Глава 2. Практическая часть
Исходные данные
I Дано: периоде технико-эксплуатационные показатели:
1. Общий пробег по парку, км — 1 023 000
2. Объем перевозок, м3 — 23 705
3. Грузооборот, м3 х км — 687 445
4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию )
5. Число автомобилей в парке, ед. — 21
6. Продолжительность смены водителей и ремонтных рабочих — 8 часов.
II. Данные для расчета себестоимости объема перевозок:
1. Расход топлива:
1) Норма расхода на 100км, л — 34
2) Цена 1 литра топлива, руб. — 6
3) Транспортно-заготовительные расходы, % — 7%
2. Смазочные материалы:
1) Норма расхода на 100 л топлива, л — 0,4
2) Цена 1 литра, руб. — 18
3. Затраты на восстановление шин:
1) Число колес—4
2) Цена одной шины, руб. — 600
3) Амортизационный пробег шины, тыс. км — 50
4. Принять годовой фонд рабочего времени из расчета 40-часовой 5-ти дневной рабочей недели
1) Число водителей (все II класса) — 21
2) Доплата за классность — 15%
3) Доплата за перевозку вредных грузов, % — 20%
4) Перевозка вредного груза каждым водителем, час. в году — 200
5) Премии, %--35
6) Районный коэффициент, % — 15
7) ЧТС водителя III класса, руб. — 11
5. Продолжительность отпуска водителей:
1) Очередных (по каждому водителю) — 24 дня
2) Прочих на всю численность водителей, дни — 18
6. Отчисления на социальные нужды, 39%
7. Амортизация подвижного состава
1) Цена 1-го транспортного средства, тыс. руб. — 120
2) Амортизационный пробег, тыс. км — 260
8. Затраты на ТО (тех. обслуживание) и ТР (текущий ремонт)
Нормы затрат на 1000 км пробега на 1 автомобиль
Вид воздействия |
Материалы, руб. |
Затраты, руб. |
ЕО |
4 |
— |
ТО-1 |
9 |
— |
ТО-2 |
12 |
— |
ТР |
16 |
25 |
9. Трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения определяется исходя из: |
||||
Наименование |
ТО-1 |
ТО-2 |
ЕО |
ТР |
а). Число воздействий на 1 а/м |
13 |
3 |
? |
1 |
б) Трудоемкость 1-го воздействия, час |
7 |
12 |
0,4 |
28 |
10. 1) ЧТС ремонтного рабочего 1 разряда, руб. — 9
2) Средний тарифный коэффициент рабочих = 1,4
3) Доплата за работу за работу в ночное время, % = 50%
4) Отработано в ночное время в общем объеме производственной программы, час — 60
5) Плановая продолжительность отпуска 1-го рабочего, дни — 26
6) Районный коэффициент, % — 15
7) Отчисления на соц. нужды, %— 39%
11. Амортизация оборудования (равномерный метод начисления, ликвидационная стоимость = 0)
Вид оборудования |
Срок службы |
Балансовая стоимость, тыс. руб. |
Коэффициент износа, % |
1 |
15 |
350 |
60 |
2 |
10 |
210 |
20 |
3 |
11 |
290 |
40 |
4 |
22 |
420 |
30 |
5 |
24 |
110 |
15 |
12. Накладные расходы составляют 250% от основной заработной платы водителей. В плановом периоде принять 250% от основной заработной платы водителей за отчетный год.
III. В плановом периоде на предприятии предусматривается модернизация в ремонтном подразделении. При этом планируется снижение трудоемкости на 1 а/м: по ТО-1 на 3 часа; по ТО-2 на 7 часов; по ТР на 9 часов. Число ТО-1 = 13, ТО-2 = 3, ТР = 1 на 1 а/м в плановом и отчетном периоде.
Задание
1. Объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобилей за плановый год
2. Себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период
3. Изменение заработной платы ремонтных рабочих, если в результате модернизации в плановом периоде устанавливается оборудование стоимостью 90 тыс. руб. с годовой нормой амортизации 10 %.
4. Суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации.
5. Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом периоде.
6. Экономическую эффективность проекта от модернизации цеха (инвестиционный период=5 лет):
1) Методом ЧПС (целевая норма доходности=10%);
2) Методом ВНД.
Решение
Расчет расходов на топливо
Общий расход топлива = = 347 820 литров
Стоимость топлива = 347 820 л. * 6 руб. = 2 086 920 руб.
Транспортно-заготовительные расходы = 2 086 920 * 7 % = 146 084,40 руб.
Итого расходы на топливо = 2 086 920 руб. + 146 084,40 руб. = 2 233 004 руб.
Расчет расходов на смазочные материалы
Расход смазочных материалов = = 1391л.
Стоимость смазочных материалов = 1 391л. *18 руб. = 25043руб.
Расчет затрат на восстановление шин
Количество износившихся шин = = 82 шт.
