МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ















Методические указания

по дипломному проектированию

по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 











Тема дипломной работы: «Учёт затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции в организации пищевой промышленности»

На примере ОАО «ВИНАП»




















Новосибирск, 2003

 

 

Составили: доц. Н. А. Наумова

ассист.  Н.В. Клюх

ассист. Н.М. Гладченко

 

 

Рецензент канд. техн. наук, доц. А.В. Кравченко

 

 

 

 

 

 

 

Работа подготовлена кафедрой бухгалтерского учета СОДЕРЖАНИЕ


 


1 Общие положения     .         .         .         .         .         .         .         .         .         4

2       Организация преддипломной практики       .         .         .         .         .         5

3       Организация выполнения дипломной работы       .         .         .         .         8

4       Тематика дипломных работ.      .         .         .         .         .         .         .         9

5       Структура дипломной работы. .         .         .         .         .         .         .         10

6       Требования к содержанию структурных элементов дипломной работы   10

7       Порядок представления к защите и защиты дипломной работы.     .         20

ПРИЛОЖЕНИЯ  .         .         .         .         .         .         .         .         .         .         22

 

1 Общие положения

Требования к (выполнению) выпускной квалификационной работе специалиста


В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования выпускная квалификационная работа экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» представляет собой законченную разработку, в которой должны быть изложены вопросы рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (или отдельного из них) на одном из их участков.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

В тематику дипломных работ, которую устанавливает выпускающая кафедра, в обязательном порядке должны включаться актуальные вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, учитывающая специализацию, выбранную ВУЗом, профиль дисциплин по выбору.

Целью и задачами выполнения выпускной квалификационной работы являются:

-         систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по дисциплинам специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

-         приобретение и развитие навыков практического применения полученных знаний при решении реальных экономических задач конкретных организаций;

-         обобщение и критическое осмысление литературных источников, правильное использование законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;

-         исследование и оценка фактических данных о деятельности конкретной организации;



При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен проявить:

-         самостоятельность в разработке и обосновании проектных решений;

-         творческий подход к решению экономических задач конкретного хозяйствующего субъекта;

-         умение анализировать и обобщать результаты исследования.

Выпускная квалификационная работа (далее – дипломная работа) должна быть выполнена на основе фактического материала конкретных организаций – мест преддипломной практики студентов или организаций – мест работы студентов.

Настоящая методическая разработка подготовлена преподавателями кафедры бухгалтерского учета с целью оказания методической помощи студентам при прохождении ими преддипломной практики, выполнении, оформлении, представлении и защите дипломной работы.


2       Организация преддипломной практики

Основной целью преддипломной практики, предусмотренной учебным планом специальности 060500, является сбор необходимого материала для выполнения дипломной работы.

Преддипломная практика проводится на основании заключенных договоров между НГТУ (кафедры бухгалтерского учета) и организациями, заинтересованными в привлечении молодых специалистов для дальнейшей работы.

Прохождение преддипломной практики возможно и по индивидуальным договорам между студентом и организацией - местом преддипломной практики.

Организации – места преддипломной практики студентов – могут быть любых форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляется совместно преподавателем кафедры и специалистом организации.

В функции руководителя практики от кафедры, назначаемого приказом по университету, входят:

а) до начала практики:

-         совместно с представителями организации согласование программы и графика выполнения практики;

-         выдача индивидуального задания каждому студенту;

-         оформление организационно-распорядительной документации, необходимой для оформления допуска студента к практике.

б) в ходе преддипломной практики:

-         консультации студентов по экономическим вопросам;

-         проверка выполнения календарного графика практики;

-         решение организационных и иных вопросов совместно с представителями организаций.

в) по окончании практики:

-         проверка отчета о преддипломной практике;

-         прием зачета (в составе комиссии).


Содержание отчета о преддипломной практике

 

В отчете о преддипломной практике должны быть отражены следующие вопросы.

1.     Характеристика организации:

-         характеристика деятельности организации;

-         организационная и функциональная структура организации;

-         анализ управленческих задач организации.

