Содержание

Введение.. 3

Планирование процесса исследования. 4

1. Сущность планирования. 4

2. Исследование систем управления. 9

3. План проведения исследований компании Маркет. 13

4. Работа предприятия в условиях новых рыночных отношениях. 14

Заключение.. 20

Список литературы... 21


Введение

ТНК в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию исследованию системы управления как инструменту централизованного управления. Такое исследование, охватывающее все звения управления, позволяет наиболее точно характеризовать руководителей компании, предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование исследования помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе:

внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

диверсификация производства и обновление продукции;

совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Цель контрольной работы заключается в изучении исследования системы управления предприятия.

Задача работы – написание в соответствии с методическими указаниями, на основе полученных знаний написать контрольную работу.

Планирование процесса исследования.

1. Сущность планирования.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее ТНК могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.[1]

Потребность в планировании в современных ТНК вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в международном масштабе; специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственных комплексов промышленных фирм; наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление ТНК подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении ТНК и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках ТНК охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

перспективное планирование (прогнозирование);

среднесрочное планирование;

текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

Виды планов:

1)  в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план;

2)  в зависимости от организационной структуры фирмы - планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:

в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;

в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;

в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование включает в себя определение:

конечных и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для достижения целей;

средств и способов их решения;

требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, или перспективное; среднесрочное; тактическое, или текущее (бюджетное)[2].

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

планомерность - основа управления;

плановость - принцип управления;

планирование - важнейшая функция управления;

плановые задания - метод управления;

разработка и реализация плана - основное содержание процесса управления.

2. Исследование систем управления.

Основные цели исследования систем управления предприятия:

Объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;

 постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;

 прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.

Исходя из этого можно сказать, что главной целью исследования систем управления предприятия является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.

Основные задач и, решаемые при проведении исследовании систем управления предприятия:

•проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки);

•объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпушенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности);

•комплексная оценка управленческой деятельности;

•анализ организационно-технического уровня производства и качества управления;

•анализ зависимости "управления — объем производства — прибыль";

•оценка эффективности функционирования подразделений;

•обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;

•анализ труда и заработной платы управленческого персонала;

•анализ эффективности использования мотивации и работы руководителя;

•анализ себестоимости мероприятий по мотивации работников;

•анализ прибыли и рентабельности;

•анализ финансового состояния;

•выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

Матрица БКГ. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) позволяет определить стратегическую позицию предприятия по каждому направлению его деятельности, и на основе исследования этой позиции выбрать правильную стратегию действий предприятия на рынке и оптимальную стратегию перераспределения финансовых потоков между разными направлениями деятельности. Строки матрицы — темп роста рынка, столбцы — относительная доля рынка (рис.1). Темп роста рынка — важнейшая характеристика привлекательности рынка. Относительная доля рынка, т.е. доля рынка по сравнению с ведущим конкурентом, показывает, насколько сильны позиции предприятия на данном рынке.

Рис. 1. Матрица БКГ

Таким образом, матрица БКГ разбивает все направления деятельности предприятия на четыре группы: "звезда", "дойная корова", "собака" и "дикая кошка". В отношении каждой из этих групп необходима своя стратегия.

"Звезды" — это идеальный случай, сочетающий высокие перспективы роста рынка с сильными позициями предприятия на этом рынке. Звезды — источник не только краткосрочной, но и долгосрочной прибыли для предприятия, а потому они являются наилучшим объектом для выгодных капиталовложе­ний. "Звезды" следует оберегать и укреплять.

"Дойные коровы" — случай, когда предприятие имеет сильные позиции на зрелом рынке. Эти направления деятельности приносят предприятию высокую стабильную прибыль, хотя роста здесь не предвидится. Поэтому в отношении таких направлений деятельности предприятие стремится сохранить долю рынка на имеющемся уровне. Основная цель предприятия в отношении "дойных коров" — получение максимальной прибыли за короткий период. Капиталовложения здесь ограничиваются необходимым минимумом. Прибыль "дойных коров" инвестируется в другие, более перспективные направления деятельности.

