Основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

-     численность персонала;

-     размер уставного капитала;

-     величина активов;

-     объем оборота (прибыли, дохода).

В нашей стране, согласно принятому  Федеральному закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.), под   субъектами   малого   предпринимательства   понимаются коммерческие организации,  в уставном  капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных  и религиозных  организаций  (объединений),  благотворительных  и   иных фондов  не  превышает  25  процентов,  доля, принадлежащая одному или нескольким  юридическим  лицам,   не  являющимся  субъектами   малого предпринимательства, не  превышает 25  процентов и  в которых средняя численность  работников  за  отчетный  период  не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):                             

-              в промышленности - 100 человек;                                 

-              в строительстве - 100 человек;                                  

-              на транспорте - 100 человек;                                    

-              в сельском хозяйстве - 60 человек;                              

-              в научно - технической сфере - 60 человек;                      

-              в оптовой торговле - 50 человек;                                

-              в  розничной  торговле  и  бытовом  обслуживании  населения  - 30 человек;                                                            

-              в   остальных   отраслях   и   при   осуществлении  других  видов деятельности - 50 человек.                                          

Под  субъектами  малого   предпринимательства  понимаются   также физические лица,  занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.                                      

Малые  предприятия,  осуществляющие  несколько видов деятельности (многопрофильные),  относятся  к  таковым  по  критериям  того   вида деятельности,  доля  которого  является  наибольшей  в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.  


Стратегии развития для малого бизнеса:

Функциональная стратегия. Понятие функциональной стратегии очень часто употребимо. С его помощью обозначается направление деятельности той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения.

Деловая стратегия. Цель стратегии состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.

Стратегии развития для среднего бизнеса:

Базовая стратегия. Используется на предприятиях более крупных, чем относящиеся к малому бизнесу. Базовая стратегия формулируется на основе корпоративной миссии, а затем подразделяется на функциональные стратегии в соответствии с различными отделами или функциями компании.

Портфельная стратегия связана со средним и крупным бизнесом. В самом общем виде портфельная стратегия связана со следующими моментами:

1) приобретения в новых отраслях;

2) укрепление имеющихся подразделений посредством приобретений;

3) постепенный выход из нежелательных отраслей;

4) продажа подразделений, которые могут встроиться в более подходящие для них структуры;

5) размещение ресурсов в форме капитала и затрат;

6) создание уверенности в том, что подразделения являются объектами стратегического управления;

7) использование преимуществ эффекта синергизма между имеющимися в портфеле предприятиями.