Глава 2. Практическая часть

Исходные данные

I Дано: периоде технико-эксплуатационные показатели:

1. Общий пробег по парку, км — 1 023 000

2. Объем перевозок, м3 — 23 705

3. Грузооборот, м3 х км — 687 445

4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию )

5. Число автомобилей в парке, ед. — 21

6. Продолжительность смены водителей и ремонтных рабочих — 8 часов.

II. Данные для расчета себестоимости объема перевозок:

1.  Расход топлива:

1) Норма расхода на 100км, л — 34

2) Цена 1 литра топлива, руб. — 6

3) Транспортно-заготовительные расходы, % — 7%

2. Смазочные материалы:

1) Норма расхода на 100 л топлива, л — 0,4

2) Цена 1 литра, руб. — 18

3. Затраты на восстановление шин:

1) Число колес—4

2) Цена одной шины, руб. — 600

3) Амортизационный пробег шины, тыс. км — 50

4. Принять годовой фонд рабочего времени из расчета 40-часовой 5-ти дневной рабочей недели

1) Число водителей (все II класса) — 21

2) Доплата за классность — 15%

3) Доплата за перевозку вредных грузов, % — 20%

4) Перевозка вредного груза каждым водителем, час. в году — 200

5) Премии, %--35

6) Районный коэффициент, % — 15

7) ЧТС водителя III класса, руб. — 11

5. Продолжительность отпуска водителей:

1) Очередных (по каждому водителю) — 24 дня

2) Прочих на всю численность водителей, дни — 18

6. Отчисления на социальные нужды, 39%

7. Амортизация подвижного состава

1) Цена 1-го транспортного средства, тыс. руб. — 120

2) Амортизационный пробег, тыс. км — 260

8. Затраты на ТО (тех. обслуживание) и ТР (текущий ремонт)

Нормы затрат на 1000 км пробега на 1 автомобиль

Вид воздействия


Материалы, руб.


Затраты, руб.


ЕО


4



ТО-1


9



ТО-2


12



ТР


16


25


 

9. Трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения определяется исходя из:


Наименование


ТО-1


ТО-2


ЕО


ТР


а). Число воздействий на 1 а/м


13


3


?


1


б) Трудоемкость 1-го воздействия, час


7


12


0,4


28


 

10. 1) ЧТС ремонтного рабочего 1 разряда, руб. — 9

2) Средний тарифный коэффициент рабочих = 1,4

3) Доплата за работу за работу в ночное время, % = 50%

4) Отработано в ночное время в общем объеме производственной программы, час — 60

5) Плановая продолжительность отпуска 1-го рабочего, дни — 26

6) Районный коэффициент, % — 15

7) Отчисления на соц. нужды, %— 39%

11. Амортизация оборудования (равномерный метод начисления, ликвидационная стоимость = 0)

Вид оборудования


Срок службы


Балансовая стоимость, тыс. руб.


Коэффициент износа, %


1


15


350


60


2


10


210


20


3


11


290


40


4


22


420


30


5


24


110


15


 

12. Накладные расходы составляют 250% от основной заработной платы водителей. В плановом периоде принять 250% от основной заработной платы водителей за отчетный год.

III. В плановом периоде на предприятии предусматривается модернизация в ремонтном подразделении. При этом планируется снижение трудоемкости на 1 а/м: по ТО-1 на 3 часа; по ТО-2 на 7 часов; по ТР на 9 часов. Число ТО-1 = 13, ТО-2 = 3, ТР = 1 на 1 а/м в плановом и отчетном периоде.

Задание

1. Объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобилей за плановый год

2. Себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период

3. Изменение заработной платы ремонтных рабочих, если в результате модернизации в плановом периоде устанавливается оборудование стоимостью 90 тыс. руб. с годовой нормой амортизации 10 %.

4. Суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации.

5. Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом периоде.

6. Экономическую эффективность проекта от модернизации цеха (инвестиционный период=5 лет):

1) Методом ЧПС (целевая норма доходности=10%);

2) Методом ВНД.

Решение

Расчет расходов на топливо

Общий расход топлива =  = 347 820 литров

Стоимость топлива = 347 820 л. * 6 руб. = 2 086 920 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 2 086 920 * 7 % = 146 084,40 руб.

Итого расходы на топливо = 2 086 920 руб. + 146 084,40 руб. = 2 233 004 руб.


Расчет расходов на смазочные материалы

Расход смазочных материалов = = 1391л.

Стоимость смазочных материалов = 1 391л. *18 руб. = 25043руб.


Расчет затрат на восстановление шин

Количество износившихся шин =  = 82 шт.

Стоимость износившихся шин = 82 шт. * 600 руб. = 49 200 руб.