2.     Характеристика учетной системы организации:

-         структура бухгалтерии;

-         учетная политика организации;

-         организация первичного учета;

-         характеристика регистров бухгалтерского учета;

-         организация составления бухгалтерской отчетности;

-         особенности системы бухгалтерского учета и экономического анализа организации.

3.     Характеристика фактических материалов как основы дипломного проектирования:

-         задачи дипломного проектирования;

-         характеристика собранной информации (количественные и качественные показатели деятельности организации, данные бухгалтерской финансовой отчетности за период не менее двух лет и др.);

-         задание на дипломное проектирование;

-         тема и структура дипломной работы.

Примечание: студенты, проходящие преддипломную практику в аудиторских организациях, составляют отчет по данным аудируемой организации по согласованию с руководством аудиторской организации.


Таблица 1 - Основные этапы преддипломной практики


Содержание этапа

Подразделение или вид документации

Продолжение этапа в днях

1

Изучение и анализ организационной и функциональной структуры организации в целом и бухгалтерии, в частности

Устав организации, Положения о подразделениях, должностные инструкции


5


2

Изучение и анализ деятельности организации, его текущих и перспективных управленческих задач

Бизнес-план, бухгалтерская (финансовая) отчетность



5

3

Изучение и анализ учетной системы организации

Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции, учетная политика организации



12





4

Формулировка задачи дипломного проектирования

Бухгалтерия и другие подразделения, для которого разрабатывается задача



3

5

Сбор необходимой информации

Бухгалтерия и другие подразделения


7

6

Разработка задания на дипломное проектирование и структуры дипломной работы

То же


3

7

Оформление отчета по преддипломной практике

То же


3

8

Защита отчета по преддипломной практике

Кафедра бухгалтерского учета (комиссия)


2


3       Организация выполнения дипломной работы

Дипломная работа выполняется студентами пятого курса в десятом семестре (продолжительность дипломного проектирования – 12 недель).

Рекомендуемый график выполнения дипломной работы представлен в таблице 2.

Таблица 2 - График выполнения дипломной работы


Вид работы

Исполнитель

Время

Общее собрание студентов




Утверждение тем и заданий на дипломное проектирование


Формирование приказа на утверждение тем и руководителей работ

Заведующий кафедрой, ответственный за дипломное проектирование


Студент, заведующий кафедрой


Ответственный за дипломное проектирование

1-я неделя

Выполнение дипломной работы

Студент

2 – 10-я неделя

Назначение рецензентов



Оформление дипломной работы


Оформление отзыва руководителя

Ответственный за дипломное проектирование


Студент, руководитель



Руководитель

11-я неделя

Подписание расчетно-пояснительной записки


Оформление рецензий

Студент, заведующий кафедрой, руководитель


Секретарь ГЭК, рецензент

12-я неделя

Защита дипломной работы

Студент, ГЭК

13 – 14-я неделя


Выполнение дипломной работы студентом включает следующие этапы:

-         выбор и утверждение темы;

-           подбор литературных источников, их изучение систематизация и обобщение;

-           составление развернутого плана;

-           составление задания;

-           написание текста и обсуждение его отдельных элементов с руководителем дипломной работы;

-           обработка фактического материала;

-           окончательное оформление дипломной работы;

-           представление работы;

-           рецензирование и защита в ГАК.


4       Тематика дипломных работ

Тематика дипломных работ определяется кафедрой бухгалтерского учета (Приложение А). Перечень тем дипломных работ открытый и может быть дополнен индивидуальной, оригинальной темой, по согласованию с руководителем выпускной квалификационной работы. Тема работы выбирается, как правило, с учетом возможности сбора материала и опыта работы в данной области, результатов производственной и преддипломной практик, а также c учетом практического значения для предприятий, где работают студенты.

Для закрепления темы дипломной работы студенты обращаются на кафедру бухгалтерского учета с заявлением на имя заведующего кафедрой (Приложение Б).

5 Структура дипломной работы


Структурными элементами дипломной работы являются:

-         титульный лист (Приложение В);

-         задание на дипломную работу (Приложение Г);

-         реферат (Приложение Д);

-         содержание (Приложение Е);

-         введение;

-         основная часть (три раздела);

-         заключение;

-         список использованных источников;

-         приложения.