Стоимость износившихся шин = 82 шт. * 600 руб. = 49 200 руб.
Расчет фонда заработной платы водителей
Годовой ФРВ = (365 – праздничные, выходные дни – предпраздничные)*8 + предпраздничные дни *7 = (365 – 121) * 8 + 7 *7 = 2001 час.
Годовой ФРВ автопарка = 2001 * 21 – отпуска = 42 021 – 24 * 8 *21 – 18 *8 = = 42 021 – 4 032 – 144 = 37845 часов
ЧТС (2 кл) = ЧТС (3 кл) * 1,15 = 11 руб. *1,15 = 13руб.
Заработная плата (год) = 13 руб. * 37 845 часов = 478 739 руб.
Премия = з/плата годовая * 0,35 = 478 739 * 0,35 = 167 558 руб.
Доплата за перевозку вредных грузов = 12,65 * 200 час. * 21 чел. * 0,20 =
= 10 626 руб.
Районный коэффициент = з/плата годовая * 0,15 =(478 739+167558 + 10626) * 0,15 = 98 538 руб.
Расходы на заработную плату = 478739 + 167558 +10626 + 98 538 = = 755 461 руб.
Расчет расходов на оплату отпусков
Предположим, что оплата отпускных производится по средней часовой заработной плате
Средняя з/плата = 755 461 руб./ 37 845 часов = 19,96 руб./час
Расходы на оплату отпускных = 19,96 * 4176 часов = 70824,96 руб.
Итого расходы на оплату труда = 755 461 + 70 824,96 = 826 285,96 руб.
Расчет отчислений на социальные нужды с заработной платы водителей
Отчисления на социальные нужды = расходы на оплату труда *39 % =
= 826 285,96 руб. * 39 % = 322 251,24 руб.
Расчет расходов на амортизацию подвижного состава
N аморт. = = 0,38 %
А = стоимость бал. * 0,38 %/100 % * Lоб. / 1000 км. = 120 000 * 0,38 %/
/ 100 % * 1 023 000 / 1000 = 466 489 руб.
Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт
Затраты на 1 000 км на 1 автомобиль = ЕО +ТО1 + ТО2 + ТР = 4+9+12+16+ 25 = 66 руб.
Пробег 1 автомобиля = = = 48715 км
48 714 км. / 1 000 км *66 руб. = 3 215 руб.
Расчет трудоемкости производственной программы ремонтного подразделения
ТО1 = 13 *7 час. *21 автомобиль = 1 911 часов
ТО2 = 3 * 12 час *21 автомобиль = 756 часов
ЕО = 251 (кол-во рабочих дней) *0,4 час * 21 автомобиль = 2 108 часа
ТР = 1 *28 час *21 автомобиль = 588 часов
Итого (в год): 5363 часов
Расчет заработной платы ремонтного подразделения
Количество ремонтных рабочих = = 3 человека
Годовой ФРВ = 2001 час – отпуска = 2001 – 208 = 1793 часа
ЧТС = 9 руб. * 1.4 = 12,6 руб/час
З/плата = трудоемкость * ЧТС + работа в ночное время * ЧТС * 0,5 = 5 363 * 12,6 + 60 * 12,6 * 0,5 = 67 957руб.
Районный коэффициент = з/плата * 0,15 = 67 957* 0,15 = 10194руб.
З/плата +районный коэффициент = 67957+ 10194= 78 051 руб.
Предположим, что оплата отпусков производится исходя из среднего часового заработка
Средняя часовая з/плата = 78051/ 5 363 = 15 руб/ час
Продолжительность отпусков = 3 чел. * 26 дней * 8 часов = 624 часа
Оплата отпускных = 624 часа * 15 руб/час = 9 360 руб.
Расходы на оплату труда ремонтных рабочих = з/плата + отпускные = = 78 151+9360 = 87511 рублей
Отчисления на социальные нужды = 87511 x 39 % = 34129 руб.
Расчет амортизации оборудования
А год. = стоимость оборудования / срок службы
А год (1) = 350 000 / 15 = 23 333 руб.
А год (2) = 210 000 / 10 = 21 000 руб.
А год (3) = 290 000 / 11 = 26 363 руб.
А год (4) = 420 000 / 22 = 19 090 руб.
А год (5) = 110 000 / 24 = 4 583 руб.
Итого амортизация оборудования = 97 369 руб.
Расчет накладных расходов
Накладные расходы = основная з/плата * 250 % = =( 755 461 руб. + 78 151руб.) * 250 % = 2 084 030 руб.
Затраты на перевозки составили:
- Топливо 2 233 004,04 руб.
- смазочные материалы 25 043 руб.
- восстановление шин 49 200 руб.
- з/плата водителей 826 285,96 руб.
- отчисления на социальные нужды 322 251,24 руб.
- амортизация подвижного состава 466 488 руб.