Расчет фонда заработной платы водителей

Годовой ФРВ = (365 – праздничные, выходные дни – предпраздничные)*8 + предпраздничные дни *7 = (365 – 121) * 8 + 7 *7 = 2001 час.

Годовой ФРВ автопарка = 2001 * 21 – отпуска = 42 021 – 24 * 8 *21 – 18 *8 = = 42 021 – 4 032 – 144 = 37845 часов

ЧТС (2 кл) = ЧТС (3 кл) * 1,15 = 11 руб. *1,15 = 13руб.

Заработная плата (год) = 13 руб. * 37 845 часов = 478 739 руб.

Премия = з/плата годовая * 0,35 = 478 739 * 0,35 = 167 558 руб.

Доплата за перевозку вредных грузов = 12,65 * 200 час. * 21 чел. * 0,20 =

= 10 626 руб.

Районный коэффициент = з/плата годовая * 0,15 =(478 739+167558 + 10626) * 0,15 =  98 538 руб.

Расходы на заработную плату = 478739 + 167558 +10626 + 98 538 = = 755 461  руб.


Расчет расходов на оплату отпусков

Предположим, что оплата отпускных производится по средней часовой заработной плате

Средняя з/плата = 755 461 руб./ 37 845 часов = 19,96 руб./час

Расходы на оплату отпускных = 19,96 * 4176 часов = 70824,96 руб.

Итого расходы на оплату труда = 755 461 + 70 824,96 = 826 285,96 руб.


Расчет отчислений на социальные нужды с заработной платы водителей

Отчисления на социальные нужды = расходы на оплату труда *39 % =

= 826 285,96 руб. * 39 % = 322 251,24 руб.


Расчет расходов на амортизацию подвижного состава

N аморт. =  = 0,38 %

А = стоимость бал. * 0,38 %/100 % * Lоб. / 1000 км. = 120 000 * 0,38 %/

/ 100 % * 1 023 000 / 1000 = 466 489 руб.


Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт

Затраты на 1 000 км на 1 автомобиль = ЕО +ТО1 + ТО2 + ТР = 4+9+12+16+ 25 = 66 руб.

Пробег 1 автомобиля =  =  = 48715 км

48 714 км. / 1 000 км  *66 руб. = 3 215 руб.


Расчет трудоемкости производственной программы ремонтного подразделения

ТО1 = 13 *7 час. *21 автомобиль = 1 911 часов

ТО2 = 3 * 12 час *21 автомобиль = 756 часов

ЕО = 251 (кол-во рабочих дней) *0,4 час * 21 автомобиль = 2 108 часа

ТР = 1 *28 час *21 автомобиль = 588 часов

Итого (в год):    5363 часов


Расчет заработной платы ремонтного подразделения

Количество ремонтных рабочих = = 3 человека

Годовой ФРВ = 2001 час – отпуска = 2001 – 208 = 1793 часа

ЧТС = 9 руб. * 1.4 = 12,6 руб/час

З/плата = трудоемкость * ЧТС + работа в ночное время * ЧТС * 0,5 = 5 363 * 12,6 + 60 * 12,6 * 0,5 = 67 957руб.

Районный коэффициент = з/плата * 0,15 = 67 957* 0,15 = 10194руб.

З/плата +районный коэффициент = 67957+ 10194= 78 051 руб.

Предположим, что оплата отпусков производится исходя из среднего часового заработка

Средняя часовая з/плата = 78051/ 5 363 = 15 руб/ час

Продолжительность отпусков  = 3 чел. * 26 дней * 8 часов = 624 часа

Оплата отпускных = 624 часа * 15 руб/час = 9 360 руб.

Расходы на оплату труда ремонтных рабочих = з/плата + отпускные = = 78 151+9360 = 87511 рублей

Отчисления на социальные нужды = 87511 x 39 % = 34129 руб.


Расчет амортизации оборудования

А год. = стоимость оборудования / срок службы

А год (1) = 350 000 / 15 = 23 333 руб.

А год (2) = 210 000 / 10 = 21 000 руб.

А год (3) = 290 000 / 11 = 26 363 руб.

А год (4) = 420 000 / 22 = 19 090 руб.

А год (5) = 110 000 / 24 = 4 583 руб.

Итого амортизация оборудования = 97 369  руб.


Расчет накладных расходов

Накладные расходы = основная з/плата * 250 % = =( 755 461 руб. +  78 151руб.) * 250 % = 2 084 030 руб.

Затраты на перевозки составили:

-                     Топливо                                           2 233 004,04 руб.

-                     смазочные материалы                     25 043 руб.

-                     восстановление шин                        49 200 руб.

-                     з/плата водителей                            826 285,96 руб.

-                     отчисления на социальные нужды 322 251,24 руб.

-                     амортизация подвижного состава   466 488 руб.

-                     затраты на ремонт                           3 215 руб.

-                     з/плата ремонтных рабочих           87 511 руб.