6 Требования к содержанию структурных элементов дипломной работы

Реферат

Реферат должен содержать:

-            сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве разделов дипломной работы, количестве использованных источников;

-            перечень ключевых слов;

-            обозначения и сокращения;

-            текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста дипломной работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

-                объект исследования или разработки;

-                цель работы;

-                метод или методологию проведения работы;

-                результаты работы;

-                основные экономические характеристики;

-                степень внедрения;

-                рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов дипломной работы;

-                область применения;

-                экономическую эффективность или значимость работы;

-                прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если дипломная работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Пример реферата приведен в Приложении Д.

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов,  заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.

Пример содержания дипломной работы приведен в Приложении Е.

Введение

Во введении должны быть раскрыты значение выбранной темы для совершенствования организации бухгалтерского учета и (или) экономического анализа и (или) аудита, а также цели и задачи исследования, оценка современного состояния решаемой проблемы и ее актуальность.

Основная часть

В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной дипломной работы.

Основная часть должна содержать три раздела, в которых представлены теоретические, методологические, методические, организационные и практические аспекты решаемой проблемы. Конкретное содержание разделов определяется характером исследования в соответствии с целью дипломной работы.

В первом разделе освещаются теоретические аспекты исследуемой проблемы, раскрывается ее сущность, основные понятия и определения, краткий обзор вариантов решения проблемы в различных литературных источниках, включая законодательные и нормативные акты. В этом же разделе должна быть рассмотрена краткая характеристика деятельности организации на фактическом материале которой выполняется дипломная работа.

Во втором разделе дипломной работы:

- рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета и (или) экономического анализа и (или) аудита конкретного хозяйствующего субъекта (организации);

- раскрывается учетная политика организации в организационном, методическом и техническом аспектах на основе использования фактических материалов организации по всем этапам учетной обработки: первичный учет, бухгалтерские регистры, бухгалтерская отчетность;

- выявляются положительные и отрицательные стороны действующей учетной политики и рассматриваются пути ее оптимизации.

Для тем, касающихся вопросов анализа и аудита конкретное содержание раздела уточняется по согласованию с руководителем.

Третий раздел работы должен быть посвящен анализу (аудиту) различных сторон деятельности организации на основе выбора и обоснования многообразных методов и видов экономического анализа, в том числе ФСА.

При выполнении третьего раздела могут быть использованы как известные программные продукты для автоматизации задач бухгалтерского учета, анализа и аудита, так и программные продукты конкретных организаций.

Заключение

Заключение должно содержать:

-                общие выводы по результатам выполнения дипломной работы, увязанные с ее целью;

-                степень достижения поставленных задач дипломного проектирования;

-                рекомендации по совершенствованию реального учетно-аналитического процесса организации или аудита.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании дипломной работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-84 в редакции 2001 года.

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной дипломной работой, которые нецелесообразно включать в основную часть из-за их значительного объема или вспомогательного характера. В приложения могут быть включены:

-                первичные документы, регистры бухгалтерского учета, формы отчетности;

-                таблицы вспомогательных цифровых данных;

-                инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения дипломной работы;

-                иллюстрации вспомогательного характера;

-                акты внедрения результатов дипломной работы и др.

Правила оформления дипломной работы

Общие требования

Дипломная работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм. Размер шрифта текста – 14 пунктов Times New Roman через полуторный межстрочный интервал. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры: верхнее – 20 мм, правое –15 мм, нижнее - 25 мм, левое – 25 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения дипломной работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении дипломной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Построение отчета

Наименования структурных элементов дипломной работы «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы.

Основную часть дипломной работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста дипломной работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Нумерация страниц дипломной работы

Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц дипломной работы.

Нумерация разделов и подразделов дипломной работы

Разделы дипломной работы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Пример

Раздел 1 Типы и основные размеры

1.1

1.2                 Нумерация пунктов первого раздела документа

1.3

Раздел 2 Технические требования

2.1

2.2                 Нумерация пунктов второго раздела документа

2.3

Каждый структурный элемент дипломной работы следует начинать с нового листа (страницы). Нумерация страниц дипломной работы и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в дипломной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте дипломной работы.