- затраты на ремонт 3 215 руб.
- з/плата ремонтных рабочих 87 511 руб.
- отчисления на социальные нужды 34 129 руб.
- амортизация оборудования 97 369 руб.
- накладные расходы 2 084 030 руб.
Итого: 6 228 526,24 руб.
Себестоимость 1 куб. м. перевозок за базовый период = затраты / объем перевозок = 6 228 526,24 / 23 705 = 262,75 руб / куб.м.
Расчет трудоемкости производственной программы после внедрения проекта
После внедрения проекта трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения на 1 автомобиль составит:
ТО1 91-3=88 часов
ТО2 36 – 7 = 29 часов
ТР 28 – 9 = 19 часов
Трудоемкость на весь автопарк составит:
ТО1 88 * 21 = 1 848 часов
ТО2 29 * 21 = 609 часов
ТР 19 * 21 = 399 часов
ЕО 251 * 0,4 * 21 = 2108,4 часа
Итого: 4 964,4 часа
Изменение трудоемкости составит 399 часов
Расчет изменения затрат после внедрения проекта
Проверим, не нужно ли изменить численность ремонтных рабочих
Численность = трудоемкость/ годовой ФРВ = 4 964,4 / 1 793 = 3 человека
З/плата = 4 964,4 * 12,6 + 60 * 12,6 * 0,5 = 62 551,44 + 378 = 62 929 рублей
З/плата + уральский коэффициент = 62 929 * 1,15 = 72 369 рублей
Поскольку средняя часовая заработная плата не изменяется, то и расходы на оплату отпусков остаются неизменными 9 061 рублей.
Отчисления на социальные нужды = (72 369 + 9 061) * 39 % = 31 769 рублей.
Изменения з/платы ремонтных рабочих = 78 051 – 72 369 = 5682 руб.
Изменение отчислений на социальные нужды = 34129– 31 769 = 2 360 руб.
Изменение амортизации оборудования = 9 000 рублей
Экономия от внедрения проекта = - 5682 – 2 360 + 9 000 = 958 (перерасход)
В краткосрочном периоде экономии от внедрения проекта не будет.
Расчет объема перевозок, грузооборота, общего пробега за плановый год.
Дополнительные дни после внедрения проекта = изменение трудоемкости /8= =399 / 8 = 50 дней.
α пл. = (Д экс. + ∆ Д экс.) / Д календ. = 292 + 50 / 365 = 0,94
L пл. = L б. * а пл./ а б = 1 023 000 * 0,94 / 0,8 = 1 202 025 км.
Р пл = Р б * а пл / а б = 687 445 * 0,94 / 0,8 = 807 778 куб. м. х км.
Q пл = Q б * а пл / а б = 23 705 * 0,94 / 0,8 = 27 853 куб.м.
Расчет себестоимости 1 куб. метра перевозок в плановом году
Затраты составят 6 228 526,24 + 958= 6229484,24 рублей
Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом периоде составит
Себестоимость пл. = = 224 руб/ м3
Расчет экономической эффективности проекта методом ЧПС
ЧПС = ПС – инвестиции
ПС = S1 / (1 +I)1 + S2 / (1 + I) 2 + Sn / (1 + I) n
S1, S2, Sn – будущие поступления по проекту, т.е. экономия от внедрения проекта.
S = ∆ постоянных издержек * Q 1
S = ((А 1 + з/плата рем. 1 + отчисления на соц. нужды) / Q б – (А 2 + з/плата рем. 2 + отчисления на соц. нужды) / Q пл) * Q пл. = ((94 371 + 78 051 + + 9061 + 34129) / 23 705 – (103 371 + 72 369 + 9061 + 31 769) / 27 853) * 27853 = 36 765 рублей
ПС = 36 764/1,1 + 36 764 / 1,12 + 36 764 / 1,13+36 764 / 1,14 + 36 764 / 1,15 = 33 422 + 30 383 + 27 621 + 25 110 + 22 828 = 139 366 руб.
ЧПС = ПС – инвестиции = 139 366-90 000 = 49 366 руб.
Проект экономически выгоден, так как ЧПС > 0
Расчет экономической эффективности проекта методом ВНД
Примем ЧПС (i 1) > 0; при i – 1 %
Примем ЧПС (i 2) > 0; при i – 50 %
ЧПС (i 1) = ПС – инвестиции = 178 416 – 90 000 = 88 416 рублей
ПС 1 = R * а n,i = 36 764 * (1-(1 + 0,01)) –5 / 0,01 = 36 764 *4,853 = 178 416 руб.
ЧПС (i 2) = ПС – инвестиции = 63 859 – 90 000 = - 26 141 рублей
ПС 2 = 36 764 * (1-(1 + 0,5)) –5 / 0,01 = 36 764 * 1,737 = 63 859 руб.
ВНД = i 1 + = 39 %