"Собаки" — ситуация, когда слабые позиции предприятия сочетаются с низкими темпами роста рынка. Такие направления деятельности бесперспективны, а потому в общем случае предприятие старается избавиться от "собак". Как следствие, в отношении "собак" применяются стратегии изъятия капиталовложений и "сбора урожая", т.е. получения максимально возможной прибыли за минимально возможный срок.

"Дикие кошки" — направления деятельности, где позиции предприятия шаткие, но перспективы развития рынка достаточно заманчивые. Их иногда называют также "знаками вопроса" или "трудными детьми". Такие направления деятельности требуют более тщательной оценки. Здесь у предприятия есть несколько стратегических возможностей:

•инвестировать в такие направления деятельности, чтобы упрочить позиции предприятия на перспективных рынках и превратить "дикую кошку" в "звезду";

•ликвидировать данное направление деятельности, если у предприятия нет возможности осуществлять инвестиции.

Достоинства модели БКГ:

матрица предлагает дифференцированный подход к разработке стратегии в зависимости от особенностей каждого направления деятельности;

матрица БКГ может служить основой для анализа взаимодействия между различными направлениями деятельности, анализа разных стадий развития каждого направления деятельности;

матрица БКГ проста и понятна (благодаря удачным названиям "клеток" она хорошо воспринимается и запоминается).

Недостатки модели БКГ:

темпы роста рынка не всегда могут служить адекватной оценкой привлекательности рынка: кроме роста, важны такие факторы, как абсолютный размер рынка, цикличность, сезонность, юридические ограничения и др.; кроме того, темпы роста рынка зависят от стадии жизненного цикла продукции;

относительная доля рынка не всегда точно характеризует конкурентный статус предприятия: помимо доли рынка, важную роль здесь играют финансовая мощь предприятия, качество продукции, обладание патентами, лицензиями, адекватность системы управления предприятием;

модель не учитывает взаимосвязь разных направлений деятельности фирмы (синергический эффект): иногда "собака" может быть необходима для оптимизации деятельности "звезды" и т. п.[3]

3. План проведения исследований компании Маркет.

Компания Маркет занимается изготовлением концтоваров и реализует товар через мелких оптовиков, а так де у компании имеется два фирменных магазина.

В основу при разработке плана исследования кладется:

•исследование перспектив развития фирмы Маркет, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

•анализ структуры управления, задача которого - определить, насколько эффективна деятельность отделов фирмы Маркет на разных стадиях производства и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

•выбор метода исследования на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

•анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса соответствуют накопленному потенциалу фирмы Маркет.

Текущие программы ориентируют оперативные подразделения в их повседневной работе по обеспечению текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания системы исполнения, построенной на управлении проектами[4].

Рис 2. Блок-схема алгоритма исследования компании Маркет.

4. Работа предприятия в условиях новых рыночных отношениях.

Существует несколько мнений о влияние налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.

Что же являет собой налог? Согласно учебникам налоги – это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и  выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более, что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.

Как видно в современном мире налог перерос определение учебника и представляет собой определенный индикатор социально-экономических отношений в стране. Как упоминалось выше налоги делятся на разные группы, которые стоит рассматривать по отдельности.

Именно установление таких связей между многочисленными! хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики... Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести, к следующему определению: рынокэто система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на; меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. Следовательно, если взять национальную экономику в целом и исключить из нее те экономические отношения юридических и физических лиц, которые строятся на безвозмездности, проще говоря, бесплатности, то получим понятие «национальный рынок» происходит стихийное установление соответствия структуры общественного производства всей совокупности благ объему и структуре общественных потребностей.

Основными элементами рыночного механизма являются иена, спрос и предложение. Спрос выражает далеко не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью, т.е. денежным эквивалентом. Поэтому спрос отражает реальный объем и структуру общественных потребностей. Предложение представляет собой, собственно говоря, рыночные фонды (запасы), т.е. совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации. Соотношение между спросом и предложением в конечном счете устанавливает цену. Цены в свою очередь несут информацию о состоянии рынка как для потребителей, так и для производителей. Они предопределяют поведение каждого хозяйственного субъекта на рынке. В цене суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Между основными элементами рыночного механизма устанавливаются весьма сложные причинно-следственные и функциональные связи, складывающиеся под воздействием множества социально-экономических, политических, психологических, организационно-технических, организационно-управленческих и других факторов. Если давать рыночному механизму обобщающую характеристику, то он представляет собой механизм формирования цен и распределения ресурсов или механизм установления экономических отношений (между продавцами и покупателями товаров и услуг) на основе цен, количества благ и их структуры.