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстраций, разделенных точкой, например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Формы бухгалтерского учета.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в дипломной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз – над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.


Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в дипломной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А=а:b,                                                                     (1)

В=с:е.                                                                      (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример – ... в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Список использованных источников

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте дипломной работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-84 в редакции 2001 г. Ссылки на источники следует приводить в квадратных скобках с указанием его номера (и при необходимости номеров страниц) в списке использованных источников.

Пример: [12] или [12, с.230].

Примеры библиографических описаний

Законодательные и нормативные документы

1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.98 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ)

2 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.01 г. № 44н

однотомные и многотомные издания (книги)

3 Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.-520 с.

4 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие для студентов вузов.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.-635 с.

сериальные  издания (журналы)

5 Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности. // Бухгалтерский учет. 2002. № 10 – с. 56-59.

Приложения

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

7 Порядок представления к защите и защиты дипломной работы

Дипломная работа подписывается студентом и представляется руководителю дипломной работы. Руководитель после просмотра и одобрения подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом (Приложение Ж) представляет заведующему кафедрой на утверждение.

В отзыве руководитель характеризует все стороны работы студента в процессе дипломного проектирования, отмечая его активность и самостоятельность в обосновании и принятии проектных решений, умение работать с учебными и научными литературными источниками, с законодательными и нормативными актами, а также оценивает работу студента в целом и рекомендует дипломную работу  к защите.

 Дипломная работа, подписанная научным руководителем, направляется на внешнее рецензирование. Рецензентами дипломной работы должны быть высококвалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, не являющиеся сотрудниками выпускающей кафедры.

Направление на рецензирование осуществляет выпускающая кафедра на основании приказа проректора по учебной работе с указанием фамилии, имени и отчества, места работы и должности рецензента (Приложение К). Рецензия составляется в письменной форме (Приложение Л). Следует отметить, что если рецензентом является стороннее лицо (не работник университета), то на рецензии должна быть проставлена печать организации, в которой работает рецензент.

Завершенная дипломная работа вместе с отзывом и рецензией представляется студентом заведующему кафедрой для получения разрешения на ее защиту.

Для этой цели на кафедре организуется предзащита, которая проводится за 7-12 дней до официального дня защиты на заседании государственной экзаменационной комиссии. Результатом предзащиты является решение вопроса о допуске студента к защите, которое оформляется приказом университета и утверждается проректором университета.

Защита дипломной работы

Завершающим этапом выполнения выпускной квалификационной работы является ее публичная защита на открытом заседании государственной экзаменационной  комиссии.

Студент должен подготовить к защите доклад, в котором он называет тему работы, обосновывает ее актуальность, формулирует цель и задачи, поставленные для ее достижения, передает основное содержание работы по разделам. Особое внимание в докладе он должен уделить выводам по проделанной работе и предложениям по совершенствованию реального учетно-аналитического процесса организации или аудита. Студент должен сопровождать свой доклад специально подготовленными иллюстративными материалами (таблицы, схемы, графики и т.п.).

Заседание государственной экзаменационной комиссии начинается с сообщения секретаря комиссии, содержащего сведения о дипломной работе. Затем студент делает доклад, продолжительностью не более 10 минут. Студент должен свободно излагать основное содержание своей работы, умело используя иллюстративные материалы.

По завершению доклада студенту задают вопросы, относящиеся как к теме работы, так и общие вопросы по дисциплинам специальности. Вопросы задаются членами комиссии и присутствующими на защите. Правильность и полнота ответов на вопросы оказывают существенное влияние на оценку.

После ответов студента секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя и рецензию. При наличии замечаний студенту предоставляется слово для ответа по ним.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии с учетом выступления студента, его ответов на вопросы, отзывов руководителя и рецензента. Окончательная оценка сообщается студенту в день защиты дипломной работы.

Студент, не явившийся на защиту выпускной работы или получивший оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной защите в следующий период работы Государственной экзаменационной комиссии.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тематика дипломных работ по специальности

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1.     Организация системы бухгалтерского учета на предприятии.

2.     Формирование финансовой отчетности предприятия в соответствии с МСФО.

