизнес-плану. В ней, кроме перечня предлагаемых мероприятий, указываются сроки их проведения и необходимые для этого финансовые средства.
В методических рекомендациях по составлению бизнес-плана приводится перечень мероприятий:
- смена руководства предприятия;
- инвентаризация;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершенного строительства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
- применение прогрессивных технологий, механизация, автоматизация производства;
- совершенствование организации труда;
- капитальный ремонт, модернизация основных средств, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных средств.
Раздел 5 бизнес-плана называется «Рынок и конкуренция». В этом разделе дана характеристика рынка, на котором работает предприятие, его емкость и размер, группы потребителей, действующие и предполагаемые цены на рынке данной продукции, альтернативные варианты планируемого объема продаж исходя из предполагаемой цены и ожидаемой конкуренции. Очень важно правильно оценить последствия установления не только низких, но и чрезмерно высоких цен, поскольку получение высоких прибылей привлекает новых конкурентов. При прогнозировании доходов от продаж следует учитывать возможную реакцию не только конкурентов, но и покупателей, а также цикл покупок продукции потенциальными потребителями.
Сведения о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же товарном рынке, что и рассматриваемое предприятие, оформляется в отдельную таблицу, которая выносится в виде приложения 3 к бизнес-плану.
В круг сведений, включаемых в таблицу, входят: название хозяйствующего субъекта, объем его производства и поставок на рынок, а также доля этих поставок в общем объеме поставок на рынок всеми хозяйствующими субъектами. В результате делается вывод о типе рынка данной продукции.
Для успешной реализации замыслов предприятия важна его деятельность в сфере маркетинга, которой посвящается 6 раздел бизнес-плана. В нем находят отражения замыслы предприятия по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, стратегии развития самого предприятия, каналам распространения продукции, а также комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя, который называется системой маркетинговых коммуникаций.
Раздел 7 бизнес-плана посвящен порядку разработки производственной программы предприятия и носит название «План производства». В нем, исходя из имеющихся производственных мощностей и конъюнктуры рынка, определяются объем выпуска продукции в натуральных показателях по всей номенклатуре и планируемый объем продаж продукции в денежном выражении по каждому ее виду. Производится расчет потребности в материальных и трудовых ресурсах на производственную программу, определяется смета расходов и производится калькуляция себестоимости планируемой продукции, а также потребность предприятия в дополнительных инвестициях. При этом перечень расходов, принимаемых в расчет должен соответствовать действующим нормативным актам.
Завершается бизнес-план разделом 8 – разработкой финансового плана. Он включает в себя прежде всего прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, а также формирование источников финансирования потребности в дополнительных инвестициях, размер которых был определен в разделе 7 бизнес-плана.
Прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия производится исходя из расчетов, полученных в разделах 5 «Рынок и конкуренция», 6 «Деятельность в сфере маркетинга предприятия» и 7 «План производства». Они позволяют определить прогнозируемую балансовую прибыль предприятия, платежи в бюджет из прибыли и чистую прибыль предприятия.
Источниками финансирования потребности в дополнительных инвестициях являются увеличение размера акционерного капитала в течение периода реализации проекта, использование привлеченного капитала в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, а также так называемые прочие источники финансирования (задолженность по оплате труда, расчетам с бюджетом, имущественному и личному страхованию и т.п.). Разность между потребностью в дополнительных инвестициях и суммой указанных источников финансирования представляет собой размер необходимой предприятию государственной финансовой поддержки.
После разработки предприятием плана финансового оздоровления (бизнес-плана) он в течение месяца подлежит согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти субъекта федерации, а также с Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и Минфином РФ. В дальнейшем бизнес-план согласовывается также с ФСФО и министерством экономики РФ. В случае отсутствия возражений в течение 20 календарных дней от последней инстанции план финансового оздоровления (бизнес-план) рассматривается и утверждается Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).
План финансового оздоровления предприятия по сути является аналитическим форматом антикризисной стратегией предприятия. Антикризисная стратегия построена на тесной увязке функциональных стратегий предприятия:[5]
- поведение предприятия на рынках товаров (маркетинговая стратегия);
- организации, структуры, объемов и ассортимента производства (производственная стратегия);
- способов привлечения, накопления и расходования ресурсов (финансовая стратегия);
- организация труда персонала и внутрифирменного управления (стратегия кадры/управление).
