Надпись: 1. Государство – политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории.Организационная диаграмма

2. Типология государств – это их классификация на основе определенных критериев, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формационный подход к типологии государств основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства – рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

На основании формационного подхода к типологии государств, можно определить тип государства как совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации.

Рабовладельческое государство в большинстве стран являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы. Различают две основных стадии в развитии рабовладельческого строя: 1) древневосточное землевладение, 2) греческое рабовладение.

Феодальный тип государства исторически, как правило, приходит на смену рабовладельческому  типу. Он возникает двумя путями: 1) путем постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя, 2)  путем постепенного развития и затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального.

Буржуазные государства возникли в ходе буржуазных революций, предпосылки которых создавались в недрах феодального  общества: зарождающиеся капиталистические производственные отношения и класс буржуазии вступали в неразрешимые противоречия с феодальным строем, тормозившим прогрессивное развитие общества.

Теоретические основы социалистического государства были заложены в трудах основоположников научного коммунизма.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают «цивилизации» и такие их признаки, как культура, религия, технология и т. д.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т. д.

3. Форма государства – структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.


Надпись: Форма правления – это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования.                                                                                             

  монархия                                                                    республика

·        Абсолютная                                                            -  Парламентская

·        Конституционная                                                   -  Президентская

·        Парламентская                                                       -   Смешанная

·        Дуалистическая


Надпись: Форма государственного устройства – внутренне строение государства, способ его территориально-политического деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.                                                                                              

унитарное                                                                    федеративное

Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Разновидности конфедерации:

·         Межгосударственные союзы

·         Содружества

·         Сообщества государств


·        Надпись:         Политический режим – элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти:Демократические

·        Антидемократические

1.       фашистский режим

2.       тоталитарный режим

3.       авторитарный режим


Надпись: 4. Функции государства – это главные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью.                                                                            

внутренние                                                            внешние

- политические                                                      - обороны

- экономические                                                   - сотрудничества с другими

- социальные                                                           государствами

- идеологические


Надпись: Формы осуществления функций государства – однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.                                                                                      

правовые                                                                   организационные

- правотворческая                                                      - регламентирующая

- правоприменительная                                             - хозяйственная

- правоохранительная                                                - идеологическая


5. Механизм государства – система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) государственный аппарат – система государственных органов, наделенных властными полномочиями;

2) государственные учреждения – учреждения, осуществляющие практическую деятельность в различных сферах;

3) государственные предприятия – хозяйственные образования, производящие какую-либо продукцию, оказывающие услуги или выполняющие работу в целях извлечения прибыли;

4) государственные служащие – особый слой людей, выполняющих функции государственного управления.

Государственный орган – структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности.

Классификация государственных органов

Критерии

Виды государственных органов

1. способ формирования

Представительные и назначаемые 

2. пространственные границы деятельности

Высшие (центральные) и местные

3. принцип разделения властей

Законодательные, исполнительные и судебные

4. характер компетенции

Общей компетенции и специальной компетенции

5. правовые формы деятельности

Правотворческие, правоприменительные, правоохранительные

6. сроки полномочий

Постоянные и временные


6. Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества.

Элементы политической системы:

- государство;

- политические партии – общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- общественные организации – основанные на фиксированном членстве объединения граждан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц;

- общественные фонды – не имеющие фиксированного членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества, в том числе денежных средств для использования в интересах третьих лиц;

- политическое сознание;

- социально-политические и правовые нормы;

- политические отношения;

- политическая практика, состоящая из политических деятельности и опыта.

7. Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты;

- общественные объединения;

- политические партии и движения;

- сферу воспитания и негосударственного образования;

- негосударственные средства массовой информации;

- семью;

- церковь и т. д.

Гражданское общество – это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденных от лишних запретов и административной  регламентации.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

8. Личность – это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность – продукт общества.

Гражданин – человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития.

Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др.

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.

9. Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса:

1)    Права и обязанности.

Права личности – формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности – установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

2) Свободы личности. Предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни.

3) Законные интересы.   Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод.

4) Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случае совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей.

Общий правовой статус – статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус  отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан, которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом  его пола, возраста, семейного положения, стажа работы и т. д.

Классификация прав и свобод личности

Критерии

Группы прав и свобод личности

Время формирования и содержание

Первого поколения

Второго поколения

Третьего поколения

Социальное назначение

Политические

Социально-экономические

Личные

Культурные


Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций.

Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально-экономического положения и представляют собой выражение социальных притязаний граждан.

Третье поколение прав и свобод сформировалось после второй мировой войны.

Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, его участие в управлении государством и обществом.

Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить удовлетворение социально-экономических потребностей человека.

Личные права и свободы ограждают человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.

Культурные права и свободы обеспечивают возможность пользоваться духовными, культурными достижениями.

10. Взаимная  ответственность государства и личности – своеобразный способ ограничения политической власти.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1)                             ответственность правительства перед представительными органами власти;

2)                             дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан;

3)                             процедура импичмента и др.

11. Правовое государство – всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений:

Правовой компонент выражается в таком правосознании, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правосознания правовых законов.

Индивидуально-правовой компонент состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами.

Организационно-правовой компонент включает в себя факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть сосредоточение ее в руках одного лица или государственного органа.

Признаки правового государства:

I. Правовое государство предполагает существование гражданского общества. Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью.

 

II. Разделение властей.  Теория разделения властей исходит из того, что для  обеспечения нормального  функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти – законодательная, исполнительная и судебная.

III. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону.

IV. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы  граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством.

V. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность  перед гражданами.

VI. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных  политических организаций, партий, оппозиции. 

12. Проблемы формирования правового государства в России.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

1.                            Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей.

2.                            Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.

3.                            Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

4.                            Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.