Содержание
1. Постановка задачи.............................................................................. 3
2. Создание структуры таблицы............................................................... 4
3. Проведение расчетов характеристик.................................................... 5
3.1. Суммарный выпуск продукции за вычетом брака....................... 5
3.2. Вычисление суммарных значений по графам Количество,
Брак, Сумма................................................................................... 5
3.3. Вычисление суммарных значений выпуска продукции
по производителям......................................................................... 6
3.4. Вычисление количества продукции по каждому производителю 7
4. Проведение сортировки в таблице....................................................... 8
5. Использование фильтрации.................................................................. 9
5.1. Отбор производителей, выпускающих майонез........................... 9
5.2. Отбор производителя, выпустившего меньшее количество брака 9
5.3. Отбор продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»............. 10
5.4. Производитель, выпускающий майонез упаковкой в 250 г....... 10
6. Создание сводной таблицы................................................................. 10
7. Построение накопительной гистограммы по сводной таблице......... 11
8. Используемая литература................................................................... 12
1. Постановка задачи
1. Создать таблицу и заполнить ее следующими данными:
Выпуск продукции предприятиями масложиркомбината
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
«Хабаровский» |
400 |
25000 |
12 |
|
Майонез |
«Асарти» |
250 |
10000 |
120 |
|
Шоколадное масло |
«Хабаровский» |
1000 |
5000 |
13 |
|
Сыр |
«Асарти» |
500 |
18000 |
126 |
|
Молоко |
«Асарти» |
1000 |
15000 |
10 |
|
Сгущенка |
«Хабаровский» |
250 |
30000 |
21 |
|
Масло |
«Асарти» |
200 |
12500 |
36 |
|
Маргарин |
«Асарти» |
1000 |
11000 |
65 |
|
Плавленый сыр |
«Хабаровский» |
100 |
550 |
25 |
|
Сырок глазированный |
«Хабаровский» |
40 |
15000 |
36 |
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
2. Рассчитать следующие характеристики:
a) суммарный выпуск продукции за вычетом брака;
b) суммарное значение по графам Количество, Брак, Выпуск (функция СУММ), среднее значение в графе Упаковка (функция СРЗНАЧ);
c) суммарное значение продукции по производителю (функция СУММЕСЛИ);
d) количество продукции по каждому производителю (функция СЧЕТЕСЛИ).
3. Выполнить сортировку таблицы по производителю, продукции и упаковке.
4. С помощью фильтрации получить следующую информацию:
a) названия производителей, выпускающих майонез;
b) название производителя, выпускающего меньшее количество брака (предварительно вычислив промежуточные итоги по производителю);
с) наименование продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»;
d) определить производителя, выпускающего майонез упаковкой в 250 грамм.
5. Создать сводную таблицу для расчета суммарного выпуска продукции, в строках которой выводятся названия производителя, а в строках – наименование продукции.
6. По данным сводной таблицы построить накопительную гистограмму выпуска продукции по производителям.
2. Создание структуры таблицы
После создания заданной структуры таблицы, окно Microsoft Excel будет иметь вид:
3. Проведение расчетов характеристик
3.1. Суммарный выпуск продукции за вычетом брака
Перед расчетом суммарного выпуска продукции без брака, нужно вычислить количество не бракованной продукции каждого вида и производителя.
Выполним такой расчет для первой строки данных таблицы. То есть нужно в ячейку F4 (Выпуск, кг) ввести произведение ячейки С4 (Упаковка, г) на разность D4 (Количество, шт) и Е4 (Брак, шт) и результат поделить на 1000. В итоге в ячейке F5 будет записана формула: «=C4*(D4-E4)/1000».
Для остальных строк таблицы воспользуемся Автозаполнением.
Для вычисления суммарного выпуска продукции перейдем в ячейку F15 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов.