3.     Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

4.     Учет и анализ лизинговых операций.

5.     Учет основных средств в соответствии с МСФО.

6.     Организация управленческого (производственного) учета на предприятии.

7.     Организация учета выпуска продукции и ее продаж.

8.     Выбор и обоснование учетной политики (на примере конкретной организации).

9.     Организация учета запасов в строительной организации.

10.            Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности (на примере конкретной организации).

11.            Особенности позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

12.            Учет труда и его оплаты в развивающейся рыночной экономике России.

13.            Бухгалтерский учет в организациях малого бизнеса.

14.            Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции деревообрабатывающего предприятия.

15.            Особенности организации бухгалтерского учета в оптовой торговле.

16.            Анализ хозяйственной деятельности предприятия.

17.            Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.

18.            Особенности управленческого учета в организации оптовой торговли.

19.            Оптимизация системы бухгалтерского учета и анализа основных средств.

20.            Особенности организации системы бухгалтерского учета в ВУЗе.


ПРИЛОЖЕНИЕ А
(продолжение)

21.            Организация системы бухгалтерского учета и экономического анализа предприятия.

22.            Организация бухгалтерского учета и анализа основных средств.

23.            Организация системы бухгалтерского учета грузовых перевозок.

24.            Учет вложений во внеоборотные активы.

25.            Финансовый анализ деятельности организации и его роль в принятии решений внутренними и внешними пользователями бухгалтерской отчетности.

26.            Анализ финансового состояния предприятия и его место в системе управления организацией.

27.            Бухгалтерский учет кредитных операций в банке.

28.            Формирование себестоимости продукции:

28.1. в системе «директ-костинг»

28.2. в системе «абсорпшинг-костинг».

29.            Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в … организации (промышленной; строительной; связи; торговле).

30.            Организация управленческого учета по центрам ответственности.

31.            Анализ безубыточности деятельности организации в системе управленческого учета.

32.            Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.

33.            Учет, анализ и аудит собственного капитала организации.

34.            Организация бухгалтерского учета и аудита валютных операций.

35.            Учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

36.            Организация бухгалтерского учета и анализа залоговых операций.

37.            Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности (экспортно-импортные операции).

38.            Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности и финансовый анализ ее показателей.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(продолжение)

39.            Организация бухгалтерского учета и анализа движения денежных средств.

40.            Бухгалтерский учет, анализ и аудит:

40.1. нематериальных активов;

40.2. основных средств;

40.3. материально-производственных запасов;

40.4. расходов на оплату труда;

40.5. денежных средств;

40.6. расчетов с дебиторами

и других объектов.

41.            Анализ финансового состояния организации.

42.            Аудит достоверности финансовой отчетности организации.

43.            Организация бухгалтерского учета в условиях применения АРМ-бухгалтера.

44.            Автоматизация бухгалтерского учета организации.

45.            Учет товарооборота и анализ товаров в торговых организациях.

46.            Финансовый анализ  и его роль в хозяйственной деятельности организации (его роль в улучшении основных показателей деятельности предприятия).

47.            Бухгалтерский учет, анализ и аудит организации малого бизнеса в современных условиях.

48.            Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

49.            Учет и анализ активов предприятия как основа его финансовой устойчивости.

50.            ФСА бухгалтерской службы организации.

51.            Индивидуальные темы, согласованные с руководителем дипломной работы, имеющие практическое значение для предприятий, где работают студенты.

52.            Темы, соответствующие научным направлениям кафедры бухгалтерского учета.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б



Заведующему кафедрой

Бухгалтерского учета

профессору Шапошникову А.А.

от студента (тки) факультета

______________группы________

____________________________

(фамилия и инициалы)





Заявление


Прошу утвердить тему дипломной работы ______________________________

________________________________________________________________________

(название темы дипломной работы)

и назначить руководителем ________________________________________________

(фамилия и инициалы руководителя, должность)






_______________

(дата)


_______________

(подпись студента)

ПРИЛОЖЕНИЕ В



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________________

Кафедра______________________________________________________________



Утверждаю

Зав. кафедрой


подпись, инициалы, фамилия

« ____ »

_____________   200_ г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ

Автор дипломной работы

 (подпись студента, выполнившего дипломную работу)

Группа


(фамилия, инициалы студента)


(факультет)

Специальность

(код и наименование специальности)

Руководитель работы


(подпись,  инициалы, фамилия)

Консультанты по разделам:

краткое наименование раздела

подпись, дата, инициалы, фамилия

краткое наименование раздела

подпись, дата, инициалы, фамилия



краткое наименование раздела

подпись, дата, инициалы, фамилия

кракое наименование раздела

подпись, дата, инициалы, фамилия



Нормоконтролер __________________

Новосибирск, 200_г.