Анализ жизнеспособности и логика антикризисного управления выявили много общего в разработке мер по выводу из кризиса предприятий разных отраслей. Главной и трудноразрешимой проблемой для кризисных предприятий оказался маркетинг: анализ конъюнктуры рынка, продвижение товара на рынок и стимулирование продаж. На втором месте стоят проблемы, связанные с энергоемкостью производства. В настоящее время стоимость энергоресурсов систематически возрастает. Третье место занимают проблемы, связанные с обслуживанием социально-культурного назначения. На их содержание предприятия тратят 3-8% чистой выручки.
Таким образом, основная суть антикризисного управления неплатежеспособным предприятием заключается в принятии комплекса мер, направленных на вывод предприятия из разряда неплатежеспособных в разряд предприятий, приносящих прибыль.
2. Практическая часть
По приведенным ниже данным:
1) проанализировать эффективность использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов;
2) оценить влияние различных факторов на выполнение производственной программы;
3) построить факторную модель для оценки влияния трех групп факторов на выполнение производственной программы.
Первая группа факторов, определяющих эффективность использования трудовых ресурсов – численность работников и производительность их труда;
Вторая группа факторов, обуславливающих эффективность использования материальных ресурсов – материальные затраты и материалоотдача.
Третья группа факторов эффективности использования основных производственных фондов – среднегодовая стоимость фондов и фондоотдача.
По результатам факторного анализа сделать выводы, обосновать направления повышения эффективности использования производственных ресурсов. Рассчитать резервы.
Показатели |
План |
Факт |
Объем производства продукции за год, млн. руб. |
90 |
105 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
55 |
65 |
Материальные затраты, млн. руб. |
2,7 |
3,1 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. |
12 |
14 |
Решение.
1) Проведем анализ эффективности использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов.
Об уровне интенсивности использования основных производственных фондов можно судить по величине фондоотдачи, которая рассчитывается по формуле:[6]
Стоимость произведенной продукции
ФОопф =
Среднегодовая стоимость ОПФ
ФО ОПФ план = 90/12 = 7,5
ФО ОПФ факт = 105/14 = 7,5
Из расчета видно, что фондоотдача по факту идентична фондоотдаче по плану. Если бы мы проводили анализ за два года, то данный результат нельзя было назвать положительным, т.к. необходимо повышать фондоотдачу. Но учитывая, что мы анализируем плановые и фактические показатели, данный результат можно назвать положительным.
Отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.), характеризует показатель материалоотдачи, который определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат.
Материалоотдача план = 90/2,7 = 33,3
Материалоотдача факт = 105/3,1 = 33,9
Мы видим, что фактически материалоотдача увеличилась на 0,6 (33,9-33,3). Это означает, что фактически с каждого рубля потребленных материальных ресурсов произведено на 90 коп. больше продукции.
Материалоемкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции. Показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство продукции.
Материалоемкость план = 2,7/90 = 0,03
Материалоемкость факт = 3,1/105 = 0,03
Мы видим, что материалоемкость фактическая соответствует материалоемкости плановой, что является хорошим показателем.
Производительность труда – показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное время.[7]
Производительность труда план = 90/55 = 1,6
Производительность труда факт = 105/65 = 1,6
Мы видим, что производительность труда фактическая соответствует производительности труда плановой, что говорит о соблюдении плановой дисциплины.
Для проведения факторного анализа сведем полученные расчеты в таблицу 1.
Таблица 1
Факторный анализ
Показатели |
План |
Факт |
Изменения |
|
|
|
|
абсолютные |
относительные, % |
|
|
|
гр.3-гр.2 |
гр.3/гр.2*100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства продукции за год, млн. руб. |
90 |
105 |
15 |
116,67 |
Первая группа факторов |
||||
Среднесписочная численность работников, чел. |
55 |
65 |
10 |
118,18 |
Производительность труда |
1,6 |
1,6 |
0 |
100,00 |
Вторая группа факторов |
||||
Материальные затраты, млн. руб. |
2,7 |
3,1 |
0,4 |
114,81 |
Материалоотдача |
33,3 |
33,9 |
0,6 |
101,80 |
Третья группа факторов |
||||
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. |
12 |
14 |
2 |
116,67 |
Фондоотдача |
7,5 |
7,5 |
0 |
100,00 |
Анализируя данные таблицы 1 можно отметить следующее:
1) Динамика среднесписочной численности работников по сравнению с планом имеет положительное значение, ее темп роста составил 118,18%, в то же время производительность труда не изменилась. Это означает, что темп роста численности персонала превышает темп роста производительности труда на 18,18% (118,18-100), что является отрицательным показателем.