-                     отчисления на социальные нужды 34 129 руб.

-                     амортизация оборудования            97 369 руб.

-                     накладные расходы                         2 084 030 руб.

Итого:                                                        6 228 526,24 руб.

Себестоимость 1 куб. м. перевозок за базовый период = затраты / объем перевозок = 6 228 526,24 / 23 705 = 262,75 руб / куб.м.

Расчет трудоемкости производственной программы после внедрения проекта

После внедрения проекта трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения на 1 автомобиль составит:

ТО1 91-3=88 часов

ТО2  36 – 7 = 29 часов

ТР  28 – 9 = 19 часов

Трудоемкость на весь автопарк составит:

ТО1  88 * 21 = 1 848 часов

ТО2  29 * 21 = 609 часов

ТР  19 * 21 = 399 часов

ЕО  251 * 0,4 * 21 = 2108,4 часа

Итого:  4 964,4 часа

Изменение трудоемкости составит  399 часов


Расчет изменения затрат после внедрения проекта

Проверим, не нужно ли изменить численность ремонтных рабочих

Численность = трудоемкость/ годовой ФРВ = 4 964,4 / 1 793 = 3 человека

З/плата = 4 964,4 * 12,6 + 60 * 12,6 * 0,5 = 62 551,44 + 378 = 62 929 рублей

З/плата + уральский коэффициент = 62 929 * 1,15 = 72 369 рублей

Поскольку средняя часовая заработная плата не изменяется, то и расходы на оплату отпусков остаются неизменными 9 061 рублей.

Отчисления на социальные нужды = (72 369 + 9 061) * 39 % = 31 769 рублей.

Изменения з/платы ремонтных рабочих = 78 051 – 72 369 = 5682 руб.

Изменение отчислений на социальные нужды = 34129– 31 769 = 2 360 руб.

Изменение амортизации оборудования = 9 000 рублей

Экономия от внедрения проекта = - 5682 – 2 360 + 9 000 = 958 (перерасход)

В краткосрочном периоде экономии от внедрения проекта не будет.


Расчет объема перевозок, грузооборота, общего пробега за плановый год.


Дополнительные дни после  внедрения проекта = изменение трудоемкости  /8= =399 / 8 = 50 дней.

α пл. = (Д экс. + ∆ Д экс.) / Д календ. = 292 + 50 / 365 = 0,94

L пл. = L б. * а пл./ а б = 1 023 000 * 0,94 / 0,8 = 1 202 025 км.

Р пл = Р б *  а пл / а б = 687 445 * 0,94 / 0,8 = 807 778 куб. м. х км.

Q пл = Q б * а пл / а б = 23 705 * 0,94 / 0,8 = 27 853 куб.м.


Расчет себестоимости 1 куб. метра перевозок в плановом году

 

Затраты составят 6 228 526,24  + 958= 6229484,24 рублей    

Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом периоде составит

Себестоимость пл. = = 224 руб/ м3


Расчет экономической эффективности проекта методом ЧПС

ЧПС = ПС – инвестиции

ПС = S1 / (1 +I)1 + S2 / (1 + I) 2 + Sn / (1 + I) n

S1, S2, Sn – будущие поступления по проекту, т.е. экономия от внедрения проекта.

S = ∆  постоянных издержек * Q 1

S = ((А 1 + з/плата рем. 1 + отчисления на соц. нужды) / Q б – (А 2 + з/плата рем. 2 + отчисления на соц. нужды) / Q пл) * Q пл. = ((94 371 + 78 051 + + 9061 + 34129) / 23 705 – (103 371 + 72 369 + 9061 + 31 769) / 27 853) * 27853 = 36 765 рублей


ПС = 36 764/1,1 + 36 764 / 1,12 + 36 764 / 1,13+36 764 / 1,14 +  36 764 / 1,15 =  33 422 + 30 383 +  27 621 + 25 110 + 22 828 = 139 366 руб.

ЧПС = ПС – инвестиции =  139 366-90 000 = 49 366 руб.

Проект экономически выгоден, так как ЧПС > 0


Расчет экономической эффективности проекта методом ВНД

Примем ЧПС (i 1)  > 0; при i – 1 %

Примем ЧПС (i 2)  > 0; при i – 50  %

ЧПС  (i 1) = ПС – инвестиции = 178 416 – 90 000 = 88 416 рублей


ПС 1 = R * а n,i = 36 764 * (1-(1 + 0,01)) –5 / 0,01 = 36 764 *4,853 = 178 416 руб.

ЧПС  (i 2) = ПС – инвестиции = 63 859  – 90 000 = - 26 141 рублей


ПС 2 =  36 764 * (1-(1 + 0,5)) –5 / 0,01 = 36 764 * 1,737  = 63 859  руб.

ВНД = i 1 + =  39 %