ПРИЛОЖЕНИЕ Г


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________________

Кафедра ____________________________________________________________


Утверждаю

Зав. кафедрой

подпись, инициалы, фамилия

« ____  »

_____________    200_ г.




ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

(фамилия, инициалы)

 
          Студенту (ке)_________________________________группы_____________


1.     Тема_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждена приказом по НГТУ №______ от «____»  ____________  200__г.

2.     Дата представления работы к защите  «_____»_____________ 200__ г.

3. Исходные данные для работы ___________________________ ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.     Содержание пояснительной записки:

4.1                         Введение________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.2                          Основная часть___________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(продолжение)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.3                         Заключение______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.4                         Список использованной литературы_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.5                         Приложения______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.6                         Другие разделы___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.     Перечень графического материала______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



фамилия, инициалы

 

подпись, дата

 
Руководитель работы                                         ______________     _________________



фамилия, инициалы

 

подпись, дата

 
Задание принял к исполнению                           ______________      ________________

Министерство образования





ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Пример реферата

РЕФЕРАТ

Дипломная работа включает 95 страниц, 26 таблиц, 6 рисунков и 5 приложений. Список использованных источников содержит 32 наименования, включая законодательные документы и специальную литературу.

Ключевыми словами являются: калькуляция, себестоимость, затраты, производство.

Целью дипломной работы является исследование учета затрат на производство и калькулирование себестоимости деревообрабатывающего предприятия и выработка предложений по снижению себестоимости продукции предприятия.

В условиях рыночной экономики существенно возрастает значение учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции, рационального формирования производственных затрат, мобилизации имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия на обеспечение выполнения производственной программы предприятия.

При выполнении данной работы были решены следующие задачи: изучение нормативных документов по организации бухгалтерского учета на предприятии, изучение специфики бухгалтерского учета на деревообрабатывающем предприятия, исследование учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на предприятии, выполнение анализа учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на предприятии.

В результате выполненной работы выявлены факторы, влияющие на увеличение себестоимости продукции предприятия и даны практические предложения по снижению себестоимости продукции предприятия.



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Тема дипломной работы: «Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции деревообрабатывающего предприятия»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

РАЗДЕЛ 1 Организация бухгалтерского учета на производственном деревообрабатывающем предприятии……………………………………...……...8

1.1 Общая характеристика деятельности деревообрабатывающего предприятия ООО «XXX»………………………………………………………………………....8

1.2 Учетная политика и организация бухгалтерского учета в ООО «XXX».......19

1.3 Место способов ведения учета затрат на производство в учетной политике ООО «XXX»………………………………………………………………………...43

Раздел 2 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимость продукции на предприятии ООО «XXX»……………………………………….. 48

2.1 Основные принципы организации и формирования производственных затрат на предприятии……………………………………………………………...48

2.2 Виды и классификация затрат на производство продукции предприятии…53

2.3 Учет затрат на производство на предприятии ООО «XXX»…………...……60

2.4 Калькулирование себестоимости на предприятии ООО «XXX»……………66

РАЗДЕЛ 3 Анализ учета затрат на производство и калькулирования себестоимости на предприятии ООО «XXX»…………………………………….76

3.1 Анализ учета затрат на производство и калькулирования себестоимости на предприятии ООО «XXX»………….…..………………………………………….76

3.2 Предложения по снижению затрат на производство продукции на предприятии ООО «XXX»…………….…………………………………………...83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………….86

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….89



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(продолжение)

Тема дипломной работы: «Анализ платежеспособности и его влияние на финансовое положение предприятия»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5

РАЗДЕЛ 1 Методика анализа и оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности……………………………………...…………..10