В развитом товарном производстве обмен осуществляется с помощью денег. Деньги служат необходимым условием взаимодействия различных видов трудовой деятельности и их включением в систему общественного разделения труда. Именно с помощью денег, акта купли-продажи происходит признание обществом полезности того или иного блага. Реализация товаров происходит по форме Т — Д — Т (где Т — товар, Д — деньги) при оплате наличными или по форме Т — О — Т — Д (где значение символов Т и Д сохраняется, а О — обязательство платежа) при продаже товаров в кредит.

Приступая к анализу структуры рынка, следует заметить, что принципы ценообразования имеют универсальный характер, ибо на каждом рынке действуют законы спроса и предложения, под влиянием которых складывается цена. В свою очередь цена влияет на спрос и предложение. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке — форму процента, на рынке земли — форму ренты.

Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.

В зависимости от изменения рыночных отношений предприятие тоже меняет свои

К внешним, или явным издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. К таким затратам относятся, например, плата за сырье и материалы, заработная плата наемных работников, выплата процентов за кредиты, рента за аренду земли, оплата транспортных расходов, различного рода консультационных услуг и многое другое. В обобщенном виде можно сказать, что — это те затраты, которые подкрепляются платежными документами и проходят учет в бухгалтерских книгах. Поэтому внешние издержки условно еще можно назвать бухгалтерскими издержками.

Внутренние, или скрытые (неявные) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это такие расходы, которые не выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые можно было бы получить в случае предоставления собственных ресурсов другим рыночным контрагентам.

К внутренним издержкам относится также и возмещение усилий, сопряженных с реализацией предпринимательского таланта, риском, управлением предприятием.

Вся совокупность усилий и риска предпринимателя возмещается в форме дохода, называемого нормальной прибылью. Следовательно, во внутренние издержки включается также нормальная прибыль как вознаграждение за предпринимательский талант по управлению предприятием.

Разграничение издержек на внутренние и внешние составляющие позволяет ввести дифференцированный анализ поиска путей повышения эффективности работы предприятия. Эффективные мероприятия, направленные на более полное и рациональное использование внутренних ресурсов, существенно повышают производительность и тем самым обеспечивают меньшую степень зависимости предприятия от складывающейся конъюнктуры рынка. Это ни в коем случае не принижает значимости учета внешней экономической среды, но позволяет обратить внимание на то, что предприятие, имеющее более высокую производительность по сравнению с конкурентами, в меньшей степени зависит от конъюнктуры рынка.

Различное экономическое содержание внешних и внутренних издержек обусловливает и различные оценки размера получаемой прибыли. В соответствии с этими оценками необходимо различать экономическую и бухгалтерскую (учетную) прибыль[5].

Заключение

Поскольку исследование перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития системы управления фирмы, с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.

В заключении я бы порекомендовал исследование системы управления как основного метода оценки деятельности организации так как деятельность компании напрямую зависит от деятельности руководящих кадров.

Исследования должны проводится один раз в год и результаты оценки были бы доступны для персонала организации, тем самым мотивировать труд всего коллектива.

Список литературы

1.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования, -г.Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.

2.     Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНA, 2002.

3.     Короткое Э.М. Исследование систем управления. - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА»,2000.

4.     Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.:МГУК, 1997.

5.     Семь нот менеджмента. - 5-е изд. доп. / Под.ред. В. Красновой и А. Привалова - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001.


[1] Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНA, 2002.


[2] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования, -г.Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.


[3] Короткое Э.М. Исследование систем управления. - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА»,2000.


[4] Семь нот менеджмента. - 5-е изд. доп. / Под.ред. В. Красновой и А. Привалова - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001.


[5] Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.:МГУК, 1997.