система технических норм – система социальных норм -
совокупность норм, определяющих совокупность определенных
приемы обращения людей с орудиями норм, регулирующих поведение
труда, предметами материального мира людей, действия социальных
и силами природы. групп, коллективов, организа-
ций в общественной жизнедея-
тельности:
- экономические нормы и нормативы – нормы, регулирующие развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли.
- политические нормы – нормы, регулирующие отношения социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.
- корпоративные нормы – установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах.
- обычай – правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, людей.
- традиции – сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение.
- обряд – это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей.
- религиозные нормы – правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые под воздействием веры.
- нормы права – правила поведения, установленные либо санкционированные государством, обеспеченные его силой.
Единство права и морали характеризуется: нормативностью права и морали, универсальностью, общностью.
Различие между нормами права и морали: по происхождению, по сфере действия, по форме закрепления, по структуре, по способу обеспечения.
Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии.
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой определенную совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений.
Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений, нежели в сферу регулирования норм обычаев.
Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали.
2. Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие(оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Субъект правопонимания – конкретный человек, гражданин, обладающий определенным кругозором, столкнувшийся с проблемами права.
Объект правопонимания – право, отрасль права, институт, отдельные правовые нормы.
Содержание правопонимания – знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах.
Изучение существующих теорий о праве позволяет сформировать собственный взгляд на понятие права, понять его смысл и предназначение, а на основе этого – вникнуть в суть имеющих место в общественной жизни правовых явлений и процессов.
В рамках психологической концепции право рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики.
Социологическая концепция правопонимания основывается на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их развития. Под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, применение законов, правопорядок и т. д.
В солидаристском учении о праве заложена идея солидарности. Право выступает здесь как выразитель солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы большинства населения.
Социальная концепция представляет право как средство достижения социальной гармонии, она направлена на изыскание определенных правовых средств, помогающих устранить возможную социальную напряженность.
Теория естественного права утверждает тезис о том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право.
Неотомизм пытается найти основы права в мировом порядке, согласуется с религиозными догмами, высшим божественным разумом.
Юридический позитивизм. Сторонники данного подхода основываются на анализе и оценке правовых норм с точки зрения их внешней формы.
Нормативизм. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила верного (должного) поведения.
Марксистская теория права рассматривала право как возведенную в закон волю господствующего класса.
Историческая школа права рассматривает право как историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно.
В рамках узконормативного правопонимания право рассматривается как система формально определенных, общеобязательных норм, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.
Философское правопонимание. Право не тождественно законодательству.
Основными элементами права здесь признаются правовые идеи, нормы и общественные отношения.
нормативность, системность, формальная определенность, интеллектуально-волевой характер, возможность государственного принуждения.
Под сущностью права понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей, или определенной группы людей.
5. Принципами права называются руководящие, основополагающие начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Виды правовых принципов:
- Общие принципы – основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений:
1) принцип демократизма; 2) уважения прав и свобод человека и гражданина; 3) равноправия; 4) законности; 5) правосудия; 6) справедливости; 7) гуманизма; 8) социальной свободы; 9) единства юридических прав и обязанностей; 10) ответственности за вину.
- Межотраслевые принципы – руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права:
1) коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел; 2) гласность судебного разбирательства; 3) состязательность в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
- Отраслевые принципы права – основные руководящие начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
6. Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции нескольких подходов.
В рамках первого, формационного, главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации.
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этим выделяют:
национально-правовые системы – конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельно взятого государства;
правовые семьи – определенные совокупности правовых систем, выделяемые на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
7. Правовое регулирование составляет особую часть социального регулирования, выступает в виде целенаправленного воздействия на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.
децентрализованного централизованного
регулирования (императивного)
регулирования
Способ правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений: позитивное обязывание, дозволение, запрещение, поощрение, рекомендации.
Механизм правового регулирования – система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Кроме того, механизм правового регулирования обладает определенной внутренней структурой, элементами которой выступают: нормы права, правоотношение, акты реализации юридических прав и обязанностей.
Предмет правового регулирования – отношения людей по обмену ценностями как материального, так и нематериального характера, общественные отношения по властному управлению обществом, отношения по обеспечению правопорядка, призванные обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.
8. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Теория государства и права исходя из различных оснований традиционно выделяет несколько видов правового сознания:
Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
В широком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок.
В узком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
· познавательная
· регулятивная
· нормативно-аксеологическая
9. Правосознание – сложное структурное образование, в котором представители юридической науки выделяют, как минимум, два компонента: рациональный (обычно называемые правовой идеологией) и эмоциональный (называемые правовой психологией).
Правовая идеология – система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.
Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.
Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание, то есть целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, то есть властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.
Структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование:
1. Уровень правового сознания населения.
2. Уровень развития правовой деятельности.
3. Уровень развития всей системы юридических актов.
10. Деформация правосознания – это различного рода искривления сформированного профессионального сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.
Существую два типа деформаций: репрессивный и криминальный.
Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, правовой идеализм – безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право, правовой релятивизм – дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное, правовой субъективизм – одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям, правовой инфантилизм – слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному, правовой нигилизм – дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.
11. Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система – это вся «правовая действительность» данного государства, активными элементами которой выступают: - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; - правовая идеология; - судебная (юридическая) практика.
В зависимости от критериев выделения различают 5 – 7 правовых семей, в том числе славянскую, романо-германскую, мусульманскую, систему общего права и другие.
В основу классификации правовых семей положены различные факторы (исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, культурно-правовые, религиозно-этические и комплексные), в связи с чем существует многообразие позиций, точек зрения и классификаций правовых семей.
Одна из самых распространенных – классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».
Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев. Такими критериями являются: исторический генезис правовых систем, система исторического права и структура правовой системы. В соответствии с указанными критериями выделяют несколько правовых систем: романо-германскую, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права.
В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.
12. Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т. д.), имеет длинную юридическую историю. Начиная с XIX века основным источником права в государствах этой семьи является закон (кодексы, специальные законы и сводные тексты норм).
Англо-американская правовая семья или система «общего права». В отличие от государств Романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах – судебных решениях по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.
Правовая система России
Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.
Древнейшие источники русского права – обычаи славянских племен.
Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система правовой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом мире.
Ценность российского права – это его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой.
Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сути.