После выполнения указанных расчетов таблица примет вид:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
Хабаровский |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Шоколадное масло |
Хабаровский |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Масло |
Асарти |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Маргарин |
Асарти |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
62952,81 |
3.2. Вычисление суммарных значений по графам Количество, Брак, Сумма
Для расчета суммарного значения по графе Количество перейдем в ячейку D15 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов.
Для суммирования значений по графам Брак и Сумма поступим аналогично.
После выполнения вычислений таблица примет вид:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
Хабаровский |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Шоколадное масло |
Хабаровский |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Масло |
Асарти |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Маргарин |
Асарти |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
142050 |
464 |
62952,81 |
3.3. Вычисление суммарных значений выпуска продукции по производителям
Выполним расчет суммарного выпуска продукции по производителю «Асарти».
В объединение ячеек А16 – С16 введем поясняющий текст «Суммарный выпуск продукции «Асарти».
Перейдем в ячейку F16. На панели инструментом нажмем стрелочку рядом с кнопкой Автосумма. Из выпадающего списка выберем пункт Другие функции и выберем функцию СУММЕСЛИ.
В качестве Диапазона зададим диапазон В3 – В12, в котором перечислены названия производителей. В качестве Критерия введем текст Асарти. Диапазон суммирования зададим F4:F13, в котором перечислены выпуски продукции в килограммах для каждого вида продукции.
В итоге полученная формула вычисления будет иметь вид: «=СУММЕСЛИ(B4:B13;"Асарти";F4:F13)».
Аналогично выполним суммирование продукции для производителя «Хабаровский», поместив значение в ячейку F17.
В результате таблица примет вид:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
Хабаровский |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Шоколадное масло |
Хабаровский |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Масло |
Асарти |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Маргарин |
Асарти |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
142050 |
464 |
62952,81 |
Суммарный выпуск продукции "Асарти" |
|
39824,8 |
|||
Суммарный выпуск продукции "Хабаровский" |
|
23128,01 |
3.4. Вычисление количества продукции по каждому производителю
Вычислим количество продукции по производителю «Асарти».
Перейдем в ячейку D16. Из списка выбора функций выберем функцию СЧЕТЕСЛИ.
В качестве Диапазона зададим диапазон В14:В13. В качестве Критерия зададим Хабаровский.
В итоге в ячейке F16 будет записана формула =СУММЕСЛИ(B4:B13;"Хабаровский";F4:F13).
Аналогично рассчитаем количество выпускаемой продукции производителем Асарти, изменив только Критерий.
В итоге таблица будет иметь вид:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
Хабаровский |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Шоколадное масло |
Хабаровский |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Масло |
Асарти |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Маргарин |
Асарти |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
142050 |
464 |
62952,81 |
Суммарный выпуск продукции "Асарти" |
|
|
39824,8 |
||
Суммарный выпуск продукции "Хабаровский" |
|
|
23128,01 |
||
Количество продукции "Асарти" |
5 |
|
|
||
Количество продукции "Хабаровский" |
5 |
|
|
4. Проведение сортировки в таблице
Выполним сортировку таблицы по данным столбца Производитель.
Для этого выделим диапазон ячеек В4 – В13, в котором записаны названия производителей и нажмем кнопку Сортировка по возрастанию на панели инструментов.
После упорядочивания по производителю, таблица будет иметь вид:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Маргарин |
Асарти |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Шоколадное масло |
Асарти |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Масло |
Хабаровский |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Маргарин |
Хабаровский |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
Аналогично выполним упорядочивание по столбцу «Продукция». Получим:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Маргарин |
Асарти |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Маргарин |
Хабаровский |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Масло |
Хабаровский |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
Шоколадное масло |
Асарти |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
Теперь отсортируем данные по упаковке. Получим:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Масло |
Хабаровский |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Маргарин |
Асарти |
400 |
25000 |
12 |
9995,2 |
Сыр |
Асарти |
500 |
18000 |
126 |
8937 |
Маргарин |
Хабаровский |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
Шоколадное масло |
Асарти |
1000 |
5000 |
13 |
4987 |
5. Использование фильтрации
Для возможности использования фильтра необходимо выполнить пункт главного меню Microsoft Excel Данные>Фильтр>Автофильтр. После этого в заголовках каждого столбца появится выпадающий список автофильтра.