2) Динамика материалоотдачи имеет положительное значение и составляет 101,8%. В то же время темп роста материальных затрат составил 114,81%, то есть на 13,01% больше (114,81-101,8), чем материалоотдача, что свидетельствует о неэффективном использовании материальных затрат.
3) Динамика среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОПФ) имеет положительное значение и составляет 116,67%, в то же время фондоотдача осталась неизменной, то есть темп роста среднегодовой стоимости ОПФ превышает темп роста фондоотдачи на 16,67% (116,67-100,0), что свидетельствует о неэффективном использовании основных производственных фондов.
Учитывая, что объем производства продукции фактически увеличился за рассматриваемый период на 15 млн. руб. и его темп роста составил 116,67%, можно сделать вывод. Что предприятие развивается экстенсивным путем, то есть за счет увеличения количественных показателей: среднесписочной численности работников, роста материальных затрат и основных производственных фондов, что не может являться хорошим показателем.
Известно, что в целом динамика технико-организационного уровня проявляется в показателях интенсификации использования производственных и финансовых ресурсов. Значит, совершенствование управления всеми факторами интенсификации должно отражаться в динамике производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи основных производственных фондов.
На каждый процент прироста продукции потребовалось увеличить:
- численность работников на 18,18% (118,18-100);
- материальные затраты на 14,81% (114,81-100);
- среднегодовую стоимость ОПФ на 16,67% (116,67-100).
Эти данные свидетельствуют о том, что на предприятии не эффективно используются производственные ресурсы. Необходимо разработать мероприятия по интенсификации производства.
Особое внимание следует уделить влиянию факторов, определяющих объем производства продукции.
1) Для расчета влияния факторов на обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования применим метод абсолютных разниц, при этом будем применять следующие формулы:
ВП = ЧР*ГВ
где ВП – обеспеченность предприятия трудовыми ресурасми;
ГВ – производительность труда;
При дальнейшем расчете будем иметь ввиду, что индекс «0» означает плановый период, индекс «1» - фактический. Данные изменений берутся из таблицы 1.
ΔВП ЧР = ΔЧР *ГВ 0 = 10*1,6 = 16
ΔВП ГВ = ЧР1 *ΔГВ = 65*0 = 0
Таким образом, производительность труда не оказала никакого влияния на увеличение объема выпуска продукции, что подтверждает сделанные ранее выводы об экстенсивном использовании трудовых ресурсов.
2) Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ*ФО
Где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов;
ФО – фондоотдача основных производственных фондов.
ΔВП опф = 2*7,5 = 15
ΔВП фо = = 14*0 = 0
Таким образом, фондоотдача не оказала никакого влияния на увеличение объема продукции.
3) Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ*МО
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО – материалоотдача.
ΔВПмз = 0,4*33,9 = 13,56
ΔВПмо =3,1*0,6 = 1,86
Таким образом, на увеличение объема продукции оказала наибольшее влияние (13,56) стоимость потребленных материалов.
Определение величины резервов по трудовым ресурсам определяется по формуле:
П↑ВПкр = Р↑ КР* ГВф
где П↑ВПкр – резерв роста валовой продукции за счет увеличения количества рабочих мест (численности работающих);
ГВф – производительность труда.
Р↑ КР – резерв увеличения количества рабочих мест
П↑ВПкр = 10 * 1,6 = 16
Резервы увеличения производства за счет увеличения численности оборудования определяем по формуле:
П↑ВПк = Р↑ К* ГВф
где Р↑ К – увеличение численности оборудования;
П↑ВПк = 2* 1,6 = 3,2
Расчет резервов увеличения выпуска продукции за счет обеспеченности производства сырьем и материалами в рамках данной работы осуществить не представляется возможным вследствие отсутствия исходных данных. Для расчета этих резервов необходимо знать нормы расхода материалов, цену продукции, отходы материалов, планируемое сокращение норм расходов материалов.
Необходимо отметить, что резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов:
- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
- обеспеченность предприятия основными производственными фондами;
- обеспеченность сырьем и материалами.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо также учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателю. При этом следует учитывать спрос на тот или иной вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.
Подводя итоги проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что предприятие для увеличения выпуска продукции задействовало резервы увеличения численности работников и оборудования, что привело к экстенсивному развитию производства, что является не самым лучшим показателем. Необходимо задействовать интенсивные факторы: производительность труда и фондоотдачу.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ
2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
3. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Антикризисное управление: Учеб. пособ. / В.Г.Крыжановский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др.;под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. - М.: ПРИОР, 2003.
5. Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004.
[1] Гражданский кодекс РФ
[2] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
[3] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
[4] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 149
[5] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 126
[6] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 44.
[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 266