Содержание


1.     Постановка задачи.............................................................................. 3

2. Создание структуры таблицы............................................................... 4

3. Проведение расчетов характеристик.................................................... 5

3.1. Суммарный выпуск продукции за вычетом брака....................... 5

3.2. Вычисление суммарных значений по графам Количество,

        Брак, Сумма................................................................................... 5

3.3. Вычисление суммарных значений выпуска продукции

       по производителям......................................................................... 6

3.4. Вычисление количества продукции по каждому производителю 7

4. Проведение сортировки в таблице....................................................... 8

5. Использование фильтрации.................................................................. 9

5.1. Отбор производителей, выпускающих майонез........................... 9

5.2. Отбор производителя, выпустившего меньшее количество брака 9

5.3. Отбор продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»............. 10

5.4. Производитель, выпускающий майонез упаковкой в 250 г....... 10

6. Создание сводной таблицы................................................................. 10

7. Построение накопительной гистограммы по сводной таблице......... 11

8. Используемая литература................................................................... 12

 

1.    Постановка задачи

1. Создать таблицу и заполнить ее следующими данными:

Выпуск продукции предприятиями масложиркомбината

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

«Хабаровский»

400

25000

12


Майонез

«Асарти»

250

10000

120


Шоколадное масло

«Хабаровский»

1000

5000

13


Сыр

«Асарти»

500

18000

126


Молоко

«Асарти»

1000

15000

10


Сгущенка

«Хабаровский»

250

30000

21


Масло

«Асарти»

200

12500

36


Маргарин

«Асарти»

1000

11000

65


Плавленый сыр

«Хабаровский»

100

550

25


Сырок глазированный

«Хабаровский»

40

15000

36


ИТОГО:






2. Рассчитать следующие характеристики:

a) суммарный выпуск продукции за вычетом брака;

b) суммарное значение по графам Количество, Брак, Выпуск (функция СУММ), среднее значение в графе Упаковка (функция СРЗНАЧ);

c) суммарное значение продукции по производителю (функция СУММЕСЛИ);

d) количество продукции по каждому производителю (функция СЧЕТЕСЛИ).

3. Выполнить сортировку таблицы по производителю, продукции и упаковке.

4. С помощью фильтрации получить следующую информацию:

a) названия производителей, выпускающих майонез;

b) название производителя, выпускающего меньшее количество брака (предварительно вычислив промежуточные итоги по производителю);

с) наименование продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»;

d) определить производителя, выпускающего майонез упаковкой в 250 грамм.

5. Создать сводную таблицу для расчета суммарного выпуска продукции, в строках которой выводятся названия производителя, а в строках – наименование продукции.

6. По данным сводной таблицы построить накопительную гистограмму выпуска продукции по производителям.

2. Создание структуры таблицы

После создания заданной структуры таблицы, окно Microsoft Excel будет иметь вид:

3. Проведение расчетов характеристик

3.1. Суммарный выпуск продукции за вычетом брака

Перед расчетом суммарного выпуска продукции без брака, нужно вычислить количество не бракованной продукции каждого вида и производителя.

Выполним такой расчет для  первой строки данных таблицы. То есть нужно в ячейку F4 (Выпуск, кг) ввести произведение ячейки С4 (Упаковка, г) на разность D4 (Количество, шт) и Е4 (Брак, шт) и результат поделить на 1000. В итоге в ячейке F5 будет записана формула: «=C4*(D4-E4)/1000».

Для остальных строк таблицы воспользуемся Автозаполнением.

Для вычисления суммарного выпуска продукции перейдем в ячейку F15 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов.

После выполнения указанных расчетов таблица примет вид:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

Хабаровский

400

25000

12

9995,2

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Шоколадное масло

Хабаровский

1000

5000

13

4987

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Масло

Асарти

200

12500

36

2492,8

Маргарин

Асарти

1000

11000

65

10935

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

62952,81

3.2. Вычисление суммарных значений по графам Количество, Брак, Сумма

Для расчета суммарного значения по графе Количество перейдем в ячейку D15 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов.