1.1 Понятие платежеспособности и ликвидности, их основные признаки……..10

1.2 Методика группировки активов по степени их ликвидности и обязательств по срочности их оплаты…………………………………………………………....12

1.3 Абсолютные и относительные показатели ликвидности и платежеспособности………………………………………………………………..15

1.4 Фактор риска в оценке и управлении ликвидностью и

платежеспособностью……………………………………………………………...29

РАЗДЕЛ 2 Анализ и оценка структуры баланса и реальных возможностей восстановления платежеспособности организации……………………………...35

2.1 Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия…….35

2.2 Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия………………………………………………...37

РАЗДЕЛ 3 Анализ и оценка платежеспособности предприятия ОАО «XXX»…………………………………….………………………………………...44

3.1 Система построения учетного процесса и структура бухгалтерского аппарата ОАО «XXX»……………………………………………………………..44

3.2 Расчет абсолютных и относительных показателей платежеспособности ОАО «XXX».………………………………………………………………………………48

3.3 Оценка удовлетворительной структуры оборотных активов и обязательств ОАО «XXX»…..…………………………………………………………………….63

3.4 Оценка и анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «XXX»………………………………………………………..69


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(продолжение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………….84

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….87

Тема дипломной работы: «Особенности управленческого учета в организации оптовой торговли»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5

РАЗДЕЛ 1 Бухгалтерский управленческий учет как основа принятия управленческих решений……………………………………………………………6

1.1 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета…….6

1.2 Основные функции управленческого учета…………………………………..10

1.3 Основные принципы организации управленческого  учета…………………13

РАЗДЕЛ 2 Организация управленческого учета в ЗАО «XXX»….……………..28

2.1 Актуальность организации в Обществе управленческого учета……………28

2.2 Специфика деятельности Общества – как основной фактор, влияющий на выбор способов организации управленческого учета…………………………...33

2.3 Основные этапы организации системы управленского учета в Обществе…36

РАЗДЕЛ 3 Функционально-стоимостный анализ в управленческом учете ЗАО «XXX»………………………….……………………………………………………71

3.1 Обоснование выбора функционально-стоимостного анализа как метода управления затратами……………………………………………………………...71

3.2 Управление затратами центра прибыли ЗАО «XXX» на основе функционально-стоимостного анализа……………………………..…………….77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………….93

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….96


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

_________________________________________________________________________________


ОТЗЫВ

 

руководителя                                                                         о дипломной работе

студента(ки)                                                        факультета___________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К


НАПРАВЛЕНИЕ НА РЕЦЕНЗИЮ

Рецензенту_____________________________________________________________________

Деканат ________________________________________________________________________

Новосибирского государственного технического университета просит дать рецензию на дипломную работу студента (тки)_________________________________________________

на тему                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Рецензию в письменной форме требуется представить к «___» __________________200_ г.

Декан факультета___________________

«____»                                    200_ г.

Памятка рецензенту

В рецензии просим осветить следующие вопросы:

1. Соответствие содержания и объема дипломного проекта (работы) заданию (указать наличие соответствующих разделов и объемов пояснительной записки, графический и иллюстрационный материал).

2. Актуальность темы дипломной работы.

3. Качество анализа состояния вопроса, уровень принятого решения, качество  уровень проведенных расчетов т.п.

4. Характеристика экспериментальной части проекта или созданной модели (если это предусматривалось заданием).

5. Недостатки работы, ошибки и т. д. (со ссылкой на номера страниц пояснительной записки, номера чертежей).

6. Грамотность изложения текста пояснительной записки, качество чертежных и графических работ, соблюдение ГОСТ и других нормативных материалов.

7. Глубина проработки темы проекта в целом, степень новизны и оригинальность принятых в дипломном проекте (работе) решений.

8. Реальность, практическая (или научная) ценность проекта. В заключение дайте общую оценку дипломного проекта (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Укажите, заслуживает ли студент присвоения квалификации.

ПРИЛОЖЕНИЕ Л


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________________________


РЕЦЕНЗИЯ


на дипломную работу студента (тки)


факультета





___________________________

(подпись)

«____»________________200_ г.