5.1. Отбор производителей, выпускающих майонез
Из выпадающего списка автофильтра для столбца Продукция выберем Майонез.
После применения фильтра будут отображены только данные о производителях майонеза:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
5.2. Отбор производителя, выпустившего меньшее количество брака
В выпадающем списке автофильтра данные столбца упорядочены по возрастанию. Поэтому для отбора производителя, выпустившего меньшее количество брака, выберем первое значение из списка автофильтра. Получим:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Молоко |
Асарти |
1000 |
15000 |
10 |
14990 |
5.3. Отбор продукции, выпускаемой МЖК «Хабаровский»
Для поля Производитель из списка автофильтра выберем Хабаровский. Получим следующие данные о продукции производителя Хабаровский. Получим:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Сырок глазированный |
Хабаровский |
40 |
15000 |
36 |
598,56 |
Плавленый сыр |
Хабаровский |
100 |
550 |
25 |
52,5 |
Масло |
Хабаровский |
200 |
12500 |
36 |
2492,8 |
Сгущенка |
Хабаровский |
250 |
30000 |
21 |
7494,75 |
Маргарин |
Хабаровский |
1000 |
11000 |
65 |
10935 |
5.4. Производитель, выпускающий майонез упаковкой в 250 г
Для столбца Продукция из списка автофильтра выберем Майонез, а для поля Упаковка, г выберем 250. Получим:
Продукция |
Производитель |
Упаковка, г |
Количество, шт |
Брак, шт |
Выпуск, кг |
Майонез |
Асарти |
250 |
10000 |
120 |
2470 |
6. Создание сводной таблицы
Для создания сводной таблицы выберем пункт главного меню Microsoft Excel Данные > Сводная таблица
На первом шаге Мастера сводных таблиц и диаграмм выберем в качестве размещения данных в списке или базе данных Microsoft Excel, а Вид создаваемого отчета – сводная таблица.
В качестве Диапазона зададим диапазон А3-F13.
Разместим полученную сводную таблицу на новом листе.
На следующем шаге зададим структуру сводной таблицы.
В качестве Заголовков строк перетащим поле Производитель. В качестве Заголовков столбцов зададим поле Продукция.
А в раздел Данные перенесем поле Выпуск, кг.
Получим следующую сводную таблицу:
Сумма по полю Выпуск, кг |
Продукция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производитель |
Майонез |
Маргарин |
Масло |
Молоко |
Плавленый сыр |
Сгущенка |
Сыр |
Сырок глазир. |
Шокол. масло |
Общий итог |
Асарти |
2470 |
9995,2 |
|
14990 |
|
|
8937 |
|
4987 |
41379,2 |
Хабаровский |
|
10935 |
2492,8 |
|
52,5 |
7494,75 |
|
598,56 |
|
21573,61 |
Общий итог |
2470 |
20930,2 |
2492,8 |
14990 |
52,5 |
7494,75 |
8937 |
598,56 |
4987 |
62952,81 |
7. Построение накопительной гистограммы по сводной таблице
На панели инструментов нажмем кнопку Мастер диаграмм.
Следующая сводная диаграмма будет создана мастером автоматически:
8. Используемая литература
1. Информатика. Под ред. В.А. Острейковского. – Москва. Издательство “Высшая школа”. 2002.
2. Информатика: Учебник. Под редакцией проф. Н.В. Макаровой. – Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 2000.
3. Информационные технологии. Учебное пособие. Под ред. А. К. Волкова. – Москва. Издательство “Инфра-М”. 2001 г.
4. Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Издание второе переработанное и дополненное. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург, 2000 г.
5. Microsoft Office XP. – Москва; Издательство “Диалектика”. 2002 г.