Для суммирования значений по графам Брак и Сумма поступим аналогично.

После выполнения вычислений  таблица примет вид:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

Хабаровский

400

25000

12

9995,2

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Шоколадное масло

Хабаровский

1000

5000

13

4987

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Масло

Асарти

200

12500

36

2492,8

Маргарин

Асарти

1000

11000

65

10935

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

142050

464

62952,81

3.3. Вычисление суммарных значений выпуска продукции по производителям

Выполним расчет суммарного выпуска продукции по производителю «Асарти».

В объединение ячеек А16 – С16 введем поясняющий текст «Суммарный выпуск продукции «Асарти».

Перейдем в ячейку F16. На панели инструментом нажмем стрелочку рядом с кнопкой Автосумма. Из выпадающего списка выберем пункт Другие функции и выберем функцию СУММЕСЛИ.

В качестве Диапазона зададим диапазон В3 – В12, в котором перечислены названия производителей. В качестве Критерия введем текст Асарти. Диапазон суммирования зададим F4:F13, в котором перечислены выпуски продукции в килограммах для  каждого вида продукции.

В итоге полученная формула вычисления будет иметь вид: «=СУММЕСЛИ(B4:B13;"Асарти";F4:F13)».

Аналогично выполним суммирование продукции для производителя «Хабаровский», поместив значение в ячейку F17.

В результате таблица примет вид:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

Хабаровский

400

25000

12

9995,2

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Шоколадное масло

Хабаровский

1000

5000

13

4987

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Масло

Асарти

200

12500

36

2492,8

Маргарин

Асарти

1000

11000

65

10935

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

142050

464

62952,81

Суммарный выпуск продукции "Асарти"

 

39824,8

Суммарный выпуск продукции "Хабаровский"

 

23128,01

3.4. Вычисление количества продукции по каждому производителю

Вычислим количество продукции по производителю «Асарти».

Перейдем в ячейку D16. Из списка выбора функций выберем функцию СЧЕТЕСЛИ.

В качестве Диапазона зададим диапазон В14:В13. В качестве Критерия зададим Хабаровский.

В итоге в ячейке F16 будет записана формула =СУММЕСЛИ(B4:B13;"Хабаровский";F4:F13).

Аналогично рассчитаем количество выпускаемой продукции производителем Асарти, изменив только Критерий.

В итоге таблица будет иметь вид:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

Хабаровский

400

25000

12

9995,2

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Шоколадное масло

Хабаровский

1000

5000

13

4987

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Масло

Асарти

200

12500

36

2492,8

Маргарин

Асарти

1000

11000

65

10935

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

142050

464

62952,81

Суммарный выпуск продукции "Асарти"


 

39824,8

Суммарный выпуск продукции "Хабаровский"


 

23128,01

Количество продукции "Асарти"

5

 

 

Количество продукции "Хабаровский"

5

 

 

4. Проведение сортировки в таблице

Выполним сортировку таблицы по данным столбца Производитель.

Для этого выделим диапазон ячеек В4 – В13, в котором записаны названия производителей и нажмем кнопку Сортировка по возрастанию на панели инструментов.

После упорядочивания по производителю, таблица будет иметь вид:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Маргарин

Асарти

400

25000

12

9995,2

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Шоколадное масло

Асарти

1000

5000

13

4987

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Масло

Хабаровский

200

12500

36

2492,8

Маргарин

Хабаровский

1000

11000

65

10935

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

Аналогично выполним упорядочивание по столбцу «Продукция». Получим:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Маргарин

Асарти

400

25000

12

9995,2

Маргарин

Хабаровский

1000

11000

65

10935

Масло

Хабаровский

200

12500

36

2492,8

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

Шоколадное масло

Асарти

1000

5000

13

4987

Теперь отсортируем данные по упаковке. Получим:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Масло

