Надпись: 1.	Наука как социальное явление представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также итоги этой деятельности в виде системы знаний об объективном развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества.

Государство и право неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, единством исторической типизации, взаимодействием  в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями.

Между тем государство и право развиваются не только в диалектическом единстве, но и по своим внутренним закономерностям. В силу этого обстоятельства в целях более глубокого их изучения в общей теории государства и права выделяются «теория государства» и «теория права».

Учебная дисциплина «Теория государства и права» ставит перед собой задачу формирования первоосновы научного юридического мировоззрения студента, избравшего своей будущей профессиональной деятельностью юриспруденцию, формирования  необходимой теоретической базы.


2. Предметом общей теории  государства и права как гуманитарной науки являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности (государства, права и производных от них явлений), на основе познания которых разрабатываются государственно-правовые понятия, общие для всех юридических наук и применяемые в юридической практике.


3. Целостность и специфика той или иной науки определяется не только ее предметом, то есть что эта наука изучает (онтологический аспект), но и  тем, как, каким образом и какими способами она это делает (гносеологический аспект).

Под методом понимается способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического  или теоретического освоения действительности.

Научную методологию общей теории государства и права можно представить как применении обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

Организационная диаграмма

Методы исследования: - всеобщий диалектико-материалистический метод; - общие; - специальные; - частные методы.


4. Изложенное позволяет определить положение теории государства и права в системе общетеоретических социальных наук (философия, экономическая теория, социология, этика и др.) как частной юридической науки об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, формирующей на основе  их познания систему основных понятий (категорий) юриспруденции.

Система  юридических наук имеет собственную структуру, организованную по предмету изучения. В самом общем плане ее можно представить следующим образом:

1) Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юридические науки: теория государства и права, всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений.

2) Отраслевые юридические науки подразделяются на науки о материальном праве (государственное (конституционное) право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, уголовное и другие отрасли права) и науки о процессуальном праве (например, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право).

3) Юридические науки, изучающие международное право: международное публичное право, или общее международное право (регулирует взаимоотношения государств по вопросам обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения и др.), международное частное право (регулирует гражданско-правовые вопросы, касающиеся имущественных и личных прав иностранцев, их прав в области хозяйственных, трудовых, семейных и ряде других областей; в связи с этим ряд авторов рассматривает международное частное право в качестве отрасли внутренней правовой системы национального права).

4) Юридические науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных государственных органов (организация суда или судоустройство, деятельность прокуратуры, нотариата, организация и деятельность мест заключения и др.). Сюда же относится и  изучение деятельности таких правозащитных общественных организаций, как адвокатура и др.

5) Специальные или прикладные юридические науки, которые широко используют специальные знания, положения и выводы в области неюридических наук (физики, химии, общей теории статистики, медицины, психиатрии и др.) для решения правовых задач: криминология, криминалистика, судебная статистика и бухгалтерия, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.

Сообразно своему предмету теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук как установочная, мировоззренческая дисциплина. Она выполняет по отношению к другим структурам (отраслевым, частным, специальным) юридическим наукам роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук, формирует для них и для юридической практики общее понятия (правовые категории), наконец, выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук.


5. Обычай – это общепринятое в определенных условиях и социальной сфере исторически сложившееся традиционное правило (норма) поведения, проверенное и закрепленное  многократным повторением в ходе длительной общественной практики.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали они в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном. Обычаи зачастую облекались в форму  религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся практикой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.

Организационная диаграмма

6. Теории происхождения государства и права:

Название теории, представители

Сущность теории

Преимущество теории

Недостатки

Теологическая теория (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский,

Ж. Местр)

Государство существует вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности.

Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теория не является научной.

Патриархальная теория

(Аристотель,

Н.К. Михайловский,

 М.Н. Покровский)

Из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство.

Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государства общение  человека с себе подобными невозможно

Данная теория антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев».

Теория договорного происхождения государства (Эпикур,

Г. Гроций,

Б. Спиноза,

А. Радищев,

Т. Гоббс,

Дж. Локк,

Ж. – Ж. Руссо)

Государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Соглашение людей – основа законной власти.

Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей, и положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Теория не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, то есть данная теория страдает антиисторизмом.

Учение о государстве Гегеля

(Г. В. Гегель)

В основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея».

В учении Гегеля государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей.

Гегель создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания)

(Л. Гумплович,

К. Каутский,

Е. Дюринг)

Мать государства – война и завоевание.

Насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообра-

зующем процессе.

Закон жизни животных перенесен на человеческое общество, тем самым теория биологизирует социальные явления. Данная теория гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Марксистская теория

(Ф. Энгельс)

Теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью, для данной теории характерен последовательный материалистический подход.

Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государство-

образования  влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

7. Государство как новая форма организации общества на определенном этапе истории с необходимостью, прежде всего, в силу потребностей экономического развития общества в процессе изменения материальных условий жизни, а также формирования его классовой структуры.


8. Государственная власть представляет собой разновидность общественной власти.

Всякая власть предполагает  наличие: источника власти и его повеления, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления.

Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду  власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности.

Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, ибо она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья – первичная  ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом.


Надпись:  Государственная власть  -  это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.Характерные черты государственной власти:

Во-первых, государственная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.

Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом.

В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было  других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.

Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения.

Наконец, в-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения – налоги, не известные родовому устройству общества.


9. Публичная власть  -  система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства, то есть касающиеся фиска, казны (от лат. fiscus  -  единая общегосударственная казна).

Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов.

Государство  -  организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.


10. Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства.

Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Исторически праву как основному регулятору общественных отношений предшествовали в их собирательном значении  -  обычаи.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего,  интересы имущих классов и привилегированных каст, сословий.

Судебные функции от жрецов перешли к верховному правителю и назначаемым им судебным органам (в республиках особые судебные органы создавались, как правило, выборным путем). Все это способствовало созданию судами правовых норм, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоятельствах.

С появлением письменности наиболее важные судебные прецеденты также стали систематизироваться в качестве источника права, что привело к образованию в ряде государства прецедентного права.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата, его специализации и обособления от общества, основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний.

С появлением  письменности такие предписания получают свое выражение в третьем и основном источнике права  -  законах верховной государственной власти; монарха,  народного собрания, сената либо другого республиканского коллегиального органа, где главенствующее положение занимали представители высших слоев  -  родовая знать, духовная аристократия, военная и торгово-производственная верхушка.