Хабаровский

200

12500

36

2492,8

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Маргарин

Асарти

400

25000

12

9995,2

Сыр

Асарти

500

18000

126

8937

Маргарин

Хабаровский

1000

11000

65

10935

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

Шоколадное масло

Асарти

1000

5000

13

4987

5. Использование фильтрации

Для возможности использования фильтра необходимо выполнить пункт главного меню Microsoft Excel Данные>Фильтр>Автофильтр. После этого в заголовках каждого столбца появится выпадающий список автофильтра.

5.1. Отбор производителей, выпускающих майонез

Из выпадающего списка автофильтра для столбца Продукция выберем Майонез.

После применения фильтра будут отображены только данные о производителях майонеза:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

5.2. Отбор производителя, выпустившего меньшее количество брака

В выпадающем списке автофильтра данные столбца упорядочены по возрастанию. Поэтому для отбора производителя, выпустившего меньшее количество брака, выберем первое значение из списка автофильтра. Получим:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Молоко

Асарти

1000

15000

10

14990

5.3. Отбор продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»

Для поля Производитель из списка автофильтра выберем Хабаровский. Получим следующие данные о продукции производителя Хабаровский. Получим:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Сырок глазированный

Хабаровский

40

15000

36

598,56

Плавленый сыр

Хабаровский

100

550

25

52,5

Масло

Хабаровский

200

12500

36

2492,8

Сгущенка

Хабаровский

250

30000

21

7494,75

Маргарин

Хабаровский

1000

11000

65

10935

5.4. Производитель, выпускающий майонез упаковкой в 250 г

Для столбца Продукция из списка автофильтра  выберем Майонез, а для поля Упаковка, г выберем 250. Получим:

Продукция

Производитель

Упаковка, г

Количество, шт

Брак, шт

Выпуск, кг

Майонез

Асарти

250

10000

120

2470

6. Создание сводной таблицы

Для создания сводной таблицы выберем пункт главного меню Microsoft Excel Данные > Сводная таблица

На первом шаге Мастера сводных таблиц и диаграмм выберем в качестве размещения данных в списке или базе данных Microsoft Excel, а Вид создаваемого отчета – сводная таблица.

В качестве Диапазона зададим диапазон А3-F13.

Разместим полученную сводную таблицу на новом листе.

На следующем шаге зададим структуру сводной таблицы.

В качестве Заголовков строк перетащим поле Производитель. В качестве Заголовков столбцов зададим поле Продукция.

А в раздел Данные перенесем  поле Выпуск, кг.

Получим следующую сводную таблицу:



Сумма по полю Выпуск, кг

Продукция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производитель

Майонез

Маргарин

Масло

Молоко

Плавленый сыр

Сгущенка

Сыр

Сырок глазир.

Шокол. масло

Общий итог

Асарти

2470

9995,2

 

14990

 

 

8937

 

4987

41379,2

Хабаровский

 

10935

2492,8


52,5

7494,75


598,56


21573,61

Общий итог

2470

20930,2

2492,8

14990

52,5

7494,75

8937

598,56

4987

62952,81

7. Построение накопительной гистограммы по сводной таблице

На панели инструментов нажмем кнопку Мастер диаграмм.

Следующая сводная диаграмма будет создана мастером автоматически:

8. Используемая литература

1.                           Информатика. Под ред. В.А. Острейковского. – Москва. Издательство “Высшая школа”. 2002.

2.                           Информатика: Учебник. Под редакцией проф. Н.В. Макаровой. – Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 2000.

3.                           Информационные технологии. Учебное пособие. Под ред. А. К. Волкова. – Москва. Издательство “Инфра-М”. 2001 г.

4.                           Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Издание второе переработанное и дополненное. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 2000 г.

5.                           Microsoft Office XP. – Москва; Издательство “Диалектика”. 2002 г.